Оценка деловых качеств менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 09:59, дипломная работа

Описание

В результате структурной перестройки экономики в начале 90-х годов прошлого столетия произошел переход к рыночным отношениям, повлекший за собой изменения в сфере труда и занятости. В наиболее неблагоприятной ситуации оказались различные категории работников, в число которых входят менеджеры в возрасте 16 – 29 лет. В силу специфики своих социально-психологических характеристик они оказываются недостаточно подготовленными к современным рыночным условиям. Отсутствие опыта работы и недостаточное развитие их личностных и деловых качеств, востребованных на рынке труда, приводят к низкой конкурентоспособности по сравнению с другими группами работников и вызывают проблемы с трудоустройством, что влечет за собой возникновение проблем в психологическом плане.

Работа состоит из  1 файл

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО.doc

— 533.00 Кб (Скачать документ)

Под субъектом управления в исследовании понимаются специалисты сферы управления.

2. Синтез индивидуальной и совместной  деятельности.

В силу того, что предметом трудовых воздействий являются молодые специалисты  – субъекты, поэтому управление деловыми качествами молодежи относится к совместной деятельности в связи с тем, что предполагает наличие ряда «управляемых субъектов». Но одновременно она является и индивидуальной деятельностью, требующей реализации всех тех компонентов и средств, которые характерны для структуры этого вида деятельности. В силу перечисленных причин профессиональная деятельность  по управлению конкурентоспособностью молодых работников представляет собой иной тип деятельности, синтезирующий в себе индивидуальную и совместную деятельность.

3. По содержанию деятельность по управлению деловыми качествами молодых специалистов предполагает реализацию определенных универсальных управленческих функций и процедур, степень выраженности которых различна в зависимости от уровня управления.

Выделяют такие управленческие функции, как планирование, организация, мотивация и контроль. К управленческим процедурам, представленным в приложении 3, относятся следующие:

- сбор информации для изучения  сложившейся ситуации и определения  проблемы, требующей решения. (Приложение 3)

Процесс профессионального управления деловыми качествами включает в себя несколько этапов:

а) определение проблемной ситуации, требующей выхода из нее. Для этого необходимо выявление ситуации как таковой, определение ее «зоны» и особенностей содержания ситуации, выявление ключевых противоречий и постановку целей предполагаемого решения;

б) анализ содержания проблемной ситуации, включающий три аспекта: информационный анализ, заключающийся в поиске и обнаружении скрытых параметров ситуации; определение «ограничивающих факторов», которые порождают проблему; формулирование основных требований к решению – критериев;

- постановка целей и задач  управления для решения проблемной  ситуации.

Для эффективного профессионального  управления необходимо, чтобы поставленные цели имели такие психологические характеристики, как определенность, объективно означающая четкость и однозначность формулировки цели, содержащей полное описание всех параметров будущего результата, а также полное и точное ее восприятие исполнителями в том аспекте, в котором она была изначально сформулирована; реалистичность, т.е. высокая вероятность достижения в сложившихся конкретных условиях; обоснованность (или понятность) для тех, кто ее реализует; доступность целей проверке (верификация), которая предполагает четкость, конкретность, определенность постановки задания и дающая возможность количественного выражения и сравнения с целью.

Обычно выделяют психологические  закономерности целеполагания, включающие разведение целей и задач, уровень  сложности целей и обладание целью мотивационным потенциалом исполнения (39). Основные цели профессионального управления деловыми качествами менеджеров заключаются в обеспечении конкурентоспособности молодых специалистов на требуемом социумом уровне, совершенствовании системы профориентации и психологической подготовки молодежи к вступлению в трудовую деятельность:

- выбор средств и методов  для достижения цели, зависящих  от проблемной ситуации;

- организация, предполагающая согласование  оптимальным образом индивидуальных  усилий субъектов профессионального управления для достижения цели и представляющая собой функциональное разделение и последующую организацию основных видов работ;

- контроль, включающий в себя: опережающий,  направленный на предупреждение ошибок и неблагоприятных ситуаций, и реализующийся в процессе исполнительских работ; текущий, в котором воплощается принцип обратной связи, позволяющей оценить качество работы и внести коррективы, тем самым содействовать  достижению цели; заключительный, осуществляющийся после окончания определенных видов работ и выполняющий мотивирующую функцию. Процесс контроля состоит из 3-х компонентов: разработка стандартов, сопоставление с ними реальных результатов работы и осуществление коррекционных мероприятий. Различают такие типы коррекционных мероприятий, как действия, направленные на устранение отклонений, предполагающие приведение параметров деятельности в соответствие со стандартами; действия, направленные на пересмотр оценочных критериев и стандартов; действия, составляющие основу «корректирующего поведения», направленные на субъекта управленческой деятельности, допустившего ошибку; а также оценочные действия, включающие текущую и заключительную оценку.

4. Специфические психологические  условия деятельности менеджеров.

Психологические условия подразделяются на внешние и внутренние. Важным внешним условием является частое возникновение стрессовых ситуаций, вызываемое жесткими временными ограничениями, ограниченностью ресурсов, нерегламентированностью труда, информационной неопределенностью.

Внутренние условия деятельности по управлению конкурентоспособностью молодежи включают в себя:

- необходимость одновременного  выполнения нескольких действий  и параллельного решения множества  задач;

- противоречивость нормативных  предписаний и их неопределенность;

- несформулированность в четком  и явном виде оценочных критериев  эффективности деятельности, а зачастую  и их отсутствие;

- множественную подчиненность  субъекта управления различным  вышестоящим инстанциям и обусловленную этим противоречивость требований с их стороны;

- повышенную напряженность;

- высокую ответственность за  результат работы.

5. Психологическое содержание профессиональной  деятельности менеджеров, заключающееся в отношении субъекта управления к деятельности, а также к себе как субъекту деятельности.

Отношение субъекта к деятельности  определяется социальной значимостью и престижностью этой деятельности. Отношение субъекта к себе как субъекту управленческой деятельности выражается в потребностях высшего уровня:

- потребность  в самоактуализации - потребности личности в реализации потенциальных возможностей и способностей собственной личности, в ее росте, в понимании, осмыслении и развитии собственого “Я”. Это - потребность человека “осуществить то, что он может осуществить”, полностью реализовать свой собственный потенциал (А.Маслоу);

- потребность в уважении, включающая, во-первых, потребность в уважении со стороны коллег: признании ими личных достижений субъекта управления, его компетентности, личностных качеств и достоинств, а во-вторых, потребность субъекта управленческой деятельности в самоуважении (А.Маслоу);

- потребность в  успехе, от  которой зависит то, чего в  конечном итоге достигает человек  в своей жизни и в профессиональной  деятельности. От меры развития этой потребности зависят профессиональные успехи в управленческой деятельности и само предпочтение личностью этого вида деятельности (Д.МакКлелланд);

- потребности в причастности (Д.Мак  Клелланд), в социальных контактах и социальном взаимодействии (А.Маслоу);

- потребности в самодетерминации и самоутверждении, заключающиеся в потребности ощущать себя причиной своего поведения и потребности сопротивляться отношению к субъекту как к средству управления им извне. Это – склонность человека считать, что именно его “Я” есть главный источник его поведения, и вести себя так, чтобы утвердить это мнение.

Наличие у субъекта управления конкурентоспособностью молодых специалистов этих потребностей и их высокий уровень развития обуславливают личностные предпочтения субъекта, личностную привлекательность этого вида деятельности, профессиональные успехи при ее осуществлении.

Таким образом, весь спектр характеристик  деятельности по управлению конкурентоспособностью молодых специалистов образует комплекс психологических особенностей, присущих этому виду деятельности и отличающий ее от других. Эти особенности могут быть выражены в разной степени в зависимости от уровня управления: чем выше уровень, тем более выражены признаки и наоборот.

В силу того, что управление деловыми качествами менеджеров является деятельностью, объектом воздействия которой являются личности, субъект и объект труда являются не только идентичными по сложности своей организации, но и тождественными по своим  особенностям. Этот факт обусловливает необходимость более подробного изучения внутренних и внешних психологических факторов процесса профессионального управления и имеющих отношение, как к субъекту, так и объекту управления.(14)

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ  действующей системы управления и оценки персонала в ООО «ДЕЛО»

2.1. Структура  системы управления в ООО «Дело».

Данная организация  осуществляет свою деятельность на основе устава, который зарегистрирован администрацией города Твери 29 апреля 1994г., свидетельство серии Г регистрационный номер 744-94.

Общество с ограниченной ответственностью «Дело» создано и  действует на основании гражданского законодательства РФ, Федерального Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» и Устава, и имеет цель удовлетворить потребности населения в товарах народного потребления, услугах, осуществлять торговую, производственно – коммерческую деятельность, извлекать прибыль.

ООО «Дело» является юридическим  лицом, уставной капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости их долевых (вкладов). Участники общества, внесшие вклады в уставной капитал общества не полностью, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников общества.

ООО «Дело» имеет в  собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Общество имеет гражданские права и несет гражданские обязанности для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных Федеральными законами.

ООО «Дело» имеет собственное  фирменное наименование, товарный и  фирменный знак, печать и угловой  штамп со своим полным фирменным  наименованием и указанием на место нахождения, а также другие реквизиты. Права юридического лица общества приобретают с момента его государственной регистрации. Общество вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.

ООО «Дело» имеет право входить  в состав объединений, ассоциаций, сохраняя права юридического лица, а также выходить из их состава. Общество вправе выступать участником других юридических лиц, открывать филиалы и представительства. Общество вправе самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность в порядке, установленном законодательством, а также осуществлять все виды гражданско-правовых сделок, не запрещенных действующим законодательством России, как с отечественными, так и с иностранными предприятиями, организациями и гражданами. Общество имеет право продавать товары населению и оказывать услуги на наличный расчет.

В данной организации, как  и в любой другой, ведется работа с документами. Основные документы управленческой деятельности организации это:

  • Организационно - правовые документы (уставы, учредительные договора, положения о структурном подразделении, правила, должностные инструкции, памятки, штатная численность);
  • плановые документы (годовые, квартальные, месячные  планы, программы, графики);
  • распорядительные документы (приказы, указы, решения, распоряжения);
  • финансово-бухгалтерские (приходные ордера, кассовая книга);

кадровые документы (трудовой контракт – см. приложение, соглашения, трудовая книжка, приказы по личному составу, заявления).

Организационные структуры  состоят из основных элементов управления организацией. Она характеризуется распределением целей и задач управления между подразделениями и работниками организации.

Под структурой управления организацией понимается упорядоченная  совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого.

В ООО «Дело» линейная организационная структура управления. Она характеризуется тем, что  во главе каждого структурного подразделения  находится руководитель – единоначальник, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления.

При линейном управлении каждое звено и каждый подчиненный  имеют одного руководителя, через которого по одному единовременному каналу проходят все команды управления. В этом  случае управленческие звенья несут ответственность за результаты всей деятельности управляемых объектов.

В линейной структуре  управления решения передаются по цепочке «сверху вниз», а сам руководитель нижнего звена управления подчинен руководителю более высокого над ним уровня.

Схематически линейная структура управления может быть представлена в виде схемы (Приложение 5)

Линейная структура  управления является логически  более стройной и формально определенной, но вместе с тем и менее гибкой. Каждый из руководителей обладает всей полнотой власти, но относительно небольшими возможностями решения функциональных проблем, требующих узких, специальных знаний.

Данная организационная структура управления имеет свои преимущества:

Информация о работе Оценка деловых качеств менеджера