Оценка и анализ качества жизни населения муниципального образования (на примере Троицкого муниципального района)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 09:09, дипломная работа

Описание

Цель работы: на основе показателей качества жизни разработать меры по возможному улучшению ситуации в Троицком муниципальном районе.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие, основные показатели и критерии качества жизни
- выявить универсальный показатель качества жизни
- рассмотреть качество жизни в Уральском федеральном округе
- провести оценку показателей качества жизни в Троицком муниципальном ра

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4
1. Теоретические основы анализа качества жизни……………………………..6
1.1. Качество жизни социально-экономическое понятие…………….........6
1.2. Основные показатели и критерии качества жизни…………………...18
1.3. Индекс развития человеческого потенциала – универсальный показатель качества жизни……………………………………………………...24
2. Механизмы оценки качества жизни в Российской Федерации……………30
2.1. Оценка качества жизни населения муниципального образования.30
2.2.Показатели качества жизни в Уральском федеральном округе…...34
2.3. Оценка показателей качества жизни в Троицком муниципальном районе…………………………………………………………………………….47
3. Возможные пути улучшения качества жизни в Троицком муниципальном районе…………………………………………………………………………….60
3.1. Стратегические направления улучшения качества жизни населения Троицкого муниципального района……………………………………………60
3.2. Роль мониторинга социального самочувствия жителей муниципального образования при формировании стратегии………………..69
3.3. Меры и мероприятия стратегии улучшения качества жизни в Троицком муниципальном районе…………………………………………….74
Заключение………………………………………………………………………86
Библиографический список….…………………………………………………89
Приложения………………………………………………………………….......94

Работа состоит из  1 файл

Качество жизни 2010.doc

— 422.50 Кб (Скачать документ)

    Общий индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) рассчитывается как среднеарифметическая величина всех этих трех индексов.

    Специалисты ООН, разработавшие Концепцию и  методику расчета ИРЧП, прямо утверждают, что этот индекс является показателем  качества жизни населения.17

    Эта позиция в целом разделяется практически всеми отечественными исследователями, специализирующимися на проблематике качества жизни.

    Методика  расчета ИРЧП  вполне репрезентативна  для оценки качества жизни населения, проведения межгородских и международных  сопоставлений, разработки стратегии его повышения.  Показатель ожидаемой продолжительности жизни при рождении представляет собой число лет, которые в среднем предстояло бы прожить одному человеку из поколения родившихся при условии, что на протяжении всей жизни этого поколения уровень смертности в каждом возрасте останется таким, как в годы, для которых вычислен показатель. Для расчета Индекса ожидаемой продолжительности жизни (Ипж) условная  наименьшая величина продолжительности жизни  принята в 25 лет, а наибольшая - в 85 лет.

    Величина  Ипж страны (региона) определяется как  отношение разности между продолжительностью жизни в конкретном регионе за вычетом 25 лет к разнице между  максимальным и минимальным возрастом.

     

    Формула для расчета этого индекса  выглядит следующим образом:

                  (ПЖ страны – 25)    

      Ипж =  -----------------------                              (1)

               (85-25)

          Валовой внутренний продукт (ВВП) — результирующий показатель системы национальных счетов, характеризующий  стоимость товаров и услуг, произведенных в стране во всех отраслях экономики для конечного потребления, накопления и экспорта. В рамках системы национальных счетов ВВП оценивается более чем в 150 странах мира. Методика расчета индекса ВВП (Иввп) довольно  сложна в силу чрезвычайно большой дифференциации государств по этому показателю. Минимальная и максимальная границы ВВП для расчета этого индекса приняты в 100 и 40000 долларов США.

    Статистический  отдел ООН, в сотрудничестве с  другими международными организациями, разработал еще в конце 60-х годов методику международных сопоставлений, основанную на расчете паритетов покупательной способности (ППС) национальных валют. ППС представляет собой количество единиц валюты, необходимых для покупки некоего стандартного набора товаров и услуг, которые можно купить за одну денежную единицу базовой страны (или одну единицу общей валюты группы стран).

    При расчете Иввп используется определенный порог дохода, рассматриваемый как  соответствующий разумно высокому уровню жизни. Этот порог представляет собой среднюю величину ВВП на душу населения. При расчете ИРЧП  доход до этого уровня имеет полную значимость, а доход выше этого уровня корректируется по специальной формуле.

    Официальные расчеты валового регионального  продукта (ВРП) начали проводиться Госкомстатом России с 1994г. по 79 субъектам Федерации.

    Образование представляет собой один из ведущих  факторов формирования потребностей и  интересов человека, реализация которых  во многом определяет его качество жизни. В современных условиях, когда  объем знаний увеличивается фактически каждые 5-8 лет, значимость образования растет особенно высокими темпами.  Сам экономический рост и рост потребления сегодня возможны, главным образом, за счет развития инновационного, творческого труда. Уровень развития  системы образования и эффективного использования образовательного потенциала населения в наиболее развитых странах мира обеспечивает до 40% прироста валового национального продукта. Не случайно известная «Стратегия Г.Грефа»  начинается не с традиционных для нас направлений  развития экономики, а с проблем дальнейшего развития образования в стране.

    Несмотря  на тяжесть негативных социальных последствий  «шоковой терапии», уже в первой половине 90-х годов действующая  на протяжении десятилетий тенденция  сокращения численности учащихся высших учебных заведений диаметрально изменила свою направленность. За  прошлое десятилетие численность студентов  увеличилась в 1,4 раза. В первой половине 90-х годов в стране  произошел качественный скачок в уровне образованности населения: впервые большинство занятых стало иметь среднее профессиональное образование и выше. В 2005 году  с таким уровнем образования в стране было уже 58% всех занятых. Вместе с тем, темпы развития образования в ряде стран мира в последнее десятилетия были выше, чем в России. В результате наша страна переместилась по индексу образования в третий десяток государств мира.

    При расчете индекса образования (Иобр) учитываются две составляющие: доля учащихся, посещающих все ступени  обучения в возрасте от 6 до 24 лет (Ип) и доля грамотности среди всего населения в возрасте старше 15 лет (Иг). Индекс образования рассчитывается по формуле:

    Иобр = 2/3 Иг +1/3Ип        (2) 

    Специалисты ООН проводят ежегодную оценку потенциала населения  практически всех государств мира и определяют место каждого из них в ранжированном ряду по этому показателю.

    В зависимости от величины ИРЧП ООН  разделяет государства мира на три  группы. Индекс выше 0,800 единицы характеризует  страны с высоким уровнем развития, от 0,799 до 0,500 – со средним и от 0,499 и ниже  – с низким уровнем развития.

    Вместе  с тем, этих трех даже и очень важных показателей, составляющих ИРЧП, явно недостаточно для разработки практических мер по повышению качества жизни  населения 

    Это признают и сами его создатели. Поэтому подготавливаемые специалистами ООН доклады не ограничиваются изложением полученных индексов каждой из вошедших в разработку стран мира, а осуществляют комплексный анализ, посвящая каждый из докладов конкретной проблеме, для анализа которой используются сотни показателей. В частности, в докладе ООН за 1998 год, в котором акцентировалось внимание на гендерном факторе, использовалось 176 показателей, структурированных в 20 разделах. В том числе в первом разделе «Профиль и индекс человеческого потенциала» 7 из 10 показателей характеризовали уровень дифференциации населения, бедность и смертность среди женщин, детей до 5 лет и младенцев. Из 20 групп показателей 6 были непосредственно посвящены собственно экономическим проблемам.

    Формирование  соответствующей системы показателей, направленной на выявление степени соответствия основных параметров и условий жизнедеятельности человека его потребностям и интересам, основывалось на том, что практические результаты оценки качества жизни, полученные при ее использовании, не должны противоречить на качественном уровне результатам расчетов ИРЧП.

    Концепция ИРЧП содержит следующие базовые  принципы развития человеческого потенциала:

  • растущая продолжительность жизни;
  • снижающаяся заболеваемость наряду с адекватным и доступным по ценам медицинским обслуживанием;
  • личная безопасность;
  • растущие возможности получения образования и уровень образования населения;
  • равные права на социальную поддержку и доступ к социальным благам;
  • благоприятное состояние окружающей среды со снижающимся уровнем загрязнения;
  • возможность работать по найму за достойное вознаграждение;
  • экономическая безопасность граждан, социальных групп, местных сообществ.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Показатели качества жизни в Российской федерации 

    2.1. Оценка качества  жизни населения муниципального образования 

    Оценка  качества жизни населения отдельного государства, региона складывается из оценки качества жизни населения  отдельных муниципальных образований.

    В настоящее время под муниципальным  образованием понимается населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Такими территориями могут быть:

    – любое городское или сельское поселение;

    – часть поселения (район в городе);

    – несколько поселений, объединенных общей территорией.

    Чаще  всего органам местного самоуправления передаются государственные полномочия в социальной сфере, в сфере здравоохранения  и лицензирования отдельных видов  деятельности. Как правило, в социальной сфере органам местного самоуправления передаются государственные полномочия по предоставлению мер социальной поддержки и социальному обслуживанию населения.

    Мониторинг  социально-экономической ситуации в муниципальных образованиях, в  том числе оценка качества жизни местного населения, является важной составной частью процесса стратегического планирования местного развития и бюджетного процесса.

    Качество  жизни населения – интегральный показатель, всесторонне характеризующий  экономическое развитие общества, уровень материального, медико-биологического благосостояния каждого человека.  
Оценка качества жизни предусматривает сравнение значений соответствующих показателей во временном (преимущественно ретроспективном) или в пространственном (межтерриториальном или межгрупповом) аспекте. Интегральный индекс качества жизни характеризует статическое состояние населения определенной территории в определенный момент времени и отражает динамику развития между измерениями. Проведение таких сопоставлений позволяет производить оценку влияния проводимых преобразований на жизнь населения на основе системы частных и комплексных индикаторов, характеризующих качество жизни отдельного человека, группы лиц, населения муниципального образования, региона или страны в целом.

    В настоящее время используются различные  методики оценки качества жизни населения  государства, регионов [1–3]. Однако, судя по имеющимся публикациям, недостаточно уделяется внимания разработке методик  по оценке качества жизни населения  муниципального образования. Методики оценки качества жизни, используемые для межстрановых сравнений, не могут быть применены для муниципальных образований. Муниципальные образования, входящие в состав региона, существенно отличаются друг от друга. Так, например, областной центр и любой другой город, находящийся на территории области, существенно отличаются по количеству промышленных объектов, наличию учреждений образования и здравоохранения. Поэтому для оценки уровня качества жизни населения и эффективности проводимых мероприятий в муниципальных образованиях необходима иная методика.

    Ряд отечественных и зарубежных ученых считают, что создание методики, способной  охватить весь комплекс показателей  качества жизни населения и пригодной  для любой территории, практически  невозможно [4]. Свою позицию они обосновывают тем, что различие предметов потребления, неодинаковые экономические и социальные возможности, климатические условия и природные ресурсы не позволяют привести их к единому показателю. В соответствии с этим повышается актуальность как теоретических, так и эмпирических исследований, связанных с разработкой показателей качества жизни и созданием методик его оценки.  
Для выявления качества жизни населения муниципального образования и эффективности проводимой социальной политики в данной статье предложена система показателей, позволяющая проводить сравнительную оценку различных муниципальных образований во временном аспекте, а также определить уровень качества жизни населения региона в целом. При построении данной системы необходимо обеспечить следующие условия:

    – соответствие показателей целям  развития региона, муниципального образования. Целесообразно выделять долгосрочные и краткосрочные цели и соответствующие  критерии и показатели социально-экономического развития;

    – возможность отражения с помощью  показателей всех процессов регионального  и муниципального развития. Наряду с интегральными показателями, такими как индекс развития человека, используют частные показатели, всесторонне  охватывающие социальные, экологические и экономические процессы в регионе, в муниципальном образовании;

    – определение показателей на перспективу. Для оценки динамики развития целесообразно  использовать показатели, оценивающие  темпы роста в регионе, в муниципальном  образовании. Положительная динамика количественных показателей роста является одним из индикаторов повышения качества жизни населения и устойчивого социально-экономического развития;

Информация о работе Оценка и анализ качества жизни населения муниципального образования (на примере Троицкого муниципального района)