Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 03:16, дипломная работа
Целью работы является изучение и анализ всех возможных направлений развития и деятельности организации ,выбор общего направления, осваиваемых рынков, обслуживаемых потребностей, методов конкуренции, разработка стратегии организации.
Задачами данной работы являются:
Определение сущности и видов стратегии;
Анализ факторов, влияющих на определение стратегии бизнес-единицы;
Анализ состояния предприятия;
Разработка конкурентной стратегии компании ООО «Балткерамика », а именно для СБЕ «NOVUS».
Введение ......................................................................................................................................................... 3
Глава 1. Теоретический аспект конкурентоспособности........................ 6
1.1 Основные элементы стратегического планирования............................ 6
1.2 Анализ внешней и внутренней среды.................................................................. 10
1.3 Базовые конкурентные стратегии .................................................................................................... 28
Глава 2. Исследование и характеристика ООО
«Балткерамика» …………………………………………………………... 38
2.1 Общая характеристика ООО «Балткерамика» ................................ 38
2.2 Анализ окружающей среды ........................................................................................... 42
2.3 Анализ внутренней среды ............................................................................................ 71
Глава 3. Мероприятия по разработке конкурентной стратегии
ООО «Балткерамика» ................................................................................................... 82
3.1 Предлагаемая стратегия развития ООО «Балткерамика » .. 82
3.2 Реализация и финансовое обоснование проекта развития стратегии
ООО «Балткерамика » ........................................................................................................... 89
Заключение ............................................................................................................................................. 98
Список использованных источников и литературы ............................. 100
Внешняя среда состоит из «ближнего окружения» и «дальнего окружения». Ближнее окружение включает в себя потребителей, акционеров, поставщиков и конкурентов организации, дальнее окружение - все остальные заинтересованные группы (государство, общество и т.д.). В первую очередь анализируется ближнее окружение (отрасль), однако в условиях нашей страны очень важным фактором также является анализ действий органов государственной власти.
Майкл Портер выделяет пять факторов, определяющих привлекательность отрасли для инвестирования и получению прибыли, которую компания может получить на рынке или в его сегменте: конкуренция внутри отрасли, потенциальные участники рынка, товары-субституты, потребители и поставщики. И каждый из них несет с собой потенциальную угрозу для компании. Данная модель помогает определить, что является движущей силой конкуренции, какие силы оказывают наибольшее давление и влияние на отрасль.
Модель пяти факторов конкуренции
позволяет всесторонне
Для целей стратегического анализа применяется методика учета внешних факторов, названная «Анализ PEST – факторов». Аббревиатура ПЭСТ (PEST) составлена из первых букв слов: Политические (Political), Экономические (Economic), Социальные (Social), Технологические (Technological). В классическом анализе этот метод является традиционным и позволяет установить качественную определенность внешней среды. Из всего многообразия факторов необходимо выделять только те, которые могут оказать непосредственное (прямое или косвенное) влияние на бизнес8.
Политические факторы:
Ни одна фирма не может
осуществлять свою предпринимательскую
деятельность без учета сложившейся
в государстве политической среды.
Эта среда определяется законами
и нормативными актами по регулированию
предпринимательской
Роль политических факторов в деятельности организации нельзя недооценивать. Соблюдение всех законодательных и нормативных актов является залогом успешной деятельности предприятия, поскольку обеспечивает репутацию надёжного производителя и партнёра.
Экономические факторы:
Позволяют понять то, как формируются
и распределяются ресурсы. При анализе
данного вопроса необходимо рассмотреть
ряд характеристик, таких как
темпы роста промышленного
Помимо самих людей, для
рынков важна еще и их покупательная
способность. Общий уровень покупательной
способности зависит от уровня текущих
доходов, цен, сбережений и доступности
кредита. На покупательной способности
сказываются экономические
Социальные факторы:
Позволяют выявить влияние на бизнес
таких социальных явлений и процессов,
как существующие в обществе обычаи,
демографические структуры
Люди растут в конкретном обществе, которое формирует их основные взгляды, ценности и нормы поведения. Почти не осознавая того, они воспринимают мировоззрение, определяющее их отношение к самим себе и взаимоотношения друг с другом. На особенности социального уклада влияют, казалось бы, на первый взгляд не имеющие существенного воздействия на экономику предприятия факторы:
- стойкая приверженность
основным традиционным
- субкультура в рамках единой культуры;
- временные изменения вторичных жизненных ценностей;
- мнение супружеских пар о размере семьи.
Непосредственное влияние
оказывают демографические
Технологические факторы:
Информационная технология
часто приобретает главное
Принципиально новые технологии в пяти отраслях:
- дизель-электрические
- транзисторы вместо
- шариковые ручки вместо перьевых авторучек;
- ядерные электростанции
вместо электростанций на
- электробритвы вместо безопасных бритв.
Эти достижения обязаны
своим успехом прогрессу в
технологиях. Влияние технологий значительно
усилилось и на сферу розничной
торговли. Многие ведущие специалисты
в этих отраслях, отметили, что розничные
торговцы, не шагающие в ногу с новинками
технологии, будут вытеснены на обочину
деловой жизни. Руководитель предприятия
должен внимательно следить за ведущими
тенденциями в рамках научно-технического
комплекса и учитывать
- ускорение научно-технического прогресса;
- появление безграничных возможностей;
- рост ассигнований на НИОКР;
- повышение внимания к
внедрению небольших
Анализ ПЭСТ-факторов необходим для планирования деятельности предприятия, он заставляет взглянуть на влияние внешнего окружения на фирму более широко9.
Разработка и реализация стратегии
все в большей мере зависит
от конкурентов – знание их действий,
текущих и перспективных
Анализ необходимо начинать с определения
актуальных и потенциальных конкурентов.
Здесь существует два способа
идентификации, один из которых основывается
на позиции покупателя, которому приходится
выбирать среди нескольких поставщиков,
второй способ состоит в распределении
соперников по стратегическим группам
на основе используемых ими стратегий.
Второй способ существенно упрощает
конкурентный анализ, так как в
подавляющем большинстве
В стратегическую группу входят компании с примерно одинаковыми конкурентными стратегиями и положением на рынке, либо объединенные другими общими признаками: ассортиментом, соотношением цена / качество, каналами распространения, целевыми аудиториями и методами их привлечения, применяемыми технологиями, уровнем сервиса и технической поддержки. Если у всех компаний отрасли идентичные стратегии и сходные рыночные позиции, такая отрасль состоит из одной стратегической группы. Если у каждой компании собственные приемы конкурентной борьбы и обособленная позиция на рынке, то стратегических групп столько же, сколько конкурирующих компаний11. Для составления карты стратегических групп и определения принадлежности компаний к той или иной группе надо выполнить следующие действия:
Анализ конкурентов
Кто является конкурентами?
Оценка конкурентов
Главной составляющей анализа конкурентов является оценка их затрат. Если затраты конкурентов известны, становится возможным прогнозировать будущие уровни цен, предугадывать действия соперников и определять потенциал конкретных стратегий, выбранных конкурентами. Данный анализ предполагает выяснение следующих компонентов затрат конкурентов, влияющих на их конкурентную позицию: затраты на разработку продукта, прямые затраты, производительность, объем продаж, производственные мощности. Однако выяснить затраты конкурентов очень сложно, можно даже сказать, что эта задача неосуществима.
Анализ должен затрагивать следующие пять базовых характеристик конкурентов: