Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:20, диссертация
Цель данной дипломной работы – разработка рекомендаций по совершенствованию мотивации персонала.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические основы управления мотивацией персонала;
2) проанализировать состояние мотивации персонала на конкретном предприятии;
Введение 3
1 Теоретические основы управления мотивацией персонала 6
1.1 Система управления мотивацией персонала организации 6
1.2 Сущность, цели и задачи мотивации, ее механизм, структура 15
1.3 Методы мотивации персонала 32
2. Организация управления мотивацией персонала на примере ООО «Формула дивана» 49
2.1 Характеристика объекта исследования 49
2.2 Анализ мотивации персонала 56
3 Пути совершенствования методов мотивации персонала 64
3.1 Рекомендации по совершенствованию мотивации персонала 64
3.2 Экономический эффект от реализации предлагаемых мероприятий 71
Заключение 74
Список использованных источников 76 Приложения 80
Атмосфера, благоприятствующая или, наоборот, препятствующая формированию положительных Я — образов и позитивной мотивации работника, создается теми критериями и ценностями, которые определяют работу социально-экономического механизма рыночного хозяйства. Обеспечение свободной конкуренции с помощью честных правил игры, удовлетворение разнообразных социально-политических интересов трудящихся, стабилизация и сбалансированность товарно-денежной системы, высокие нравственные принципы развития свободы, демократии и прогресса способствуют правильному формированию и раскрытию внутренних и внешних Я - образов человека, выбору им своего места в рыночном хозяйстве, формированию его жизненных убеждений и твердой позиции, уверенности в будущем. Это воздействие приобретает свою интегрированную завершенную форму на конкретном рабочем месте, в учреждении или на предприятии. При этом политика самого предприятия не должно приходить в противоречие с той системой взглядов, норм, ценностей, отношений к труду, которая формировалась в человеке под воздействием социальной политики государства.[6, С.57].
1.3 Методы мотивации персонала
С точки зрения современных психологов существует 7 форм стимулирования, которые обеспечивают включение мотивационных механизмов. Они представлены в таблице 1.3. Формы стимулирования в ней привязаны к мотивационному типу работника.
Таблица 1.3 - Соответствие мотивационных типов и форм стимулирования[8, С.23]
Формы стимулиро-вания | Мотивационный тип | ||||
ЛЮ люмпени- зированный | ИН инструмен- тальный | ПРФ професси- ональный | ПТР патрио- тический | ХЭ хозяйст-венный | |
Негативные
| Базовая | Нейтраль-ная | Запрещена | Применима | Запрещена |
Денежные
| Нейтральная | Базовая | Применима | Нейтраль-ная | Применима |
Натуральные
| Базовая | Применима | Нейтраль-ная | Применима | Нейтральная |
Моральные
| Нейтральная | Запрещена | Запрещена | Базовая | Нейтральная |
Патернализм
| Базовая | Запрещена | Запрещена | Применима | Запрещена |
Организацио-нные
| Запрещена | Нейтраль-ная | Базовая | Нейтраль-ная | Применима |
Участие в управлении | Запрещена | Нейтраль ная | Применима | Применима | Базовая |
Различают следующие «чистые» типы мотивации:
Люмпенизированный - мотивация избегания;
Инструментальный - мотивация достижения;
Профессиональный – мотивация достижения;
Патриотический –мотивация достижения;
Хозяйский – мотивация достижения.
1. Люмпенизированный тип мотивации – «люмпенизированный работник» - отличается низкой мотивацией к эффективной работе, обладает невысокой квалификацией, не стремиться ее повышать, безответственен и избегает любой работы, связанной с личной ответственностью. Сам не проявляет активности: его основное стремление к минимизации усилий.
2. Инструментальный тип мотивации - « инструментально мотивированный работник» - в рабате ценит только заработок в виде денег или иных благ, работает с большой отдачей на любой работе, если его труд справедливо и высоко оплачивается. Работа для такого работника имеет ценность не сама по себе, а как средство получения материальных благ.
3. Профессиональный тип мотивации – «профессионально мотивированный работник» - видит в работе возможность реализовать свои знания и умения, для него важна интересная, содержательная работа, возможность проявить себя, доказать себе и окружающим, что он способен на решение задач, которые не каждому под силу. Таких работников отличает развитое профессиональное достоинство и самоуважение.
4. Патриотический тип мотивации – «работник патриот» - преданный своему делу, коллективу, обществу, стране. Старается хорошо работать из-за высоких моральных, религиозных или идеологических соображений. Такой работник особенно ценит результативность общего дела, в котором участвует, выраженное в моральных знаках и оценках.
5. Хозяйственный тип мотивации – «работник хозяин»- выполняет работу с максимальной отдачей, не настаивая на высокой содержательности или высокой оплате. Обычно такие работники добровольно принимают на себя ответственность, но при этом не терпят контроля, характеризуются обостренным требованием свободы действий.
С учетом особенностей характера и содержания интересов мотивационная структура человека может быть представлена как сочетание всех или некоторых из перечисленных мотивационных типов в определенной пропорции. Для описания мотивационной структуры человека можно использовать так называемый мотивационный профиль, который показывает степень выраженности конкретного мотивационного типа . каждый человек обладает своим мотивационным профилем. Более того, на основании индивидуальных мотивационных профилей сотрудников может быть составлен мотивационный профиль организации. Знание и того и другого позволяет выстраивать эффективную систему стимулирования.
Классификация методов мотивации труда приведена на рис. 1.8, 1.9.
Рисунок 1.8 – Методы мотивации труда
Рисунок 1.9 – Социально-психологические методы мотивации труда
Рассмотрим самое распространенное материальное стимулирование.
Деньги являются универсальным средством мотивационного генерализированного подкрепления, поскольку за них можно приобрести почти все: пищу, жилье, комфорт, одежду и т.п. Генерализованное подкрепление являете исключительно эффективным средством изменения и контроля деятельности людей, поскольку сочетается с огромным количествам предметов явлений. Множество подкрепляющих событий вносят свой вклад в ценность. Деньги - это условное подкрепление, поскольку их ценно приобретается в процессе научения: для младенца или животного это подкрепление.
Что делает деньги столь привлекательным инструментом мотивации:
1. Ненасыщаемость - основная характеристика и преимущество денег как мотивационного подкрепления. Денег не бывает слишком много ими сложно насытиться.
От обилия пищи, воды может наступить пресыщение, с деньгами этого не происходит, поскольку за них можно приобрести множество разнообразных благ.
2. С помощью денег можно откладывать удовлетворение многих потребностей на будущее. Это рождает чувство защищенности и уверенности в будущем, удовлетворяет потребность в безопасности.
3. Деньги подкрепляют любую деятельность и в любой момент времени, что делает их универсальным мотивационным средством. С их помощью можно стимулировать выполнение работы, ее количество, качество, неформальные аспекты деятельности, творчество, новаторство, лояльность.
4. В отличие от большинства мотивирующих средств деньги могут быть точно измерены. Таким образом, они служат критерием или мерой сравнения с другими людьми. Повышение заработной платы или дохода также является мерой карьерного роста человека.
5. Деньги в форме призов, надбавок или специальных премий могут служить средством выражения признания и благодарности.
6. Откладывание и экономия денег - самый удобный способ накопления богатства. Богатство (или деньги в этом значении) отражает покупательную способность.
Обзор исследований роли материального вознаграждения как мотивационного фактора свидетельствует о неоднозначности результата. Деньги, согласно разным опросам, занимают с 3 по 7 места в иерархии мотивов, побуждающих к трудовой деятельности. Помимо материального интереса важны стремление к самореализации, самоутверждению, интересная работа, дружный коллектив и др.
Сколько же нужно человеку денег? Риторический вопрос Вероятно столько, чтобы о них не думать. Как же определить эту границу и, более того как добиться совпадения потребностей в деньгах с возможностями их получения (насколько это действительно возможно)? В решении этого вопроса участвуют две противоположно заинтересованные стороны: работодатель и работник, правда, под контролем соответствующего законодательства.
В большинстве стран мира основой решения вопроса о денежном вознаграждении являются коллективные либо индивидуальные договоры, содержащие конкретную шкалу или сумму вознаграждения. Пол работника не может служить обоснованием для дискриминации в области вознаграждения в соответствии с большинством национальных законодательств, а также в соответствии с принципами, установленными конвенциями МОТ (Конвенция 110).
Тарифы, которые носят детальный характер, могут применяться непосредственно или составлять минимальный уровень, более или менее близкий реальной заработной плате.
В результате работник получает заработную плату, определяемую не индивидуальным поведением, а его местом в рамках определенной классификации.
Более высокие показатели работы могут служить основанием продвижения в более высокую категорию, а не повышение зарплаты в рамках данной категории при фиксированных тарифах. Эта система удовлетворяет и профсоюзы, так как препятствует конкуренции между работниками предпринимателем, рассматривающим вознаграждение лишь в качестве издержек. Однако она абсолютно не способствует развитию трудовой мотивации работника, поскольку для него потребность не является величин постоянной, а колеблется в определенных границах, устанавливаемых не законодательством и не договором, а уровнем развития его личных потреби тулей и возможностей. Существуют три уровня развития личных потребностей: удовлетворяемый, действительный и абсолютный.
Удовлетворяемые потребности - это те, которые материализовались на ном этапе, осознались человеком в качестве необходимости и реально или могут стать предметом его потребления. Наряду с удовлетворяемой в системе потребностей присутствует доля полностью либо частично удовлетворяемых потребностей (НП 1). Они также осознались в качестве необходимости, но не могут быть удовлетворены обществом и выступают как дополнительные запросы, сформировавшиеся на базе перспективных, а не возможностей производства. У наиболее активных в трудовом процессе неудовлетворяемая часть в общей системе потребностей относительно меньше той, которая формируется у менее активных представителей.
Совокупность удовлетворяемых и неудовлетворяемых потребностей образует действительные потребности работника. Они находятся в постоянном движении, видоизменении, связанном с прогрессом общественного производства. Движение это имеет направленный характер и идет в сторону развития абсолютных потребностей, которые являются высшей ступенью в системе уровней развития потребностей человека. Они составляют совокупность действительной потребности работника и неудовлетворяемой части, тех неудовлетворяемых потребностей, которые осознаются и формируются на основе лучших мировых образцов, которые могут стать реальным предметом потребления при одном из двух условий. Либо уровень разве национальной экономики позволит производить данный образ, либо развитие межнациональных связей и торговли будет способствовать продвижению его на рынок данной страны. [5, С.275]
Абсолютные потребности являются вечным ориентиром в жизни человека, так как постоянно существует временной лаг их перевода в действительные, в течение которого мировое производство рождает новые модели и образцы товара, удовлетворяющего данную потребность еще лучше.
Для каждого человека предельная максимальная величина потребности в деньгах определяется уровнем развития его действительных потребностей.
Минимальная величина потребности в деньгах определяется способностью человека к труду в сфере общественного производства. Именно эта минимальная величина и должна лежать в основе существующих систем оплаты. В этом случае она будет отражать естественные различия в производительности труда у различных работников и выполнять важнейшую функцию стимулирования труда. Чтобы стимулы действовали и производство развивалось эффективно, дифференциация заработной платы - основного компонента доходов - должна быть не больше и не меньше существующих различий в труде.
Дефицитность кадров и непривлекательность ряда профессий, особенно с применением малоквалифицированного физического труда, ведет порой к необоснованному повышению заработной платы данных категорий работников для их закрепления на рабочем месте. Однако анализ показывает, что такое нарушение улучшает положение с кадрами в этих сферах незначительно (меньше ожидаемого), с другой стороны имеет значительные отрицательные последствия: снижает заинтересованность в повышении труда у работников более высокой квалификации, получающих меньшее вознаграждение. Всегда ли выполняется функция стимулирования, то есть с увеличением заработной платы растет и производительность труда? Если по горизонтали откладывать размер удельного вознаграждения С (оплату труда на единицу трудовых усилий), а по вертикали соответствующую выработку Р, то зависимость будет иметь вид участка синусоиды, который называется кривой стимулирования.
Информация о работе Мотивация работников на примере ООО "Формула дивана"