Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 09:59, дипломная работа
В результате структурной перестройки экономики в начале 90-х годов прошлого столетия произошел переход к рыночным отношениям, повлекший за собой изменения в сфере труда и занятости. В наиболее неблагоприятной ситуации оказались различные категории работников, в число которых входят менеджеры в возрасте 16 – 29 лет. В силу специфики своих социально-психологических характеристик они оказываются недостаточно подготовленными к современным рыночным условиям. Отсутствие опыта работы и недостаточное развитие их личностных и деловых качеств, востребованных на рынке труда, приводят к низкой конкурентоспособности по сравнению с другими группами работников и вызывают проблемы с трудоустройством, что влечет за собой возникновение проблем в психологическом плане.
Региональное информационное агентство
«СПЕКТР» провело опрос студентов
учебных заведений
Слабая информированность
3. Необходимость совмещения
4. Неудовлетворенность определенной части молодежи, приобретенной профессией в связи с недостаточной профориентацией или разочарованием из-за несовпадения реалий и ожиданий, связанных с выбранной специальностью.
5. Противоречивые требования
-статья 268. Запрещение направления в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до 18 лет;
-статья 270. Нормы выработки для работников в возрасте до 18 лет;
-статья 271. Оплата труда работников в возрасте до 18 лет при сокращенной продолжительности ежедневной работы;
-статья 173. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, и работникам, поступающим в указанные образовательные учреждения;
-статья 174. Гарантии и компенсации работникам, обучающимся в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, и работникам, поступающим в указанные образовательные учреждения;
статья 175. Гарантии и компенсации работникам, обучающимся в образовательных учреждениях начального профессионального образования.
В Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» № 125 – ФЗ от 19 июля 1996г. предусмотрены гарантии и компенсации докторантам, аспирантам и соискателям: статья 19. Докторанты, аспиранты и соискатели.
6. Дискриминация молодых
а) молодых специалистов, не имеющих профессионального статуса. Этой группе свойственна большая текучесть из-за того, что ее представители находятся в постоянном поиске своего места. Молодые специалисты, работающие не по своей специальности, составляют чуть меньше половины от общего числа молодежи;
б) молодых специалистов, трудящихся по схожей специальности, составляющих около 1/7 всех молодых специалистов. Такие специалисты не всегда идентифицируют, т.е. отождествляют, себя с другой профессией. В силу этой причины их часто относят к маргиналам.
Молодежь, входящая в состав
этих групп, имеет более
К внутренним факторам профессионального управления отнесены следующие:
1. Недостаточное развитие
Н.М. Амосов определяет личностные качества как «индивидуальные качества, которые в наибольшей степени необходимы для выполнения деятельности данной социальной группе» – молодым специалистам. Личностные качества формируются под воздействием темперамента, физиологическую основу которого составляют свойства нервной системы, способные изменяться под воздействием социальных условий, что приводит к изменению форм поведения молодого работника. Таким образом, личностные качества могут быть изменены и усовершенствованы молодым специалистом с целью повышения своей конкурентоспособности и становления гармонии между собой и профессией.
2. Невысокий уровень развития
профессиональных умений
Уровень развития профессиональных умений зависит от успешности приобретения в процессе обучения и в ходе производственной и преддипломной практик профессиональных знаний и навыков. На успешность их приобретения и совершенствования влияют способности индивидов, обнаруживающиеся в деятельности, отвечающие ее требованиям и обеспечивающие высокие достижения.
3. Недостаточная психологическая
готовность выпускников
Психологическая готовность является психологическим состоянием, определяемым наличием потребности к труду, стойким как результат воспитания и временным как результат психологической подготовки или психологической мобилизации в данный период. Психологическая подготовка представляет собой психолого-педагогический процесс формирования и совершенствования значимых свойств личности и лежащих в их основе психических свойств. Создание психологической готовности к деятельности зависит от 2-х факторов:
- уровня волевых свойств;
- способности управлять своими чувствами и эмоциями.
Воля является важным фактором психологической регуляции в процессе труда, так как от нее зависит преодоление внутренних и внешних трудностей при достижении поставленной цели. На интенсивность волевого усилия влияют мировоззрение молодого специалиста, его ответственность, общественная значимость задачи и установка на достижение результата. В волевых действиях особое значение приобретают такие качества молодого работника, как целеустремленность, инициатива, самостоятельность, настойчивость, решительность, организованность, дисциплинированность. В волевых действиях молодых специалистов большую роль играют их потребности и мотивы, побуждающие к деятельности, находящиеся в определенных отношениях друг к другу и определяющие строение мотивационной сферы личности. Говоря о мотивационной сфере личности, исходят из понятий о ценностных установках. От того, какие ценности молодой человек реализует в своем поведении, зависит его отношение к обществу и к другим людям, а также его образ жизни. Одни при выработке внутренней мотивации собственного поведения руководствуются исключительно соображениями личной выгоды, другие учитывают интересы других людей и общества в целом, третьи служат интересам общества, считая их высшей ценностью, четвертые ориентируются на эстетические нормы и ценности.
Мотивационная сфера молодого специалиста динамична: может изменяться не только мотивация, но и устойчивость мотивов.
Немалую роль при формировании психологического потенциала молодого специалиста и его готовности к трудовой деятельности играют эмоции, отражающие личную значимость и оценку внутренних и внешних ситуации для жизнедеятельности человека. В структуре эмоций различают аффекты, эмоции, чувства, настроения и стресс. Положительные эмоции и чувства создают наиболее благоприятные условия для деятельности, активизируют ее, служат фактором здоровья работника.
4. Невысокий уровень способности
молодого специалиста к
Необходимым условием для быстрой психологической адаптации молодого человека в рыночных условиях является его способность к непрерывному и интенсивному качественному совершенствованию, предполагающему постоянное обучение, обновление и развитие собственных способностей и качеств, как профессиональных, так и личностных.
5. Уровень развития
На успешность приобретения этих качеств влияют 2 вида способностей:
- общие, отражающие тип мышления (художественный, логический и смешанный);
- специальные,
связанные с определенной
Степень реализации способностей зависит от образования и интеллекта субъекта профессионального управления.
Основными чертами личности и характеристиками, необходимыми для успешного выполнения должностных обязанностей менеджера является эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость, уверенность в себе, общительность, решительность в условиях риска, упорная работа и непрерывная учеба субъекта управления, ответственность и надежность, независимость, предполагающая самостоятельное принятие решений, готовность выслушивать мнения других и др. Формированию этих черт могут способствовать специальные психологические тренинги, самоконтроль личности субъекта управления и желание самосовершенствоваться (16).
Для эффективной деятельности специалисту на любом иерархическом уровне, необходимо приспосабливаться к конкретным управленческим ситуациям, условиям и учитывать явления и процессы, влияющие на конкурентоспособность молодых специалистов.
Таким образом, можно сделать выводы о том, что:
- профессиональное
управление деловыми
- социально востребованные личностные качества молодых специалистов являются важными среди внутренних психологических факторов.
Эти выводы обусловливают
направление дальнейшего
1.3.Профессиональная
деятельность менеджеров
Профессиональная деятельность менеджеров-молодых специалистов представляет собой деятельность, имеющую следующую специфику:
1. Отнесение управленческой
Предметом трудовых воздействий в управленческой деятельности выступает молодежь в возрасте 16-29 лет. В среднем по России эта социально-демографическая группа составляет примерно 25% экономически активного населения. Экономическая активность молодежи зависит от того, какая часть обучается с отрывом от производства, а какая претендует на рабочие места. В силу этой причины авторы (43) выделяют три возрастные молодежные группы:
- молодежь в возрасте 15 – 19 лет,
характеризующаяся низким
- молодежь в возрасте 20 – 24 лет
с уровнем экономической
- молодежь в возрасте 25 – 29 лет
с высоким уровнем
Молодые специалисты-менеджеры имеют
невысокую конкурентоспособност