Лидерство как фактор повышения эффективности государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 15:16, курсовая работа

Описание

Целью нашего исследования является - теоретическое и практическое изучение проблемы лидерства в государственном управлении, изучить понятия и сущность лидерства, определить лидерские способности руководителя органа государственного управления и сформировать рекомендации по изменению стиля его руководства, поведения.

Содержание

Введение
Глава 1.Теоретические и практические основы лидерства
1.1 Понятие, сущность и функции лидерства в государственном управлении
1.2 Теории лидерства и их значимость для исследования государственного управления
1.3 Лидерские качества руководителя, влияющие на государственное управление
Глава 2.Лидерство и эффективное взаимодействие в сфере государственного управления
2.1 Лидерство и эффективное управление - соотношение понятий (как стиль управления)
2.2 Стили управления, основанные на качествах лидера-руководителя
2.3 Влияние лидерских качеств руководителя на государственное управление в Инспекции Федеральной налоговой службы РФ г. Тюмени
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Лидерство как фактор повышения эффективности государственного управления.docx

— 112.61 Кб (Скачать документ)

Лидеров можно  найти на всех уровнях деловой  активности, а не только на самом верхнем.

Исследование  лидерских качеств и стилей руководства  также проводилось среди 10 менеджеров (начальников отделов) государственного органа. Средний возраст опрошенных 30-45 лет. Опрос проводился на бланковой  основе. Исследованию подверглись лидерские  качества и стиль руководства.

Определение степени  выраженности лидерских качеств  определялось по методике «Лидер» (Приложение 2) . Эта методика предназначена для  того, чтобы оценить способности  человека быть лидером. В данной методике испытуемый отвечает на 16 вопросов, и  по его ответам на эти вопросы  делается вывод о том, обладает ли он персональными психологическими качествами, необходимыми лидеру. Из трех предложенных вариантов ответа на каждый вопрос необходимо выбрать и отметить только один.

Определение стиля  руководства определялось по методике «Стили руководства». Эта методика предназначена для того, чтобы  определить какой стиль руководства  выбрал менеджер в своей управленческой деятельности. В данной методике испытуемый отвечает на вопросы, и по его ответам  на эти вопросы определяется стиль  руководства.

Таблица 1. Результат  опороса на определение степени  выраженности лидерских качеств

 
№ опрошенного Степень выраженности лидерских качеств    
1 Данный человек  как лидер склонен к диктату    
2 Лидерские качества выражены сильно    
3 Лидерские качества выражены средне    
4 Лидерские качества выражены средне    
5 Лидерские качества выражены средне    
6 Лидерские качества выражены слабо    
7 Лидерские качества выражены сильно    
8 Лидерские качества выражены сильно    
9 Данный человек  как лидер склонен к диктату    
10 Лидерские качества выражены сильно    
       
       

Таблица 2. Результат  опроса на определение стиля руководства

 
№ опрошенного Стиль руководства    
1 Авторитарный  стиль руководства    
2 Авторитарный  стиль руководства    
3 Либо стиль  руководства не выработан, либо склонность к непоследовательному стилю    
4 Авторитарный  стиль руководства    
5 Либерально  попустительский    
6 Либерально  попустительский    
7 Авторитарный  стиль руководства    
8 Авторитарный  стиль руководства    
9 Авторитарный  стиль руководства    
10 Авторитарный  стиль руководства    
       

 

На основе проведённого исследования прослеживается зависимость. Авторитарный стиль управления преобладает  у тех опрошенных, у которых  наиболее выражены лидерские качества.

Проводимое исследование выявило, что чем выше выраженность лидерских качеств, тем больше менеджеры  склоняются к авторитарному стилю  управления.

Положительная сторона такого стиля руководства  это большая производительность труда, дисциплинированность, системность  и четкость исполнения поставленных задач. Однако этому противостоят такие  минусы как, отсутствие инициативы, напряженная  обстановка в группах, страх перед  наказанием, препятствие осуществлению  каких-либо творческих идей.

Выраженность  управленческих качеств в большей  степени проявляется у начальников  отделов. По всей видимости, связано  с тем, что таким людям в  стандартных, типовых ситуациях, в  большей степени необходимо умение использовать накопленный (самим или  другими людьми) управленческий опыт для решения текущих задач.

Однако подчиненные  всегда желают видеть в руководителе не только начальника или лишенного  эмоций и переживаний сухого технократа, но и человека, обладающего лучшими  нравственными качествами, заботящегося не только об эффективности организации  и о себе лично, но и о сотрудниках 

Каждый тип  подчиненного требует от лидера специфического подхода для максимально эффективного использования индивидуального  потенциала любого сотрудника. Следует  смотреть на эту проблему ситуационно, так как в небольших организациях к каждому работнику должен быть индивидуальный подход, с отдельными работниками нужно вести себя в духе автократа, а с некоторыми лучше быть демократичным, или даже либеральным.

Итак, можно сделать  вывод, что в исследуемом государственном  органе существует смесь двух разных стилей управления. Демократический  стиль осуществляется руководителем  инспекции, а руководители функциональных подразделений склоняются к авторитарному  руководству.

Но нужно отметить, что руководители, которые хотят  работать как можно более эффективно, получить всё, что можно от подчинённых, не должны применять какой-то один стиль  руководства на протяжении всей своей  карьеры. Скорее руководителю следует  научиться пользоваться всеми стилями, методами и типами влияния, наиболее подходящими для конкретной ситуации.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение исследования вопроса о лидерстве как факторе  повышения эффективности государственного управления необходимо подвести итог и сделать ряд выводов.

Проблема лидерства  и руководства в менеджменте  изучена теоретически и практически: рассмотрены понятия и сущность лидерства, определены лидерские способности  руководителя организации, и даны рекомендации по изменению стиля его руководства, поведения.

Лидерство является ключевым фактором успеха во многих современных  профессиях. За последние 50 лет в  теории и практике менеджмента проблема соотношения эффективности управления и лидерства является одной из самых ключевых. Любой менеджер, обеспокоенный эффективностью своей  работы, должен стремиться стать лидером. Зачем? Почему? Что значит быть лидером? Ответы на эти вопросы дают ряд  наук: социальная психология, философия, педагогика, экономика. В классическом менеджменте лидерство - это способность  влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения целей.

Лидерство, как  и управление, является до некоторой  степени искусством. До сегодняшнего дня вопросы о лидерстве остаются актуальными, поскольку ещё не дано каких-либо чётких и определённых ответов. Но различные модели и теории, которые  рассматривает данная работа, помогают осознать необходимость гибкого  подхода к руководству.

Лидерство это  способность влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения целей. Человеческий фактор в государственном управлении, играет решающую роль. Поэтому желательно, чтобы руководитель государственного органа сочетал в себе не только административные, но и лидерские  качества, умел находить подход к своим  подчиненным.

Существует несколько  подходов к теории лидерства. Согласно личностной теории лидерства, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личных качеств. Развивая эту мысль, можно  утверждать, что если бы эти качества могли быть выявлены, люди могли  бы научиться воспитывать их в  себе и тем самым становиться  эффективными руководителями. Некоторые  из этих изученных черт это уровень  интеллекта и знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое  образование и высокая степень  уверенности в себе.

Поведенческий подход создал основу для классификации  стилей руководства или стилей поведения.

Ни подход с  позиций личных качеств, ни поведенческий  подход не смогли выявить логического  соотношения между личными качествами или поведением руководителя, с одной  стороны, и эффективностью, с другой. Это не означает, что личные качества и поведение не имеют значения для руководства. Наоборот, они являются существенными компонентами успеха. Однако более поздние исследования показали, что в эффективности  руководства решающую роль могут  сыграть дополнительные факторы. Эти  ситуационные факторы включают потребности  и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействия  среды, а также имеющуюся у  руководителя информацию.

Новые подходы  концентрируют свое внимание на способности  лидера создать новое видение  решения проблемы и, используя свою харизму, передать ее значение последователям таким образом, чтобы это вдохновило и вызвало у них энтузиазм к осуществлению действий по достижению целей.

Для грамотного руководства в органах государственного управления важно исходить из системного мышления в вопросах управления государственным  органом и людьми в нем.

Важно обладать лидерскими качествами в большей  мере, чем административными. Руководитель должен стремиться к тому, чтобы  внешние обстоятельства и внезапно возникшие дела не управляли им, он должен понимать, какое значение его собственное планирование имеет  для возможностей сотрудников в  реализации их планов.

Выраженность  лидерских качеств, влияет на стиль  управления предприятием. Проведенное  исследование доказало, что чем сильнее  выраженность лидерских качеств, тем  больше руководитель склоняется к авторитарному  стилю руководства.

Однако совершенно очевидно, что ни авторитарного, ни демократического стиля управления персоналом в крайних своих проявлениях  найти весьма трудно. Стили руководства  могут быть смешанными и зависеть от ситуации, т.е. адаптивными. Это приносит, больший результат, нежели, приверженность только одному стилю.

Тем не менее, в  целом можно сказать, что основной упор в руководстве должен делаться на социально-психологические, экономические методы руководства и на демократичный стиль управления. Командный метод не подходит, т. к., нельзя заставить, чтобы новые идеи, нестандартные подходы к решению проблем рождались по указке, только потому, что так хочет начальник.

Опираясь на демократический стиль, необходимо максимально предоставить свободу  сотрудникам в выполнении поставленных перед ними задач. Одновременно необходимо определить контрольные точки для  проверки, а возможно и корректировки  хода выполнения задания, т.к. пользуясь  чрезмерной свободой и даже попустительским  стилем руководства подчиненные, не понимая конечной цели, могут решать поставленные задачи не в том направлении.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И 
ЛИТЕРАТУРЫ

1. Нормативные  правовые акты

1.1. Конституция  РФ (принята на всенародном голосовании  12 декабря 1993 года) // Российская газета  от 25.12.1993 года.

1.2. Трудовой  кодекс Российской Федерации.  Федеральный закон от 30.11.2001 г.  №197-ФЗ // Российская газета от 31.12.2001 г.

1.3. Об основах  муниципальной службы в Российской  Федерации: федеральный закон  от 8 января 1998 г. №8-ФЗ // Собрание  законодательства Российской Федерации. - 1998. - №2. - Ст. 224.

1.4. О системе  государственной службы Российской  Федерации: федеральный закон  Российской Федерации от 27 мая  2003 г. № 58-ФЗ. // Служба кадров. - 2003. - № 8. - С. 113-120.

Информация о работе Лидерство как фактор повышения эффективности государственного управления