Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 15:16, курсовая работа
Целью нашего исследования является - теоретическое и практическое изучение проблемы лидерства в государственном управлении, изучить понятия и сущность лидерства, определить лидерские способности руководителя органа государственного управления и сформировать рекомендации по изменению стиля его руководства, поведения.
Введение
Глава 1.Теоретические и практические основы лидерства
1.1 Понятие, сущность и функции лидерства в государственном управлении
1.2 Теории лидерства и их значимость для исследования государственного управления
1.3 Лидерские качества руководителя, влияющие на государственное управление
Глава 2.Лидерство и эффективное взаимодействие в сфере государственного управления
2.1 Лидерство и эффективное управление - соотношение понятий (как стиль управления)
2.2 Стили управления, основанные на качествах лидера-руководителя
2.3 Влияние лидерских качеств руководителя на государственное управление в Инспекции Федеральной налоговой службы РФ г. Тюмени
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложения
1. Лидерство
подразумевает
.
2. Введение регулярного
менеджмента резко снижает
3. Способность
видеть дальше и влиять на
поведение других - это способность
принципиально иного типа
4. Еще одно
противоречие, с которым мы встречаемся
при попытках использовать
.
Но оборотная
сторона присутствия
.
Есть ли альтернативная
модель? Конечно. Это - разделенное лидерство.
Лидерство как координация
Подводя некоторый
итог, можно сказать, что инновационное
поведение сотрудников входит в
явное противоречие с принципами
построения большинства современных
организаций. Поэтому пока его присутствие
в компаниях может быть лишь точечным
- в моменты случайного совпадения
необходимых обстоятельств: лидера;
стимулирующих систем управления; сотрудников,
обученных инновационным
Тема лидерства издавна занимала умы многих исследователей, хотя до сих пор нельзя сказать, что существует единственное и согласованное мнение на этот счет. Однако тот факт, что лидерство есть процесс взаимообмена и взаимодействия между лидером и его последователями, принимается всеми теориями лидерства.
1.2 Теории лидерства
и их значимость для
Выше было отмечено,
что лидерство - это способность
влиять на индивидуумов и группы людей,
чтобы побудить их работать для достижения
целей. Было отмечено, что имеется
множество средств, с помощью
которых можно оказывать
Это - сложные вопросы, и ответы на них лежат отнюдь не на поверхности. Теория лидерства пытается выявить и предсказать, какие характеристики лидерства оказываются наиболее эффективными и почему.
Известно, что к сегодняшнему дню проведено более десяти тысяч различного рода исследований вопросов лидерства. Используя две переменные или два измерения (динамика поведения и уровень ситуационности), можно выделить основные группы лидерства.
Рассмотрим основные подходы к исследованию феномена лидерства и ответим на вопрос: является ли лидерство врожденным качеством или ему можно научиться?
В исследовании лидерства ученые-бихевиористы применили три основных подхода - «теория личностных качеств», «поведенческий подход» и «ситуационный подход»См.: Милбнер Б. З. Теория организаций. Учебник. 2-е изд. перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2000. С. 211. . Начиная с 1920-х годов, последователи теории личностных качеств пытались выяснить, какие характеристики человека обеспечивают лидерство. Развивая эту мысль, исследователи полагали, что если бы эти «особые» качества могли быть выявлены, люди могли бы научиться «воспитывать» в себе лидера.
В рамках теории личностных качеств были разработаны концепции трансформационного и харизматического лидерства. Трансформационное лидерство - это процесс достижения значительных изменений в установках и представлениях членов организации и формирование приверженности значительным изменениям в целях и стратегии организации.
По мнению Басса, трансформационное лидерство предполагает оказание лидером влияния на подчиненных, но эффектом этого влияния является расширение полномочий подчиненных, которые также становятся лидерами в процессе преобразования организацииСм.: Государственное управление: основы теории и организации. Учебник / Под ред. В. А. Козбаненко. - М.: «Статут», 2000. С. 651..
При харизматическом лидерстве в центре внимания находится отдельный лидер. Как отмечает С. В. Иванова, харизматическое лидерство - это лидерство, построенное на энергетике, обаянии, умении вдохновлять, вести за собой. В большинстве случаев формальный лидер, обладающий харизмой, одновременно является и неформальным: он пользуется уважением и симпатией коллег не только как руководитель, но и как личность.
Кого можно
отнести к харизматическим
Хотя большинство исследователей соглашаются с тем, что харизма - это особый дар и ему нельзя научиться, существуют некоторые аспекты харизматического лидерства, которые каждый может применять на практике. Это использование личной власти, преданность общему делу, четкое видение будущего, способность брать на себя риск и эффективно действовать в ситуации неопределенности.
Дж. Л. Гибсон говорит о том, что кризисная ситуация способна породить лидера харизматического типа. В условия стресса, неопределенности ведомые передают бразды правления тем, кто способен исправить негативную ситуацию.
В 1948 году Р. Стогдилл сделал обзор 124 исследований, посвященных изучению лидерских качеств. В результате, он выделил ряд наиболее присущих лидерам черт: интеллект, стремление к знаниям, надежность, ответственность, активность, социальное участие.
Однако автор также отметил, что в разных ситуациях эффективные лидеры обнаруживали разные личностные характеристики. В результате Стогдилл пришел к выводу, что «человек не становится лидером только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личностных свойств»См.: Государственное управление: основы теории и организации. Учебник / Под ред. В. А. Козбаненко. - М.: «Статут», 2000. С. 653.
.
В итоге, теория
личностных качеств оказалась
Неудачные попытки в определении универсальных личностных черт заставили ученых в начале 1950-х годов взглянуть на проблему лидерства с другой стороны. Теперь исследователей интересовал вопрос о поведении лидеров в организации: какие роли они играют, как управляют и взаимодействуют с людьми.
Поведенческий
подход направлен на анализ лидерства
в контексте реализуемого лидером
поведения и выделение
Сторонники поведенческого подхода предполагают, что лидерству можно обучать.
Приоритет в разработке поведенческого подхода принадлежит К. Левину. Он выделил три стиля поведения лидера:
-авторитарный (лидер
действует властно, директивно, жестко
распределяя роли между
-демократичный
(лидер стремится управлять
-попустительский
(лидер практически
.
Какой стиль руководства самый эффективный? Существует распространенное мнение, что оптимальным стилем руководства является демократический стиль. Однако современные сторонники поведенческой школы все более склоняются к выводу о том, что не существует одного оптимального стиля. Стиль лидерства меняется в зависимости от ситуации.
Наконец, приверженцы
ситуационного подхода
Таким образом, менеджер, желающий стать лидером, должен научиться определять все составляющие конкретной ситуации и подстраивать под нее свой стиль лидерства.
В рамках данного подхода были разработаны четыре теории: ситуационная модель руководства Фидлера, подход Митчелла и Хауса «путь цель», теория жизненного цикла Херси и Бланшара и модель принятия решений руководителем Врума-Йеттона.
Общим для всех этих теорий является признание того, что лидерство невозможно понять в отрыве от характеристик группы и ситуации.
Итак, лидерству, не считая харизмы, можно и нужно учиться. Большинство исследователей феномена лидерства отмечают, что у каждого человека есть лидерский потенциал, просто его надо актуализировать и развивать.
Рассмотрим две
современные концепции
Информация о работе Лидерство как фактор повышения эффективности государственного управления