Лидерство как фактор повышения эффективности государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 15:16, курсовая работа

Описание

Целью нашего исследования является - теоретическое и практическое изучение проблемы лидерства в государственном управлении, изучить понятия и сущность лидерства, определить лидерские способности руководителя органа государственного управления и сформировать рекомендации по изменению стиля его руководства, поведения.

Содержание

Введение
Глава 1.Теоретические и практические основы лидерства
1.1 Понятие, сущность и функции лидерства в государственном управлении
1.2 Теории лидерства и их значимость для исследования государственного управления
1.3 Лидерские качества руководителя, влияющие на государственное управление
Глава 2.Лидерство и эффективное взаимодействие в сфере государственного управления
2.1 Лидерство и эффективное управление - соотношение понятий (как стиль управления)
2.2 Стили управления, основанные на качествах лидера-руководителя
2.3 Влияние лидерских качеств руководителя на государственное управление в Инспекции Федеральной налоговой службы РФ г. Тюмени
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Лидерство как фактор повышения эффективности государственного управления.docx

— 112.61 Кб (Скачать документ)

В настоящее  время широкое распространение  получила концепция эмоционального лидерства, разработанная группой  американских социальных психологов во главе с Д. Гоулманом.

Согласно данной концепции, именно высокий уровень  развития эмоционального интеллекта отличает лидеров от других людей, чья деятельность требует развитых когнитивных способностей в сочетании с организаторскими способностями. Под эмоциональным  интеллектом понимается интегральная личностная структура, включающая четыре составляющихСм.: Герчикова И. Н. Менеджмент: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. С. 352.

:

- самосознание (способность к рефлексии и  адекватной оценке характера  собственных эмоций);

- самоконтроль (управление своими чувствами  и эмоциями);

- социальную  чуткость (способность к сопереживанию  и эмпатии);

- управленческие  навыки (способность подвигнуть  людей в нужном направлении).

Как подчеркивает Гоулман, чтобы научиться понимать потребности и эмоции других людей, необходимо вначале разобраться в себе. Процесс познания себя является как бы тренажером для развития эмоционального интеллекта.

Эмоциональный лидер вызывает у людей доверие, излучает позитив, вселяет уверенность, снимает психологическую напряженность, создает атмосферу психологического комфорта. Эмоциональный лидер -- это человек, который может и умеет давать поддержку.

Р. Бояцис и Э. Макки, взяв за основу понятие эмоционального интеллекта, разработали концепцию резонансного лидерства. По мнению авторов, руководители, владеющие стратегией резонансного лидерства, умеют «настраиваться на волну» окружающих. Под началом такого лидера люди работают в унисон, единодушно и слаженно, так как между ними достигнуто интеллектуальное и эмоциональное согласие. Лидеры, которые наделены эмоциональным интеллектом не только обладают способностью контролировать свои чувства, но и умеют управлять эмоциями других людей и строить прочные доверительные отношенияСм.: Герчикова И. Н. Менеджмент: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. С. 354.

.

Авторы выделяют три основных качества, которые способствуют развитию лидерского потенциала:

- активность  сознания (понимание своего «Я»,  а также осознание потребностей  других людей);

- оптимизм (ориентация  на будущие цели, энтузиазм);

- эмпатия (понимание чувств и желаний других людей).

Отличается ли лидерство от руководства?

В отечественной  социальной психологии эти два понятия  противопоставляются. Так, Г. М. Андреева указывает на принципиальные различия между лидерством и руководством: «Лидерство есть чисто психологическая  характеристика поведения определенных членов группы, руководство в большей  степени есть социальная характеристика отношений в группе, прежде всего, с точки зрения распределения  ролей управления и подчинения».

В западной традиции одни авторы разводят понятия «лидерство»  и «руководство», другие, напротив, их объединяют.

Херси и Бланшар видят различие между этими явлениями в том, что в одном случае упор делается на влияние (лидерство), а в другом - на достижение организационных целей (руководство). Беннис и Нанус считают, что руководство связано с рутинной работой, а лидерство - с новаторством.

Согласно Фидлеру, лидер - это «индивид в группе, перед которым поставлена задача руководить и координировать групповую деятельность или тот, кто в отсутствии назначенного лидера несет основную ответственность за выполнение его работы»См.: Гибсон Дж., Иванцевич Д. М., Доннели Д. Х. Организации: поведение, структуры, процессы: Пер. с англ. М., 2000. С. 221.

. В этом определении  лидер и руководитель почти  синонимы.

Мы придерживаемся мнения, что лидерство и руководство  дополняют друг друга и особенно в современных условиях управления. Действительно, человек может быть хорошим управленцем, который следит за расходами, определяет цели, разрабатывает  планы и координирует работу отделов. При этом он может являться сильным  лидером, который определяет перспективы, вдохновляет сотрудников своими зажигательными выступлениями, концентрирует  внимание на долгосрочных целях организации, формирует корпоративную культуру. Можно сказать, лидерство дополняет  руководство до эффективного руководства.

Важно иметь  в виду и то, что для эффективного управления ситуацией могут потребоваться  очень разнообразные личностные качества. Маловероятно, что все  эти качества присущи одному человеку. Поэтому при реализации какого-то «Проекта», на разных его стадиях  функция лидера может передаваться как эстафетная палочка, в соответствии с требованиями времени. Тогда предыдущий лидер как бы уступает место новому лидеру, а сам становится последователем. Такой подход получил название «разделенного» лидерства.

Н. Тичи разработал концепцию «двигателя лидерства», основная идея которой состоит в том, что в успешных организациях лидеры, развиваясь сами, постоянно обучают своих последователей. Таким образом, они создают из своих последователей самостоятельно мыслящих лидеров. В этом тесном взаимодействии лидер передает систему идей и ценностей, что укрепляет организационную культуру и компанию в целом.

Тема лидерства  получила глубокое осмысление во многих странах мира: руководители понимают, что зачастую эффективность их деятельности и компании в целом зависит  от того, насколько развит их лидерский  потенциал.

Почему современному российскому руководителю важно  развивать в себе лидерский потенциал?

Потребность в  лидере наиболее остро ощущается  в сложных критических ситуациях. И сейчас, в условиях мирового кризиса, который и нас не обошел стороной, российским руководителям как никогда  потребуется в полной мере проявить свой лидерский потенциал. Быстро изменяющаяся внешняя среда требует от органов  государственного (муниципального) управления гибкости и инновативности - старые, консервативные методы управления теряют актуальность. От руководителя ждут инициации изменений, а также способности рисковать, воодушевлять сотрудников и принимать решения в ситуации неопределенности, то есть тех действий, которые будут характеризовать его, прежде всего, как лидера. Мы считаем, что практически каждый человек, имея некоторые задатки, может развить в себе лидерские качества. Первый шаг к этому - желание! А далее кропотливый труд и упорное продвижение к желаемому образу помогает человеку превзойти прирожденного лидера.

1.3 Лидерские  качества руководителя, влияющие  на государственное управление

В современных  условиях необходим синтез основных положений разных подходов к управлению развитием. Лидерская модель управления развитием организации, или концепция  лидерского потенциала, предполагает моделирование ситуационно - деятельностной среды, формирующей габитус будущих лидеров. В основе модели - развитие лидерского потенциала руководителей и сотрудниковСм.: Еропкин А., Сидорова Н. Имидж руководителя - М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2003. С. 19. .

Если руководитель не обладает лидерскими характеристиками, то эффективность организации зависит  от отношения между руководителем  и неофициальным лидером (лидерами). Лидерство - внутренний организационный  процесс, влияние посредством авторитета личности. Лидерство лежит в основе личного авторитета руководителя, но социальную основу авторитета составляет должность с её правами и обязанностями. С помощью авторитета происходит органичная связь руководства с  лидерством. Авторитетный руководитель воспринимается и как лидер, и  как должностное лицо, облечённое юридической ответственностью. Лидерство  руководителя в системе государственного управления проявляется при наличии  трёх моментов: 1) ситуации, требующей  прорыва вперёд; 2) личности, имеющей  лидерский потенциал; 3) группы последователей при отсутствии "отторжения" со стороны лидера. Необходимость развития создаёт предпосылки для продвижения  ситуацию; руководитель или команда  руководителей, обладающих лидерскими характеристиками, становятся катализатором  развития организации и её участников. Каждый эффективный руководитель должен быть лидером в стратегическом развитии, способным мотивировать сотрудников на достижение долговременных целей. Руководителю для занятия лидерских, а не официальных статусных позиций, требуются соответствующие знания, умения и навыки, качестваСм.: Там же.

.

Лидерские характеристики не тождественны требованиям, предъявляемым  к руководителю, хотя и совпадают  по основным блокам (знания, умения и  навыки, качества). Личность, занимающая позицию лидера, выступает как  носитель определённых социальных срезов жизни общества. В лидере находят  своё концентрированное выражение  потребности, ценности и интересы определённых социальных групп, которые реализуются  через сформированные у него основные личностные черты. Набор этих личностных качеств имеет конкретно-исторический характер. Лидер - субъект социального  управления, имеющий соответствующий  габитус, оказывающий посредством  авторитета личности социально-эмоциональное  влияние на последователей и воспринимающий их в качестве равноправных участников отношений. Лидерство как социально-психологическое  явление отражает лишь одну из сторон общения руководителя. Оно свидетельствует  о наличии определённых психолого-педагогических качеств.

В соответствии с теорией разделённого лидерства, лидеры в организации берут на себя часть ответственности в  какой-либо области. Они отличаются наличием стратегических и ситуационных ресурсов: обладающие первым могут  ставить цель и достигать её, обладающие вторым - нет. Высшее руководство должно иметь стратегический ресурс успеха. Чем более человек менеджер и  менее - администратор, тем меньше он нуждается в философии. У среднего звена должен быть развит ситуационный ресурс. Нельзя "наказывать" специалистов, обладающих ситуационным ресурсом, за отсутствие стратегического. Задача менеджера - тактическое осуществление политики, продуманной и сконструированной  администратором - стратегом. Главное  качество лидера - администратора, чёткое видение цели. Основное качество руководителя - менеджера - эффективно, с наименьшими  потерями реализовать увиденную  лидером цель. Задача менеджеров заключается  так же в мотивировании подчиненных  к предполагаемым изменениям. Приобщение менеджеров к лидерству формируется  через обучение, создание социальных норм и традиций общения. Первостепенное внимание следует обращать на обучение их методам решения проблемСм.: Еропкин А., Сидорова Н. Имидж руководителя - М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2003. С. 20..

Никакие серьёзные  преобразования в системе государственного управления без участия первых лиц  невозможны. Руководители высшего уровня управления - администраторы - являются самой малочисленной группой  управленцев. Их в организации насчитывается  не более двух - трёх человек. Их основная задача - разработка стратегических решений, определяющих содержание работы организации  на несколько лет. Принадлежа к высшему  руководству, эти управляющие имеют  возможность "видеть организацию  в целом". Лидер в государственном  управлении - это стратег, человек  с идеями. В государственном управлении стратегические изменения чаще всего  предлагаются именно администрацией. Администрация формирует подходы  к философии организации, продумывает  и формулирует её. Руководитель должен чётко представить своё назначение по отношению к организации, то есть свою личную миссию. Лидер - администратор  при преобразовании органа государственной  власти идёт по пути, предполагающему  в начале формирование собственной, личной миссии, отражающей его уникальность, его личную философию, а затем переходит к формулированию философии организации. Руководитель формирует и развивает свой собственный стиль управленческой деятельности. Ему необходима стратегия личностного развитияСм.: Государственное управление: основы теории и организации. Учебник / Под ред. В. А. Козбаненко. - М.: «Статут», 2000. С. 643.

Таким образом, развитие государственного управления возможно через развитие лидерского потенциала всех её субъектов. Для органов  государственной власти это означает необходимость развития лидерских  характеристик руководителей, как  через обучение, так и через  создание в практике ситуаций, требующих  лидерства.

В третьем тысячелетии как бизнес, так и государственное управление, по оценкам некоторых аналитиков, начал переживать кризис лидерства.

Этот вывод  можно было бы признать не имеющим  отношения к реальности или просто исследовательским артефактом, если бы он не получил подтверждения в  ряде исследований.

В условиях глобализации требуются новые подходы, содержащие в себе не только стратегии, обеспечивающие эффективность деятельности государственного управления, но и стратегии, позволяющие  развивать творческие, парадоксальные и рискованные подходы к деятельности государственных органов как  новый ресурс для ее развития.

По данным исследования, большинство респондентов склоняются к точке зрения, что XXI век потребует  модели лидерства, построенной на принципе командного, а не единоличного лидерства. Речь идет о необходимости постепенного отказа от авторитарной модели лидерства  и замены ее моделью солидерства. Интенсивность слияний и поглощений отдельных компаний, характерных для процесса глобализации, неизбежно ставит вопрос о необходимости сознательного отказа руководителей от части своей власти и полномочийСм.: Государственное управление: основы теории и организации. Учебник / Под ред. В. А. Козбаненко. - М.: «Статут», 2000. С. 643.

.

Традиционное  лидерство, строилось на "признании  статуса" и личностной харизме. Сегодня и в будущем руководитель в большей степени должен стремиться к более мягкому влиянию, основанному на способности интегрировать общекорпоративные интересы, и убедительно транслировать их другим лидерам и подчиненным, используя для этого широкий спектр технологий коммуникаций. Это требует от новых лидеров большого внутреннего динамизма и восприимчивости с учетом разнородности этнических и возрастных культур, представленных в органах, а также личного мастерства, стремления к самосовершенствованию, высокого уровня самокритичности, технологической компетентности.

Сказанное означает, что перспективы развития данных качеств у российских руководителей  на ближайшие 5-7 лет обозначены и  будут постепенно формироваться, несмотря на существующие объективные ограничения  и особенности деловой культуры. Безусловно, российская деловая культура, построенная на признании авторитарной модели лидерства как наиболее эффективной, вряд ли будет разрушена до тех пор, пока не произойдет смена поколения российских менеджеров. Однако нельзя не признать, что европейская модель, построенная на признании важности личного мастерства, будет являться востребованной и в России. Характеристики "коллективное лидерство", "глобальное мышление", "умение работать с командой и партнерами", свойственные лидеру XXI века, признаются российскими менеджерами как необходимые качества уже сегодня, однако далеко не все российские руководители могут действовать в соответствии со своими идеальными представлениямиСм.: Паршин М. В. Реформа государственного управления в России: взгляд изнутри. - М.: ГУ ВШЭ, 2004. С. 230; Государственное управление: основы теории и организации. Учебник / Под ред. В. А. Козбаненко. - М.: «Статут», 2000. С. 645.

Информация о работе Лидерство как фактор повышения эффективности государственного управления