Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 15:16, курсовая работа
Целью нашего исследования является - теоретическое и практическое изучение проблемы лидерства в государственном управлении, изучить понятия и сущность лидерства, определить лидерские способности руководителя органа государственного управления и сформировать рекомендации по изменению стиля его руководства, поведения.
Введение
Глава 1.Теоретические и практические основы лидерства
1.1 Понятие, сущность и функции лидерства в государственном управлении
1.2 Теории лидерства и их значимость для исследования государственного управления
1.3 Лидерские качества руководителя, влияющие на государственное управление
Глава 2.Лидерство и эффективное взаимодействие в сфере государственного управления
2.1 Лидерство и эффективное управление - соотношение понятий (как стиль управления)
2.2 Стили управления, основанные на качествах лидера-руководителя
2.3 Влияние лидерских качеств руководителя на государственное управление в Инспекции Федеральной налоговой службы РФ г. Тюмени
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложения
Ранняя стадия лидерских отношений управления характеризуется тем, что кто-то один занимает в сообществе центральную позицию, а все остальные располагаются как бы на периферии. Управление осуществляется через централизованную власть, которая преобладает над всем сообществомСм.: Там же..
При данном типе
руководства последователь
Эффективность
организации, основанной на этом раннем
типе лидерских отношений, проявляется
в ее способности быстро, в короткие
сроки выполнять достаточно трудные
задачи в наименее благоприятных
условиях. Это достигается путем
сплочения всех вокруг одного лидера.
Однако это одновременно является и
слабостью данного типа отношений.
Во-первых, это обусловлено тем, что
проведение каких-либо организационных
изменений зависит от наличия
у лидера соответствующих желаний.
Во-вторых, достигнув цели, лидер
часто пытается удерживать свою власть
искусственным осложнением
.
Данный тип лидерских отношений до сих пор существует в бизнесе и является там наиболее распространенным. Наибольшее соответствие этого типа лидерства внешней среде наблюдается в семейном, торговом и фермерском бизнесе. Что касается деловых организаций в других сферах, то им более соответствуют типы лидерских отношений, которые будут рассмотрены ниже.
В целом лидерские
отношения отличает то, что последователи
признают лидерство составной частью
группы (организации) только тогда, когда
оно показало свою компетентность и
ценность. Лидер получает свою власть
от последователей, поскольку они
признают его в качестве лидера.
Для поддержания своей позиции
лидер должен предоставлять им возможность
удовлетворить свои потребности, которые
не могут быть достигнуты по-другому.
В ответ они удовлетворяют
лидерскую потребность во властвовании
и возвышении над ними, а также
оказывают ему необходимую
Неудачи постигают лидеров по различным причинам, но успех к лидерам приходит во многом при наличии у них достаточно одинаковых способностей и умений. Изучение опыта работы многих лидеров-практиков свидетельствует, что для успеха им необходимо иметь способность создавать образ будущего состояния организации и доведения его до последователей. Также успешно лидера характеризует то, что он наделяет последователей соответствующими правами и полномочиями по осуществлению выраженной в видении цели, может признать свои слабые стороны и привлечь для их устранения необходимые ресурсы, в том числе и людские.
Лидер становится
привлекательным для
.
В передаче последователям
видения в такой форме, чтобы
оно вселяло в них энтузиазм
и обязательства, лидеру может помочь
использование эффективной
.
Лидерство - это не управление. Управление концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство - на том, чтобы люди делали правильные вещи.
Различие между лидером и менеджером проводится по многим позициям. Эффективный менеджер не обязательно является эффективным лидером, и наоборот. Их основные характеристики находятся как бы в разных измерениях.
Различие между лидером и менеджером
Менеджер | Лидер | |
Администратор | Инноватор | |
Поручает | Вдохновляет | |
Работает по целям других | Работает по своим целям | |
План - основа действий | Видение - основа действий | |
Полагается на систему | Полагается на людей | |
Использует доводы | Использует эмоции | |
Контролирует | Доверяет | |
Поддерживает движение | Дает импульс движению | |
Профессионален | Энтузиаст | |
Принимает решения | Превращает решения в реальность | |
Делает дело правильно | Делает правильное дело | |
Уважаем | Обожаем | |
Менеджер - это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей. Лидер воодушевляет людей, вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап измененийСм.: Старобинский Э. Е. Авторитет менеджера // Управление персоналом. 2003. № 6. С.27.
.
Менеджеры имеют тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям. Чаще всего они по необходимости ориентируются на кем-то установленные цели и практически не используют их для проведения изменений. Лидеры, наоборот, сами устанавливают свои цели и используют их для изменения отношения людей к делу.
Менеджеры склонны разрабатывать свои действия в деталях и во времени, планировать привлечение и использование необходимых ресурсов для того, чтобы поддерживать организационную эффективность. Лидеры добиваются этого же или большего путем разработки видения будущего и путей его достижения, не вникая при этом в оперативные детали и рутину.
Менеджеры предпочитают
порядок во взаимодействии с подчиненными.
Они строят свои отношения с ними
соответственно тем ролям, которые
подчиненные играют в запрограммированной
цепочке событий или в
Менеджеры обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана.
Лидеры строят свои отношения с подчиненными на доверии, мотивируя и вдохновляя их. Они кладут доверие в основу групповой, совместной работы.
Используя свой профессионализм, различные способности и умения, менеджеры концентрируют свои усилия в области принятия решений. Они пытаются сузить набор путей решения проблемы.
Решения часто
принимаются на основе прошлого опыта.
Лидеры, в противоположность, предпринимают
постоянные попытки разработки новых
и неоднозначных решений
Очевидно, что на практике не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений управления. Исследования показывают, что значительная группа менеджеров во многом обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант встречается в жизни реже.
2.2 Стили управления,
основанные на качествах
Как уже было
отмечено в первой главе, наиболее ранним
подходом к оценке стиля управления
был взгляд, основанный на оценке личных
качеств. Согласно личностной теории лидерства,
также известной под названием
теории великих людей, лучшие из руководителей
обладают определенным набором общих
для всех них личных качеств (уровень
интеллекта, знания, впечатляющая внешность,
честность, здравый смысл, инициативность,
социальное и экономическое образование
и высокая степень уверенности
в себе). Поэтому, если можно выявить
у себя эти качества, то, возможно,
их развитие, позволяющее в будущем
стать хорошим руководителемСм.
В дальнейшем возник другой, поведенческий подход, который создал основу для более точного определения: стиль управления - это относительно устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности менеджера, привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, нацеленная на влияние и побуждения их к достижению целей организации.
Но и такой подход оказался не полным. Дальнейшие исследования показали, что в эффективности руководства значительную роль играют ситуационные факторы, которые, например, включают потребности и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействие среды, имеющуюся у руководителя информацию. На практике это означает, что руководитель-лидер должен по-разному вести в различных ситуацияхСм.: Веснин В. Р. Основы менеджмента. М., Юрист, 2003. С. 112.
.
Таким образом,
представители поведенческой
личных качеств;
особенностей поведения человека в организации;
конкретной ситуации.
Согласно поведенческому подходу к руководству, по способу и методу отношения к подчиненным, каждая организация представляет собой уникальную комбинацию индивидов, целей и задач. А каждый управляющий это уникальная личность, обладающая рядом способностей. Поэтому стиль руководства должен быть соотнесен с какой-то позицией руководителя. По классификации Курта Левина стиль является одномерным и может быть авторитарным, демократическим или либеральным.
В своем знаменитом
исследовании Левин обнаружил, что
авторитарное руководство добивалось
выполнения большего объема работы, чем
демократичное. Однако на другой чаше
весов были низкая мотивация, меньшая
оригинальность, меньшее дружелюбие
в группах, большая агрессивность,
проявляемая как к
Информация о работе Лидерство как фактор повышения эффективности государственного управления