Оценка деловых качеств менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 09:59, дипломная работа

Описание

В результате структурной перестройки экономики в начале 90-х годов прошлого столетия произошел переход к рыночным отношениям, повлекший за собой изменения в сфере труда и занятости. В наиболее неблагоприятной ситуации оказались различные категории работников, в число которых входят менеджеры в возрасте 16 – 29 лет. В силу специфики своих социально-психологических характеристик они оказываются недостаточно подготовленными к современным рыночным условиям. Отсутствие опыта работы и недостаточное развитие их личностных и деловых качеств, востребованных на рынке труда, приводят к низкой конкурентоспособности по сравнению с другими группами работников и вызывают проблемы с трудоустройством, что влечет за собой возникновение проблем в психологическом плане.

Работа состоит из  1 файл

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО.doc

— 533.00 Кб (Скачать документ)

Региональное информационное агентство  «СПЕКТР» провело опрос  студентов  учебных заведений профессионального  образования г. Твери с целью выяснения того, какие профессии являются «престижными» с их точки зрения, а также руководителей среднего и высшего звена предприятий Тверской области.

Слабая информированность выпускников  учебных заведений профессионального образования о состоянии производственной сферы в регионе, потребностях в рабочей силе усугубляет их положение на рынке труда. Многие студенты дезориентированы в реальном представлении о своей будущей    специальности.    Поэтому    почти    все    молодые    специалисты выражают обеспокоенность в отношении своего трудоустройства, большая часть молодых людей считают уровень своей подготовки (образование, опыт, навыки) недостаточными для успешного поиска работы по специальностям, которые востребованы на рынке труда. Это объясняется слабостью профессиональной ориентации молодежи.

3. Необходимость совмещения учебы  с работой в связи с материальными лишениями, желанием создать свое дело и быть материально независимым, стремлением помочь родителям и для создания семьи, профессиональными интересами, желанием не отстать от своих друзей, заботой о своем будущем трудоустройстве, а также в связи с осознанным вкладом в свою трудовую и профессиональную карьеру. В последнем случае четко выделяются несколько аспектов: получение реального опыта в работе в определенной сфере деятельности и совершенствование далее в этой сфере; знакомство во время учебы с различными видами работ и выбор наиболее подходящей; получение опыта для написания «резюме» и повышение шансов при трудоустройстве на желаемую работу в другой компании.

4. Неудовлетворенность определенной части молодежи, приобретенной профессией в связи с недостаточной профориентацией или разочарованием из-за несовпадения реалий и ожиданий, связанных с выбранной специальностью.

5. Противоречивые требования работодателей  к молодым специалистам со стажем до 3-х лет.  Отказ большинства работодателей нести финансовые расходы и организационные неудобства, связанные с профобучением молодых работников, предоставлением им льгот, предусмотренных Трудовым кодексом РФ:

-статья 268. Запрещение направления в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до 18 лет;

-статья 270. Нормы выработки  для работников в возрасте  до 18 лет;

-статья 271. Оплата труда работников в возрасте до 18 лет при                    сокращенной продолжительности ежедневной работы;

-статья 173. Гарантии и  компенсации работникам, совмещающим  работу с обучением в  образовательных учреждениях высшего профессионального образования, и работникам, поступающим в указанные образовательные учреждения;

-статья 174. Гарантии и  компенсации работникам, обучающимся  в  образовательных учреждениях среднего профессионального образования, и работникам, поступающим в указанные образовательные учреждения;

статья 175. Гарантии и  компенсации работникам, обучающимся  в  образовательных учреждениях начального профессионального образования.

В Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» № 125 – ФЗ от 19 июля 1996г. предусмотрены гарантии и компенсации докторантам, аспирантам и соискателям: статья 19. Докторанты, аспиранты и соискатели.

6. Дискриминация молодых специалистов  со стороны работодателей в  виде незаконных штрафов, увольнений, работы в неблагоприятных условиях, а также использование неоплаченного труда в период испытательного срока, без твердых гарантий предоставления им в последствии постоянного места работы, предоставление работы в неблагоприятных условиях или связанной с криминалом, приводящую к увеличению низкостатусных групп среди молодежи. Труд многих молодых специалистов не имеет четкого ограничения рабочего времени, они работают больше дополнительно на 14 часов в неделю по сравнению с другими работниками. Почти половина частных компаний и четверть государственных, акционерных, кооперативных и смешанных не выполняют требования Трудового кодекса РФ, что приводит к увеличению удельного веса низко статусных групп, социально-профессиональное положение, которых нестабильно, и включающих  в себя:

а) молодых специалистов, не имеющих профессионального статуса. Этой группе свойственна большая текучесть из-за того, что  ее представители находятся в постоянном поиске своего места. Молодые специалисты, работающие не по своей специальности, составляют чуть меньше половины от общего числа молодежи;

б) молодых специалистов, трудящихся по схожей специальности, составляющих около 1/7 всех молодых специалистов. Такие специалисты не всегда идентифицируют, т.е. отождествляют, себя с другой профессией. В силу этой причины их часто относят к маргиналам.

 Молодежь, входящая в состав  этих групп, имеет более низкий  уровень конкурентоспособности  по сравнению с молодыми специалистами,  работающими в полном соответствии с профессиональным образованием и характеризующимися активным включением в профессиональную деятельность (35).

К внутренним  факторам профессионального  управления  отнесены следующие:

1. Недостаточное развитие личностных  качеств молодежи, востребованных на рынке труда в современных социально-экономических условиях.

Н.М. Амосов определяет личностные качества как «индивидуальные качества, которые в наибольшей степени необходимы для выполнения деятельности данной социальной группе» – молодым специалистам. Личностные качества формируются под воздействием темперамента, физиологическую основу которого составляют свойства нервной системы, способные изменяться под воздействием социальных условий, что приводит к изменению форм поведения молодого работника. Таким образом, личностные качества могут быть изменены и усовершенствованы молодым специалистом с целью повышения своей конкурентоспособности и становления гармонии между собой и профессией.

2. Невысокий уровень развития  профессиональных умений молодых  специалистов.

Уровень развития профессиональных умений зависит от успешности приобретения  в процессе обучения и в ходе производственной и преддипломной практик профессиональных знаний и навыков. На успешность их приобретения и совершенствования влияют способности индивидов,  обнаруживающиеся в деятельности, отвечающие ее требованиям и обеспечивающие высокие достижения.

3. Недостаточная психологическая  готовность выпускников учебных  заведений к трудовой деятельности.

Психологическая готовность является психологическим состоянием, определяемым наличием потребности к труду, стойким  как результат воспитания и временным как результат психологической подготовки или психологической мобилизации в данный период. Психологическая подготовка представляет собой психолого-педагогический процесс формирования и совершенствования значимых свойств личности и лежащих в их основе психических свойств. Создание психологической готовности к деятельности зависит от 2-х факторов:

- уровня волевых свойств;

- способности управлять своими  чувствами и эмоциями.

Воля является важным фактором психологической регуляции в процессе труда, так как от нее зависит преодоление внутренних и внешних трудностей при достижении поставленной цели. На интенсивность волевого усилия влияют мировоззрение молодого специалиста, его ответственность, общественная значимость задачи и установка на достижение результата. В волевых действиях особое значение приобретают такие качества молодого работника, как целеустремленность, инициатива, самостоятельность, настойчивость, решительность, организованность, дисциплинированность. В волевых действиях молодых специалистов большую роль играют их потребности и мотивы, побуждающие  к деятельности, находящиеся в определенных отношениях друг к другу и определяющие строение мотивационной сферы личности. Говоря о мотивационной сфере личности, исходят из понятий о ценностных установках. От того, какие ценности молодой человек реализует в своем поведении, зависит его отношение к обществу и к другим людям, а также его образ жизни. Одни при выработке внутренней мотивации собственного поведения руководствуются исключительно соображениями личной выгоды, другие учитывают интересы других людей и общества в целом, третьи служат интересам общества, считая их высшей ценностью, четвертые ориентируются на эстетические нормы и ценности.

Мотивационная сфера молодого специалиста динамична: может изменяться не только мотивация, но и устойчивость мотивов.

 Немалую роль при  формировании психологического  потенциала молодого специалиста и его готовности к трудовой деятельности играют эмоции, отражающие личную значимость и оценку внутренних и внешних ситуации для жизнедеятельности человека. В структуре эмоций различают аффекты, эмоции, чувства, настроения и стресс. Положительные эмоции и чувства создают наиболее благоприятные условия для деятельности, активизируют ее, служат фактором здоровья работника.

4. Невысокий уровень способности  молодого специалиста к быстрой  адаптации в современных социально-экономических  условиях, предполагающей непрерывное и интенсивное качественное совершенствование.

Необходимым условием для быстрой  психологической адаптации молодого человека в рыночных условиях является его способность к непрерывному и интенсивному качественному совершенствованию, предполагающему постоянное обучение, обновление  и развитие собственных способностей и качеств, как профессиональных, так и личностных.

5. Уровень развития профессионально  важных и личностных качеств  субъекта управления, необходимых  для успешного выполнения профессиональной деятельности.

На успешность приобретения этих качеств  влияют 2 вида способностей:

- общие, отражающие тип мышления (художественный, логический и смешанный);

- специальные,  связанные с определенной сферой  деятельности, и подразделяющиеся на  интерсоциальные, которые ориентированы на организацию взаимодействия людей и управления ими, и конструктивные, характерные для исполнительской деятельности.

Степень реализации способностей зависит от образования  и интеллекта субъекта профессионального  управления.

Основными чертами  личности и характеристиками, необходимыми для успешного выполнения должностных обязанностей менеджера является эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость, уверенность в себе, общительность, решительность в условиях риска, упорная работа и непрерывная учеба субъекта управления, ответственность и надежность, независимость, предполагающая самостоятельное принятие решений, готовность выслушивать мнения других и др. Формированию этих черт могут способствовать специальные психологические тренинги, самоконтроль личности субъекта управления и желание самосовершенствоваться (16).

Для эффективной  деятельности специалисту на любом  иерархическом уровне, необходимо приспосабливаться  к конкретным управленческим ситуациям, условиям и учитывать явления и процессы, влияющие на конкурентоспособность молодых специалистов.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что:

- профессиональное  управление деловыми качествами  молодых специалистов-менеджеров является специфической деятельностью, имеющей свое психологическое содержание;

- социально востребованные  личностные качества молодых  специалистов являются важными среди внутренних психологических факторов.

Эти выводы обусловливают  направление дальнейшего исследования - изучение влияния социально востребованных личностных и деловых качеств, входящих в группу внутренних психологических факторов.

 

 

1.3.Профессиональная  деятельность менеджеров молодых  специалистов.

Профессиональная деятельность менеджеров-молодых  специалистов представляет собой деятельность, имеющую следующую специфику:

1. Отнесение управленческой деятельности  к «субъект-субъектному» виду.

Предметом трудовых воздействий  в  управленческой деятельности выступает молодежь в возрасте 16-29 лет. В среднем по России эта социально-демографическая группа составляет примерно 25% экономически активного населения. Экономическая активность молодежи зависит от того, какая часть обучается с отрывом от производства, а какая претендует на рабочие места. В силу этой причины авторы (43) выделяют три возрастные молодежные группы:

- молодежь в возрасте 15 – 19 лет,  характеризующаяся низким уровнем  экономической активности (около 20%). Данный процент низок из-за того, что 70% молодых людей, входящих в состав этой группы, обучаются с отрывом от производства;

- молодежь в возрасте 20 – 24 лет  с уровнем экономической активности  равной   76%,   с   долей   обучающихся   с   отрывом   от производства – 13%;

- молодежь в возрасте 25 – 29 лет  с высоким уровнем экономической  активности 86%, т.к. доля обучающихся среди этой группы составляет 1,5%.

Молодые специалисты-менеджеры имеют  невысокую конкурентоспособность на рынке труда, представляющую собой степень развития комплекса используемых в процессе трудовой деятельности способностей человека и его квалификации. Это – свойство индивида, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности в его рабочей силе по сравнению с другими работниками. Конкурентоспособность показывает, в какой мере возрастные, профессиональные, квалификационные, физиологические, социально-бытовые и деловые характеристики или качества молодого специалиста соответствуют условиям найма рабочей силы на рынке труда, отражающие конъюнктуру спроса и предложения на рабочую силу определенного качества. Как свойство способности к труду, деловые качества  характеризуют качественную сторону трудового потенциала индивида.

Информация о работе Оценка деловых качеств менеджера