Оценка и анализ качества жизни населения муниципального образования (на примере Троицкого муниципального района)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 09:09, дипломная работа

Описание

Цель работы: на основе показателей качества жизни разработать меры по возможному улучшению ситуации в Троицком муниципальном районе.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие, основные показатели и критерии качества жизни
- выявить универсальный показатель качества жизни
- рассмотреть качество жизни в Уральском федеральном округе
- провести оценку показателей качества жизни в Троицком муниципальном ра

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4
1. Теоретические основы анализа качества жизни……………………………..6
1.1. Качество жизни социально-экономическое понятие…………….........6
1.2. Основные показатели и критерии качества жизни…………………...18
1.3. Индекс развития человеческого потенциала – универсальный показатель качества жизни……………………………………………………...24
2. Механизмы оценки качества жизни в Российской Федерации……………30
2.1. Оценка качества жизни населения муниципального образования.30
2.2.Показатели качества жизни в Уральском федеральном округе…...34
2.3. Оценка показателей качества жизни в Троицком муниципальном районе…………………………………………………………………………….47
3. Возможные пути улучшения качества жизни в Троицком муниципальном районе…………………………………………………………………………….60
3.1. Стратегические направления улучшения качества жизни населения Троицкого муниципального района……………………………………………60
3.2. Роль мониторинга социального самочувствия жителей муниципального образования при формировании стратегии………………..69
3.3. Меры и мероприятия стратегии улучшения качества жизни в Троицком муниципальном районе…………………………………………….74
Заключение………………………………………………………………………86
Библиографический список….…………………………………………………89
Приложения………………………………………………………………….......94

Работа состоит из  1 файл

Качество жизни 2010.doc

— 422.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

Оценка  и анализ качества жизни населения  муниципального образования (на примере Троицкого  муниципального района) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4

1. Теоретические  основы анализа качества жизни……………………………..6

    1.1.   Качество жизни социально-экономическое понятие…………….........6

    1.2.   Основные показатели и критерии качества жизни…………………...18

    1.3. Индекс развития человеческого потенциала – универсальный показатель качества жизни……………………………………………………...24

2. Механизмы оценки качества жизни в Российской Федерации……………30

    2.1. Оценка качества жизни населения муниципального образования.30

     2.2.Показатели качества жизни в Уральском федеральном округе…...34

    2.3. Оценка показателей качества жизни в Троицком муниципальном районе…………………………………………………………………………….47

3. Возможные пути улучшения качества жизни в Троицком муниципальном районе…………………………………………………………………………….60

   3.1. Стратегические направления улучшения качества жизни населения Троицкого муниципального района……………………………………………60

   3.2. Роль мониторинга социального самочувствия жителей муниципального образования при формировании стратегии………………..69

     3.3. Меры и мероприятия стратегии улучшения качества жизни в Троицком муниципальном районе…………………………………………….74

Заключение………………………………………………………………………86

Библиографический список….…………………………………………………89

Приложения………………………………………………………………….......94 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    Существенно возросший интерес науки и  практики к проблематике качества жизни, свидетельствует о том, что наше общество озабочено уже не столько проблемами самосохранения, сколько вопросами устойчивого социального развития, необходимостью  создания достойных условий жизни как для будущих, так и ныне живущих поколений.

       Начавшийся новый этап социально-экономического развития страны характеризуется политической и институциональной стабильностью, возникновением новой социальной структуры общества, определенными достижениями в экономике, некоторым  ростом уровня жизни, улучшением делового климата, формированием  цивилизованного рынка и правового государства. Важнейшим положительным результатом развития страны в последние годы стал рост уверенности людей в  возможности достижения собственной деятельностью желаемого уровня и качества жизни, поэтому вопрос: «на что жить» все больше сменяется вопросом: «как жить». Все это принципиально видоизменяет проблему управления социальным развитием, под которым понимается процесс существенных количественных и качественных изменений в уровне, качестве и образе жизни людей и общественных групп относительно друг друга и их прежнего положения.

    Значимость  проблемы управления качеством жизни  возрастает и в связи с тем, что человеческий ресурс в условиях доминирующих тенденций  старения и  депопуляции населения становится самым дефицитным ресурсом.

    Новый этап развития меняет и парадигму  управления социально-экономическими процессами в регионах и стране в  целом. Региональные и муниципальные  органы власти в своей социальной политике все больше рассматривают  население не только в качестве объекта своей деятельности, но и как активного участника  общей работы.

    Объектом  работы являются показатели качества жизни Троицкого муниципального района.

    Предметом – принципы улучшения качества жизни  Троицкого муниципального района

    Цель  работы: на основе показателей качества жизни разработать меры по возможному улучшению ситуации в Троицком муниципальном районе.

    Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

    - рассмотреть понятие, основные показатели и критерии качества жизни

    - выявить универсальный показатель качества жизни

    - рассмотреть качество жизни в Уральском федеральном округе

    - провести оценку показателей качества жизни в Троицком муниципальном районе

    - разработать возможные пути улучшения  качества жизни в Троицком муниципальном районе

    В исследовании применялись общенаучные и конкретно-предметные методы изучения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.Теоретические основы анализа качества жизни 

    1.1. Качество жизни как социально-экономическое понятие 

    Основной  причиной появления и широкого распространения термина «качество жизни» в обществах с высоким уровнем потребления была смена механизма всего социального развития. Уже в 60-е годы прошлого столетия в наиболее развитых странах мира стала очевидной ограниченность использования термина «уровень жизни», поскольку реальность убедительно показала, что экономический рост и достижение высокого уровня потребления не избавляют общество от нищеты, преступности, наркомании, загрязнения окружающей среды и техногенных катастроф, не гарантируют его от глубоких социальных потрясений. Жизнь, по мнению большинства западных исследователей, поставила перед обществом необходимость сделать выбор: или количество — увеличение заработной платы, рост производства товаров, растущее удовлетворение материальных нужд, строительство дешевых квартир и т.п., или качество — образование, здравоохранение, культура, экология и т.п. Западные исследователи делают основной акцент не на изобилии товаров и их возрастающем потреблении, а призывают к введению элементов организованного потребления, обогащенного наличием духовных, социальных и культурных благ.  За прошедшие годы создана обширная научная литература по проблематике качества жизни, которая показывает, что зарубежные исследования качества жизни проводятся в двух направлениях: на базе объективных условий жизни и на основе изучения степени удовлетворенности жизнью самими субъектами1.

    Доминирующим  направлением  за рубежом  выступает  модель «ощущаемого качества жизни», поскольку сложный характер взаимосвязи  объективных и субъективных условий жизни не подтверждает кажущуюся вполне очевидной истину, что люди в лучших материальных условиях жизни более удовлетворены ею, чем находящиеся в относительно худших условиях. Эта модель построена на утверждении, что истинное значение качества жизни отражено в субъективных ощущениях индивидов, формирующихся на основе конкретных материальных условий жизни, эмоционального состояния и т.п.

    Большинство западных исследователей выделяют в  субъективных оценках рациональную и эмоциональную компоненты. Первая состоит из общей удовлетворенности жизнью и оценок степени удовлетворенности различными сторонами жизни. Вторая компонента представляет собой баланс позитивных и негативных эмоций. К позитивным эмоциям относятся ощущение счастья, социальной безопасности, уверенности в завтрашнем дне. Негативные эмоции выражаются в ощущениях депрессии, фрустрации, стресса.

    Представляет  определенный научный и практический интерес вывод западных исследователей, согласно которому в условиях радикальных  социальных преобразований индивидуальные представления о качестве жизни формируются в основном под влиянием не рациональной, а эмоциональной компоненты.

    В дореформенной отечественной науке  термин «качество жизни» не получил  широкого распространения, хотя теоретические исследования содержания этого понятия и проводились. Качество жизни в тот период выступало промежуточным компонентом единства уровня, качества и образа жизни. В частности, Н.М. Римашевская рассматривала уровень жизни, образ жизни и качество жизни как «характеристики общественного организма, которые лежат в разных плоскостях, частично пересекаясь, но не покрывая и не подменяя друг друга. Более того, вероятно, следует признать, что их нельзя рассматривать в качестве исчерпывающих для системы категорий, призванных описать различные элементы жизнедеятельности людей. Однако в совокупности они все же представляют некоторый комплекс, который может быть объединен понятием народное благосостояние»2.

    В последние десятилетия прошлого века в нашей стране доминировал подход к качеству жизни как совокупности качественных характеристик потребляемых товаров, благ и услуг (качество питания, качество и модность одежды, комфорт жилища, качество здравоохранения, образования, сферы обслуживания и др.). Тем самым «высота» качества жизни теоретически определялась качеством потребляемых товаров, благ и услуг, а содержание качества жизни становилось близким к понятию «высококачественная жизнь». В результате проблема высоты качества жизни теряла всякий смысл, а малообеспеченные люди, вынужденные довольствоваться предметами потребления невысокого качества, оказывались вообще «безжизненными» субъектами, поскольку их жизнь теоретически не имела своего качества, была «некачественной».

    При таком подходе нарушался методологический принцип единства научного знания, которое в силу иерархии предметной области требует, чтобы содержание одних и тех же понятий в экономических науках не было шире, тем более противоречило, содержанию этих же понятий в теоретической социологии и социальной философии, предметная область исследований которых шире, чем экономических дисциплин.

    Как известно, категория «качество» в  общенаучном плане является совокупной характеристикой существенных свойств  объекта, его внутренней и внешней  определенности, относительной устойчивости, его отличия от других объектов или сходства с ними.

    Определенность  социального субъекта проявляется  в его деятельности, а сама деятельность предопределяется  комплексом его  потребностей, интересов и ценностей, который и выражает его качество, его индивидуальность, отделяет его от других социальных субъектов.

    Потребности, по общепринятому определению, представляют собой необходимость, нужду или  недостаток в чем-либо для поддержания  жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Большинство экономистов рассматривало и рассматривает потребности главным образом как конкретные предметы, блага и услуги, то, в чем нуждается человек, что ему необходимо для его жизнедеятельности. Эта точка зрения вполне оправдана самим характером экономической науки. Абстрагируясь от человека, она позволяет количественно определять, измерять и оценивать потребность, что дает возможность, в частности, формировать обоснованные нормативы потребления (потребительские бюджеты), рассчитывать их в стоимостной (денежной) форме. Такое содержание понятия «потребность» служит основой общепринятого определения уровня жизни как степени удовлетворения потребностей человека, измеряемого, прежде всего размером его доходов, позволяющим потреблять определенное количество товаров, благ и услуг.

    Подход  к потребностям как предметам, благам и услугам, в которых нуждается  человек, имеет важное инструментальное значение, однако он далеко не полно  отражает содержание потребности.

    В общенаучном плане потребности представляют собой диалектическое противоречие между субъектом и объектом потребления, между внутренним состоянием человека и окружающим его внешним миром. Как нет живого человека без потребностей, так и нет потребностей вне человека. С этой точки зрения потребности человека заключаются в необходимости утоления голода или жажды, а не в конкретном продукте питания или напитка. Именно с этой точки зрения рассматривал потребность выдающийся отечественный экономист Н.Д. Кондратьев. Он писал: «Состояние нарушенного соответствия или равновесия между отдельными частями организма (или и их функциями) или между организмом и внешней средой и вытекающее отсюда состояние искания путей и восстановление этого равновесия мы и обозначим общим понятием потребности».

    Поэтому потребности человека рассматриваются  как внутренняя причина его жизнедеятельности, а основной причиной деятельности выступают  интересы человека, являющиеся формой выражения и способом реализации потребности субъекта. Интересы являются своего рода посредником между человеком, как носителем потребности, и миром внешних объектов, позволяющих удовлетворить ту или иную потребность. Та же потребность в пище удовлетворяется путем выбора человеком возможных конкретных продуктов питания и их потреблением3.

Информация о работе Оценка и анализ качества жизни населения муниципального образования (на примере Троицкого муниципального района)