Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 15:16, курсовая работа
Целью нашего исследования является - теоретическое и практическое изучение проблемы лидерства в государственном управлении, изучить понятия и сущность лидерства, определить лидерские способности руководителя органа государственного управления и сформировать рекомендации по изменению стиля его руководства, поведения.
Введение
Глава 1.Теоретические и практические основы лидерства
1.1 Понятие, сущность и функции лидерства в государственном управлении
1.2 Теории лидерства и их значимость для исследования государственного управления
1.3 Лидерские качества руководителя, влияющие на государственное управление
Глава 2.Лидерство и эффективное взаимодействие в сфере государственного управления
2.1 Лидерство и эффективное управление - соотношение понятий (как стиль управления)
2.2 Стили управления, основанные на качествах лидера-руководителя
2.3 Влияние лидерских качеств руководителя на государственное управление в Инспекции Федеральной налоговой службы РФ г. Тюмени
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложения
В настоящее время широкое распространение получила концепция эмоционального лидерства, разработанная группой американских социальных психологов во главе с Д. Гоулманом.
Согласно данной концепции, именно высокий уровень развития эмоционального интеллекта отличает лидеров от других людей, чья деятельность требует развитых когнитивных способностей в сочетании с организаторскими способностями. Под эмоциональным интеллектом понимается интегральная личностная структура, включающая четыре составляющихСм.: Герчикова И. Н. Менеджмент: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. С. 352.
:
- самосознание (способность к рефлексии и адекватной оценке характера собственных эмоций);
- самоконтроль (управление своими чувствами и эмоциями);
- социальную чуткость (способность к сопереживанию и эмпатии);
- управленческие навыки (способность подвигнуть людей в нужном направлении).
Как подчеркивает Гоулман, чтобы научиться понимать потребности и эмоции других людей, необходимо вначале разобраться в себе. Процесс познания себя является как бы тренажером для развития эмоционального интеллекта.
Эмоциональный
лидер вызывает у людей доверие,
излучает позитив, вселяет уверенность,
снимает психологическую
Р. Бояцис и Э. Макки, взяв за основу понятие эмоционального интеллекта, разработали концепцию резонансного лидерства. По мнению авторов, руководители, владеющие стратегией резонансного лидерства, умеют «настраиваться на волну» окружающих. Под началом такого лидера люди работают в унисон, единодушно и слаженно, так как между ними достигнуто интеллектуальное и эмоциональное согласие. Лидеры, которые наделены эмоциональным интеллектом не только обладают способностью контролировать свои чувства, но и умеют управлять эмоциями других людей и строить прочные доверительные отношенияСм.: Герчикова И. Н. Менеджмент: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. С. 354.
.
Авторы выделяют три основных качества, которые способствуют развитию лидерского потенциала:
- активность
сознания (понимание своего «Я»,
а также осознание
- оптимизм (ориентация на будущие цели, энтузиазм);
- эмпатия (понимание чувств и желаний других людей).
Отличается ли лидерство от руководства?
В отечественной социальной психологии эти два понятия противопоставляются. Так, Г. М. Андреева указывает на принципиальные различия между лидерством и руководством: «Лидерство есть чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы, руководство в большей степени есть социальная характеристика отношений в группе, прежде всего, с точки зрения распределения ролей управления и подчинения».
В западной традиции одни авторы разводят понятия «лидерство» и «руководство», другие, напротив, их объединяют.
Херси и Бланшар видят различие между этими явлениями в том, что в одном случае упор делается на влияние (лидерство), а в другом - на достижение организационных целей (руководство). Беннис и Нанус считают, что руководство связано с рутинной работой, а лидерство - с новаторством.
Согласно Фидлеру, лидер - это «индивид в группе, перед которым поставлена задача руководить и координировать групповую деятельность или тот, кто в отсутствии назначенного лидера несет основную ответственность за выполнение его работы»См.: Гибсон Дж., Иванцевич Д. М., Доннели Д. Х. Организации: поведение, структуры, процессы: Пер. с англ. М., 2000. С. 221.
. В этом определении лидер и руководитель почти синонимы.
Мы придерживаемся
мнения, что лидерство и руководство
дополняют друг друга и особенно
в современных условиях управления.
Действительно, человек может быть
хорошим управленцем, который следит
за расходами, определяет цели, разрабатывает
планы и координирует работу отделов.
При этом он может являться сильным
лидером, который определяет перспективы,
вдохновляет сотрудников своими
зажигательными выступлениями, концентрирует
внимание на долгосрочных целях организации,
формирует корпоративную
Важно иметь в виду и то, что для эффективного управления ситуацией могут потребоваться очень разнообразные личностные качества. Маловероятно, что все эти качества присущи одному человеку. Поэтому при реализации какого-то «Проекта», на разных его стадиях функция лидера может передаваться как эстафетная палочка, в соответствии с требованиями времени. Тогда предыдущий лидер как бы уступает место новому лидеру, а сам становится последователем. Такой подход получил название «разделенного» лидерства.
Н. Тичи разработал концепцию «двигателя лидерства», основная идея которой состоит в том, что в успешных организациях лидеры, развиваясь сами, постоянно обучают своих последователей. Таким образом, они создают из своих последователей самостоятельно мыслящих лидеров. В этом тесном взаимодействии лидер передает систему идей и ценностей, что укрепляет организационную культуру и компанию в целом.
Тема лидерства получила глубокое осмысление во многих странах мира: руководители понимают, что зачастую эффективность их деятельности и компании в целом зависит от того, насколько развит их лидерский потенциал.
Почему современному российскому руководителю важно развивать в себе лидерский потенциал?
Потребность в
лидере наиболее остро ощущается
в сложных критических
1.3 Лидерские качества руководителя, влияющие на государственное управление
В современных условиях необходим синтез основных положений разных подходов к управлению развитием. Лидерская модель управления развитием организации, или концепция лидерского потенциала, предполагает моделирование ситуационно - деятельностной среды, формирующей габитус будущих лидеров. В основе модели - развитие лидерского потенциала руководителей и сотрудниковСм.: Еропкин А., Сидорова Н. Имидж руководителя - М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2003. С. 19. .
Если руководитель
не обладает лидерскими характеристиками,
то эффективность организации
.
Лидерские характеристики
не тождественны требованиям, предъявляемым
к руководителю, хотя и совпадают
по основным блокам (знания, умения и
навыки, качества). Личность, занимающая
позицию лидера, выступает как
носитель определённых социальных срезов
жизни общества. В лидере находят
своё концентрированное выражение
потребности, ценности и интересы определённых
социальных групп, которые реализуются
через сформированные у него основные
личностные черты. Набор этих личностных
качеств имеет конкретно-
В соответствии
с теорией разделённого лидерства,
лидеры в организации берут на
себя часть ответственности в
какой-либо области. Они отличаются
наличием стратегических и ситуационных
ресурсов: обладающие первым могут
ставить цель и достигать её, обладающие
вторым - нет. Высшее руководство должно
иметь стратегический ресурс успеха.
Чем более человек менеджер и
менее - администратор, тем меньше он
нуждается в философии. У среднего
звена должен быть развит ситуационный
ресурс. Нельзя "наказывать" специалистов,
обладающих ситуационным ресурсом, за
отсутствие стратегического. Задача менеджера
- тактическое осуществление
Никакие серьёзные
преобразования в системе государственного
управления без участия первых лиц
невозможны. Руководители высшего уровня
управления - администраторы - являются
самой малочисленной группой
управленцев. Их в организации насчитывается
не более двух - трёх человек. Их основная
задача - разработка стратегических решений,
определяющих содержание работы организации
на несколько лет. Принадлежа к высшему
руководству, эти управляющие имеют
возможность "видеть организацию
в целом". Лидер в государственном
управлении - это стратег, человек
с идеями. В государственном управлении
стратегические изменения чаще всего
предлагаются именно администрацией.
Администрация формирует
Таким образом, развитие государственного управления возможно через развитие лидерского потенциала всех её субъектов. Для органов государственной власти это означает необходимость развития лидерских характеристик руководителей, как через обучение, так и через создание в практике ситуаций, требующих лидерства.
В третьем тысячелетии как бизнес, так и государственное управление, по оценкам некоторых аналитиков, начал переживать кризис лидерства.
Этот вывод можно было бы признать не имеющим отношения к реальности или просто исследовательским артефактом, если бы он не получил подтверждения в ряде исследований.
В условиях глобализации
требуются новые подходы, содержащие
в себе не только стратегии, обеспечивающие
эффективность деятельности государственного
управления, но и стратегии, позволяющие
развивать творческие, парадоксальные
и рискованные подходы к
По данным исследования, большинство респондентов склоняются к точке зрения, что XXI век потребует модели лидерства, построенной на принципе командного, а не единоличного лидерства. Речь идет о необходимости постепенного отказа от авторитарной модели лидерства и замены ее моделью солидерства. Интенсивность слияний и поглощений отдельных компаний, характерных для процесса глобализации, неизбежно ставит вопрос о необходимости сознательного отказа руководителей от части своей власти и полномочийСм.: Государственное управление: основы теории и организации. Учебник / Под ред. В. А. Козбаненко. - М.: «Статут», 2000. С. 643.
.
Традиционное лидерство, строилось на "признании статуса" и личностной харизме. Сегодня и в будущем руководитель в большей степени должен стремиться к более мягкому влиянию, основанному на способности интегрировать общекорпоративные интересы, и убедительно транслировать их другим лидерам и подчиненным, используя для этого широкий спектр технологий коммуникаций. Это требует от новых лидеров большого внутреннего динамизма и восприимчивости с учетом разнородности этнических и возрастных культур, представленных в органах, а также личного мастерства, стремления к самосовершенствованию, высокого уровня самокритичности, технологической компетентности.
Сказанное означает,
что перспективы развития данных
качеств у российских руководителей
на ближайшие 5-7 лет обозначены и
будут постепенно формироваться, несмотря
на существующие объективные ограничения
и особенности деловой
Информация о работе Лидерство как фактор повышения эффективности государственного управления