Оценка и анализ качества жизни населения муниципального образования (на примере Троицкого муниципального района)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 09:09, дипломная работа

Описание

Цель работы: на основе показателей качества жизни разработать меры по возможному улучшению ситуации в Троицком муниципальном районе.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие, основные показатели и критерии качества жизни
- выявить универсальный показатель качества жизни
- рассмотреть качество жизни в Уральском федеральном округе
- провести оценку показателей качества жизни в Троицком муниципальном ра

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4
1. Теоретические основы анализа качества жизни……………………………..6
1.1. Качество жизни социально-экономическое понятие…………….........6
1.2. Основные показатели и критерии качества жизни…………………...18
1.3. Индекс развития человеческого потенциала – универсальный показатель качества жизни……………………………………………………...24
2. Механизмы оценки качества жизни в Российской Федерации……………30
2.1. Оценка качества жизни населения муниципального образования.30
2.2.Показатели качества жизни в Уральском федеральном округе…...34
2.3. Оценка показателей качества жизни в Троицком муниципальном районе…………………………………………………………………………….47
3. Возможные пути улучшения качества жизни в Троицком муниципальном районе…………………………………………………………………………….60
3.1. Стратегические направления улучшения качества жизни населения Троицкого муниципального района……………………………………………60
3.2. Роль мониторинга социального самочувствия жителей муниципального образования при формировании стратегии………………..69
3.3. Меры и мероприятия стратегии улучшения качества жизни в Троицком муниципальном районе…………………………………………….74
Заключение………………………………………………………………………86
Библиографический список….…………………………………………………89
Приложения………………………………………………………………….......94

Работа состоит из  1 файл

Качество жизни 2010.doc

— 422.50 Кб (Скачать документ)

    Однако, финансовый кризис внес свои коррективы, и в отчетный период  произошло их снижение к предыдущему году:

- в промышленности - на 70,6 %;

- розничной  торговли - на 0,4 %;

- реальных  располагаемых денежных доходов  населения - на 1,2 %;

- реальной  заработной платы - на 3,8 %, несмотря  на её рост в номинальном  выражении на 3,9 %;

- платные услуги населению – на 38 %;

- на уровень безработицы – вырос до 5,2 %  (всего на начало 2010 года  зарегистрировано 517 безработных, что в 2 раза больше, чем год назад).

    Исполнение  бюджета района в доходной части  составило 94,41 % от бюджетных назначений.

          В тоже время, рост показателей  наблюдался:

- в сельском хозяйстве (производство сельскохозяйственной продукции - на 2,1 %)

- ввода жилья - на 59,4 %;

- оборот  общественного питания – на 39,4 %;

- инвестиции в основной капитал – в 2,2 раза.

    Наиболее уязвимой в период кризиса оказалась промышленность района. Острая фаза кризиса продлилась, практически, до конца прошлого года. Пик спада производства пришелся на апрель, индекс физического производства составил 8 % к соответствующему периоду прошлого года. Причинами спада производства в отчетный период явились, в первую очередь, снижение объемов производства основных потребителей продукции районных промышленных предприятий (металлургии, дорожного, жилищного строительства).

    Только, начиная с октября,  наблюдалось медленное, но оживление в промышленности. Уже в декабре отчетного периода объем промышленного производства составил 41,1 %, в том числе, ООО «Бобровский кварцит» - вырос в 2,2 раза. ( А в январе текущего года объем производства составляет 99,3 % к соответствующему периоду).

    Уже сегодня на полную мощность работает ООО «Бобровский кварцит» - заключены  договора с основным поставщиком  продукции, Магнитогорским металлургическим комбинатом, а также предприятием налажен выпуск нового вида продукции, микронных фракций кварцита, востребованной на рынке.

    Финансовый  кризис также оказывал негативное влияние  на их функционирование. Предприятия  столкнулись со снижением спроса на продукцию, неплатежами и увеличением  отсрочки платежей потребителями сельхозпродукции, а также,   с повышением кредитных и залоговых ставок финансовыми учреждениями. 

    Несмотря  на все трудности, посевная компания прошла в намеченные сроки. Яровой сев  при плане 167,2 тыс. га проведен на площади 168,2 тыс. га или 101 % к плану. Также, выдержаны площади кормовых и овощных культур.

    Неблагоприятные погодные условия (засушливое лето) привели  к потере урожая, к списанию 17478 га посевных площадей. Сумма ущерба составила 57 млн. руб.

    Районным  земледельцам удалось собрать 209975 тонн зерна при средней урожайности 14,9 ц/га. (лучшие результата: ГУ ОПСП «Троицкое» - 25,1 ц/га, колхоз «Кары» - 21,4 ц/га, ООО «Силач» - 24,7 ц/га, ООО «ЮжУралПолет» - 20,9 ц/га, ниже среднерайонных – ООО «Ключевское» - 10,9 ц/га, «Репнинское» - 7,2 ц/га, «Карсинское» - 11,2 ц/га). Под урожай 2010 года засыпано семян – 27985 тонн.

    В основном все «молочные» хозяйства, за исключением ООО «Ясные Поляны»  сохранили и увеличили поголовье  коров к уровню прошлого года и  перешагнули трехтысячный рубеж по надою молока.

    Четыре сельхозпредприятия, ООО «Карсинское», ГУ ОПСП «Троицкое», колхоз «Карсы», ООО «Ясные Поляны»,  вошли в число 40 лучших хозяйств в области по продуктивности коров.

    В ООО «Карсинское» и колхозе «Карсы» проведена генетическая экспертиза племенной ценности животных и сдана документация для получения статуса племенного репродуктора по разведению черно-пестрого скота.

    Молочная продуктивность в сельскохозорганизациях составила 4362 кг на 1 корову (снижение на 7,4%). В ГУ ОПСП «Троицкое», колхозе «Карсы», ООО «Карсинское» этот показатель выше среднерайонного.

    Несмотря  на достижения в отрасли отдельных  сельхозпроизводителей, по причине  неудовлетворительной работы предприятий  ООО «Ясные Поляны», ООО «Новошантаринское», а также ряда объективных факторов, в частности, снижение закупочных цен на молоко, в целом в районе не удалось достичь планируемых показателей по поголовью КРС, в том числе коров, производству молока, мяса и продуктивности животных.

    Выполнение  показателей составило:

    - поголовье КРС – 83,2 %, в том  числе коров – 93,2 %;

    - производство молока – 88,1 %;

    - удой на одну корову – 92.6 %;

    - привес КРС – 79,1 %,;

    - среднесуточный привес – 93.4 %.

    На 01.01.2010 года поголовье КРС составляет 10169 голов или на 10 % ниже аналогичного показателя 2008 г., в том числе, коров – 4254 гол.  (на 3,5 % ниже 2008 года).

    Снижение  объемов производства оказали существенное влияние на такой показатель, как  доходы населения.

    На  протяжении всего прошлого года фонд заработной платы снижался от квартала в квартал (I кв. – 101,3 %, II – 96,2 %, III кв. – 93,9 %) к соответствующему периоду прошлого года, к концу года составил 435,9 млн. руб. или 96 %.

    Напряженная ситуация сложилась в районе на рынке  труда.

    На  протяжении всего года она характеризовалась  активизацией процессов предстоящих увольнений работников, приостановкой приема кадров, введением режимов неполного рабочего дня.

    19 организаций сообщили о предстоящих  увольнениях по сокращению штатов, 13 работодателей информировал о  введении режимов неполной занятости  (в настоящее время 70чел. Работают в режиме неполной занятости, 52 – в отпуске без содержания).

    Соответственно  резко увеличилось число граждан, обратившихся в центр занятости, следовательно, увеличился уровень  регистрируемой безработицы:

    По  состоянию на:

  1. 01.10.2008 г. число безработных – 161 чел. (1,7 %);
  2. 01.01.2009 г. число безработных – 264 чел. (2,8 %);
  3. 01.05.2009 г. число безработных – 568 чел. (5,7 %);
  4. 01.12.2009 г. число безработных – 469 чел. (4,75 %);
  5. 01.01.2010 г. число безработных – 517 чел. (5,2 %).

          Основными задачами, стоящими перед администрацией района в кризисных условиях прошедшего года были:

    1. Оптимизация бюджетных средств  и жесткий контроль за их  использованием (оптимизация бюджета  на 30 %);

    2. Оказание  поддержки предприятиям  района, оказавшимся в трудной экономической ситуации – с одной стороны, и недопущение возникновения просроченных платежей в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды – с другой;

    3. недопущение напряженности, стабилизация  ситуации на  рынке труда;

    4. Определение скрытых резервов  поступления дополнительных доходов в бюджет.

    5. Недопущение социальной напряженности,  а именно, стабильное функционирование  всех бюджетных учреждений, выполнение  всех социальных гарантий, в том  числе, недопущение просроченной  задолженности по заработной  плате.

          Решению всех этих задач, достижению позитивных тенденций в экономике способствовала эффективная и оперативная реализация антикризисных мер, принятых в конце 2008 года и успешно реализующихся в 2009 году, а также планомерная работа межведомственной антикризисной рабочей группы.

          Всего  течение  прошлого года в районе было проведено 34 еженедельных заседания, на которых  были заслушаны руководители 31 организации  всех форм собственности по следующим  направлениям:

    1. Анализ экономической ситуации  промышленных, сельскохозяйственных предприятий, предприятий ЖКХ;

    2. Погашение задолженности в бюджеты  всех уровней и во внебюджетные  фонды, задолженности по заработной  плате;

    3. Инвентаризация земельных паев  и земельных участков на предмет  оформления права собственности и договоров аренды;

    4. Финансовая и имущественная поддержка  малого и среднего бизнеса  района;

    5. Ежемесячный мониторинг положения  на рынке труда;

    6. Наполняемость бюджета района  и поселений, поиск новых направлений  по увеличению  доходной части  бюджетов всех уровней. 

          Поручения, данные на заседаниях антикризисной рабочей  группы ставились на контроль до полного  их исполнения.

          В результате:

    1.  К концу года 27 организаций исполнили  обязательства, погасили:

    1. Задолженность по заработной  плате (326 тыс. руб. – на 21.12.2009 года); к концу года погашена МУП «Клястицкое ЖКХ сельского поселения»,  МУП «Белозерское ЖКХ сельского поселения)

    (На 1 января текущего года задолженность  по заработной плате  отсутствует.)

    2. Задолженность по платежам в  консолидированный бюджет в размере 7644,7 млн. руб.;

    (В  конце года погашена задолженность  ООО «Дробышевское ЖКХ», МУП «ЖКХ  Белозерского сельского поселения», частично, МУП «Клястицкое ЖКХ», ООО «Ясные Поляны», МУП «Песчановское  ЖКХ» – по представлению прокурора)

    3. в Фонд социального  и медицинского  страхования(378 тыс. руб.);

    4. в Пенсионный фонд – 2440,1 тыс.  руб. 

    Следующее направление работы – это инвентаризация земельных участков:

      В ходе работы по использованию  сельхозугодий в границах сельских  поселений, Шантаринское, Белозерское, Песчановское, выявлены случаи бесплатного использования сельхозугодий (26) на общей площади 11832,7 га.

    В результате проведения работ по инвентаризации земельных  участков и понуждении пользователей к оформлению их в  установленном порядке:

    1.  В бюджет района поступило  438,7 тыс. руб.

    Практика  прошлого года показала эффективность  проводимой работы в этом направлении, поэтому будет продолжена и в 2010 году.

    Нельзя  не сказать о работе, проводимой по поддержке малого бизнеса района, роль которого как одного из основных источников создания новых рабочих мест, стабильного источника пополнения бюджета района в условиях кризиса значительно возросла.

    В конце 2008 в начале 2009 года администрацией района в рамках Программы поддержки  и развития субъектов малого и среднего предпринимательства на 2008 – 2011 годы, с учетом привлечения средств областного бюджета была оказана финансовая поддержка 9 – ти субъектам малого и среднего бизнеса (крестьянским хозяйствам, предприятиям потребительской кооперации) в размере 750 тыс. руб. В результате в районе при реализации бизнес - планов развития бизнеса предпринимателями было организовано 15 новых рабочих мест, прирост налоговых поступлений -   на 16 %.

    С целью оказания имущественной поддержки  в районе утвержден перечень из 26 имущественных объектов для предоставления в аренду предпринимателям. Любой предприниматель имеет преимущественное право  на выкуп этих объектов для ведения бизнеса. 

    К сожалению, в связи с недостаточность  средств в бюджете района в  прошлом году, не удалось в полной мере реализовать все мероприятия, предусмотренные в Программе поддержки малого и среднего предпринимательства в Троицком муниципальном районе. В тоже время, уже в 2010 году в Программе предусмотрены средства на возмещение затрат по уплате процентов по кредитным и лизинговым  платежам, а также на реализацию проектов начинающих предпринимателей, проведение обучающих бизнес - семинаров в размере  580 тыс. руб.

    В тоже время, наши начинающие предприниматели  участвовали в областном конкурсном отборе на получение гранта. Предприниматель из села Ясные поляны получил поддержку на развитие своего дела в размере 50 тыс. руб.

Информация о работе Оценка и анализ качества жизни населения муниципального образования (на примере Троицкого муниципального района)