Лидерство как фактор повышения эффективности государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 15:16, курсовая работа

Описание

Целью нашего исследования является - теоретическое и практическое изучение проблемы лидерства в государственном управлении, изучить понятия и сущность лидерства, определить лидерские способности руководителя органа государственного управления и сформировать рекомендации по изменению стиля его руководства, поведения.

Содержание

Введение
Глава 1.Теоретические и практические основы лидерства
1.1 Понятие, сущность и функции лидерства в государственном управлении
1.2 Теории лидерства и их значимость для исследования государственного управления
1.3 Лидерские качества руководителя, влияющие на государственное управление
Глава 2.Лидерство и эффективное взаимодействие в сфере государственного управления
2.1 Лидерство и эффективное управление - соотношение понятий (как стиль управления)
2.2 Стили управления, основанные на качествах лидера-руководителя
2.3 Влияние лидерских качеств руководителя на государственное управление в Инспекции Федеральной налоговой службы РФ г. Тюмени
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Лидерство как фактор повышения эффективности государственного управления.docx

— 112.61 Кб (Скачать документ)

Как уже отмечалось выше, быть менеджером еще не означает автоматически считаться лидером  в организации, так как лидерству  в значительной мере свойственна  неформальная основа. Можно занимать первую должность в организации, но не быть в ней лидером. В вышеприведенном  примере в коллективе лидером  скорее будет считаться заместитель, чем его непосредственный руководительСм.: Громова О. Н., Мишин В. М., Свистунов В. М. Организация управленческого труда: Учеб. пособие. - М.: ГАУ, 2001. С. 114.

.

Процесс влияния  через способности и умения или  другие ресурсы, необходимые людям, получил название неформального  лидерства. Неформальный характер лидерской  позиции в большей степени  обусловлен использованием личностной основы власти и источников, ее питающих. Идеальным для лидерства считается  использование эффективного сочетания  обеих основ власти.

Лидерству в  значительной мере свойственна неформальная основа. «Руководство, - пишет, в частности, Р. Л. Кричевский, - феномен, имеющий место в системе формальных (или, как еще говорят, официальных) отношений, а лидерство - феномен, порожденный системой неформальных (неофициальных) отношений. Причем роль руководителя заранее определена «на табло» социальной организации, оговорен круг функций реализующего ее лица. Роль лидера возникает стихийно, в штатном расписании учреждения, предприятия ее нет… Руководство есть социальный по своей сущности феномен, а лидерство - психологический»См.: Кричевский Р. Л. Если вы руководитель: элементы психологии менеджмента в повседневной работе. - М.: Дело, 2001. С. 56. .

В ходе изучения проблемы лидерства учеными было предложено много различных определений  данного понятия. Согласно Дж. Терри, лидерство это воздействие на группы людей, побуждающие их к достижению общей цели. Р. Танненбаум, И. Вэшлер и Ф. Масарик определяли лидерство, как межличностное взаимодействие, проявляемое в определенной ситуации с помощью коммуникационного процесса и направленное на достижение специфической цели или целей. Г. Кунц и С. О'Доннел считают, что лидерство связано с воздействием на людей, преследующим достижением общей целиСм.: Управление - это наука и искусство: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. М., Проспект, 2002. С. 126.

.

Сила и принуждение  при лидерстве часто заменяются побуждением и воодушевлением. В  результате лидерского подхода воздействие  основывается на принятии людьми требований лидера без явного или прямого  проявления власти. Способность лидера влиять на людей дает ему возможность  использования власть и авторитет, получаемые от его последователей.

Лидерство - это  тип управленческого взаимодействия (в данном случае между лидером  и последователями), основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого и других определений  лидерства следует, что лидерство  является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных.

Важно также  отметить, что управленческое взаимодействие типа «лидер-последователь» не обязательно  предполагает его иерархический  характер, как это имеет место  в случае отношений «начальник-подчиненный». Лидерство, как и власть - это потенциал, имеющийся у человека.

Основой лидерства  является специфический тип отношений  управления, или лидерский тип. Это  отношения «лидер-последователь». В  целом лидерские отношения отличает то, что последователи признают лидерство  составной частью группы/организации  только тогда, когда оно доказало свою компетентность и ценность для  них. Лидер получает свою власть от последователей, поскольку они признают его в качестве лидера. Для поддержания  своей позиции лидер должен предоставлять  им возможность удовлетворять свои потребности, которые не могут быть достигнуты по-другому. В ответ они  удовлетворяют лидерскую потребность  во властвовании и возвышении над  ними, а также оказывают ему  необходимую поддержку в достижении организационных целейСм.: Кричевский Р. Л. Если вы руководитель: элементы психологии менеджмента в повседневной работе. - М.: Дело, 2001. С. 58.

.

Лидер становится привлекательным для последователей благодаря, умению видеть то, что в конечном счете будет достигнуто в результате его и последователей усилий. Однако это не любая цель или любое состояние организации в будущем. В большей степени это то, что последователи хотят (неэффективное лидерство) или могут (эффективное лидерство) иметь.

В передаче последователям видения в такой форме, чтобы  оно вселяло в них энтузиазм  и обязательства, лидеру может помочь использование эффективной коммуникации. В современных условиях людей  может побудить к действиям факт их непосредственного осознанного  участия (через собственность или  процесс) в решениях и их творческой реализации. Что предполагает наделение  их соответствующими правами и полномочиями. Это означает, что лидер должен обладать способностью и умением  делить свою власть с последователями, делать их частью общего дела, а не слепыми  исполнителями. В современных условиях эффективное лидерство - это не железная или твердая рука, а высокая  чувствительность к потребностям последователей, которая проявляется в развитии работников, во включении их в групповую работу, в оказании им помощи в достижении личных целей.

Эффективное лидерство  предполагает всесторонний самоанализ. Настоящие лидеры постоянно задают себе вопросы типа: Что у меня хорошо получается? В чем мои сильные  стороны? Чего мне как лидеру не хватает? Над чем я еще должен работать, чтобы быть лучше?

Признается, что  лидерскими способностями и умениями можно научиться. Известно также, что  лидерами становятся не сразу. Этому  обычно предшествует определенный тип  карьеры в организации или  в организациях, помогающий развить  эти навыки и умения. В ведущих  школах бизнеса существуют программы  развития лидерских качеств у  тех, кто собирается стать лидером.

Сила лидерского влияния прямо пропорциональна  степени принятия последователями  того, что лидер предлагает сделать. Власть и влияние являются главными в работе лидера.

Теперь рассмотрим то, как используется власть в рамках эффективного лидерства.

Экспертная власть может помочь лидеру вести последователей за собой, если они поверили в то, что лидер имеет больше специальных  знаний в определенной области, чем  они. Однако в целом экспертная власть имеет узкое применение, и возможность  ее использования обратно пропорциональна  уровню, занимаемому лидером в  организации.

Другая ситуация наблюдается в случае, когда лидер  пользуется властью примера, так  как она является во многих случаях  причиной признания и последующего обожания (харизма) лидера последователями. Данный источник власти исходит непосредственно от последователей, и для этого лидеру необходимо «найти» своих обожателей, а не наоборотСм.: Кричевский Р. Л. Если вы руководитель: элементы психологии менеджмента в повседневной работе. - М.: Дело, 2001. С. 59. .

Власть информации в лидерском варианте связана  с индивидуальными способностями  и умением лидера соединить на своем уровне несоединяемые внизу концы информационных потоков.

Принятие решения  как источник власти важно для  лидера на этапе его «последнего  слова», которого, как правило, ждут от него последователи. Эффективное  лидерство предполагает активное участие  последователей на всех остальных этапах принятия решения и высокий уровень  «решительности» у самого лидера.

Вознаграждение  и принуждение как источники  власти в рамках эффективного лидерства  больше ассоциируются с возможностью быть или не быть в одной упряжке  с эффективным лидером, нежели чем  с месячной премией или выговором.

Все большее  значение для достижения эффективного лидерства играет власть связей, реализуемая, в частности, путем создания так  называемых сетевых структур, способствующих поддержания эффективного лидерства  на должном уровне без количественного  роста организации. Лидер должен стремиться к эффективному сочетанию  всех возможных и имеющихся у  него основ и источников власти, так как это является одним  из главных условий эффективного лидерстваСм.: Филонович С. Р. Лидерство: реальная проблема или популярный лозунг // Бизнес-образование. 2003. № 1. С. 31.

.

Лидерство в  классическом варианте рассматривается  как особое качество, модель поведения  человека или компании, обеспечивающие передовые позиции.

В результате возникло отношение к лидерству как  к новой модели управления, способной  обеспечить выживание компании в  условиях изменений. В социальных науках модель означает не описание закона природы  или закона функционирования компании, а некую совокупность представлений, даже верований. В социологии управления это совокупность представлений  менеджеров, исследователей, консультантов  об эффективном или неэффективном  инструменте управления организацией. В период стабильного развития экономики  модели рождались в тиши академических  кабинетов на основе анализа деятельности многих организаций. В период изменений  статистические закономерности, ориентирующие  бизнес на копирование, уже не обеспечивают конкурентоспособность, идет поиск  уникальности. Одной из моделей управления, придающей компании уникальность, и  должно стать лидерствоСм.: Васильев С.В., Жуковский А.И., Цуркер К. Эффективность работы организаций государственного и муниципального управления и их служащих. Великий Новгород: 2002. С. 25..

Концепция лидерства  как системы управления еще не проработана в такой же степени, как концепция менеджмента. Есть лишь общее понимание, разделяемое  практически всеми исследователями: лидерство, как система управления, должно стимулировать инновационное  поведение сотрудников, обеспечивающее постоянное рождение и использование  нового знания на всех уровнях организации. Таким образом, можно выделить как  минимум две черты новой системы  управления:

1. Обеспечение  инновационного поведения сотрудников  компании.

2. Обеспечение  воспроизводства лидеров на всех  уровнях организацииСм.: Филонович С. Р. Лидерство: реальная проблема или популярный лозунг // Бизнес-образование. 2003. № 1. С. 31.

.

При такой интерпретации  понимание роли лидера в организации  требует некоторого пересмотра. Условие  присутствия лидеров на всех уровнях  организации означает наличие лидера-грузчика, лидера-швеи-мотористки, лидера-продавца и т. д. Все же обычное наше представление  о лидере связано с некой героической  личностью - Шварценеггер, Сталлоне или  «хотя бы» Петр I. Кто же такой  лидер - грузчик, который вовсе не стремится к завоеванию или хотя бы спасению мира, который чувствует  себя вполне комфортно в земной роли грузчика?

Можно обратиться к практикам - руководителям компаний, которые заказывают тренинги лидерства  для своих сотрудников, и задать им вопрос: как должно измениться поведение  сотрудников после прохождения  ими такого тренинга? Наиболее часто  встречаемый ответ: ожидаем инновационного поведения, то есть хотим, чтобы сотрудники без указания сверху не просто хорошо исполняли инструкции и должностные  обязанности, а думали, анализировали, как можно работать эффективнее, подавали рационализаторские предложения (производство), идеи по снижению времени  обработки грузов (логистика), искали способы повышения качества обслуживания клиентов (продажи). Идея узнаваема. Пусть  люди сами не только используют знания, но анализируют и распространяют - это из теории управления знанием; пусть сами занимаются улучшениями  процедур и правил - это идея непрерывного улучшения процессов компании; пусть они поднимут голову и видят не только свой участок, но и всю картину целиком - это уже тотальное управление качеством. Все идеи не новы, более того, уже как методы хорошо простроены, но примеров их реализации меньше, чем хотелось бы. В чем причина? Самые красивые идеи управления упираются в обычный человеческий фактор, в скучное позевывание простого сотрудника «а мне это надо?», не решаемое никакими системами стимулирования. Теперь ставится задача: простого сотрудника превратить в лидера.

Лидеры - это  люди, у кого загораются глаза от новой идеи, кто хочет «расти над  собой», кому все новое интересно. Один из лозунгов, который можно  прочитать в литературе по современным  тенденциям в управлении бизнесом: «Лидерство в каждом, приводящее к  лидерству организации»См.: Васильев С.В., Жуковский А.И., Цуркер К. Эффективность работы организаций государственного и муниципального управления и их служащих. Великий Новгород: 2002. С. 25.

.

Оставим в стороне  вопрос: можно ли обучить лидерству. Зададим другой: есть ли место лидерству  как характеристике человеческого  ресурса в мире регулярного менеджмента? Несколько наблюдений на эту тему:

Информация о работе Лидерство как фактор повышения эффективности государственного управления