Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 15:16, курсовая работа
Целью нашего исследования является - теоретическое и практическое изучение проблемы лидерства в государственном управлении, изучить понятия и сущность лидерства, определить лидерские способности руководителя органа государственного управления и сформировать рекомендации по изменению стиля его руководства, поведения.
Введение
Глава 1.Теоретические и практические основы лидерства
1.1 Понятие, сущность и функции лидерства в государственном управлении
1.2 Теории лидерства и их значимость для исследования государственного управления
1.3 Лидерские качества руководителя, влияющие на государственное управление
Глава 2.Лидерство и эффективное взаимодействие в сфере государственного управления
2.1 Лидерство и эффективное управление - соотношение понятий (как стиль управления)
2.2 Стили управления, основанные на качествах лидера-руководителя
2.3 Влияние лидерских качеств руководителя на государственное управление в Инспекции Федеральной налоговой службы РФ г. Тюмени
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложения
3. авторитет
подчинение. Руководитель очень
заботится об эффективности
4. организация
(производственно-социальное
5. команда. Благодаря
усиленному вниманию к
Блейк и Мутон исходили из того, что самым эффективным стилем руководства было № 5. Он является не только удачной комбинацией других исследований на эту тему, но также дает руководителям особую возможность оценить свою позицию и попытаться начать движение в сторону усовершенствования стиля управления.
2.3 Влияние лидерских
качеств руководителя на
Профессионально важные качества руководителя - это личностные характеристики, обеспечивающие максимальную эффективность и успешность руководителя в сфере управленческой деятельности. Проблема определения универсального набора профессионально важных качеств и требований, которым должен соответствовать современный руководитель любого управленческого ранга, является весьма актуальной, так как ее исследование позволяет значительно повысить эффективность диагностики и прогнозирования оптимальной структуры личности руководителя.
В настоящее
время проблема изучения лидерских
качеств вызывает не только научный,
но и практический интерес. С целью
оценки профессионально важных качеств
руководителей используются разные
методы, в частности экзамен, экспертные
оценки, психологическое тестирование,
инструментальные измерения. На практике,
с целью выявления
Организация исследования
В практической
части нашей выпускной
Инспекция Федеральной налоговой службы является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
Служба является
уполномоченным федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим
государственную регистрацию
Эффективность управления инспекцией, тесное взаимодействие всех отделов, участвующих в ее деятельности, исключение дублирования в работе структурных подразделений обеспечивает разработка нормативных документов, регламентирующих их деятельность, четко определяющих функции, права, обязанности каждого подразделения, а также отдельных исполнителей с учетом специфических особенностей их деятельности.
Организационная
структура данного
При данной организации
существует непосредственная связь, исключающая
вышестоящее руководство, между
подразделениями. Например, отдел по
работе с налогоплательщиками, непосредственно
принимающий у
При такой структуре управления у каждого функционального подразделения существует свой руководитель (начальник отдела).
Компетентный менеджер способен организовать эффективную деятельность формальных групп и управлять ею. Неформальный лидер может создать и управлять неформальной группой. И только формальный лидер, владеющий искусством эффективного лидерства, может оптимально управлять как формальными, так и неформальными группами.
Стиль управления, используемый в государственном органе
Для определения стиля руководства, применяемого руководителем инспекции был проведен опрос служащих инспекции (применена концепция Блэйка и Мутона и Приложение 1 и 2).
Из опроса работников
можно сделать следующие
Руководитель
внимательно выслушивает мнение
каждого работника относительно
поставленного вопроса, и только
после этого принимает
Руководитель достигает приемлемого качества выполнения заданий, находя баланс эффективности и хорошего морального настроя. Эта позиция характеризует тот тип руководителя, который умело сочетает заботу о людях с заботой о выполняемой работе. Такой руководитель считает, что компромисс во всех случаях - лучшее решение, он есть основа для эффективного управления. Решения должны приниматься руководителем, но обязательно обсуждаться и корректироваться с подчиненными. Положительными чертами руководителей такого типа являются, постоянство, заинтересованность в успехе начинаний, нестандартность мышления, прогрессивные взгляды. Однако, к сожалению, прогрессивность взглядов мало распространяется непосредственно на сам стиль управления, что не способствует развитию и движению вперед всего производства. Эффективность работы государственного органа с таким стилем управления иногда оставляет желать лучшего. Как, впрочем, и некоторые стороны внутренней жизни коллектива.
Исследование лидерских качеств и анализ результатов
Существует несколько
способов выявления лидерских
Для определения, является ли руководитель государственного органа лидером, или он имеет это звание только формально, было проведено тестирование Приложение 1.
Результаты теста
следующие. По шкале лидерства генеральный
директор набрал 73 балла, по шкале администратора
- 42 балла. Это значит, что примерно
на 63,5% он лидер и на 36,5% администратор.
Налицо преобладание лидерских качеств
директора перед
По способности контролировать ситуацию, распоряжаться временем и управлять собственным стрессом различают 2 типа руководителей:
1 тип: Человек-иголка
Характерным для этого руководителя является то, что его мысли и поступки определяются частными мероприятиями и мелкими задачами (иголками), которые сыплются на него. Планы, совещания, поездки часто меняются из-за того, что внезапно возникают другие срочные дела. Компетенция и эффективность сотрудников оцениваются сиюминутно, исходя из того, решены ли данным руководителем мелкие задачи в тот момент, когда о них спрашивают. Вклад сотрудников большей частью используется для того, чтобы участвовать в решении «горящих» задач начальника.
2 тип: Человек-ветвь
Этот тип руководителя выделят время для решения важных задач, направленных на достижение главных целей. Мелкие дела выполняются в «окне» между большими делами. Совещания и поездки меняются редко. Руководитель четко представляет ключевые области своей деятельности. Руководитель и подчиненные одинаково оценивают степень важности задач и дел.
В данном случае по результатам собеседования с сотрудниками отдела и самим руководителем, можно сделать вывод о том, что он относится к типу «Человек-иголка». Конечно, это в большой степени обусловлено недостатками планирования на более высоком уровне иерархии, но, тем не менее, необходимо дать несколько рекомендаций.
Руководитель должен стремиться к тому, чтобы внешние обстоятельства и внезапно возникшие дела не управляли им, он должен понимать, какое значение его собственное планирование имеет для возможностей сотрудников в реализации их планов.
Так же, был проведено тестирование для определения уровня лидерских способностей руководителей по методике «Лидер» (Приложение 2) . В тесте было предложено 16 вопросов, к каждому из которых было дано три варианта ответа. Тестируемый должен выбрать одни из вариантов и пометит его на бланке ключа.
При ответе на вопрос тестируемый получает балл только за один вариант ответа в левой колонке.
Степень выраженности лидерства:
до 25 баллов - лидерство выражено слабо.
26-35 баллов - средняя выраженность лидерства.
36-40 баллов - лидерство выражено в сильной степени.
свыше 40 баллов - склонность к диктату.
Руководитель набрал 32 балла, что говорит о средней выраженности его лидерских способностей.
Он работает
в хорошей организации, но все
же нельзя забывать о том, что для
стабильного успеха ему нужно
постоянно совершенствовать методы
руководства и деятельности подчиненных,
развивать собственную
Для более успешной
работы государственного органа и сплочения
коллектива руководителю необходимо развивать
лидерство. Развитие лидерства - целенаправленное
формирование и углубление соответствующих
качеств и навыков. Данный аспект
проблемы управления лидерством в организации
учитывает возможности в
выработка личной мотивированности, устойчивого желания быть лидером, уверенности в себе, готовности принимать решения и брать на себя ответственность, последовательности и упорства в реализации общих целей, сознания собственной силы, веры в достижение цели, энтузиазма и т.п.;
развитие индивидуальных интеллектуальных и нравственных лидерских качеств;
обеспечение социальной компетентности лидера и его доброжелательности в отношениях с членами группы полагает культуру общения, умение ясно и четко выражать мысли, корректно выслушивать сотрудников, делать замечания, давать советы, внимательность, уважение достоинства других людей, умение понимать их, проникаться их заботами и проблемами, оказывать им поддержку и т.п.;
приобретения
умения и навыков быстро и правильно
оценивать ситуацию, знать и учитывать
особенности, интересы, запросы и
ожидания всех членов группы. Не менее
важна для лидерства и
Информация о работе Лидерство как фактор повышения эффективности государственного управления