Лидерство как фактор повышения эффективности государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 15:16, курсовая работа

Описание

Целью нашего исследования является - теоретическое и практическое изучение проблемы лидерства в государственном управлении, изучить понятия и сущность лидерства, определить лидерские способности руководителя органа государственного управления и сформировать рекомендации по изменению стиля его руководства, поведения.

Содержание

Введение
Глава 1.Теоретические и практические основы лидерства
1.1 Понятие, сущность и функции лидерства в государственном управлении
1.2 Теории лидерства и их значимость для исследования государственного управления
1.3 Лидерские качества руководителя, влияющие на государственное управление
Глава 2.Лидерство и эффективное взаимодействие в сфере государственного управления
2.1 Лидерство и эффективное управление - соотношение понятий (как стиль управления)
2.2 Стили управления, основанные на качествах лидера-руководителя
2.3 Влияние лидерских качеств руководителя на государственное управление в Инспекции Федеральной налоговой службы РФ г. Тюмени
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Лидерство как фактор повышения эффективности государственного управления.docx

— 112.61 Кб (Скачать документ)

1. Лидерство  подразумевает самостоятельность,  независимость, новизну. Регулярный  менеджмент - управляемость, как  предсказуемость настоящего и  будущего, более того, его детерминированность.  Известный феномен системного  сопротивления, который знаком  всем консультантам в области  управления изменениями: хорошо  поставленные, привычные системы  планирования, бюджетирования, контроллинга, зашитые в информационную систему, отлаженные бизнес-процессы становятся самым большим препятствием на пути внедрения организационного изменения. Простроенные взаимосвязанные процессы пронизывают каждую клеточку компании. Даже небольшое на вид изменение затрагивает практически всю организациюСм.: Филонович С. Р. Лидерство: реальная проблема или популярный лозунг // Бизнес-образование. 2003. № 1. С. 31; Зудина Л. Н. Организация управленческого труда: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2003. С.45.

.

2. Введение регулярного  менеджмента резко снижает зависимость  компании от личности менеджера  - мечта большинства российских  собственников. Менеджмент может  быть безличностным, лидерство - всегда личностно. Лидер не может спрятаться за процедуру, норму, правило. Лидер обязан демонстрировать инновационное поведение, его задача менять, повышать эффективность, влиять на сотрудников, побуждая их к действию. В компании регулярного менеджмента лидер на низших и средних уровнях иерархии становится злом, разрушающем стройную систему управления.

3. Способность  видеть дальше и влиять на  поведение других - это способность  принципиально иного типа работника.  Он задумывается не просто  над более эффективным выполнением  работы. Он обучается навыкам,  знаниям, инструментам преобразования  рабочей среды. Это не знание  выполнения работы, а знание преобразования. Это качественно иное знание. Оно меняет саму сущность человеческого  ресурса. Обученные люди, которые  становятся генераторами нового  знания, попадают в ситуацию бывшей  цветочницы из «Пигмалиона» Бернарда Шоу: новая культура требует нового общества. Обучение методам преобразования среды (принятию решений, анализу работ, выделению первопричины, техникам влияния и т.д.) меняет культуру человека, его восприятие организации, ему становится тесно и неинтересно в рамках жестких систем.

4. Еще одно  противоречие, с которым мы встречаемся  при попытках использовать концепцию  лидерства как концепцию управления: восприятие личности лидера на  вершине организации. Мечтой всех  акционеров, которые решаются на  значительные организационные изменения,  является генеральный директор  с сильной харизмой. Молва часто приписывает харизматическим личностям способность видеть дальше, понимать больше, знать то, что не знают другие. В какой-то степени это супер-герой. Он один такой - героический лидер, рядом с ним никого не поставишь. Все остальные ниже - они последователи. Одно из наиболее популярных определений лидерства сегодня: лидерство определяет наличие последователей. Роль последователей при преобразованиях необыкновенно важна. Лидера берут на прорыв, на реорганизацию, на изменения. Но организационные изменения имеют одну особенность. Они нарушают стабильность, привычное, удобное, комфортное. Как бы грамотно ни проводились изменения, компания в любом случае попадает в сумеречную зону, зону тревоги и неопределенности. И в этой ситуации наличие харизматичного лидера, в которого верят последователи, верят беспредельно, без ненужных и мучительных сомнений, значительно облегчает проведение изменений в компании, как минимум - в той ее части, где есть последователиСм.: Филонович С. Р. Лидерство: реальная проблема или популярный лозунг // Бизнес-образование. 2003. № 1. С. 31; Зудина Л. Н. Организация управленческого труда: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2003. С.45.

.

Но оборотная  сторона присутствия героического лидера в организации заключается  в том, что, если в компании есть последователи, значит есть и те, кто ими не являются. То есть существует некая граница, которая отделяет преданных лидеру людей от всех остальных. Появляется группа. А дальше начинают работать законы групповой динамики, основным из которых является закон сохранения группы. Сохранение группы требует доказательств, что лидер имеет право на лидерство, появляется необходимость противопоставления «мы - они». Имидж начинает управлять человеком, появление героического лидера в компании неизбежно приводит к поляризации, расхождению интересов, конфликты становятся явными, «до победы»: кто не с нами - тот против нас. Возможно ли лидерство рядом с героическим лидером? - Нет. Независимость суждений и новые идеи допускаются, только если они совпадают с течением мысли лидераСм.: Филонович С. Р. Лидерство: реальная проблема или популярный лозунг // Бизнес-образование. 2003. № 1. С. 32.

.

Есть ли альтернативная модель? Конечно. Это - разделенное лидерство. Лидерство как координация деятельности многих лидеров. Однако разделенное  лидерство предъявляет очень  серьезные требования к личности: высокая чувствительность и в  то же время устойчивость к изменениям, навыки управления парадоксами, самодостаточность  и многое другое. А самая главная  проблема - непривычный имидж, противоречащий устойчивым представлениям о сильном  лидере.

Подводя некоторый  итог, можно сказать, что инновационное  поведение сотрудников входит в  явное противоречие с принципами построения большинства современных  организаций. Поэтому пока его присутствие  в компаниях может быть лишь точечным - в моменты случайного совпадения необходимых обстоятельств: лидера; стимулирующих систем управления; сотрудников, обученных инновационным инструментам; отрасли, зарабатывающей на уникальности. Перевод идеи лидерства из просто красивой идеи в разряд систем управления требует разработанного, развитого инструментария от философии управления до систем стимулирования сотрудника. Отдельные разработки уже ведутся в этом направлении: концепция внутреннего клиента, переопределение менеджмента как маркетинговой деятельности. Они призваны создать основу для экологически чистой практики корпоративного управления, способной поощрять и поддерживать инновационное поведение сотрудников.

Тема лидерства  издавна занимала умы многих исследователей, хотя до сих пор нельзя сказать, что  существует единственное и согласованное  мнение на этот счет. Однако тот факт, что лидерство есть процесс взаимообмена и взаимодействия между лидером  и его последователями, принимается  всеми теориями лидерства.

1.2 Теории лидерства  и их значимость для исследования  государственного управления

Выше было отмечено, что лидерство - это способность  влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения целей. Было отмечено, что имеется  множество средств, с помощью  которых можно оказывать влияние  на других и вести людей за собой. Без ответа остался важный вопрос: как должен вести себя управляющий, который является лидером? Какие  средства влияния и стили поведения  показали себя наиболее эффективными для направления усилий людей на достижение целей организации?

Это - сложные  вопросы, и ответы на них лежат  отнюдь не на поверхности. Теория лидерства  пытается выявить и предсказать, какие характеристики лидерства  оказываются наиболее эффективными и почему.

Известно, что  к сегодняшнему дню проведено  более десяти тысяч различного рода исследований вопросов лидерства. Используя  две переменные или два измерения (динамика поведения и уровень  ситуационности), можно выделить основные группы лидерства.

Рассмотрим основные подходы к исследованию феномена лидерства и ответим на вопрос: является ли лидерство врожденным качеством  или ему можно научиться?

В исследовании лидерства ученые-бихевиористы применили три основных подхода - «теория личностных качеств», «поведенческий подход» и «ситуационный подход»См.: Милбнер Б. З. Теория организаций. Учебник. 2-е изд. перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2000. С. 211. . Начиная с 1920-х годов, последователи теории личностных качеств пытались выяснить, какие характеристики человека обеспечивают лидерство. Развивая эту мысль, исследователи полагали, что если бы эти «особые» качества могли быть выявлены, люди могли бы научиться «воспитывать» в себе лидера.

В рамках теории личностных качеств были разработаны  концепции трансформационного и  харизматического лидерства. Трансформационное  лидерство - это процесс достижения значительных изменений в установках и представлениях членов организации  и формирование приверженности значительным изменениям в целях и стратегии  организации.

По мнению Басса, трансформационное лидерство предполагает оказание лидером влияния на подчиненных, но эффектом этого влияния является расширение полномочий подчиненных, которые также становятся лидерами в процессе преобразования организацииСм.: Государственное управление: основы теории и организации. Учебник / Под ред. В. А. Козбаненко. - М.: «Статут», 2000. С. 651..

При харизматическом  лидерстве в центре внимания находится  отдельный лидер. Как отмечает С. В. Иванова, харизматическое лидерство - это лидерство, построенное на энергетике, обаянии, умении вдохновлять, вести  за собой. В большинстве случаев  формальный лидер, обладающий харизмой, одновременно является и неформальным: он пользуется уважением и симпатией коллег не только как руководитель, но и как личность.

Кого можно  отнести к харизматическим лидерам? Это такие известные исторические фигуры, как Александр Македонский, спартанский царь Леонид, Джон Ф. Кеннеди, Мартин Лютер КингСм.: Там же. С. 653..

Хотя большинство  исследователей соглашаются с тем, что харизма - это особый дар и ему нельзя научиться, существуют некоторые аспекты харизматического лидерства, которые каждый может применять на практике. Это использование личной власти, преданность общему делу, четкое видение будущего, способность брать на себя риск и эффективно действовать в ситуации неопределенности.

Дж. Л. Гибсон говорит о том, что кризисная ситуация способна породить лидера харизматического типа. В условия стресса, неопределенности ведомые передают бразды правления тем, кто способен исправить негативную ситуацию.

В 1948 году Р. Стогдилл сделал обзор 124 исследований, посвященных изучению лидерских качеств. В результате, он выделил ряд наиболее присущих лидерам черт: интеллект, стремление к знаниям, надежность, ответственность, активность, социальное участие.

Однако автор  также отметил, что в разных ситуациях  эффективные лидеры обнаруживали разные личностные характеристики. В результате Стогдилл пришел к выводу, что «человек не становится лидером только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личностных свойств»См.: Государственное управление: основы теории и организации. Учебник / Под ред. В. А. Козбаненко. - М.: «Статут», 2000. С. 653.

.

В итоге, теория личностных качеств оказалась малопродуктивной, так как единого мнения о том, какими качествами должен обладать лидер, до сих пор не существует.

Неудачные попытки  в определении универсальных  личностных черт заставили ученых в  начале 1950-х годов взглянуть на проблему лидерства с другой стороны. Теперь исследователей интересовал  вопрос о поведении лидеров в  организации: какие роли они играют, как управляют и взаимодействуют с людьми.

Поведенческий подход направлен на анализ лидерства  в контексте реализуемого лидером  поведения и выделение универсальных  поведенческих особенностей, обеспечивающих ему успех.

Сторонники поведенческого подхода предполагают, что лидерству  можно обучать.

Приоритет в  разработке поведенческого подхода  принадлежит К. Левину. Он выделил  три стиля поведения лидера:

-авторитарный (лидер  действует властно, директивно, жестко  распределяя роли между членами  группы);

-демократичный  (лидер стремится управлять группой  вместе с ведомыми, давая им достаточную свободу действий);

-попустительский  (лидер практически устраняется  от активного управления группой,  предоставляет членам группы  полную свободу действий)См.: Герчикова И. Н. Менеджмент: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. С. 351.

.

Какой стиль  руководства самый эффективный? Существует распространенное мнение, что оптимальным стилем руководства  является демократический стиль. Однако современные сторонники поведенческой  школы все более склоняются к  выводу о том, что не существует одного оптимального стиля. Стиль лидерства  меняется в зависимости от ситуации.

Наконец, приверженцы  ситуационного подхода ситуационного  подхода считают, что лидерство - это продукт конкретной ситуации. Основная идея данного подхода заключается  в том, что эффективный лидер  может оценить ситуацию и адаптировать к ней свое поведение. Главными ситуационными  переменными являются потребности  и личные качества подчиненных, характер задания, а также характеристики рабочей и внешней среды.

Таким образом, менеджер, желающий стать лидером, должен научиться определять все составляющие конкретной ситуации и подстраивать под нее свой стиль лидерства.

В рамках данного  подхода были разработаны четыре теории: ситуационная модель руководства  Фидлера, подход Митчелла и Хауса «путь цель», теория жизненного цикла Херси и Бланшара и модель принятия решений руководителем Врума-Йеттона.

Общим для всех этих теорий является признание того, что лидерство невозможно понять в отрыве от характеристик группы и ситуации.

Итак, лидерству, не считая харизмы, можно и нужно учиться. Большинство исследователей феномена лидерства отмечают, что у каждого человека есть лидерский потенциал, просто его надо актуализировать и развивать.

Рассмотрим две  современные концепции лидерства, которые ставят во главу угла развитие личности руководителя-лидера и его  лидерского потенциала.

Информация о работе Лидерство как фактор повышения эффективности государственного управления