Оценка и анализ качества жизни населения муниципального образования (на примере Троицкого муниципального района)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 09:09, дипломная работа

Описание

Цель работы: на основе показателей качества жизни разработать меры по возможному улучшению ситуации в Троицком муниципальном районе.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие, основные показатели и критерии качества жизни
- выявить универсальный показатель качества жизни
- рассмотреть качество жизни в Уральском федеральном округе
- провести оценку показателей качества жизни в Троицком муниципальном ра

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4
1. Теоретические основы анализа качества жизни……………………………..6
1.1. Качество жизни социально-экономическое понятие…………….........6
1.2. Основные показатели и критерии качества жизни…………………...18
1.3. Индекс развития человеческого потенциала – универсальный показатель качества жизни……………………………………………………...24
2. Механизмы оценки качества жизни в Российской Федерации……………30
2.1. Оценка качества жизни населения муниципального образования.30
2.2.Показатели качества жизни в Уральском федеральном округе…...34
2.3. Оценка показателей качества жизни в Троицком муниципальном районе…………………………………………………………………………….47
3. Возможные пути улучшения качества жизни в Троицком муниципальном районе…………………………………………………………………………….60
3.1. Стратегические направления улучшения качества жизни населения Троицкого муниципального района……………………………………………60
3.2. Роль мониторинга социального самочувствия жителей муниципального образования при формировании стратегии………………..69
3.3. Меры и мероприятия стратегии улучшения качества жизни в Троицком муниципальном районе…………………………………………….74
Заключение………………………………………………………………………86
Библиографический список….…………………………………………………89
Приложения………………………………………………………………….......94

Работа состоит из  1 файл

Качество жизни 2010.doc

— 422.50 Кб (Скачать документ)

          Другой, достаточно эффективной мерой поддержки  экономики предприятий района, а  также в целях стабилизации ситуации на рынке труда, явилось участие предприятий в Областной целевой программе по стабилизации на рынке труда Челябинской области (ОЦП) и реализация районной Программы занятости населения на 2009 год.

          За год в районе было создано 164 новых рабочих мест.

          В рамках Областной  программы за счет средств областного и федерального бюджетов:

    1. Тринадцати  предприятиям предоставлены  субсидии на организацию временных  и общественных рабочих мест  (всего – 320 человек);

    2. Девятнадцать сельских граждан  получили  субсидии на открытие собственного дела;

    3. Для восьми работников промышленного  предприятия (ООО «Бобровский  кварцит») организовано опережающее  профессиональное обучение.

    4. Одиннадцать сельских граждан  получили адресную поддержку  в связи с трудоустройством  в другой местности.

    Фактические затраты по программе составили 5,89 млн. руб.

          Реализация районной Программы занятости населения  на 2009 год позволила:

  1. трудоустроить 1041 ищущих работу граждан (114,4 % к плану);
  2. 298 учащихся в свободное от учебы время (110,4 %);
  3. профессиональное обучение получили 157 чел. (104,7 %);
  4. услуги профориентации получили 851 чел. (101,3 %);
  5. содействие самозанятости – 92 чел.;
  6. трем семьям оказано содействие в переселении (100 %).

    К концу прошлого года появились предпосылки  в разработке Плана посткризисных мер., предусматривающие мероприятия по следующим направлениям:

    1. Повышение инвестиционной привлекательности  района и привлечение капитала;

    2. Развитие отрасли сельского хозяйства;

    3. Энергосбережение и повышение  энергоэффективности экономики;

    4. Стабилизация ситуации на рынке  труда;

    5. Повышение качества жизни населения;

    6. Улучшение демографической ситуации;

    7. Защита социально – незащищенных  слоев населения;

    8. Содействие развитию малого бизнеса

    Установлен  ежемесячный контроль за исполнением мероприятий, предусмотренных в плане.

    Несмотря  на сложную экономическую ситуацию, в отчетный период обеспечение жизнедеятельности всех бюджетных организаций осуществлялась в рамках реализации приоритетных национальных проектов, целевых муниципальных программ.

          В отчетный период в  районе действовало 20 Программ, общая  сумма финансирования – 13,98 млн. руб.

               В рамках реализации нацпроекта «Доступное и комфортное жилье  - гражданам России» в 2009 году свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья выданы:

    5 молодым семьям, на общую сумму 2,07 млн. руб.,

    трем работникам бюджетной сферы на сумму 982,8 тыс. руб. 

    В соответствии с программой «Социальное развитие села до 2012 г.» свидетельства получили 4 семьи, на общую сумму 1,48 млн. руб.

      За прошедший год сдано в эксплуатацию 12172 кв. метров жилья, что на  59,4 % выше показателя прошлого года (индивидуальных домов – 5,6 тыс. кв. м. и 3 жилых дома пограничных застав – 6,6 тыс. кв. м.) 

    Также, введено в эксплуатацию комплексы зданий и сооружений пограничных застав: Берлин, Бобровка, Ключевка)

    В программу по ремонту многоквартирных домов вошли 30 домов из 78. Выделенные средства фонда содействия 28,4 млн. руб. освоены полностью. Акты о выполненных работах приняты комиссией и подписаны собственниками жилья.

    Закончено проектирование капитального ремонта муниципальных автомобильных дорог протяженностью 22,5 км., денежные средства районного бюджета, выделенные на эти цели освоены полностью в размере  994,3 тыс. руб. 

    В районе продолжаются работы по подключению к газу частных домовладений. Задание по программе Газком выполнено на 100%, подключено 253 дома. План 2009 г. по подключению домов на существующих сетях – 152 домовладения, на 01.01.2010г. подключено 160.

                 Меры по поддержке рождаемости, принимаемые в рамках  нацпроекта «Здоровье», способствовали её росту в 2009 году до 14,9 на 1000 населения, (в 2008г. 13,4)

    За 12 месяцев уровень смертности  снизился с 15,5 до 14,5 на 1000 населения и, как следствие, получен положительный прирост населения (+0.3), в 2008 г.(-0,6). 

               Всего на реализацию национального  проекта «Здоровье» в 2009 г.  выделено 7,1 млн. руб., в том числе:  из местного бюджета 1,08 млн.  руб.  

             В результате укрепления позитивных демографических тенденций, с учетом миграционного прироста (36 человек) численность населения района практически стабилизировалась (31,0 тыс. чел.).

    На  программу реализации национального  проекта «Образование» из местного бюджета выделено 967,7 тыс. руб. Основная часть средств направлялась на обновление материально-технической базы образовательных учреждений, поддержку лучших учителей и одаренных детей, поддержку системы дошкольного образования. Эффект реализации нацпроекта оценивается достижением индикативных показателей: количество аккредитованных общеобразовательных учреждений (100%), количество педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию (31,1%), количество учащихся в среднем на 1 компьютер (10), количество учреждений, имеющих сформированные воспитательные системы – 100%, на 40% увеличилось число учреждений, располагающих АРМ учителя, количество образовательных учреждений, имеющих орган самоуправления – 86%.

    В 2010 году бюджет будет реализовываться  в рамках выполнения мероприятий, предусмотренных  в 23 - х целевых муниципальных Программах, сумма финансирования – 23,3 млн. руб.

    Задачи на 2010 год:

    Основная  задача эффективная реализация антикризисных и посткризисных мер, четко выстроенная  работа антикризисного штаба,

    Направленная  на: 

    Прежде  всего – на  поддержку реального сектора экономики с целью восстановления объемов производства.

    Далее:

    1. В целях развития    предпринимательства  необходимо:

     - принять административные регламенты  проведения муниципальных проверок;

    -  в целях популяризации малого и среднего предпринимательства  - необходимо продолжить практику проведения на конкурсов, определяющих лучших среди субъектов малого и среднего бизнеса района;

    - необходимо обеспечить проведение  общественной экспертизы каждого  нормативно-правового акта, затрагивающих интересы предпринимателей.

    - обеспечить выполнение программных  мероприятий поддержки малого  и среднего бизнеса района  - финансовой поддержки предпринимателей, в результате достичь следующих  показателей к соответствующему  периоду прошлого года:

  • прирост количества малых и средних предприятий – 2 %;
  • прирост количества индивидуальных предпринимателей – 9,1 %
  • прирост численности занятых в у субъектов малого и среднего бизнеса – 9,9 %;
  • прирост оборота субъектов малого и среднего бизнеса – 12,8 %.

    2. Для обеспечения занятости предстоит:

    - реализовать план создания 170 новых  рабочих мест; 
- обеспечить эффективное и целевое использование средств, субвенций из федерального и областного бюджетов в рамках областной целевой программы содействия занятости населения  -Челябинской области на 2010 год; -

    - реализовать целевую муниципальную  программу «Организация общественных  работ для незанятых граждан  Троицкого муниципального района  на 2010 год»;

    3. С целью повышения качества жизни населения необходимо продолжить реализацию нацпроектов, целевых муниципальных программ, а именно: 
- ввести в эксплуатацию 9,3 тыс. кв. метров жилья; 
- подключить к газу не менее 43 индивидуальных домов, многоквартирных домов - 40;

    - осуществление капитальных ремонтов  многоквартирных домов – не менее 48;

    - осуществление дальнейшей реконструкции  объектов жилищно – коммунального  хозяйства.

    А также:

    - не допустить возникновения задолженности  по заработной плате работникам  предприятий и организаций всех  форм собственности;

    4. Повышению уровня и качества жизни населения также будет способствовать реализация:

    - мер социальной поддержки ветеранов,  инвалидов, семей с детьми, малообеспеченных  граждан;

    - мероприятий, проводимых в рамках  Года учителя;

    - организация летнего отдыха детей  в оздоровительных лагерях;

    - реализация мероприятии по повышению  доступности медицинской помощи  населению, а именно:

    - открытие отделений врача общей  практики в лечебных учреждениях  района;

    - продолжение оснащения лечебных  учреждений современной лечебной  и диагностической аппаратурой;

    Реализация  всех этих мер позволит стабилизировать  экономику района в текущем году, увеличить поступление средств  в бюджет района, и, как следствие, повысить качество предоставляемых  услуг сельским жителям.  
 

    3. Возможные пути улучшения  качества жизни в Троицком муниципальном районе 

    3.1. Стратегические направления улучшения качества жизни населения Троицкого муниципального района 

    Деятельность  местного самоуправления сдерживается целым рядом собственно экономических причин, среди которых: несоответствие экономической базы большинства муниципальных образований их потребностям, несовершенный порядок налогообложения и формирования местных бюджетов, недостаточность государственных мер по регулированию отношений между властными органами, муниципалитетами и предприятиями различных форм собственности, низкий платежеспособный спрос населения. В этих условиях,  как показывает  опыт последних лет, деятельность конкретных людей, обладающих властью и осуществляющих руководство городом или  районом, во многом определяет ход и темпы развития территории. Поэтому, постановка в качестве приоритетной цели своей деятельности – повышение качества жизни населения района требует незаурядной политической воли от руководства.

    Минимизация влияния негативных социальных последствий во многом стихийного процесса социальной трансформации в прошлое десятилетие  в основном легла на региональные и местные органы власти.  В результате определенная часть представителей органов управления сохранила приоритетное понимание  своей основной функции как функции обеспечения жизнедеятельности населения, а не как функции создания условий для повышения качества жизни и социального развития в целом на основе реализации накопленного человеком потенциала, раскрепощения инициативы и предприимчивости наиболее активной части населения30.

    Естественно, забота органов власти о жителях, попавших в трудную жизненную ситуацию, их защита от бедности и нищеты будет оставаться постоянным приоритетом всей социальной политики. Вместе с тем, деятельность по достижению более высокого качества жизни населения уже не может и не должна направляться исключительно на социальную защиту нуждающихся. Социальная политика, организационно-психологической основой которой  является  стремление «осчастливить» население «сверху», приносит и негативные последствия31. Недостаточность условий для экономического самоопределения и самоутверждения каждого трудоспособного человека, предпринимательской свободы и творческой деятельности приводит к нерациональному использованию человеческого потенциала,  не способствует тому, чтобы более способный и трудолюбивый достигал в обществе и более высокого социального статуса и материального благополучия32.

Информация о работе Оценка и анализ качества жизни населения муниципального образования (на примере Троицкого муниципального района)