Оценка и анализ качества жизни населения муниципального образования (на примере Троицкого муниципального района)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 09:09, дипломная работа

Описание

Цель работы: на основе показателей качества жизни разработать меры по возможному улучшению ситуации в Троицком муниципальном районе.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие, основные показатели и критерии качества жизни
- выявить универсальный показатель качества жизни
- рассмотреть качество жизни в Уральском федеральном округе
- провести оценку показателей качества жизни в Троицком муниципальном ра

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4
1. Теоретические основы анализа качества жизни……………………………..6
1.1. Качество жизни социально-экономическое понятие…………….........6
1.2. Основные показатели и критерии качества жизни…………………...18
1.3. Индекс развития человеческого потенциала – универсальный показатель качества жизни……………………………………………………...24
2. Механизмы оценки качества жизни в Российской Федерации……………30
2.1. Оценка качества жизни населения муниципального образования.30
2.2.Показатели качества жизни в Уральском федеральном округе…...34
2.3. Оценка показателей качества жизни в Троицком муниципальном районе…………………………………………………………………………….47
3. Возможные пути улучшения качества жизни в Троицком муниципальном районе…………………………………………………………………………….60
3.1. Стратегические направления улучшения качества жизни населения Троицкого муниципального района……………………………………………60
3.2. Роль мониторинга социального самочувствия жителей муниципального образования при формировании стратегии………………..69
3.3. Меры и мероприятия стратегии улучшения качества жизни в Троицком муниципальном районе…………………………………………….74
Заключение………………………………………………………………………86
Библиографический список….…………………………………………………89
Приложения………………………………………………………………….......94

Работа состоит из  1 файл

Качество жизни 2010.doc

— 422.50 Кб (Скачать документ)
  • достижение дореформенного уровня покупательной способности заработной платы и других видов доходов населения;
  • опережающий рост заработной платы и других видов доходов в сравнении с ростом потребительских цен;
  • развитие предпринимательства вообще  и малого предпринимательства, в частности.

    Достижение  в среднесрочной перспективе большинством населением доходов, превышающих  размеры минимального потребительского бюджета (не менее двух величин размера прожиточного минимума).

    3.2. Роль мониторинга социального самочувствия жителей муниципального образования при формировании стратегии

 

    Принятие  Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный  закон «Об общих принципах  организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 04.07.2003 г. №95-ФЗ, «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. №131-ФЗ, «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации …..» от 22.08.2004 г. №122 потребовало изменения парадигмы системы управления на федеральном, региональном и местном уровнях.

    В то же время стадии практической реализации достигла лишь относительно небольшая часть вопросов административной реформы, касающихся, в основном, реорганизации федеральных органов исполнительной власти. По ряду приоритетных направлений административной реформы работы не начаты, приостановлены или развиваются инерционно. Прежде всего, это касается технологий повышения качества государственного и муниципального управления, механизмов контроля и надзора за деятельностью органов государственной и муниципальной власти, взаимодействия между государством и структурами гражданского общества.

    Однако  само признание необходимости административной реформы в Российской Федерации  дает управленцам, заинтересованным в  инновациях, реальный шанс реализовать  новую модель управления муниципальным  образованием как жизненной средой с активным привлечением населения за счет развития институтов гражданского общества.

    Предлагаемая  технология «Публичный мониторинг социального  самочувствия» является составляющей инновационного проекта управления, основу которого составляет отказ от структурной институционализации форм привлечения активной части населения к процессу управления муниципальным образованием, т.е. от внедрения новых структурно-организационных моделей, требующих серьезных финансовых и материально-технических затрат. В основу проекта положена технологизация процесса управления местным сообществом, а именно – разработка и апробация новой процессуальной модели управления, предполагающей возможность гибкой и эффективной адаптации существующих структур к меняющимся в русле модернизации задачам с использованием имеющихся ресурсов.

    В основу предлагаемой технологии публичного социального мониторинга положен  один из главных индикаторов адаптации  населения к новым социально-политическим и социально-экономическим реалиям  – «социальное самочувствие». Это обобщенная характеристика восприятия человеком собственного положения в обществе, оценка стабильности собственного существования и удовлетворенности социально-экономической ситуацией в стране.

    Социальное  самочувствие определяется путем периодического проведения социологического опроса населения методом анкетирования. Анкета включает в себя вопросы, нацеленные на выяснение мнения населения относительно Респондентам предлагается выбрать из перечисленных социальных проблем наиболее актуальные для муниципального образования, оценить по приведенной шкале состояние социально-экономической инфраструктуры муниципального образования, деятельность муниципальной администрации и отношения между администрацией и жителями, а также оценить собственное социальное самочувствие по отдельным компонентам (жилищные условия, материальное положение, состояние здоровья, отношения в семье и др.). По ходу ответов респонденты могут давать комментарии. Анкетирование проводится анонимно.

    Предлагаемая  технология отличается от традиционной тем, что весь процесс – от разработки модели до подготовки рекомендаций на основе полученных результатов – осуществляется гласно и открыто, с предоставлением реальной возможности участия заинтересованным лицам и организациям. С этой целью анкеты публикуются в местных СМИ и размещаются на открытых информационных площадках (библиотеках, общественных учреждениях и организациях, магазинах, школах). Там же устанавливаются ящики для заполненных листов анкет. По каждому вопросу анкеты респондент может дать свой комментарий, высказать пожелания и предложения.

    Также важным аспектом публичности мониторинга  и доверия населения к его  результатам является доступность  участия любого заинтересованного  лица/организации как в процессе обработки анкет, так и при  подготовке аналитических отчетов. Кроме того, после окончания проведения опросов их результаты публикуются в местных СМИ, доводятся до сведения представителей всех органов власти, общественных организаций и бизнес-структур не позднее, чем через 30 дней после завершения социологического опроса. Администрацией муниципального образования совместно с местным представительным органом проводятся открытые общественные слушания по результатам мониторинга.

    Таким образом, результаты исследований становятся достоянием не только социологов и заказчика в лице администрации муниципального образования, но и широкого круга общественности, что позволяет сформировать в обществе единое смысловое поле в сфере социальной политики, атмосферу социального согласия на территории муниципального образования. Вместе с тем, данный подход позволяет обеспечить реализацию права каждого гражданина на получение достоверной информации об основных показателях и параметрах развития муниципального образования. Указанные положения позволяют снизить уровень социально-психологического напряжения, социального иждивенчества и апатии в обществе.

    После проведения опроса СМИ информируют  население о принятых администрацией муниципального образования управленческих шагах по решению выявленных в  ходе опроса проблем, что обеспечивает уменьшение «полосы отчуждения» между властью и обществом и формирует информационные потоки «органы местного самоуправления – граждане» с эффективной обратной связью.

    В процессе проведения опроса решается комплекс следующих управленческих задач:

  • диагностирование и прогнозирование динамики социально-экономического самочувствия населения муниципального образования;
  • диагностирование и прогнозирование динамики состояния общественного мнения и настроений граждан различных слоев и групп;
  • прогнозирование эффективности управленческих решений, разрабатываемых органами муниципальной власти, через оценку уровня заинтересованности населения в их реализации;
  • развитие партнерских отношений между администрацией и жителями муниципального образования в решении социальных проблем.

    Процедура проведения опроса должна состоять из следующих этапов:

  1. Подготовка концепции и инструментария опроса, утверждение его администрацией МО.
  2. Создание (формирование и обучение) волонтерской группы.
  3. Заключение договоров с ресурсной площадкой и экспертами.
  4. Формирование рабочей группы по проведению опроса.
  5. Формирование экспертной группы по проведению опроса.
  6. Проведение PR-кампании с публикацией анкеты в местных СМИ.
  7. Распространение и сбор анкет через сеть информационных площадок.
  8. Обработка анкет и подготовка аналитического отчета.
  9. Обсуждение аналитического отчета во властных структурах Троицкого района, публикация отчета в СМИ.
  10. Разработка на основании полученной информации рекомендаций для властных структур района.
  11. Итоговая интерактивная PR-кампания по публичному обсуждению результатов опроса и перспектив их использования.

    Успеху  реализации стандарта способствуют следующие факторы:

  • заинтересованность со стороны руководства МО;
  • высокий профессиональный уровень привлеченных экспертов;
  • высокая активность населения муниципального образования, деятельность НКО, учебных учреждений, библиотек;
  • поддержка проведению опроса со стороны студентов и школьников.

    Проведение работ займет в общей сложности 6 месяцев и потребует следующих ресурсов:

  • работа трех экспертов, имеющих опыт соответствующей деятельности и профильное образование (бесплатно, в обмен на предоставление результатов опроса);
  • работа подготовленной волонтерской группы в составе 10 человек (на поддержку волонтерской деятельности – 12 тыс. рублей);
  • работа отдела администрации муниципального образования в качестве организационного ресурса;
  • приобретение 3 компьютеров с соответствующим программным обеспечением;
  • проведение 2 PR-кампаний – 100 тыс. рублей;

    Данные  опроса могут активно использоваться при разработке плана стратегического развития муниципального образования до 2015 г. Индикаторы данного опроса были должны быть введены в систему индикаторов реализации данного плана. Кроме того, на основании результатов опроса будет разработан ряд краткосрочных целевых программ деятельности администрации муниципального образования.

    Под влиянием опроса повысится активность населения в решении ряда проблем территории. Расширился диалог администрации муниципального образования с НКО и СМИ.

    В связи с тем, что опрос позволит сформировать реальный процесс прямого диалога населения, структур гражданского общества, бизнеса и властных органов, необходимо принять решение о ежегодном проведении опроса. 

    3.3. Меры и мероприятия стратегии улучшения качества жизни в Троицком муниципальном районе 

    Реализация  стратегии по улучшению качества жизни предусматривает следующие  меры и мероприятия:

    Меры  в сфере повышения оплаты труда  включают:

  • содействие превращению заработной платы в надежный источник средств, обеспечивающих достойное существование работнику и его семье и рост инвестиционного потенциала населения;
  • доведение стоимости труда в цене готовой продукции до 40-60% по аналогии со странами с развитыми рыночными отношениями на основе координации повышения заработной платы с ростом производительности труда, совершенствования действующих форм и систем оплаты труда;
  • установление оптимального соотношения в уровнях оплаты труда в реальном секторе экономики и бюджетной сфере;
  • ориентация минимального размера заработной платы на уровень минимального потребительского бюджета;
  • совершенствование механизма регулирования оплаты труда в рамках социального партнерства, обеспечивающего оптимальное сочетание интересов работника, работодателя и города;
  • снижение необоснованной дифференциации в оплате труда между отраслями производства и сферами хозяйства, а также между руководителями, специалистами и рабочими;
  • обеспечение роста реальной заработной платы работников в тесной увязке с результатами их работы и квалификацией;
  • повышение уровня гарантий минимальной оплаты труда;
  • усиление ответственность работодателей за нарушение трудового законодательства и установленного порядка оплаты труда;
  • повышение эффективности контроля за деятельностью финансовых учреждений, привлекающих денежные средства населения;
  • разработку и внедрение процедур и механизмов, обеспечивающих дополнительные гарантии своевременной оплаты труда;
  • усиление регулирующего воздействия органов управления  на оплату труда руководителей предприятий всех форм собственности; в целях обеспечения, прежде всего зависимости их окладов от конечных результатов работы организаций;
  • разработку и внедрение механизма пересмотра ставок зарплаты работников бюджетной сферы в увязке с динамикой заработной платы во внебюджетном (рыночном) секторе экономики;
  • повышение экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий и охраны труда, снижении и профилактике производственного травматизма;
  • внедрение эффективных механизмов соблюдения правовых гарантий работников наемного труда предприятиями всех форм собственности, в том числе по своевременной оплате труда;
  • разработку и внедрение системы ежегодного информирования работодателей, наемных работников и общественности об уровнях оплаты труда в хозяйстве города.

    В сфере дальнейшего развития предпринимательства  предполагается:

  • обеспечить эффективную поддержку малого предпринимательства;
  • обеспечить полный охват занятых  в сфере малого предпринимательства нормами трудового законодательства, регулирования и контроля за их соблюдением  со стороны общественных объединений и  предпринимателей;
  • обеспечить социальную защищенность, разработать и внедрить  систему социальных гарантий всем трудящимся в сфере малого предпринимательства;
  • упорядочить оформление собственности юридических лиц, в той части, в которой она фактически находится в распоряжении руководителей фирм и используется ими на цели личного потребления.

    В сфере улучшения жилищного обеспечения населения предстоит:

    - увеличить реальные объемы бюджетных  капитальных вложений в жилищное  строительство;

    - увеличить финансирование жилищного  строительства за счет всех  источников, в том  числе на  основе применения ипотечного  кредитования и кредита с изменяющейся процентной ставкой и отсрочкой платежа;  средств предприятий и учреждений;  личных сбережений граждан; жилищных векселей и сертификатов, системы ипотечного кредитования;

    - перейти к оплате жилья населением  в размерах, обеспечивающих возмещение издержек на его содержание  и коммунальные услуги при  опережающем развитии  системы адресных жилищных субсидий  отдельным категориям  граждан в пределах социальной нормы;

    Укрепление  здоровья  жителей города включает в себя меры по расширению объема и качества медицинского обслуживания, развитию физкультуры и спорта, распространению здорового образа жизни, усилению охраны труда, обеспечению экологической безопасности.

    Главный ориентир роста здоровья населения  – превышение дореформенного уровня  продолжительности жизни.

    Для достижения этой цели признано необходимым:

    - разработать и внедрить систему  индикаторов и показателей состояния  здоровья населения  и окружающей среды;

    - разработать стандарты здоровья  и медико-экономические нормативы;

    - обеспечить последовательное проведение  принципа общедоступности лечебно-профилактической  помощи, регулярную диспансеризацию  детей и молодежи,  развитие сети сельских учреждений здравоохранения; 

Информация о работе Оценка и анализ качества жизни населения муниципального образования (на примере Троицкого муниципального района)