Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 09:09, дипломная работа
Цель работы: на основе показателей качества жизни разработать меры по возможному улучшению ситуации в Троицком муниципальном районе.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие, основные показатели и критерии качества жизни
- выявить универсальный показатель качества жизни
- рассмотреть качество жизни в Уральском федеральном округе
- провести оценку показателей качества жизни в Троицком муниципальном ра
Введение…………………………………………………………………………..4
1. Теоретические основы анализа качества жизни……………………………..6
1.1. Качество жизни социально-экономическое понятие…………….........6
1.2. Основные показатели и критерии качества жизни…………………...18
1.3. Индекс развития человеческого потенциала – универсальный показатель качества жизни……………………………………………………...24
2. Механизмы оценки качества жизни в Российской Федерации……………30
2.1. Оценка качества жизни населения муниципального образования.30
2.2.Показатели качества жизни в Уральском федеральном округе…...34
2.3. Оценка показателей качества жизни в Троицком муниципальном районе…………………………………………………………………………….47
3. Возможные пути улучшения качества жизни в Троицком муниципальном районе…………………………………………………………………………….60
3.1. Стратегические направления улучшения качества жизни населения Троицкого муниципального района……………………………………………60
3.2. Роль мониторинга социального самочувствия жителей муниципального образования при формировании стратегии………………..69
3.3. Меры и мероприятия стратегии улучшения качества жизни в Троицком муниципальном районе…………………………………………….74
Заключение………………………………………………………………………86
Библиографический список….…………………………………………………89
Приложения………………………………………………………………….......94
В
связи с отсутствием
- Органическая взаимосвязь политических, экономических и социальных факторов в социальном развитии,
- Решающая роль человеческого капитала в экономическом развитии и росте,
- Прогрессирующее влияние на общественное развитие информационной революции
Социальное развитие лишь тогда имеет положительную динамику, когда расширяется личная свобода каждого, в том числе и в экономической области, что возможно лишь при эффективной поддержке малого и среднего бизнеса, антимонопольных мерах, защите прав потребителей, развитии рынка жилья.
Исходя из этих общих положений, основные принципы, используемые при разработке Стратегии, можно было бы изложить в следующем виде:
- повышение качества жизни должно рассматриваться как цель, а не как средство для достижения других целей;
- устойчивое повышение качества жизни означает, что качество жизни каждого последующего поколения выше, чем у предыдущего;
- рост благосостояния должен быть результатом и одновременно стимулом экономической активности и предпринимательской инициативы населения;
- во взаимосвязи между экономическим производством и социальным воспроизводством не должно отдаваться предпочтение первому над вторым;
- увеличение численности среднего класса должно сопровождаться сокращением бедности;
Приоритетной должна быть не столько политика использования возможностей для социального обеспечения или благотворительной деятельности, сколько политика создания возможностей для устранения факторов, порождающих бедность33.
Разрабатываемая стратегия повышения качества жизни населения включает следующие направления: работа и заработок, здоровье и качество медицины, среда обитания и безопасность, образование и развитие, духовность и культура.
Первое из них предполагает обеспечение условий для того, чтобы каждый человек мог бы иметь не только достойную работу и приличный заработок, но и безопасность труда, возможность для повышения своей квалификации и профессионального роста. Это направление предполагает также «зеленую улицу» для предпринимательской инициативы, направленной на создание новых рабочих мест, производство качественных и недорогих товаров. Направление «здоровье и качество медицины» включает в себя приоритетное внимание к профилактике и оздоровлению населения, оказание нуждающимся доступного и качественного медицинского обслуживания, улучшение экологии, обеспечение особого внимания материнству и детству. Направление «образование и развитие» ставит своей целью возвращение престижа педагогической профессии, создание для учащейся молодежи возможности для самореализации, повышения качества образования, доступность всех уровней образования, гарантированные возможности трудоустройства. Выделение этого направления по созданию благоприятных стартовых условий для вступающего в жизнь нового поколения жителей города, вызвано необходимостью придания процессу повышения качества жизни населения области устойчивый и необратимый характер.
В существующих реальных условиях обеспечение комфортной среды обитания социальной безопасности имеют особенно важный характер. Это направление на уровне области предполагает обеспечение каждому дому надежной защиты от стихийных бедствий, экологических проблем и криминала, предоставление льготных кредитов для строительства качественного и доступного жилья.
Разрабатываемая Стратегия объединяет два органически взаимосвязанных между собой крупных блока: организационный механизм и практические меры и мероприятия, направленные на повышение качества жизни населения города.
Механизм разработки и реализации Стратегии включает в себя:
Для разработки мер и мероприятий Стратегии должны использоваться показатели достигнутого уровня социально-экономического развития, а также индекс развития человеческого потенциала, разработанный и применяемый Программой развития ООН для оценки развития отдельных стран.
В частности, отслеживаться такие важнейшие параметры демографического и социально-экономического развития как половозрастная структура населения, его национальный состав, миграция, факторы роста населения, образование, профессиональный состав занятых, уровень и динамика безработицы, доходы, уровень заработной платы, ВВП на душу населения, производительность труда, уровень и динамика физического и психического здоровья, а также наличие и доступность образовательных учреждений, качество и уровень образования и квалификации людей, снабжение продуктами питания, контроль за их качеством, соблюдение прав потребителей на розничном рынке, уровень физического и психического здоровья населения, продолжительность жизни, развитие системы здравоохранения и ее доступность, состояние окружающей среды и др.
В процессе анализа внешней среды развития района определялись благоприятные и неблагоприятные факторы (географические, экологические, демографические, ресурсные, исторические и пр.), проводился системный анализ возможностей и угроз внешней социально-экономической среды.
Были уточнены и оценены внешние ресурсы, которые можно привлечь для экономического развития (финансовые, человеческие, природные, институциональные). Проанализированы такие важные социально-экономические параметры как динамика ВРП, инвестиционный климат, разнообразные риски, инфляция, перспективы экономического роста, проведен сравнительный анализ экономического развития соседних регионов.
В ходе ее разработки были критически осмыслены такие факторы как: институциональные преобразования, региональная структурная политика, возможности дополнительного привлечения отечественного и иностранного капитала, реструктуризация предприятий, увеличение способности населения генерировать и воспринимать нововведения.
Оценка сильных и слабых сторон развития и анализа местных преимуществ, проведенная в ходе разработки Стратегии, помогла более четко определить проблемы, с которыми сталкивается экономика района, его конкурентные преимущества, препятствия на пути к достижению цели, региональный, общенациональный и международный контексты и их влияние на местную экономику; а также комплексно оценить местные ресурсы, пригодные для осуществления Стратегии.
Оценка постиндустриальных тенденций позволяет выделить преимущественные факторы экономического развития такие как: рыночная инфраструктура и квалификация людей.
В
сложившейся ситуации особенно важно
создание условий устойчивого
Важным фактором эффективной реализации Стратегии выступает создание и поддержание высокого уровня квалификации региональных кадров. В конечном счете реализация Стратегии целиком и полностью зависит от уровня квалификации работающих в нем людей, а это в значительной мере определяется региональной политикой в сфере образования, качеством окружающей среды. Важно, чтобы новые рабочие места в городе были высокооплачиваемыми, требовали высокой квалификации и тем самым содействовали бы экономическому процветанию.
Успешное достижение цели Стратегии определяется не только наличием объективных исходных преимуществ, но и качеством команды, управляющей всем процессом повышения качества жизни населения города; уровнем ее компетентности и квалификации, инициативы и настойчивости.
Стратегия предусматривает и повышение качества управления, а также правовое, экономическое, информационно-аналитическое и организационное обеспечение всего процесса повышения качества жизни. Она учитывает внешние и внутренние факторы экономического развития, вертикальные связи с высшими уровнями власти, и горизонтальные - с соседними сообществами.
Одна из особенностей управления реализацией Стратегии состоит в том, что управленческие воздействия носят опосредованный характер районная администрация, как правило, не в состоянии непосредственно воздействовать на экономические субъекты, но может создать условия, которые привлекут новых экономических агентов, которые, в свою очередь, создадут новые рабочие места и окажут влияние на все социально- экономическое развитие района35.
Из сферы прямого управления муниципалитетов России практически выпали хозяйствующие субъекты, прежде всего приватизированные промышленные предприятия, предприятия сферы услуг, торговли и т.д. В то же время к традиционным ресурсам (трудовым, культурно-рекреационным, финансовым и др.) добавились те их виды, которые в условиях прежних экономических отношений либо в принципе не могли быть использованы, либо использовались крайне неэффективно, такие как земля, здания и сооружения; коммунальная инфраструктура, городской транспорт и связь; налоговые и организационные условия ведения бизнеса; безопасность бизнеса и личности; и пр.
В настоящее время в деятельности администрации городов начинают использоваться новые управленческие технологии, среди которых значительное место занимает маркетинг города. Он объединяет две главные цели: сделать город более привлекательным с точки зрения его жителей и размещения там предприятий и организаций, сформировать благоприятный имидж для внешних инвесторов города. Обе эти цели тесно взаимосвязаны между собой и имеют самое непосредственное отношение к повышению качества жизни населения города. Маркетинг выступает как новая функция муниципальных органов власти и одновременно как механизм управления муниципальным образованием
Финансовое обеспечение Стратегии ориентировалось на бюджет района области, средства юридических и физических лиц, средства благотворительных и общественных организаций.
При разработке Стратегии учитывалось, что высота качества жизни может быть определена только по отношению к некоторому эталону, который может представлять собой систему муниципальных стандартов качества жизни.
Муниципальные минимальные социальные стандарты (ММСС) – это установленные муниципальными органами власти на определенный период времени единые социальные нормативы, отражающие важнейшие потребности человека в материальных благах и услугах, гарантирующие соответствующий уровень их потребления и предназначенные для определения обязательного минимума бюджетных расходов
- в сфере оплаты труда - минимальный размер оплаты труда, а для работников бюджетной сферы - тарифную ставку первого разряда;
-
в области социального
- в сфере потребления - бюджет прожиточного минимума, дифференцированный по социально-демографическим группам населения;
-
в сфере образования - общедоступные
и бесплатные услуги
-
в сфере здравоохранения - нормативы
обеспеченности населения
-
в жилищно-коммунальной сфере
- предоставление социального
- в сфере культуры - нормативы обеспеченности населения услугами библиотек, музеев, театров, учреждений клубного типа и ряда других, перечень которых должен регулироваться соответствующим правовым актом.
ММСС не могут быть ниже федеральных государственных минимальных стандартов. Эти стандарты должны последовательно пересматриваться в сторону увеличения отдельных из них.
Стратегией предусматривается, что рост благосостояния населения должен происходить на основе увеличения реальных доходов членов семьи, повышения оплаты труда путем усиления трудовой мотивации и зависимости от конечных результатов деятельности, улучшения всего комплекса условий жизни и деятельности горожан, развитие предпринимательства и малого бизнеса. Этот рост благосостояния имеет следующие ориентиры: