Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 09:09, дипломная работа
Цель работы: на основе показателей качества жизни разработать меры по возможному улучшению ситуации в Троицком муниципальном районе.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие, основные показатели и критерии качества жизни
- выявить универсальный показатель качества жизни
- рассмотреть качество жизни в Уральском федеральном округе
- провести оценку показателей качества жизни в Троицком муниципальном ра
Введение…………………………………………………………………………..4
1. Теоретические основы анализа качества жизни……………………………..6
1.1. Качество жизни социально-экономическое понятие…………….........6
1.2. Основные показатели и критерии качества жизни…………………...18
1.3. Индекс развития человеческого потенциала – универсальный показатель качества жизни……………………………………………………...24
2. Механизмы оценки качества жизни в Российской Федерации……………30
2.1. Оценка качества жизни населения муниципального образования.30
2.2.Показатели качества жизни в Уральском федеральном округе…...34
2.3. Оценка показателей качества жизни в Троицком муниципальном районе…………………………………………………………………………….47
3. Возможные пути улучшения качества жизни в Троицком муниципальном районе…………………………………………………………………………….60
3.1. Стратегические направления улучшения качества жизни населения Троицкого муниципального района……………………………………………60
3.2. Роль мониторинга социального самочувствия жителей муниципального образования при формировании стратегии………………..69
3.3. Меры и мероприятия стратегии улучшения качества жизни в Троицком муниципальном районе…………………………………………….74
Заключение………………………………………………………………………86
Библиографический список….…………………………………………………89
Приложения………………………………………………………………….......94
–
выражение показателей в
– разработку для расчета и анализа таких показателей, которые должны быть однозначно понимаемы и используемы для получения оценки по основным аспектам анализируемой ситуации.
Еще
одним обязательным и существенным,
по нашему мнению, условием создания системы
показателей качества жизни и
социально-экономического развития является
использование целевого подхода, когда
соответственно целям региона, муниципального
образования строится система критериев
(характеристик развития) и показателей,
которые позволяют реализовать эти критерии,
соответствующим образом оценив ситуацию.
Обобщающим показателем, соответствующим
этому требованию и в то же время характеризующим
результаты проводимых преобразований,
может служить степень достижения целевых
уровней по частным показателям, отражающим
различные аспекты жизнедеятельности
населения. Методика оценки качества жизни
населения муниципального образования
должна включать в себя комплекс показателей
экономического, социального и экологического
блоков. В ряде публикаций предлагаются
методы, учитывающие только индикаторы
состояния социальной и экономической
сфер. В других к названным индикаторам
добавляются индикаторы состояния финансовой
сферы. Однако в них не фигурируют экологические
индикаторы, которые в значительной степени
влияют на здоровье населения и, соответственно,
на продолжительность трудовой деятельности
и жизни в целом.
В Приложении _____представлена система
показателей оценки качества жизни отдельной
территории – региона, муниципального
образования.
Интегральный показатель уровня качества жизни населения в представленной системе определяется произведением индексов изменения частных критериев комплекса экономических (Кэкон), социальных (Ксоц) и экологических (Кэкол) показателей.
Динамичный
прирост интегрального
2.2. Анализ качества и уровня жизни в Уральском Федеральном округе.
Лидером по уровню жизни в Российской Федерации является Уральский федеральный округ. В нем на наиболее высоком уровне находилась покупательная способность населения. На средние душевые денежные доходы люди, проживающие в субъектах данного округа, могли купить больше товаров и услуг. Нижнее значение этого показателя, наблюдавшееся в Курганской области (1.14), и его верхнее значение, достигнутое в Ямало-Ненецком автономном округе (4.26), были наиболее высокими среди субъектов, входивших в другие федеральные округа18.
В Уральском федеральном округе наблюдались наиболее низкие масштабы бедности. Наиболее высокий ее уровень, сложившийся в Курганской области (35.8), был ниже, чем высшие значения бедности в административных субъектах других федеральных округов. В Ямало-Ненецком автономном округе были зафиксированы наименьшие значения этого показателя (12.0 процента) среди всех других субъектов Российской Федерации.
Благосостоятельные слои в этом округе также были представлены наиболее широко. Их наиболее низкое представительство, отмеченное в Курганской области (23.1 процента), было выше, чем наиболее низкие значения этого показателя, зафиксированные в других федеральных округах. Ямало-Ненецкий автономный округ, где средние и высокодоходные слои были представлены наиболее масштабно (63.7 процента), уступал по этому показателю лишь г. Москве.
Более
высокий уровень жизни в
Это свидетельствовало о том, что в экономическом механизме народно-хозяйственного комплекса проявлялась тенденция повышения уровня экономического неравенства в регионах с более высокой эффективностью использования экономического потенциала (более высоким производством душевого ВРП) и более высоким уровнем жизни населения.
Вслед
за Уральским федеральным округом
по уровню жизни располагались
Северо-Западный округ выглядел несколько лучше Приволжского по покупательной способности населения. Ее нижнее значение в Калининградской области (1.02) было несколько выше, чем нижнее значение этого показателя в Коми-Пермяцком автономном округе (0.83). Высшее значение покупательной способности населения в Республике Коми (2.18) было больше значения этого показателя в Самарской области (1.99)19.
В целом бедность была выше в регионах Северо-Западного округа. Наименьшие уровни показателей бедности, наблюдавшиеся в Республиках Башкортостан (26.9 процента) и Коми (26.8 процента), примерно, совпадали. Верхние значения бедности, представленные в Калининградской области (43.5 процента) и Коми-Пермяцким автономном округе (39.4 процента), были несколько ниже в субъекте Приволжского федерального округа.
Представительство средних и высокообеспеченных слоев в субъектах Приволжского и Северо-Западного федеральных округов было примерно равнозначным, кроме наименее развитых регионов. В них благосостоятельные слои шире были представлены в Приволжском округе. Наименьшее значение этого показателя было несколько выше в Республике Марий-Эл (15.7 процента), чем в Калининградской области (12.2 процента). Зато наибольшее значение этого показателя было выше в Республике Коми (44.8 процента), чем в Самарской области (41.2 процента).
Уровень экономического неравенства в регионах Приволжского округа был выше, чем в субъектах Северо-Западного округа. Это определялось более высокой долей благосостоятельных слоев и меньшим уровнем бедности в субъектах Приволжского округа.
В целом, при прочих равных условиях, более высокий уровень жизни наблюдался в Приволжском федеральном округе. В нем было больше субъектов с более высокой эффективностью использования экономического потенциала, что, при прочих равных условиях, делало более предпочтительными возможности повышения уровня жизни людей проживающих в регионах этого округа по сравнению с регионами Северо-Западного округа.
В третью группу с еще более низким уровнем жизни нами отнесены Центральный, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа. При всех различиях, между собой эти округа сближало то, что уровни бедности в них были выше, а удельный вес средних и высокодоходных слоев был ниже среднероссийских значений.
В
Центральном федеральном округе
исключение составлял г.Москва, который
будучи столицей нашей страны и крупнейшим
мегаполисом, быстро развивался, обеспечивал
большинству его жителей
Нижние уровни бедности в этих регионах представляли Красноярский край (30.1 процента), Липецкая область (33.4 процента) и Республика Саха (Якутия) (37.1 процента). Верхние уровни бедности в Центральном, Сибирском и Дальневосточном округах представляли, соответственно, Ивановская область (34.1 процента), Усть-Ордынский Бурятский автономный округ (62.2 процента) и Амурская область (48.6 процента). Наименьшие доли благосостоятельных слоев были зафиксированы в Ивановской области (6.0 процента), Усть-Ордынском Бурятском автономном округе (2.0 процента) и Амурской области (15.3 процента). Максимальные значения этого показателя наблюдались в Липецкой области (29.7 процента), Краснодарском крае (41.6 процента) и Корякском автономном округе (34.3 процента)20.
Экономическое неравенство в вышеназванных округах преимущественно было ниже среднероссийского значения. На нижнем уровне представителями этих регионов являлись Ивановская область (к-т Джини – 0.21), Усть-Ордынский Бурятский автономный округ (0.13) и Амурская область (0.33). Высшие значения данного показателя были зафиксированы в Липецкой области (0.40), Красноярском крае (0.46) и Республике Саха (Якутия) (0.43).
Сибирский федеральный округ в целом выглядел предпочтительнее по уровню жизни по сравнению с двумя другими из-за верхней наиболее развитой группы регионов, в которых наблюдались более высокая покупательная способность населения, представительство благосостоятельных слоев и более низкая бедность. Центральный округ смотрелся предпочтительнее Дальневосточного из-за более низких уровней бедности в большинстве регионов. Однако, в Сибирском и Центральном округах общую более благополучную ситуацию ослабляли регионы-аутсайдеры, такие как Агинский Бурятский и Усть-Ордынский Бурятский автономные округа и Читинская область, а также Владимирская и Ивановская области.
Эффективность использования экономического потенциала в Сибирском округе в целом была выше, чем в двух других округах. В Дальневосточном округе этот показатель в целом был ниже, чем в Центральном округе. Все это делало более предпочтительным перспективы Сибирского и Центрального округов в повышении уровня жизни населения21.
Наиболее низкий уровень жизни сформировался у населения в Южном федеральном округе. Это обуславливалось наиболее низким производством в субъектах этого округа душевого ВРП и проявлялось в наиболее экстремальных значениях показателей уровня жизни среди всех российских регионов: низком значении покупательной способности населения, наиболее высокой бедности, наименьшем представительстве средних и высоко обеспеченных слоев в Республике Ингушетия. На другом полюсе в данном округе находилась Республика Северная Осетия-Алания, в которой значения вышеназванных индикаторов уровня жизни, примерно, соответствовали лучшим показателям в регионах-лидерах Центрального, Сибирского и Дальневосточного округов. Уровень экономического неравенства в Южном федеральном округе был наиболее низким среди всех федеральных округов. Это подтверждало действие в экономическом механизме народно-хозяйственного комплекса тенденции снижения уровня экономического неравенства в регионах с низкой эффективностью экономического потенциала и низким уровнем жизни.
Что же касается Уральского федерального округа, то здесь характерно подтверждение общероссийских тенденций.
В Уральский федеральный округ включены 6 субъектов Российской Федерации: Курганская, Свердловская, Тюменская и Челябинская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.
Валовой
региональный продукт на душу населения
(ВРП), произведенный в Ханты-
Все регионы, входящие в Уральский федеральный округ, объединены нами в группы по покупательной способности населения, характеризующий уровень его жизни.
По состоянию на первое полугодие 2009 г. в Уральском Федеральном округе не было административных субъектов первой группы, в которой покупательная способность населения достигла бы высокого уровня, т.е. превышала бюджет высокого достатка.
Однако, три из четырех субъектов в Российской Федерации, отнесенные ко второй группе по уровню жизни, находились в Уральском Федеральном округе. Это были Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, а также Тюменская область. Покупательная способность денежных доходов в этих субъектах в среднем позволяла населению жить выше уровня низкой обеспеченности, верхней границей которого является минимальный потребительский бюджет, и достигала высокого среднего значения, составлявшего от 3 до 4,3 прожиточных минимумов. Несмотря на высокое экономическое неравенство жизни населения, в трех выше названных субъектах, наблюдался низкий уровень бедности и наибольшее представительство средних и высокообеспеченных слоев.
Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа являлись одними из наиболее успешных административных субъектов не только в УФО, но и в целом в нашей стране. В них уровень эффективности использования экономического потенциала был наиболее высоким в Российской Федерации. Размеры душевого ВРП здесь значительно превышали среднее российское значение этого показателя составляющее 1333 долл., а покупательная способность населения в 1,8–2 раза превышала общероссийское значение. Уровень бедности в этих субъектах был примерно в 2–2,5 раза ниже, а доля благосостоятельных слоев в 1,6–2 раза выше, чем в среднем по стране.