Лидерство как фактор повышения эффективности государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 15:16, курсовая работа

Описание

Целью нашего исследования является - теоретическое и практическое изучение проблемы лидерства в государственном управлении, изучить понятия и сущность лидерства, определить лидерские способности руководителя органа государственного управления и сформировать рекомендации по изменению стиля его руководства, поведения.

Содержание

Введение
Глава 1.Теоретические и практические основы лидерства
1.1 Понятие, сущность и функции лидерства в государственном управлении
1.2 Теории лидерства и их значимость для исследования государственного управления
1.3 Лидерские качества руководителя, влияющие на государственное управление
Глава 2.Лидерство и эффективное взаимодействие в сфере государственного управления
2.1 Лидерство и эффективное управление - соотношение понятий (как стиль управления)
2.2 Стили управления, основанные на качествах лидера-руководителя
2.3 Влияние лидерских качеств руководителя на государственное управление в Инспекции Федеральной налоговой службы РФ г. Тюмени
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Лидерство как фактор повышения эффективности государственного управления.docx

— 112.61 Кб (Скачать документ)

Лидерство как фактор повышения эффективности  государственного управления

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1.Теоретические  и практические основы лидерства

1.1 Понятие, сущность  и функции лидерства в государственном  управлении

1.2 Теории лидерства  и их значимость для исследования  государственного управления

1.3 Лидерские  качества руководителя, влияющие  на государственное управление

Глава 2.Лидерство  и эффективное взаимодействие в  сфере государственного управления

2.1 Лидерство  и эффективное управление - соотношение  понятий (как стиль управления)

2.2 Стили управления, основанные на качествах лидера-руководителя

2.3 Влияние лидерских  качеств руководителя на государственное  управление в Инспекции Федеральной  налоговой службы РФ г. Тюмени

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложения

 

ВВЕДЕНИЕ

В наше время  старые принципы управления теряют эффективность. Даже рядовые сотрудники требуют  особого подхода. Как управлять  в мире, где креативность стала цениться больше, чем исполнительность. Как мотивировать свою капризную команду. Как идти вперед, а не погрязать в постоянном выяснении отношений. Как добиваться конкретного результата. Наука лидерства поможет ответить на эти вопросы и получить блестящий результат в действии.

Современные тенденции  в изучении проблем и формировании моделей управления явно свидетельствуют  об определенной эволюции в понимании  основных механизмов, влияющих на эффективность  деятельности организации. В течение прошлого века твердое убеждение в необходимости жесткого администрирования, обезличенных процедур и административных методов воздействия сменилось концепцией менеджмента как сбалансированной системы управления ресурсами, учитывающей природу каждого типа ресурса. Не так давно стало вновь популярно слово «лидерство». На страницах журналов и на различных конференциях так или иначе обсуждался вопрос: «Лидерство: реальная проблема или популярный лозунг?».

Лидерство - это  способность влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения целей. Имеется  множество средств, с помощью  которых можно оказывать влияние  на других и вести людей за собой. Эффективное лидерство и эффективное  управление - не одно и то же. Без  ответа остается важный вопрос: как  должен вести себя управляющий, который  является лидером? Какие средства влияния  и стили поведения показали себя наиболее эффективными для направления усилий людей на достижение целей организации?

Это - сложные  вопросы, и ответы на них лежат  отнюдь не на поверхности. Теория лидерства  пытается выявить и предсказать, какие характеристики лидерства  оказываются наиболее эффективными и почему. Ученые-бихевпористы применили три подхода к определению значимых факторов эффективного лидерства: подход с позиции личных качеств, поведенческий подход и ситуационный подход.

Очень немногие из тех, кто выбрал карьеру руководителя, согласны оставаться долгие годы на одной  и той же работе. Многие активно  стремятся к продвижению на должности  с большей ответственностью. Руководитель, который выбрал определённый стиль  лидерства и строго его придерживается, поскольку этот стиль хорошо зарекомендовал себя в прошлом, может оказаться  неспособным осуществлять эффективное  руководство в другой ситуации на более высоком посту, где все  его непосредственные подчинённые  ориентированы на достижения. Руководитель, который хочет работать как можно  более эффективно, получить всё, что  можно от подчинённых, не может позволить  себе применять какой-то один стиль  руководства на протяжении всей своей  карьеры. Скорее руководитель должен научиться  пользоваться всеми стилями, методами и типами влияния, наиболее подходящими  для конкретной ситуации.

Из вышесказанного ясно, что проблемы руководства и  лидерства в организации на данный момент стоят довольно остро, и поэтому  большое значение имеет изучение феноменов руководства и лидерства

В выпускной  квалификационной работе описываются  общепринятые теории лидерства, которые  составляют теоретическую основу для  практического применения в различных  организациях, где одним из важных вопросов является эффективное лидерское управление.

Научной новизной выпускной квалификационной работы является утверждение о том, что  степень выраженности лидерских  качеств влияет на выбор стиля руководства организацией.

Вышеизложенное определяет актуальность и своевременность исследования вопроса лидерства как фактора повышения эффективности государственного управления применительно к современным политико-правовым и социально-экономическим условиям.

Кроме того, актуальность проблематики обусловлена следующими факторами:

-наличием довольно  скупых исследований в некоторых  сферах лидерства;

-низким уровнем  профессионализма некоторых современных  руководителей государственных  органов, что влечет за собой  неэффективность деятельности органов  государственной власти.

Изучение проблемы лидерства необходимо для выработки  методов эффективного руководства, отбора и формирования лидеров. Руководитель должен уметь ставить задачи, определять средства достижения цели и методы контроля. Успешное руководство в  значительной мере зависит от умения руководителя управлять мнением  коллектива. Руководитель всегда должен быть готовым к переоценке суждений и, если необходимо, соответствующему изменению стиля руководства.

На современном  этапе развития государственного и  муниципального управления, действия нового законодательства, избранная  тема приобретает новое звучание, она требует определенного переосмысления с учетом достижений современной  науки, потребностей практики.

Несмотря на актуальность данного исследования и необходимость изучения проблемы в новых современных социально-экономических  и политических условиях, в научных  исследованиях вопросам выбранной  темы исследования не уделяется должного внимания. До настоящего времени по этому вопросу нет глубокого  исследования. Следует отметить, что  различные вопросы лидерства  в государственном управлении освещались в научных работах.

При написании  выпускной квалификационной работы использовались достижения отечественной  и зарубежной науки в исследовании особенностей лидерства. Книги таких  авторов как Кричевский Р. Л, Виханский О. С., Веснин В. Р. В ходе работы проработана и изучена общая и специальная литература, материалы семинаров, а также периодика.

Объектом исследования является - руководитель органа государственного управления на примере инспекции  Федеральной налоговой службы РФ г. Тюмени.

Предметом исследования является - лидерские качества руководителя и их влияние на деятельность органа государственного управления.

Целью нашего исследования является - теоретическое и практическое изучение проблемы лидерства в государственном  управлении, изучить понятия и  сущность лидерства, определить лидерские способности руководителя органа государственного управления и сформировать рекомендации по изменению стиля его руководства, поведения.

Поставленная  цель предполагает решение следующих  задач:

-проанализировать  теоретическое изучение понятия,  сущности, функций и теорий лидерства;

-выявить и  изучить соотношения эффективного  лидерства и эффективного управления;

-провести исследования  по изучению лидерских качеств  и их влияния на выбор стиля  руководства;

-проанализировать  результаты получившегося исследования;

-установить  зависимость между выраженностью  лидерских качеств и стилями  руководства.

Методологическую  базу исследования составляет комплексный  программно-целевой подход к изучению лидерства, основой которого являются положения общенаучного диалектического  метода познания окружающей действительности, а также общенаучные и специальные  методы: наблюдение, системный, сравнительно-правовой, формально-логический, статистический, историко-правовой, социологический  и др.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования, обеспечивает логическую последовательность в изложении  результатов и состоит из двух глав, в которых в логической последовательности и взаимосвязи освещены вопросы, являющиеся предметом данного исследования.

 

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА

1.1 Понятие, сущность  и функции лидерства в государственном  управлении

Практика показывает, что ни один фактор не обеспечивает большую выгоду и пользу для организации, чем эффективное лидерство. Лидеры нужны для определения целей  и задач, для организации, координации, обеспечения межличностных контактов  с подчиненными и выбора оптимальных, эффективных путей решения тех  или иных проблем. Очевидно, что организации, где наличествуют лидеры, могут достичь  всего этого гораздо быстрее, чем организации без лидеров.

Все вышесказанное  относится и к лидеру в органах  государственного управления.

Слово лидер  происходит от английского lead (вести). Значит, лидер - это ведущий, идущий впереди. Лидер - член организации, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функцийСм.: Государственное и муниципальное управление. Справочник/ Под ред. Н. И. Глазуновой, Забродина Ю. М., Поршнева А. Т. М. - М: Проект, 2004. С. 154..

Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных  им главным образом тем, что имеют  более динамичное и эффективное  руководство. В современном русском  языке под руководством, с точки  зрения собственника подразумевается  либо индивид (руководитель) или группа (руководящий состав), либо же процесс, т.е. обладающий индивидуальными особенностями  способ управления организацией. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидерСм.: Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. - 3-е изд. - М.: Гардарики, 2000. С. 367..

Природа лидерства  может быть лучше понята, если его  сравнить с собственно управлением. Быть менеджером и быть лидером в  организации - это не одно и тоже. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними, прежде всего, использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство же, как специфический тип отношений управления, основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее взаимодействии в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимодействия его участников. В отличие от собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник-подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер-последователь»См.: Громова О. Н., Мишин В. М., Свистунов В. М. Организация управленческого труда: Учеб. пособие. - М.: ГАУ, 2001. С. 112.

.

Обычно мы называем лидерами тех людей, которые способны увлечь за собой, вовлечь в общее  дело, «зарядить» на результат. Человек, который умеет, используя формальные рычаги власти, поставить задачу, и  проконтролировать ее исполнение, не является лидером. Использование имеющихся  ресурсов, постановка задач, контроль результатов, раздача поощрений  и наказаний - это навык «формального»  управления исполнением. Здесь не требуется  личностной вовлеченности в этот процесс, достаточно строго придерживаться технологии управления.

В отличие от способности к управлению, лидерство - это умение найти ресурсы в  условии дефицита. Это умение влиять, не имея формальных рычагов власти. Это умение так общаться с людьми, что они сами ставят перед собой  все более и более сложные  задачи и сами повышают эффективность  их выполнения.

Итак, лидерство - это в первую очередь умение влиять неформально: силой своей  личности, характера, обаяния, силой  своей увлеченности и уверенности  в общем успехе.

Так, если взять  в качестве примера руководителя государственного органа, то по должности  он является менеджером. Должность  открывает ему дорогу к лидерству. Процесс влияния на людей с  позиции занимаемой в организации должности называется формальным лидерством. Однако в своем влиянии на людей руководитель не может полагаться только на занимаемую должность. Наглядно это становится очевидным, когда выясняется, что один из его замов, имеющий меньше формальной власти, пользуется большим успехом в управлении в стрессовых и конфликтных ситуациях или при решении жизненно важных для предприятия проблем. Этот заместитель пользуется поддержкой, доверием, уважением, а может быть, и любовью коллектива за свою компетентность, рассудительность и хорошее отношение к людям.

Информация о работе Лидерство как фактор повышения эффективности государственного управления