Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 09:09, дипломная работа
Цель работы: на основе показателей качества жизни разработать меры по возможному улучшению ситуации в Троицком муниципальном районе.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие, основные показатели и критерии качества жизни
- выявить универсальный показатель качества жизни
- рассмотреть качество жизни в Уральском федеральном округе
- провести оценку показателей качества жизни в Троицком муниципальном ра
Введение…………………………………………………………………………..4
1. Теоретические основы анализа качества жизни……………………………..6
1.1. Качество жизни социально-экономическое понятие…………….........6
1.2. Основные показатели и критерии качества жизни…………………...18
1.3. Индекс развития человеческого потенциала – универсальный показатель качества жизни……………………………………………………...24
2. Механизмы оценки качества жизни в Российской Федерации……………30
2.1. Оценка качества жизни населения муниципального образования.30
2.2.Показатели качества жизни в Уральском федеральном округе…...34
2.3. Оценка показателей качества жизни в Троицком муниципальном районе…………………………………………………………………………….47
3. Возможные пути улучшения качества жизни в Троицком муниципальном районе…………………………………………………………………………….60
3.1. Стратегические направления улучшения качества жизни населения Троицкого муниципального района……………………………………………60
3.2. Роль мониторинга социального самочувствия жителей муниципального образования при формировании стратегии………………..69
3.3. Меры и мероприятия стратегии улучшения качества жизни в Троицком муниципальном районе…………………………………………….74
Заключение………………………………………………………………………86
Библиографический список….…………………………………………………89
Приложения………………………………………………………………….......94
Достижение в среднесрочной перспективе большинством населением доходов, превышающих размеры минимального потребительского бюджета (не менее двух величин размера прожиточного минимума).
Принятие Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 04.07.2003 г. №95-ФЗ, «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. №131-ФЗ, «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации …..» от 22.08.2004 г. №122 потребовало изменения парадигмы системы управления на федеральном, региональном и местном уровнях.
В то же время стадии практической реализации достигла лишь относительно небольшая часть вопросов административной реформы, касающихся, в основном, реорганизации федеральных органов исполнительной власти. По ряду приоритетных направлений административной реформы работы не начаты, приостановлены или развиваются инерционно. Прежде всего, это касается технологий повышения качества государственного и муниципального управления, механизмов контроля и надзора за деятельностью органов государственной и муниципальной власти, взаимодействия между государством и структурами гражданского общества.
Однако
само признание необходимости
Предлагаемая технология «Публичный мониторинг социального самочувствия» является составляющей инновационного проекта управления, основу которого составляет отказ от структурной институционализации форм привлечения активной части населения к процессу управления муниципальным образованием, т.е. от внедрения новых структурно-организационных моделей, требующих серьезных финансовых и материально-технических затрат. В основу проекта положена технологизация процесса управления местным сообществом, а именно – разработка и апробация новой процессуальной модели управления, предполагающей возможность гибкой и эффективной адаптации существующих структур к меняющимся в русле модернизации задачам с использованием имеющихся ресурсов.
В
основу предлагаемой технологии публичного
социального мониторинга
Социальное самочувствие определяется путем периодического проведения социологического опроса населения методом анкетирования. Анкета включает в себя вопросы, нацеленные на выяснение мнения населения относительно Респондентам предлагается выбрать из перечисленных социальных проблем наиболее актуальные для муниципального образования, оценить по приведенной шкале состояние социально-экономической инфраструктуры муниципального образования, деятельность муниципальной администрации и отношения между администрацией и жителями, а также оценить собственное социальное самочувствие по отдельным компонентам (жилищные условия, материальное положение, состояние здоровья, отношения в семье и др.). По ходу ответов респонденты могут давать комментарии. Анкетирование проводится анонимно.
Предлагаемая технология отличается от традиционной тем, что весь процесс – от разработки модели до подготовки рекомендаций на основе полученных результатов – осуществляется гласно и открыто, с предоставлением реальной возможности участия заинтересованным лицам и организациям. С этой целью анкеты публикуются в местных СМИ и размещаются на открытых информационных площадках (библиотеках, общественных учреждениях и организациях, магазинах, школах). Там же устанавливаются ящики для заполненных листов анкет. По каждому вопросу анкеты респондент может дать свой комментарий, высказать пожелания и предложения.
Также
важным аспектом публичности мониторинга
и доверия населения к его
результатам является доступность
участия любого заинтересованного
лица/организации как в
Таким образом, результаты исследований становятся достоянием не только социологов и заказчика в лице администрации муниципального образования, но и широкого круга общественности, что позволяет сформировать в обществе единое смысловое поле в сфере социальной политики, атмосферу социального согласия на территории муниципального образования. Вместе с тем, данный подход позволяет обеспечить реализацию права каждого гражданина на получение достоверной информации об основных показателях и параметрах развития муниципального образования. Указанные положения позволяют снизить уровень социально-психологического напряжения, социального иждивенчества и апатии в обществе.
После проведения опроса СМИ информируют население о принятых администрацией муниципального образования управленческих шагах по решению выявленных в ходе опроса проблем, что обеспечивает уменьшение «полосы отчуждения» между властью и обществом и формирует информационные потоки «органы местного самоуправления – граждане» с эффективной обратной связью.
В процессе проведения опроса решается комплекс следующих управленческих задач:
Процедура проведения опроса должна состоять из следующих этапов:
Успеху реализации стандарта способствуют следующие факторы:
Проведение работ займет в общей сложности 6 месяцев и потребует следующих ресурсов:
Данные опроса могут активно использоваться при разработке плана стратегического развития муниципального образования до 2015 г. Индикаторы данного опроса были должны быть введены в систему индикаторов реализации данного плана. Кроме того, на основании результатов опроса будет разработан ряд краткосрочных целевых программ деятельности администрации муниципального образования.
Под влиянием опроса повысится активность населения в решении ряда проблем территории. Расширился диалог администрации муниципального образования с НКО и СМИ.
В
связи с тем, что опрос позволит сформировать
реальный процесс прямого диалога населения,
структур гражданского общества, бизнеса
и властных органов, необходимо принять
решение о ежегодном проведении опроса.
3.3.
Меры и мероприятия
стратегии улучшения
качества жизни в Троицком
муниципальном районе
Реализация
стратегии по улучшению качества
жизни предусматривает
Меры в сфере повышения оплаты труда включают:
В сфере дальнейшего развития предпринимательства предполагается:
В сфере улучшения жилищного обеспечения населения предстоит:
-
увеличить реальные объемы
-
увеличить финансирование
-
перейти к оплате жилья
Укрепление здоровья жителей города включает в себя меры по расширению объема и качества медицинского обслуживания, развитию физкультуры и спорта, распространению здорового образа жизни, усилению охраны труда, обеспечению экологической безопасности.
Главный ориентир роста здоровья населения – превышение дореформенного уровня продолжительности жизни.
Для достижения этой цели признано необходимым:
-
разработать и внедрить
-
разработать стандарты
-
обеспечить последовательное