Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 03:16, дипломная работа
Целью работы является изучение и анализ всех возможных направлений развития и деятельности организации ,выбор общего направления, осваиваемых рынков, обслуживаемых потребностей, методов конкуренции, разработка стратегии организации.
Задачами данной работы являются:
Определение сущности и видов стратегии;
Анализ факторов, влияющих на определение стратегии бизнес-единицы;
Анализ состояния предприятия;
Разработка конкурентной стратегии компании ООО «Балткерамика », а именно для СБЕ «NOVUS».
Введение ......................................................................................................................................................... 3
Глава 1. Теоретический аспект конкурентоспособности........................ 6
1.1 Основные элементы стратегического планирования............................ 6
1.2 Анализ внешней и внутренней среды.................................................................. 10
1.3 Базовые конкурентные стратегии .................................................................................................... 28
Глава 2. Исследование и характеристика ООО
«Балткерамика» …………………………………………………………... 38
2.1 Общая характеристика ООО «Балткерамика» ................................ 38
2.2 Анализ окружающей среды ........................................................................................... 42
2.3 Анализ внутренней среды ............................................................................................ 71
Глава 3. Мероприятия по разработке конкурентной стратегии
ООО «Балткерамика» ................................................................................................... 82
3.1 Предлагаемая стратегия развития ООО «Балткерамика » .. 82
3.2 Реализация и финансовое обоснование проекта развития стратегии
ООО «Балткерамика » ........................................................................................................... 89
Заключение ............................................................................................................................................. 98
Список использованных источников и литературы ............................. 100
Сохраняющаяся последние несколько лет тенденция роста объемов строительства ведет к естественному увеличению емкости рынка строительных и отделочных материалов, в том числе керамической плитки. В этой связи важно отметить огромный потенциал развития данного рынка, характеризующийся в несколько раз меньшим потреблением плитки на душу населения в России (0,28 кв.м. в год) по сравнению с ведущими европейскими государствами (более 5 кв.м. в год).
После кризисного периода первой половины девяностых годов в отрасли началось бурное развитие, сопровождаемое модернизацией и переоснащением производств. Можно отметить, что происходил рост, как потребления плитки, так и ее производства в России. В то же время объем импорта оставался практически неизменным на протяжении последних четырех лет, тогда как производство плитки в России выросло более чем в 2 раза. Также в 2001-2004 гг. вырос более чем в 2 раза объем продаж на внутреннем рынке.
По данным D&E, емкость российского рынка керамической плитки в 2002 г равнялась порядка 65-70 млн. кв. м или $400-500 млн. Объем рынка керамической плитки в 2004 г вырос по сравнению с 2003 г на 18 % и составил примерно 125 млн. кв. м. На рост спроса мгновенно отреагировала местная промышленность, что повлекло за собой увеличение производства на 27% с 82 млн. кв. м. в 2003г. до 104 млн. кв. м в 2004г.
С такими показателями в
России открываются новые перспективы,
как для поставщиков, так и
для ведущих компаний-
Параллельно с увеличением объема местного производства, очень заметно стабильное улучшение качества самих изделий. Это происходит во многом за счет использования более совершенного (в сравнении с отечественным) импортного оборудования.
Импорт керамической плитки
Несмотря на рост отечественного производства в 2004 году, импорт продолжает играть важную роль. По оценкам ряда экспертов, его объем составляет около 20% от общего объема продаж в России. По словам президента группы компаний Kerama-Marazzi господина Марко Сантандреа, доля итальянского и испанского импорта, на российский рынок сейчас составляет 10-12%.
В Италии около 330 предприятий
заняты выпуском плитки, объем годового
производства составляет более 560 млн.
кв. м, суммарный оборот около 4,4 млрд.
евро, экспорт 67% от общего объема продаж.
Сегодня Италия производит 20% мирового
объема керамической плитки и 50% плитки,
выпускаемой в странах
По словам директора Института внешней торговли Италии Адриано Масоне итальянские производители керамической плитки намерены в ближайшие несколько лет охватить 25% российского рынка.
Испанские производители плитки, равно как и итальянцы, являются законодателями моды на этом рынке, что неудивительно: в их активе вековые традиции. Однако испанцы активнее работают на испанском рынке, они представлены небольшим количеством торговых марок – Porcelanosa, Aparici, PGC Porcelanite, Incoazul Ceramica, Peronda, Mapisa, Azulejos A, Azuvi, Diago, Fabresa, Keraben, Elite Plus, Metropol, Navarti, Rosersa,TAU.
Импорт плитки из Италии и Испании удовлетворяет спросу на изделия высокого класса – 2004 г объем итальянского экспорта в России увеличился на 5%, несмотря на то, что показатели стоимости поднялись на 6,6%, зафиксировав среднюю цену на уровне 15,2 евро/кв. м, что является самой высокой ценой по сравнению с другими экспортными рынками.
Следует иметь в виду, что поставками итальянской и испанской плитки в Россию занимается значительное число фирм из различных европейских стран, так что непосредственно из Италии и Испании поставляется немногим более 25% всего объема импорта плитки.
Российским компаниям
на своем уровне также приходится
конкурировать с компаниями из Белоруссии,
Польши, Словакии, Казахстана, Турции,
Китая и Ирана. Впрочем, по оценкам
ряда экспертов, плитка, поставляемая
из Польши и Китая, продается довольно
плохо и на складах многих компаний,
специализирующихся на организации
поставок из этих стран, наблюдается
затоваривание. Отметим, что китайские
компании хорошо себя зарекомендовали
в секторе вентилируемых
По данным сотрудников Института исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка, на структуру поставок керамической плитки из-за рубежа влияет сезонный фактор – объемы поставок нарастают к концу года.
Ценообразование
Ценовая ситуация на российском рынке керамической плитки очень динамична и неоднородна. Оптовые и розничные цены на аналогичную продукцию достаточно быстро меняются во времени и порой существенно отличаются друг от друга в территориальном аспекте.
По оценкам экспертов, ценовая ситуация в торговле керамической плиткой продолжает характеризоваться вариативностью – цены на одни и те же артикулы могут значительно различаться между собой даже в пределах узкого географического региона. Разброс цен порой достаточно велик и достигает15%-30%. Связано это с целым рядом причин, важнейшими из которых являются - быстрота изменения отпускных заводских цен, различная величина торговой надбавки, наличие одного или нескольких посредников.31
Продавцы керамической плитки собираются увеличить продажи в потребительском секторе рынка не менее чем на 10%. Такой же прогноз они делают и для сектора b2b. По приблизительным оценкам, емкость потребительского рынка керамической плитки в Петербурге в 2000 году превысила $ 12 млн., в 2006 году $ 18 млн. Продавцы («Бест Керамикс», «Дом Лаверна», «Мир Керамики», «Керамик Сити» и другие) кроме розничных продаж осуществляют также поставки плитки для облицовки офисов, торговых залов и производственных помещений. Сегмент b2b несколько скромнее потребительского и, по разным оценкам, составил в 2000 году $ 6-10 млн.
Количество петербуржцев, желающих выложить плиткой свой дом или офис, выросло за последние полгода более чем на треть. Увеличение спроса отметила компания «Комкон-СПб» в ходе исследования рынка товаров для ремонта. В июле 2000 года о желании купить керамическую плитку в ближайшие 3 месяца заявили 8% респондентов. В феврале 2001 года такие планы строили уже 11% опрошенных.
Объем выборки – 2535 петербургских
семей. В каждой семье опрашивался
тот человек, кто чаще других самостоятельно
принимает решения о покупке
товаров для ремонта и
Кроме российской плитки на
петербургской рынке
Конкуренция внутри отрасли
Под отраслью понимается розничная торговля керамической плиткой средневысокой (30 – 50 у.е.) и высшей (более 50 у.е.) ценовой категории. На сегодняшний день в Санкт-Петербурге керамической плиткой занимаются около 70 крупных и мелких компаний. Из них 42 присутствуют на розничном рынке. Около 25 компаний являются прямыми конкурентами, так как оперируют на одном и том же этапе одной и той же технологической цепочки.
В отрасли керамической плитки ценовая конкуренция выражена слабо. Нет интенсивного соперничества, так как товар дифференцированный. Сегодня конкуренция на этом рынке – это конкуренция дизайна, то есть компании прибегают к дифференциации своих товаров, стремятся предложить потребителям плитку любого цвета и оттенка, размера, сделанную под дерево, металл, текстиль, состаренную или отполированную. Конкуренция умеренная.
Потенциальные конкуренты
Барьерами на входе в данную
отрасль являются приобретение необходимого
количества товара, создание выставочного
зала, поиск поставщиков. На рынке
практически отсутствуют
С одной стороны быстрорастущий рынок является привлекательным для новых конкурентов. Существует угроза появления на рынке московских компаний с превосходством в финансовых возможностях, которые стремятся к региональному расширению и открытию своих филиалов в Санкт-Петербурге. Но с другой стороны, хоть рынок и растет, премиум-сегмент не является самым привлекательным по совокупности всех факторов и на практике появление новых игроков маловероятно, то есть угроза появления новых конкурентов незначительна.
Поставщики
В Италии и Испании существует около 330 предприятий занимающихся производством керамической плитки. Поставщиками компании «NOVUS» являются около 15 крупных компаний-производителей. Из них 10 фабрик находится в Испании, 3 в Италии и 1 фабрика в Орле.
Фабрики достаточно информированы в своей отрасли, нацелены на увеличение объема производства, постоянно придумывая новые технологии и выставляя товар на выставках. Компании вообще не интегрированы в отрасль.
В настоящее время поставщики не оказывают сильное давление на компанию, так как предложение их продукции не ограничено, а потребители не испытывают острую необходимость в ней. Все же продукт является дифференцированным и возможно усиление фактора в дальнейшем.
Потребители
Круг потребителей компании в целом:
В данном случае я рассматриваю только частных лиц, которые являются конечными потребителями, также архитекторов, которые являются одним из каналов сбыта.
Потребитель хочет, чтобы «было красиво», а это значит точный размер, оригинальный дизайн, наличие декоров. Современные тенденции в керамическом дизайне – включение дополнительных декоративных элементов из зеркал, стекла, металла и даже дерева. Как раз деятельность компании направлена на узкий сегмент, «на острие» керамической моды, ориентирована на эксклюзивность, так как товар является элитным. В салоне, например, представлена плитка, имитирующая мрамор, дерево, паркет. Также можно увидеть имитацию ржавого железа, которая, несомненно, требует работы дизайнера. Конечно же, давление со стороны потребителей есть, так как люди предъявляют требования к качеству и разнообразию продукта, но, по моему мнению, оно не является сильным.
Товары субституты
К данной группе товаров
можно отнести такие покрытия
как паркетная доска, ламинат, линолеум,
ковролин. Керамическая плитка обладает
выгодными качественными
Воздействие данных субститутов незначительно, а иногда плитка даже вытесняет товары заменители, так как является дифференцированным товаром.