Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 03:16, дипломная работа
Целью работы является изучение и анализ всех возможных направлений развития и деятельности организации ,выбор общего направления, осваиваемых рынков, обслуживаемых потребностей, методов конкуренции, разработка стратегии организации.
Задачами данной работы являются:
Определение сущности и видов стратегии;
Анализ факторов, влияющих на определение стратегии бизнес-единицы;
Анализ состояния предприятия;
Разработка конкурентной стратегии компании ООО «Балткерамика », а именно для СБЕ «NOVUS».
Введение ......................................................................................................................................................... 3
Глава 1. Теоретический аспект конкурентоспособности........................ 6
1.1 Основные элементы стратегического планирования............................ 6
1.2 Анализ внешней и внутренней среды.................................................................. 10
1.3 Базовые конкурентные стратегии .................................................................................................... 28
Глава 2. Исследование и характеристика ООО
«Балткерамика» …………………………………………………………... 38
2.1 Общая характеристика ООО «Балткерамика» ................................ 38
2.2 Анализ окружающей среды ........................................................................................... 42
2.3 Анализ внутренней среды ............................................................................................ 71
Глава 3. Мероприятия по разработке конкурентной стратегии
ООО «Балткерамика» ................................................................................................... 82
3.1 Предлагаемая стратегия развития ООО «Балткерамика » .. 82
3.2 Реализация и финансовое обоснование проекта развития стратегии
ООО «Балткерамика » ........................................................................................................... 89
Заключение ............................................................................................................................................. 98
Список использованных источников и литературы ............................. 100
Анализ внешней среды
помогает контролировать внешние по
отношению к фирме факторы, получить
важные результаты (время для разработки
системы раннего предупреждения
на случай возможных угроз, время
для прогнозирования
Внутренняя среда организации – это та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование предприятия. Целью внутреннего анализ является глубокое изучение компании.
Внутренняя среда имеет несколько факторов, каждый из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации. Их состояние в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает предприятие.
Внутренний анализ начинается с изучения финансового состояния компании, показателей ее прибыльности и объема продаж. Данный фактор включает в себя процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств на предприятии. В частности это поддержание ликвидности и обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможностей и т.п.15.
Человеческие ресурсы – возникновение и решение большей части проблем на фирме зачастую зависти от персонала. Если на фирме работают квалифицированные сотрудники и руководители с хорошо мотивированными целями, она в состоянии следовать самым разнообразным альтернативным стратегиям. Кадровый фактор охватывает такие процессы, как взаимодействие менеджеров и рабочих; подбор, обучение и продвижение кадров; оценка результатов труда и стимулирование; создание и поддержание отношений между работниками и т.д.
Организационный фактор включает в себя не только предыдущий опыт, репутацию, систему взаимоотношений, доверие, но и организационную культуру фирмы.
Изучение производства важно для длительного выживания фирмы. Ведущую роль здесь играет непрерывный анализ управления операциями, нацеленный на выявление сильных и слабых сторон управления операциями. В производственный фактор входят изготовление продукта, снабжение и ведение складского хозяйства, обслуживание технологического парка, осуществление исследований и разработок16.
Маркетинговый фактор внутренней среды предприятия включает все те процессы, которые связаны с планированием и реализацией политики ценообразования, продвижение и распределение идей, продуктов и услуг. Это стратегия продукта, стратегия ценообразования, стратегия продвижения продукта на рынке, выбор рынков сбыта и систем распределения. Сюда также можно отнести знание потребностей покупателя, широта ассортимента продукции компании, качество и репутация продукции, качество обслуживания покупателей17.
Вспомогательные функции |
Системы управления | |||||
Управление персоналом | ||||||
Разработка технологий | ||||||
Закупки | ||||||
Входящая логистика |
Производство |
Исходящая логистика |
Маркетинг и продажи |
Послепродажный сервис | ||
Рис.1.1 Структура цепочки создания ценности. |
Основной принцип ее построения состоит в том, что все задачи, решаемые на уровне бизнес-еденицы, могут классифицироваться по девяти направлениям или видам деятельности. Пять из них – это основные виды деятельности, а остальные четыре – вспомогательные. Основные виды деятельности это те, которые связаны с физическим движением сырья и готовых изделий, производством товаров и услуг, маркетингом, продажей, и последующим сопровождением продукции производственной фирмы. Роль вспомогательных действий – это обеспечение поддержки не только основных действий, но и друг друга.
Основная деятельность группируется в следующие пять областей:
Также М.Портер выделяет четыре вида вспомогательной деятельности:
Стоимость, являющаяся результатом
всех видов деятельности, определяется
общими доходами, складывающимися из
платежей покупателей за продукцию.
А добавленная стоимость
Основным вопросом при проведении внутреннего анализа является определение достаточности ресурсов. Портфельный анализ применяется, когда в «портфеле» фирмы имеется несколько бизнес-единиц и товарных линий. При разработке стратегии могут учитываться ситуации изменения «портфеля», т.е. добавления новых бизнес-единиц или производство новых товаров либо отказа от убыточных направлений ведения бизнеса.
Наиболее известным средством портфельного анализа является матрица «Бостон Консалтинг групп» (BCG). Эта матрица объединяет темпы роста рынка и долю рынка, приходящуюся на данный продукт, производимый фирмой (рис.1.2). Показатель темпов роста бизнеса отражает развитие отрасли, в которой действует СБЕ, а показатель доли рынка — позиции СБЕ на рынке в сравнении с конкурентами. Матрица предполагает четыре сценария развития продукта, которые получили наименование «звезды», «дойные коровы», «проблемные дети» и «собаки».
Высокий
Низкий
Рис.1.2 Матрица Boston Consulting Group19
«Проблемные дети» существуют в быстро развивающихся отраслях, они страдают от незначительности своей доли в нем. Для увеличения доли необходимы большие средства. Однако в случае отсутствия перспективы продукт может быть снят с производства.
«Звезды» - компании с высокой относительной долей рынка в быстрорастущих отраслях названы в таблице БКГ звездами, поскольку они обещают наибольшие прибыли и перспективы роста. От таких компаний зависит общее состояние хозяйственного портфеля корпорации. Это будущие «дойные коровы». Компания с продукцией в этом квадранте обычно затрачивает значительные средства для ее поддержки, однако, благодаря воздействию кривой роста производительности труда, затраты с течением времени уменьшаются
«Дойные коровы» - компании, имеющие относительно высокую долю рынка в медленно растущих отраслях. Поскольку темпы роста отрасли невелики, компания получает от текущей деятельности средств больше, чем необходимо для сохранения лидирующих позиций на рынке. Потребность в расходах на сбыт меньше. Такой продукт является поставщиком средств для инвестирования в новый продукт. Но «дойные коровы» не очень привлекательны с точки зрения перспектив развития.
«Собаки» - компании с низкой относительной долей рынка в медленно растущих отраслях называются собаками из-за слабых перспектив их роста, отстающих позиций на рынке. Они требуют больших объемов затрат и «поглощают» ресурсы компании. Чаще всего корпорации ищут возможность освободиться от СБЕ этой группы.
С помощью портфельного анализа можно установить, подходит ли набор продуктов и услуг с точки зрения наличия средств и управления оборотным капиталом. Каждый квадрант на рисунке представляет хозяйственную единицу (СБЕ) или стратегию. Матрица BCG отражает также наличие средств для проведения исследований и разработок.
В данном методе важно четко определить базовый рынок, на котором конкурирует товар. Если рынок определен слишком узко, фирма неизбежно превратится в лидера сегмента; если слишком широко, она предстанет как слишком слабая.
Компетенция компании является существенным конкурентным преимуществом, которая не появляется сама собой, а достигается сознательным усилием, в результате длинной и эффективной работы. Конкурентно значимые виды деятельности, в которых компания достигла максимальной эффективности, называются ключевыми компетенциями. Компания может иметь богатый опыт во многих видах деятельности, однако ключевыми можно назвать лишь те компетенции, которые обеспечивают прочную конкурентную позицию компании и уровень прибыльности выше среднего по отрасли20.
К внутренним и внешним компетенциям компании следует относить только такие факторы, которые обеспечивают существенные конкурентные преимущества и не могут быть легко скопированы конкурентами. Ключевая компетенция обеспечивает конкурентоспособность компании и поэтому является самой важной из ее сильных сторон и главным ресурсом. Как правило, это факторы, для создания которых требуется значительный опыт работы в определенной отрасли. Например, к внутренним компетенциям можно отнести следующие: ноу-хау, уникальные технологии, способность создавать конкурентоспособную продукцию; хорошо отработанные и эффективные бизнес-процессы (управление проектами, управление качеством, сбыт, маркетинг, планирование, бюджетирование, мотивация персонала…); наличие квалифицированного персонала, который достаточно сложно найти на рынке труда и на подготовку которого требуется значительное время.
К внешним компетенциям относятся: наличие устойчивых связей с поставщиками и потребителями (агентами, дилерами и дистрибьюторами); способность обеспечивать финансирование в требуемом объеме, в кратчайшие сроки и по приемлемой цене (наличие устойчивых связей с инвесторами).
Увеличение добавочной потребительской
стоимости в результате развития
ключевой компетенции и является
основанием для получения устойчивого
конкурентного преимущества. Более
высокая потребительская
После оценки внутренней среды предприятия необходимо завершить процесс соотнесения, применив так называемый SWOT- анализ. Аббревиатура составлена из первых букв английских слов: сила (strength), слабость (weakness), возможности (opportunity), угрозы (threat). SWOT - анализ является довольно широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а далее - установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации.
Вырабатывая стратегии, следует помнить, что возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность. Так, неиспользованная возможность может стать угрозой, если ее использует конкурент. Или наоборот, удачно предотвращенная угроза может создать у организации дополнительную сильную сторону в том случае, если конкуренты не устранили эту же угрозу.