Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 09:09, дипломная работа
Цель работы: на основе показателей качества жизни разработать меры по возможному улучшению ситуации в Троицком муниципальном районе.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие, основные показатели и критерии качества жизни
- выявить универсальный показатель качества жизни
- рассмотреть качество жизни в Уральском федеральном округе
- провести оценку показателей качества жизни в Троицком муниципальном ра
Введение…………………………………………………………………………..4
1. Теоретические основы анализа качества жизни……………………………..6
1.1. Качество жизни социально-экономическое понятие…………….........6
1.2. Основные показатели и критерии качества жизни…………………...18
1.3. Индекс развития человеческого потенциала – универсальный показатель качества жизни……………………………………………………...24
2. Механизмы оценки качества жизни в Российской Федерации……………30
2.1. Оценка качества жизни населения муниципального образования.30
2.2.Показатели качества жизни в Уральском федеральном округе…...34
2.3. Оценка показателей качества жизни в Троицком муниципальном районе…………………………………………………………………………….47
3. Возможные пути улучшения качества жизни в Троицком муниципальном районе…………………………………………………………………………….60
3.1. Стратегические направления улучшения качества жизни населения Троицкого муниципального района……………………………………………60
3.2. Роль мониторинга социального самочувствия жителей муниципального образования при формировании стратегии………………..69
3.3. Меры и мероприятия стратегии улучшения качества жизни в Троицком муниципальном районе…………………………………………….74
Заключение………………………………………………………………………86
Библиографический список….…………………………………………………89
Приложения………………………………………………………………….......94
ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ
Оценка
и анализ качества
жизни населения
муниципального образования (на
примере Троицкого
муниципального района)
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические
основы анализа качества жизни…
1.1. Качество жизни социально-экономическое понятие…………….........6
1.2. Основные показатели и критерии качества жизни…………………...18
1.3. Индекс развития человеческого потенциала – универсальный показатель качества жизни……………………………………………………...24
2. Механизмы оценки качества жизни в Российской Федерации……………30
2.1. Оценка качества жизни населения муниципального образования.30
2.2.Показатели качества жизни в Уральском федеральном округе…...34
2.3. Оценка показателей качества жизни
в Троицком муниципальном районе………………………………………………………………
3. Возможные
пути улучшения качества жизни в Троицком
муниципальном районе………………………………………………………………
3.1. Стратегические направления улучшения качества жизни населения Троицкого муниципального района……………………………………………60
3.2. Роль мониторинга социального самочувствия жителей муниципального образования при формировании стратегии………………..69
3.3. Меры и мероприятия стратегии улучшения качества жизни в Троицком муниципальном районе…………………………………………….74
Заключение……………………………………………………
Библиографический список….…………………………………………………89
Приложения……………………………………………………
Введение
Существенно возросший интерес науки и практики к проблематике качества жизни, свидетельствует о том, что наше общество озабочено уже не столько проблемами самосохранения, сколько вопросами устойчивого социального развития, необходимостью создания достойных условий жизни как для будущих, так и ныне живущих поколений.
Начавшийся новый этап социально-экономического развития страны характеризуется политической и институциональной стабильностью, возникновением новой социальной структуры общества, определенными достижениями в экономике, некоторым ростом уровня жизни, улучшением делового климата, формированием цивилизованного рынка и правового государства. Важнейшим положительным результатом развития страны в последние годы стал рост уверенности людей в возможности достижения собственной деятельностью желаемого уровня и качества жизни, поэтому вопрос: «на что жить» все больше сменяется вопросом: «как жить». Все это принципиально видоизменяет проблему управления социальным развитием, под которым понимается процесс существенных количественных и качественных изменений в уровне, качестве и образе жизни людей и общественных групп относительно друг друга и их прежнего положения.
Значимость проблемы управления качеством жизни возрастает и в связи с тем, что человеческий ресурс в условиях доминирующих тенденций старения и депопуляции населения становится самым дефицитным ресурсом.
Новый этап развития меняет и парадигму управления социально-экономическими процессами в регионах и стране в целом. Региональные и муниципальные органы власти в своей социальной политике все больше рассматривают население не только в качестве объекта своей деятельности, но и как активного участника общей работы.
Объектом работы являются показатели качества жизни Троицкого муниципального района.
Предметом – принципы улучшения качества жизни Троицкого муниципального района
Цель работы: на основе показателей качества жизни разработать меры по возможному улучшению ситуации в Троицком муниципальном районе.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие, основные показатели и критерии качества жизни
- выявить универсальный показатель качества жизни
- рассмотреть качество жизни в Уральском федеральном округе
- провести оценку показателей качества жизни в Троицком муниципальном районе
- разработать возможные пути улучшения качества жизни в Троицком муниципальном районе
В
исследовании применялись общенаучные
и конкретно-предметные методы изучения.
1.Теоретические
основы анализа качества
жизни
1.1.
Качество жизни
как социально-экономическое
понятие
Основной причиной появления и широкого распространения термина «качество жизни» в обществах с высоким уровнем потребления была смена механизма всего социального развития. Уже в 60-е годы прошлого столетия в наиболее развитых странах мира стала очевидной ограниченность использования термина «уровень жизни», поскольку реальность убедительно показала, что экономический рост и достижение высокого уровня потребления не избавляют общество от нищеты, преступности, наркомании, загрязнения окружающей среды и техногенных катастроф, не гарантируют его от глубоких социальных потрясений. Жизнь, по мнению большинства западных исследователей, поставила перед обществом необходимость сделать выбор: или количество — увеличение заработной платы, рост производства товаров, растущее удовлетворение материальных нужд, строительство дешевых квартир и т.п., или качество — образование, здравоохранение, культура, экология и т.п. Западные исследователи делают основной акцент не на изобилии товаров и их возрастающем потреблении, а призывают к введению элементов организованного потребления, обогащенного наличием духовных, социальных и культурных благ. За прошедшие годы создана обширная научная литература по проблематике качества жизни, которая показывает, что зарубежные исследования качества жизни проводятся в двух направлениях: на базе объективных условий жизни и на основе изучения степени удовлетворенности жизнью самими субъектами1.
Доминирующим направлением за рубежом выступает модель «ощущаемого качества жизни», поскольку сложный характер взаимосвязи объективных и субъективных условий жизни не подтверждает кажущуюся вполне очевидной истину, что люди в лучших материальных условиях жизни более удовлетворены ею, чем находящиеся в относительно худших условиях. Эта модель построена на утверждении, что истинное значение качества жизни отражено в субъективных ощущениях индивидов, формирующихся на основе конкретных материальных условий жизни, эмоционального состояния и т.п.
Большинство западных исследователей выделяют в субъективных оценках рациональную и эмоциональную компоненты. Первая состоит из общей удовлетворенности жизнью и оценок степени удовлетворенности различными сторонами жизни. Вторая компонента представляет собой баланс позитивных и негативных эмоций. К позитивным эмоциям относятся ощущение счастья, социальной безопасности, уверенности в завтрашнем дне. Негативные эмоции выражаются в ощущениях депрессии, фрустрации, стресса.
Представляет определенный научный и практический интерес вывод западных исследователей, согласно которому в условиях радикальных социальных преобразований индивидуальные представления о качестве жизни формируются в основном под влиянием не рациональной, а эмоциональной компоненты.
В
дореформенной отечественной
В последние десятилетия прошлого века в нашей стране доминировал подход к качеству жизни как совокупности качественных характеристик потребляемых товаров, благ и услуг (качество питания, качество и модность одежды, комфорт жилища, качество здравоохранения, образования, сферы обслуживания и др.). Тем самым «высота» качества жизни теоретически определялась качеством потребляемых товаров, благ и услуг, а содержание качества жизни становилось близким к понятию «высококачественная жизнь». В результате проблема высоты качества жизни теряла всякий смысл, а малообеспеченные люди, вынужденные довольствоваться предметами потребления невысокого качества, оказывались вообще «безжизненными» субъектами, поскольку их жизнь теоретически не имела своего качества, была «некачественной».
При
таком подходе нарушался
Как известно, категория «качество» в общенаучном плане является совокупной характеристикой существенных свойств объекта, его внутренней и внешней определенности, относительной устойчивости, его отличия от других объектов или сходства с ними.
Определенность социального субъекта проявляется в его деятельности, а сама деятельность предопределяется комплексом его потребностей, интересов и ценностей, который и выражает его качество, его индивидуальность, отделяет его от других социальных субъектов.
Потребности, по общепринятому определению, представляют собой необходимость, нужду или недостаток в чем-либо для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Большинство экономистов рассматривало и рассматривает потребности главным образом как конкретные предметы, блага и услуги, то, в чем нуждается человек, что ему необходимо для его жизнедеятельности. Эта точка зрения вполне оправдана самим характером экономической науки. Абстрагируясь от человека, она позволяет количественно определять, измерять и оценивать потребность, что дает возможность, в частности, формировать обоснованные нормативы потребления (потребительские бюджеты), рассчитывать их в стоимостной (денежной) форме. Такое содержание понятия «потребность» служит основой общепринятого определения уровня жизни как степени удовлетворения потребностей человека, измеряемого, прежде всего размером его доходов, позволяющим потреблять определенное количество товаров, благ и услуг.
Подход к потребностям как предметам, благам и услугам, в которых нуждается человек, имеет важное инструментальное значение, однако он далеко не полно отражает содержание потребности.
В общенаучном плане потребности представляют собой диалектическое противоречие между субъектом и объектом потребления, между внутренним состоянием человека и окружающим его внешним миром. Как нет живого человека без потребностей, так и нет потребностей вне человека. С этой точки зрения потребности человека заключаются в необходимости утоления голода или жажды, а не в конкретном продукте питания или напитка. Именно с этой точки зрения рассматривал потребность выдающийся отечественный экономист Н.Д. Кондратьев. Он писал: «Состояние нарушенного соответствия или равновесия между отдельными частями организма (или и их функциями) или между организмом и внешней средой и вытекающее отсюда состояние искания путей и восстановление этого равновесия мы и обозначим общим понятием потребности».
Поэтому потребности человека рассматриваются как внутренняя причина его жизнедеятельности, а основной причиной деятельности выступают интересы человека, являющиеся формой выражения и способом реализации потребности субъекта. Интересы являются своего рода посредником между человеком, как носителем потребности, и миром внешних объектов, позволяющих удовлетворить ту или иную потребность. Та же потребность в пище удовлетворяется путем выбора человеком возможных конкретных продуктов питания и их потреблением3.