Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:20, диссертация
Цель данной дипломной работы – разработка рекомендаций по совершенствованию мотивации персонала.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические основы управления мотивацией персонала;
2) проанализировать состояние мотивации персонала на конкретном предприятии;
Введение 3
1 Теоретические основы управления мотивацией персонала 6
1.1 Система управления мотивацией персонала организации 6
1.2 Сущность, цели и задачи мотивации, ее механизм, структура 15
1.3 Методы мотивации персонала 32
2. Организация управления мотивацией персонала на примере ООО «Формула дивана» 49
2.1 Характеристика объекта исследования 49
2.2 Анализ мотивации персонала 56
3 Пути совершенствования методов мотивации персонала 64
3.1 Рекомендации по совершенствованию мотивации персонала 64
3.2 Экономический эффект от реализации предлагаемых мероприятий 71
Заключение 74
Список использованных источников 76 Приложения 80
Что же представляют собой инстинкты в действительности? Любой инстинкт имеет четыре характеристики: источник, цель, объект и стимул. Источник инстинкта – состояние организма или потребность, вызывающая это состояние. Источники инстинктов жизни описывает нейрофизиология (например, голод и жажда). Четкого определения инстинктов смерти не дано. Цель инстинкта всегда состоит в устранении или редукции возбуждения, вызванного потребностью. Если цель достигнута, человек испытывает кратковременное состояние блаженства. Хотя существует много способов достижения инстинктивной цели, наблюдается тенденция к поддержанию состояния возбуждения на некоем минимальном уровне (согласно принципу удовольствия).
Объект означает любого человека, предмет в окружающей среде или что-то в собственном теле индивидуума, обеспечивающее удовлетворение (то есть цель) инстинкта. Действия, ведущие к инстинктивному удовлетворению, не обязательно всегда одни и те же. Фактически, объект может меняться на протяжении жизни. Кроме гибкости в выборе объектов, индивидуумы способны откладывать разрядку энергии инстинкта на продолжительные отрезки откладывать разрядку энергии инстинкта на продолжительные отрезки времени.
Практически любой поведенческий процесс в психоаналитической теории может быть описан в терминах: привязки, или направления энергии на объект (катексис); препятствия, мешающего удовлетворению инстинкта (антикатексис).
Примером катексиса может служить эмоциональная привязанность к другим людям, (то есть перенос на них энергии), увлеченность чьими-то мыслями или идеалами. Антикатексис проявляется во внешних или внутренних барьерах, препятствующих немедленному ослаблению инстинктивных потребностей. Таким образом, взаимодействие между выражением инстинкта и его торможением, между катексисом и антикатексисом составляет главный бастион психоаналитического построения системы мотивации.
Ключом к пониманию динамики энергии инстинктов и её выражения в выборе объектов является понятие смещенной активности. Согласно этой концепции, высвобождение энергии и ослабление напряжения происходит благодаря смене поведенческой активности. Смещенная активность имеет место тогда, когда по каким-то причинам выбор нужного объекта для удовлетворения инстинкта невозможен. В подобных случаях инстинкт может сместиться и, таким образом, сфокусировать свою энергию на каком-нибудь другом объекте.
Согласно теории А. Маслоу в основе поведения лежат потре6ности человека, которые можно разделить на пять групп: первые две группы потребностей первичные, а следующие три вторичные. Все эти потребности можно расположить в строгой иерархической последовательности в виде пирамиды, в основании которой лежат первичные потребности, а вершиной являются вторичные.
Иерархия потребностей по А. Маслоу показана на Рисунке 1.5.
Потребности высшего уровня или вторичные вырабатываются в ходе социализации
Первичные потребности заложены генетически
| Потребности самовыражения Это стремление реализовать способности к развитию или собственной личности. Потребности в уважении включают Потребность в самоуважении, личностных достижениях, компетентности, признании, уважении другими. Социальные потребности включают чувство принадлежности к кому- или чему- либо, чувство принятия другими, социального взаимодействия, привязанности поддержки.
Потребность в безопасности - это стремление чувствовать себя защищенным от физических и психологических опасностей окружающей среды. Физиологические потребности обеспечивают выживание человека, к ним относятся потребности в еде, жилище, отдыхе, сексе. |
Рисунок 1.5 – Иерархия потребностей по А. Маслоу
Физиологические потребности — это потребности, удовлетворение которых является существенным для физического выживания человека: в еде, воде, убежище, отдыхе и сексуальные потребности. В случае, когда не удовлетворена ни одна человеческая потребность, в иерархии доминируют именно физиологические потребности. Как только эти потребности удовлетворены, возникает следующая совокупность потребностей.
Потребности безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем. В интересах их удовлетворения государством создаются, помимо всего прочего, вооруженные силы, органы внутренних дел и т.д. Предпочтение хорошей и безопасной работы со стабильным заработком, создание сберегательных счетов, приобретение страховки, знание методов выживания, овладение воинским мастерством позволяют чувствовать себя в относительной безопасности. Сюда же можно отнести стремление человека к созданию определенных норм жизни.
Социальные потребности (потребности принадлежности) включают в себя место в группе или семье, в чувстве, что человека принимают другие, чувстве социального взаимодействия, привязанности и поддержки. Кому не знакомы муки отвержения и, одиночества (достаточно вспомнить солдата в период адаптации к армии). Каждый человек хочет жить в атмосфере любви и заботы. Быть любимым и признанным важно для здорового чувства достоинства. Когда человека не любят, появляются пустота и враждебность.
Потребности в уважении. Выделяют два основных типа самоуважения - собственно самоуважение к потребность в уважении другими. Самоуважение обеспечивается компетентностью, уверенностью, достижениями, независимостью и свободой. Военнослужащему важно знать, что он достойный человек, способный успешно выполнять задачи воинской службы. Уважение другими включает престиж, признание, репутацию, статус, оценку и приятие. Удовлетворение потребности в самоуважении порождает чувство уверенности в себе, достоинство и осознание того, что вы полезны и необходимы. Недостаточная удовлетворенность приводит к чувству неполноценности, бессмысленности, слабости, пассивности и зависимости, чувству пустоты и беспомощности при столкновений с жизненными ситуациями, трудностями.
Потребности самовыражения есть желание человека стать тем, кем он может стать. Это предполагает полное использование своего таланта, способностей, личности. Люди нуждаются во внутреннем совершенствовании и ищут его. Это естественно. Однако не все этого достигают. Причина в том, что многие не знают своего потенциала и не понимают пользы от самосовершенствования. Есть люди, склонные сомневаться и даже боящиеся своих способностей. Иногда военный человек, стремясь удовлетворить общественное ожидание от него быть мужественным, стойким, решительным, боится развить в себе сочувствие, доброту, нежность. Поэтому можно сказать, что человек - это в какой-то степени «желающее существо», жизнь его полимотивирована, побуждается многими мотивами (потребностями). В силу этого он постоянно находится в ситуации выбора и удовлетворения «самой главной» потребности в создавшейся ситуации. Однако по мере ее удовлетворения это место занимает «другая главная» и т.д. Желания его бесконечны, так как он редко достигает полного, завершенного удовлетворения.
Психологи для удовлетворения потребностей высшего уровня рекомендуют руководителям:
1. Давайте подчиненным такую работу, которая позволила бы им общаться.
2. Создавайте на рабочих местах дух единой команды.
3. Проводите с подчиненными периодические совещания.
4. Не старайтесь разрушить возникшие неформальные группы, если они не приносят организации реального ущерба.
5. Создавайте условия для социальной активности подчиненных вне рамок организации.
Для того чтобы реализовать потребность в уважении необходимо выполнить следующее:
1. Предлагайте подчиненным более содержательную работу.
2. Обеспечьте им положительную обратную связь с достигнутыми результатами.
3. Высоко оценивайте и поощряйте достигнутые подчиненными результаты.
4. Привлекайте подчиненных к формулировке целей и выработке решений.
5. Делегируйте подчиненным дополнительные права и полномочия.
6. Продвигайте подчиненных по служебной лестнице.
7. Обеспечивайте обучение и переподготовку для повышения уровня компетентности.
Для реализации потребностей в самовыражении
1. Обеспечьте подчиненным возможности для развития и раскрытия их потенциала.
2. Давайте подчиненным сложную и важную работу, требующую от них полной отдачи.
3. Поощряйте и развивайте у подчиненных творческие способности.
В своей теории мотивации Дэвид Мак Клелланд обобщил результаты исследований процессов мышления и реакции людей в различных ситуациях, Дэвид Мак Клелланд и его коллеги разработали модель мотивации, делавшей основной упор на потребности высших уровней и объединили их в три категории: присоединения, власти и достижения. (В рамках иерархической структуры Маслоу потребности власти и достижения находятся где-то между потребностями в уважении и самореализации.)
1) Потребность присоединения (причастности) — потребность в установлении и поддержании межличностных отношений. Мотивация на основании потребности причастности схожа с мотивацией по А. Маслоу. Люди с развитой потребностью присоединения будут привлечены такой работой, которая будет давать им возможности социального общения. Такие люди имеют широкий круг общения и стремятся его расширить. Их руководитель должен сохранять атмосферу, не ограничивающую межличностные отношения и контакты.
2) Потребность власти — потребность в навыках влияния и установления контроля над поступками других людей, в воздействии на ход событий. Стремление к власти должно не только говорить о честолюбии, но и показывать умение человека успешно работать на разных уровнях управления в организациях, а стремление к признанию - его способность быть неформальным лидером, иметь свое собственное мнение и уметь убеждать окружающих в его правильности.
Согласно теории Мак Клелланда люди, стремящиеся к власти, должны удовлетворить эту свою потребность и могут это сделать при занятии определенных должностей в организации. Управлять такими потребностями можно, подготавливая работников к переходу по иерархии на новые должности с помощью их аттестации, направления на курсы повышения квалификации и т.д.
3) Потребность достижения (успеха) — потребность принимать на себя личную ответственность и добиваться успешного выполнения заданий. При таком утверждении успех расценивается не как похвала или признание со стороны коллег, а как личные достижения в результате активной деятельности, как готовность участвовать в принятии сложных решений и нести за них персональную ответственность. Эта теория может эффективно применяться при формировании мотивационных принципов формирования «здорового» карьерного роста офицера в Вооруженных Силах.
Во второй половине 1950-х годов Фредерик Герцберг с сотрудниками разработал еще одну модель мотивации, основанную на потребностях. Эта теория появилась в связи с растущей необходимостью выяснить влияние материальных и нематериальных факторов на мотивацию человека. Теория Герцберга была выведена в результате исследования , в которое было вовлечено двести инженеров и бухгалтеров. Всем им было задано два вопроса: «Можете ли вы детально описать, когда вы чувствуете себя исключительно хорошо на работе?» и «Можете ли вы детально описать, когда вы чувствуете себя на работе исключительно плохо?». Герцберг обнаружил в ответах респондентов две ясно различимые группы потребностей. Первую он назвал гигиеническими факторами или поддерживающими. В эту группу входили те факторы или условия, при отсутствии которых служащие не получали удовлетворения от работы. Выяснилось, что при их наличии, хотя удовлетворения и не наблюдалось, но не возрастала ни мотивация, ни удовлетворение от работы. Эти гигиенические факторы включают в себя политику компании и администрации, отношения с начальством, условия работы, размер заработной платы, отношения с коллегами, личная жизнь, статус и безопасность. Эти факторы имеют ценность только в том случае, если после завершения работы служащий получает ещё и дополнительную награду.
Вторую группу факторов Герцберг назвал мотиваторами или удовлетворителями. Это такие условия работы, при наличии которых достигается высокий уровень мотивации служащих и удовлетворения от работы. При отсутствии этих условий невозможно получить ни эффективной мотивации, ни удовлетворения. Мотиваторы включают в себя достижение цели, признание, работу как таковую, ответственность, продвижение по службе и возможности для личного роста.
Информация о работе Мотивация работников на примере ООО "Формула дивана"