Формирование системы корпоративного управления организации в рыночных условиях на примере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 14:27, дипломная работа

Описание

Актуальность темы исследования определяется постоянно усиливающимся влиянием крупного корпоративного капитала на экономические, политические и социальные процессы в России, где большинство российских предприятий ранее функционировали в системе, которая не была приспособлена к условиям рыночного хозяйства.

Содержание

Введение 6
Глава 1 Теория корпоративного управления. 10
1.1Понятие и признаки корпорации 10
1.2 Цели корпорации и типы корпоративного объединения 12
1.3Цели объединения предприятий в корпорации и процесс функционирование корпорации 15
Глава 2 Система корпоративного управления предприятием как объект исследования. Формирование Россиской систем корпоративного управления предприятием в рыночных условиях. 44
2.1Корпорация как организационно – правовая форма организаций бизнеса. 44
2.2Теоретические основы формирование системы корпоративного управлении 49
2.3 Проблемы становления и специфики задач корпоративного управления в рыночных условиях 54
2.4Анализ международного опыта функционирования систем корпоративного управления 64
2.5 Оптимизация структуры акционерного капитала предприятия и достижения баланса интересов участников корпоративного отношения 72
2.6 Достижение баланса интересов участников корпоративных Обеспечение эффективности корпоративного контроля над деятельностью менеджмента предприятий. 77
Глава 3 Корпоративное управление на примере ОАО «МТС» 87
3.1 История компании 87
3.2 Положение компании в рыночных условиях 88
3.3 Корпоративное управление 90
Заключение 96
Список литературы 99
Приложение 100

Работа состоит из  1 файл

диплом (1).docx

— 462.19 Кб (Скачать документ)

  Желание выйти на международный рынок, усиливающаяся мировая конкуренция и ускорившееся технологическое развитие заставляют руководство корпораций искать новые пути организации производственных процессов.

   Некоторые отечественные корпорации приняли новую форму корпоративной организации после того, как потерпели неудачу при попытке достичь нового уровня производительности путем простого объединения.

   Цель горизонтальной корпорации всегда состоит в изменении узкого мышления армий специалистов, которые делали свою карьеру, взбираясь в вертикальной иерархии к верхней части функции. Сегодняшняя ситуация в экономике диктует новые условия. Теперь каждый сотрудник корпорации от работника конкретного предприятия до руководителя должен быть нацелен на производство как систему, в которой все функции неразрывны. Для этого, по нашему мнению, организационная структура корпорации, ориентированной на потребителя, должна соответствовать реалиям российской экономической ситуации, при этом учитывая накопленный зарубежный опыт организации корпоративной деятельности.

   Изменения в организации производственного процесса неизбежно приводят к реформированию систем обучения, аттестации и вознаграждения. У сотрудников формируется приверженность результату, а не боссу. Для этого внутри корпорации применяется процедура оплаты труда по выполнению задания, а не в виде оклада. При этом производительность каждого сотрудника в рамках процесса анализируется теми, с кем он работает: его коллегами, начальством, предыдущим и последующим в технологической цепочке предприятиями.

  Изменения условий работы ведут к кардинальной перестройке отношений собственности, служебного роста, а также к трансформации индивидуальных целей сотрудников. Во всем этом главное – взаимное сотрудничество. Задача состоит в том, чтобы люди из различных служб стали общаться между собой, обсуждать общие проблемы.

  Тем не менее, рано хоронить функциональный менеджмент. Ни одна корпорация до конца не исключила функциональную специализацию. И даже защитники новой модели не видят возможности обойтись без менеджеров производства или финансов. Редчайший случай, когда организация полностью построена по вертикальному или горизонтальному принципу. Большинство организаций – гибриды.

   Горизонтальная корпорация является идеей, приносящей деньги и все больше требующей от людей более широкого мышления. Люди в такой модели стремятся менять ситуацию таким образом, чтобы управлять процессом, а не другими людьми.

   Модернизация управления в корпорации, как правило, начинается с подбора новой команды управляющих. Главная цель: "каждой задаче – имя, отчество и фамилию". Людей в команду подбирают с таким расчетом, чтобы не надо было объяснять, что конкретно делать, а можно было ставить задачи по-крупному. Опыт российских корпораций, проведших или проводящих реорганизацию управления, показывает, что не нужно бояться менять людей до тех пор, пока не будет найден подходящий для этой работы сотрудник. При этом, наиболее перспективным из числа непрошедших конкурсный отбор нужно дать возможность обучаться для дальнейшего привлечения их к работе в новых условиях.

   Своих ближайших помощников не следует контролировать по мелочам. Рабочий принцип для менеджеров таков: "каждый на своем участке должен разбираться лучше, чем руководитель, иначе, зачем он нужен". Руководитель, благодаря такому подходу, может сосредотачиваться на самых важных стратегических вопросах.

   Корпорация, оптимизируя круг руководителей, участвующих в выработке стратегических решений, выделяет то, что принято называть правлением. Правление состоит из нескольких директоров по направлениям плюс генеральный директор. В таком составе правление собирается, например, раз в неделю, а дальше каждый организует свою работу так, как считает нужным.   Это, собственно говоря, и есть команда, с которой решаются основные вопросы.

  В управлении, особенно в российских условиях, должно активно использоваться финансовое планирование. Для эффективного функционирования, для оценки возможностей и фиксации плановых результатов, по нашему мнению, необходимо составлять и контролировать бюджеты всех технологических цепочек. Причем роль бюджетного планирования должна постоянно возрастать: если сначала финансовый план использовали для того, чтобы получить контрольные цифры на будущий период, то в дальнейшем корпорация может превратить бюджеты в основной инструмент согласования интересов различных служб.

   Способ – многократное уточнение бюджета с тем, чтобы увязать с предполагаемыми поступлениями денег запросы различных служб. После этого можно использовать финансовый план для делегирования полномочий и распределения ответственности.

 Полномочия по работе в рамках процесса делегируются на низшие уровни управления. Однако ошибкой было бы идти по пути "холдингизации". Центробежные тенденции в холдинге обязательно появятся, и надо будет тратить силы на то, чтобы их преодолевать. Понять, эффективно или нет то или иное подразделение, можно и не давая ему самостоятельности, лишь наладив нормальный учет. Руководители подразделений постоянно должны работать над тем, что им поручено, например, повышать качество продукции, заниматься технологиями и оборудованием.

   В связи с изложенным правление должно предоставлять максимум самостоятельности подразделениям, но при этом должно их жестко контролировать. Это связано с тем, что на российских предприятиях в этом смысле занимаются имитацией управления, всячески подчеркивая самостоятельность подразделений, то есть перекладывают на них ответственность.

   Таким образом, корпорация должна быть разделена на технологические цепочки, управляемые командами специалистов, в каждой из которых может быть собственный маркетинг, финансы, снабжение. Из всех крупных отделов выделяются специалисты в определенной области: разработчики конечных продуктов, маркетологи, производственники, технологи. В каждой технологической цепочке могут создаваться собственные финансово-экономические службы.

   Внутри корпорации, для того чтобы жестко контролировать деятельность подразделений, одновременно культивируя самостоятельность, может быть введена система бюджетов, которые технологические цепочки должны ежеквартально защищать на правлении. Тех, кто с такими обязательствами не справляется, можно "санировать", а неэффективные или бесперспективные направления должны быть безжалостно закрыты.

   Помимо чисто финансовых рычагов контроля за деятельностью подразделений можно использовать и другие. Например, стратегический маркетинг, который, по нашему мнению, должен проводиться на уровне руководства корпорации. Основные стратегические решения по привлечению или исключению предприятий из состава корпорации принимаются дирекцией в интересах производства и продвижения на рынок того или иного конкретного продукта. Руководство может контролировать все экспортные заказы, в частности поставку оборудования через государственные организации.

  Проведенные различными научными организациями исследования показывают, что при организации работы по принципу горизонтальной корпорации могут достигаться следующие преимущества в условиях переходной экономики:

  1. Минимизация затрат, необходимых для функционирования всей корпорации.
  2. Создание имиджа корпорации, как следствие, повышение курсовой стоимости акций предприятий-участников.
  3. Повышение управляемости за счет снижения числа промежуточных звеньев в схеме управления.

  Все это приводит к созданию условий для выхода предприятий-участников корпораций из кризиса и формирования предпосылок для успешного развития отрасли. Как уже отмечалось выше, создание эффективной структуры приводит к повышению общей стоимости корпорации, в этой связи, нам представляется в дальнейшем целесообразным уделить особое внимание вопросам оценки рыночной стоимости ее пакета акций.

Сущность и критерии корпоративного управления. Сущность корпоративного управления .Сущность корпоративного управления состоит в реализации цикла корпоративного управления для достижения максимальной эффективности функционирования корпорации, которая является основным критерием корпоративного управления.

В настоящее время западными  учеными предлагается цикл управления фирмой, состоящий из четырех этапов. В частности, такую схему предлагают Мескон, Альберт и Хедоури. Однако, по нашему мнению, такое представление является слишком урезанным и для такого крупного объединения как корпорация не подходит, поэтому нами предлагается расширенный цикл управления, содержащий семь этапов.

Рис.4 . Цикл управления фирмой

Мы считаем, что для  осуществления цикла управления, представленного на рис., управляющая  компания должна определить и согласовать  с подчиненными предприятиями перечень, структуру и объем информации о функционировании.

Рис.5 . Цикл управления корпорацией

 Перечень должен содержать достаточное количество информации для получения полной и достоверной картины о ситуации на предприятии, и в то же время быть кратким.

Одним из рычагов воздействия  на руководителя подчиненного предприятия  может быть процедура распределения  прибыли от проекта к предприятиям-участникам. Другим рычагом может быть делегирование  конкретных полномочий от корпорации предприятию. Управляющая компания определяет политику корпорации в целом, а руководители предприятий политику деятельности своих предприятий в соответствии с общей политикой и интересами.

  Корпорация, в свою очередь, может выступать представителем предприятий перед государством, например, единым налогоплательщиком. Поскольку каждое корпоративное объединение имеет определенные цели функционирования, управление им должно вестись в соответствии с этими целями. Этапы управления по целям представлены на рис..

Рис.6. Этапы процесса управления по целям

Эффективность деятельности корпорации

Для того, чтобы управлять эффективностью, необходимо четко определить, что такое эффективность корпорации, как объединения различных коммерческих структур, а также уметь измерять значение эффективности функционирования. Для измерения эффективности функционирования корпорации необходимо определить эффективности предприятий-участников. Для этого мы рекомендуем применять ресурсный показатель – общую рентабельность предприятия. Для расчета показателя эффективности используется формула (1).

, (1)

где

Э – эффективность функционирования предприятия;

ЧП – чистая прибыль  предприятия;

ВА – валовые активы предприятия.

Для предприятий, действующих  в рамках ТЦ, не менее важно измерить интегральную эффективность, так как  это основной интегральный показатель, позволяющий оценить – соответствуют  или нет запланированным значениям  объемы производства конечного продукта при использовании всех ресурсов ТЦ, а также оценить насколько  эффективно взаимодействие предприятий  в рамках технологической цепочки.

Интегральная эффективность  функционирования ТЦ показывает, какой  интегральный экономический эффект получен технологической цепочкой от использования всех активов ТЦ.

Для определения интегральной эффективности технологической  цепочки формула (1) может быть представлена в виде:

,

где

;

;

ЧП i – чистая прибыль i-го предприятия;

ВА i – всего активов i-го предприятия;

n – число предприятий  в технологической цепочке. 

Таким образом, интегральная эффективность деятельности технологической  цепочки равна частному от деления  совокупной чистой прибыли на совокупные активы.

Сравнивая полученное расчетное  значение с плановым, можно сделать  вывод о том, насколько предприятия-участники  ТЦ отклонились от плановых показателей  в ту или иную сторону.

Нам хотелось бы отметить, что  каждая технологическая цепочка  является отдельным производственным процессом, поэтому для руководства  корпорации значения показателей эффективности  необходимы для сравнения различных  цепочек между собой вне зависимости  от количества предприятий-участников и количества операций технологического цикла. Вопрос эффективности функционирования конкретных технологических цепочек  становится определяющим, поскольку  от результатов деятельности составляющих зависит состояние всей системы –корпорации.

Корпоративное управление процессом интеграции предприятий Анализ возможностей корпорации

Анализ возможностей –  это комплексное исследование, которое  проводится с целью определения  основных аспектов функционирования корпорации. Результаты анализа позволяют судить о текущем финансово-экономическом  состоянии, отсечь начальные точки  для определения эффективности. В целом анализ возможностей корпорации позволяет руководству определить тактику, в соответствии с которой  корпорация будет функционировать. Анализ возможностей включает в себя исследование трех составляющих: анализ продукции, анализ внутренней структуры, анализ внешнего окружения корпорации.

Анализ продукции 

Цель анализа продукции, которую производят предприятия-участники  корпорации – определить направления  выхода на рынок, стратегию продвижения  видов продукции, оценить объемы покупательного спроса и количество продукции, производимое в рамках корпорации на момент анализа. Это позволяет  сгруппировать предприятия в  организационные модули для последующего планирования технологических цепочек. Организационный модуль представляет собой совокупность предприятий-участников ТЦ, продукция которых имеет одинаковое производственное или коммерческое назначение в интересах корпорации. Продукция предприятий модуля может  быть использования для следующих  целей:

Информация о работе Формирование системы корпоративного управления организации в рыночных условиях на примере