Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 09:09, дипломная работа
Цель работы: на основе показателей качества жизни разработать меры по возможному улучшению ситуации в Троицком муниципальном районе.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие, основные показатели и критерии качества жизни
- выявить универсальный показатель качества жизни
- рассмотреть качество жизни в Уральском федеральном округе
- провести оценку показателей качества жизни в Троицком муниципальном ра
Введение…………………………………………………………………………..4
1. Теоретические основы анализа качества жизни……………………………..6
1.1. Качество жизни социально-экономическое понятие…………….........6
1.2. Основные показатели и критерии качества жизни…………………...18
1.3. Индекс развития человеческого потенциала – универсальный показатель качества жизни……………………………………………………...24
2. Механизмы оценки качества жизни в Российской Федерации……………30
2.1. Оценка качества жизни населения муниципального образования.30
2.2.Показатели качества жизни в Уральском федеральном округе…...34
2.3. Оценка показателей качества жизни в Троицком муниципальном районе…………………………………………………………………………….47
3. Возможные пути улучшения качества жизни в Троицком муниципальном районе…………………………………………………………………………….60
3.1. Стратегические направления улучшения качества жизни населения Троицкого муниципального района……………………………………………60
3.2. Роль мониторинга социального самочувствия жителей муниципального образования при формировании стратегии………………..69
3.3. Меры и мероприятия стратегии улучшения качества жизни в Троицком муниципальном районе…………………………………………….74
Заключение………………………………………………………………………86
Библиографический список….…………………………………………………89
Приложения………………………………………………………………….......94
Интересы человека в духовной
сфере выступают в виде
Дореформенная
наука в целом разделяла
В связи с формированием рыночных отношений и появлением человека как субъекта хозяйствующей деятельности в настоящее время не только понятие «потребности», но и понятие «интересы» активно используются экономической наукой, предметной областью которой являются рациональные действия хозяйствующего субъекта для достижения поставленных целей.
Диалектическое
единство и противоречие потребностей
и интересов человека находится
в основе всего социального развития,
движения человечества «из царства
необходимости в царство
Поэтому в самом общем виде
мы рассматриваем качество
жизни как уровень развития
и степень удовлетворения
Такое определение теоретически отличает содержание понятия «качество жизни» от содержания понятия «уровень жизни», прежде всего включением в определение понятия «интересы». Это понятие существует и в ряде определений качества жизни, данных другими исследователями. В частности, иногда под качеством жизни в социально-экономической сфере понимается мера формирования, согласования и реализации интересов субъектов гражданского права6.
Используемое нами определение сохраняет в себе диалектическое единство и противоречие потребностей и интересов человека, которое является основой человеческой деятельности, а в более широком плане - основой всего социального развития, движения человечества «из царства необходимости в царство свободы». Именно процесс возвышения потребностей и расширение свободы выбора человеком способа их (интересов) удовлетворения является основной движущей силой и целью прогрессивного развития общества. Диалектика потребностей и интересов, их единство и противоречие находятся в основе взаимосвязи и относительной самостоятельности уровня и качества жизни как объектов научного исследования.
Включение в определение качества жизни интересов имеет принципиальный характер и с практической точки зрения. Подход к потребностям, как к тому, что необходимо человеку, способствует укреплению в различных слоях общества иллюзии о необходимости сохранения масштабного патернализма государства в целях удовлетворения потребностей населения, тогда как понятие «интерес» в первую очередь ассоциируется с созданием условий, возможностей для эффективной экономической деятельности человека, позволяющих ему обеспечить собственное благосостояние и благосостояние своей семьи. Находящееся в определении качества жизни понятие «интересы» служит теоретическим основанием переноса акцента в управлении повышением этого качества на определяющие его факторы, на создание условий для эффективной деятельности людей.
Вместе с тем, процитированное выше определение содержания понятия «качество жизни» слишком «тощее». Фактически оно лишь принципиально указывает на диалектическое единство и различие между уровнем и качеством жизни. Оно, с одной стороны, позволяет рассматривать качество жизни как более широкое содержание уровня жизни, с другой – не определяет границ «поля» качества жизни, без которых измерение, и даже оценка качества жизни теряют практический смысл. Определение «поля» качества жизни тесно связано с вопросом принадлежности самого понятия к конкретной отрасли научных знаний, в рамках которой исследуется его содержание.
В отечественной литературе понятие «качество жизни» рассматривалось и рассматривается различными авторами и как социологическое, и как «чисто» экономическое понятие.
Философский энциклопедический словарь, изданный в 1983 году определяет качество жизни как социологическую категорию, выражающую качество удовлетворения материальных и культурных потребностей людей (качество питания, качество и модность одежды, комфорт жилища, качество здравоохранения, образования, сферы обслуживания, окружающей среды, структуру досуга, степень удовлетворения потребностей в содержательном общении, знаниях, творческом труде, уровень стрессовых ситуаций, структуру расселения и др7). Однако такое определение представляется нам, хотя и полезным с точки зрения нацеленности управления и производства на повышение качества выпускаемых товаров и качества социальной сферы и внешней среды, но недостаточно корректным, в связи с излишней, с нашей точки зрения, концентрации внимания на качестве предметов потребления и качестве обслуживания. Как уже отмечалось, такой подход диссонирует с общенаучным определением качества как характеристикой существенных свойств объекта, отличающих один предмет от другого.
Н.А. Денисов, заведующий лабораторией ИМЭИ Минэкономразвития России, определяет категорию «качество жизни» как экономическую и предлагает рассматривать ее содержание как «совокупность характеристик существования и жизнедеятельности современного человека, включающую в себя как материальные, так и основные внешние условия его жизни, отраженные в массовом сознании населения».8 Таким образом, Н.А. Денисов не использует в своем определении качества жизни понятий «потребности» и «интересы», а употребляет «условия», дифференцированные им на материальные и внешние. Кроме того, по его мнению, это даже не сами условия, а условия, отраженные в массовом сознании, то есть находящиеся, по крайней мере, на дальней периферии экономической науки.
Существуют и другие определения качества жизни, выходящие за рамки проблем потребностей и интересов. Так, в Нижнем Новгороде качество жизни населения определяется как интегральный показатель, всесторонне характеризующий экономическое развитие общества, уровень материального благосостояния, медико-экологического и духовного благосостояния человека. Таким образом, в этом определении качество жизни рассматривается как показатель благосостояния человека, а не само благосостояние.
Мы рассматриваем понятие «качество жизни» как социально-экономическое с учетом изменения «поля» исследований этой отрасли научного знания. В условиях становления качественно нового общества происходит активный процесс перераспределения «старых» дисциплинарных границ научных знаний, появления новых научных дисциплин и направлений. Наиболее активно этот процесс происходит среди общественных наук, а среди них между экономикой и социологией. Появилась и активно развивается экономическая социология, предметом исследования которой является экономическое действие как форма социального действия. В центре исследования этой дисциплины находится хозяйствующий субъект, прежде всего предприниматель.9 Существенно расширилось «поле» исследования возникшей еще в дореформенный период отечественной социологии труда, в которой в известной мере объединялась экономическая теория, изучающая прежде всего отношения, овеществленные в материальных, финансовых и других ресурсах, и социология, ориентированная на изучение поведения человека и его социальные связи. В современный период значительно расширился предмет исследования экономики труда, охватывая практически всю социально-экономическую проблематику экономики и управления народным хозяйством. В широком научном обороте возникло и укрепилось понятие социально-трудовой сферы как части социальной рыночной экономики, в основе которой находятся трудовые отношения, а в центре – человек, взаимодействующий с рыночной средой по поводу организации процесса труда, условий роста его производительности, формирования доходов работника, обеспечение социальной защиты и т.д. Основными компонентами социально-трудовой сферы являются: социально-культурный комплекс, включая в т.ч. и образование; рынок труда; занятость и безработицу10.
Рассматривая качество жизни как социально-экономическое понятие, мы последовательно должны признать возможность и необходимость с научно-практической точки зрения оценки этого качества социально-экономическими показателями, при этом имея в виду объективную ограниченность любого комплекса показателей в связи с безграничностью потребностей и интересов человека и их проявлений в реальной жизни.
Бесконечное многообразие этих потребностей и интересов предопределяет и многообразие показателей оценки качества их жизни, а также и существование различных систем этих показателей.
Наблюдаемое в недавнем прошлом стремление к оценке качества жизни на основе измерения степени удовлетворения потребностей людей характеризовалось, как правило, включением в анализ множества порой мало связанных между собой показателей, а также непрекращающимися попытками разработки единого интегрального показателя. Существующие системы измерения качества жизни, хотя и создают иллюзию широкого охвата различных его характеристик, а методика расчета интегрального показателя впечатляет разветвленным математическим аппаратом, ни одна из существующих систем, по нашему мнению, не имеет практической значимости. Репрезентативность получаемых результатов вызывает сомнение прежде всего уже в силу отсутствия единого определения предмета исследования.
Кроме
того, многие отечественные и зарубежные
исследователи отвергают саму возможность
создания единого интегрального
показателя, включающего весь комплекс
потребностей и интересов человека.
Это убедительно
В
1954 году группа экспертов ООН подготовила
«Доклад по вопросу о международном
определении и измерении
Многие
исследователи (Мильнер Г.В. и др.)
признавали и признают принципиальную
несостоятельность создания единого
обобщающего количественного
Трудно преодолимые сложности, возникающие при измерении (оценке) качества жизни на основе всего комплекса потребностей и интересов людей, предопределили стремление отечественных исследователей к структурированию потребностей человека и ограничению показателей, отражающих основные аспекты благосостояния населения.
Специалисты
различных отраслей знаний, исследующие
под эгидой Всеросссийского научно-
Они сводят жизнь к четырем сферам12: 1. Трудовая жизнь; 2. Потребительская жизнь; 3. Духовная жизнь; 4. Семейно-родовая жизнь13.
П.С.Мстиславский рассматривает 10 сфер жизни, включающих в себя 98 различных показателей, формируя при этом индекс качества жизни на основе 11 индикаторов. Н.А.Денисов включает для расчета индекса качества жизни 9 его характеристик.14
Достаточно прагматичной представляется система основных социально-экономических показателей качества и уровня жизни, утвержденных Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2002-2004 годы.