Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 09:09, дипломная работа
Цель работы: на основе показателей качества жизни разработать меры по возможному улучшению ситуации в Троицком муниципальном районе.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие, основные показатели и критерии качества жизни
- выявить универсальный показатель качества жизни
- рассмотреть качество жизни в Уральском федеральном округе
- провести оценку показателей качества жизни в Троицком муниципальном ра
Введение…………………………………………………………………………..4
1. Теоретические основы анализа качества жизни……………………………..6
1.1. Качество жизни социально-экономическое понятие…………….........6
1.2. Основные показатели и критерии качества жизни…………………...18
1.3. Индекс развития человеческого потенциала – универсальный показатель качества жизни……………………………………………………...24
2. Механизмы оценки качества жизни в Российской Федерации……………30
2.1. Оценка качества жизни населения муниципального образования.30
2.2.Показатели качества жизни в Уральском федеральном округе…...34
2.3. Оценка показателей качества жизни в Троицком муниципальном районе…………………………………………………………………………….47
3. Возможные пути улучшения качества жизни в Троицком муниципальном районе…………………………………………………………………………….60
3.1. Стратегические направления улучшения качества жизни населения Троицкого муниципального района……………………………………………60
3.2. Роль мониторинга социального самочувствия жителей муниципального образования при формировании стратегии………………..69
3.3. Меры и мероприятия стратегии улучшения качества жизни в Троицком муниципальном районе…………………………………………….74
Заключение………………………………………………………………………86
Библиографический список….…………………………………………………89
Приложения………………………………………………………………….......94
Среди
59 её показателей более 50–это собственно
финансово-экономические
Однако, ни одна из вышеперечисленных систем измерения (оценки) качества жизни так и не доказала еще своей практической значимости.
При
проведения исследования мы учитывали
и принципиальные отличия условий жизни
населения в нашей стране от жизни в странах
с развитыми рыночными отношениями. Если
«у них» основной причиной повышенного
внимания к проблематике качества жизни
была необходимость направить деятельность
людей и общества в целом на преодоление
растущих негативных последствий «общества
потребления», то «у нас», где свыше трети
населения страны ведет трудную борьбу
за свое выживание, интерес к качеству
жизни обусловлен необходимостью перехода
от выживания к развитию. В связи с
этим, главная стратегия повышения качества
жизни для нас в современный период заключается
в повышении эффективности труда и росте
доходов населения.
1.2.
Основные показатели
и критерии качества
жизни
Существуют интегральный и частный подходы к познанию качества жизни. Интегральный подход предполагает поведение двух типов оценок: объективные (на основе официальных статистических данных, без привлечения обобщающей информации, основанной на разного рода опросах общественного мнения и т. п.) и субъективный (на основе мнения населения).
И.
В. Бестужев – Лада ориентирует категорию
«качество жизни» на такую оценку
степени удовлетворения материальных
потребностей, которая не поддаётся
прямому количественному
Здоровье населения, как правило, может явиться одним из основных критериев результативного функционирования экономики, ибо роль его усиливается в связи с:
2)
Возрастанием прямых и
3)Необходимостью
количественного измерения
Д. Принцип применяет систему индикаторов качества жизни, основанную на использовании ряда статистических оценок, характеризующих уровень занятости, состояния здоровья населения, уровень преступности т. д. При этом автор указывает на то, что многие составные элементы качества жизни количественно не измеряемые (например, удовлетворённость).
К
числу подобных «не измеряемых элементов»
другие авторы относят так же
индивидуальные привязанности и
предпочтения, удовлетворённость человека
в своей способности
Проанализировав имеющиеся подходы к познанию сущности понятия « качество жизни» населения, авторы пришли к выводу, что целостную картину качества жизни можно создать на основе объединения в целое двух групп критериев.
Первую группу составляют оценки, основанные на статистической информации. С определённой долей условности эти критерии можно назвать объективными.
Вторая группа полностью состоит из оценок, основанных на социологических опросах населения, при которых респондентов просят высказать своё отношение к тем или иным сторонам их жизни, поэтому достаточно обоснованным представляется их отнесение к субъективным.
Вообще, необходимо осторожно подходить к измерению качества жизни по субъективным показателям. Основная причина такого подхода заключается в том, как верно полагают М. Адамиц и К. Порналк, что к условиям, придающим суждениям людей достаточную правдоподобность, относятся свобода и возможность избежать мистификаций. Следовательно, чтобы избежать мистифицированного представления об окружающей действительности можно, в обществе, достижением определенного уровня развития. Данный уровень предполагает наличие ряда условий, среди которых можно назвать следующие:
Современная Российская действительность пока не удовлетворяет ни одному из перечисленных условий. Поэтому при исследовании качества жизни населения нашей страны на современном этапе должен превалировать подход, который с определенной долей условности можно назвать объективным. Критерии и оценки качества жизни должны базироваться на системе показателей, объективно отражающих социально – экономическую ситуацию.
Исследование качества жизни населения предполагает дополнение критериальных оценок системой научного обоснования и планомерного, организованного наблюдения. Сбора и анализа данных.
Разно
плановость понятия «качество» жизни
обусловлена многообразием
1.Здоровье
- Возможность вести здоровый образ жизни на всех ступенях жизненного цикла;
- Влияние нарушения здоровья на отдельных лиц;
2. Индивидуальное развитие путём обучения
- Усвоение детьми основных знаний и навыков, а так же ценностей, необходимых для их индивидуального развития и успешной деятельности как члена общества;
- Возможность продолжения самообразования и умение использовать эти умения;
- Использование и развитие индивидуумами своих знаний, навыков и мобильности, требующихся для реализации их экономического потенциала и при желании дающих возможность для их интеграции с экономическим процессом;
- Сохранение и развитие культурного развития индивидуумом для того, чтобы внести свой вклад в благополучие членов различных социальных групп;
3. Занятость и качество трудовой жизни
- Наличие выгодной работы для тех, кто стремится её получить;
- Характер трудовой деятельности;
- Удовлетворенность индивидуума своей трудовой жизнью
4. Время и досуг
- Возможность выбора своего времяпрепровождения
5. Возможность приобретения товаров и пользования услугами
- Личная возможность приобретения товаров и пользования услугами;
- Количество людей, испытывающих материальные лишения;
- Степень равенства в распределении товаров и услуг;
- Качество, возможности выбора и доступность товаров и услуг, производимых в частном и общественных секторах;
- Защита индивидуумов и их семей при возникновении экономических трудностей;
6. Личная безопасность и правовые органы
- Насилие, преследование, и беспокойства, причиненные индивидууму;
- Справедливость и гуманность правовых органов;
- Степень доверия, оказываемого индивидуумом правовым органам;
7. Социальные возможности и социальная активность.
Степень возможного участия в общественной жизни, в тех или иных общественных институтах и принятии решений Статистическая оценка уровня жизни населения предусматривает использование системы показателей, способных измерить уровень и степень удовлетворения потребностей людей в материальных благах (продуктах питания, одежде, обуви, предметах культуры и быта, в жилье), бытовых услугах в широком понимании (в том числе в услугах транспорта, связи, служб быта, а так же в медицинских услугах) и культурных услугах ( в том числе предоставляемых учреждениями культуры, искус.
1. Синтетические стоимостные показатели (ВНП, фонд потребления, совокупные доходы населения и т.д.)
2. Натуральные показатели, измеряющие объём потребления конкретных материальных благ (обеспеченность личным имуществом, потребление продуктов питания, число перевезенных пассажиров и т.д.)
3. Показатели, демонстрирующие пропорции и структуру распределения благосостояния (распределение населения по доходным группам, показатели концентраций и дифференциации доходов потребления и т. д.).
Важнейшими
элементами жизни являются жильё, социально
– бытовое обслуживание, характеризуемые
при помощи следующих основных показателей:
средняя обеспеченность жильем в расчете
на одного жителя, степень обеспеченности
жилищного фонда современными удобствами,
структура жилищного фонда по формам собственности
(государственная, муниципальная, кооперативная,
частная), отпуск воды коммунальным водопроводом
населению на коммунально – бытовые
нужды в расчете на одного жителя, число
пассажиро – километров общественного
транспорта на одного жителя. Сюда же следует
отнести и основные показатели развития
образования, здравоохранения, культуры,
отдыха.
1.3.
Индекс развития
человеческого потенциала
– универсальный показатель
качества жизни
Понимание качества жизни как уровня развития и степени удовлетворения всего комплекса потребностей и интересов людей позволяет рассматривать качество жизни как функцию и результат жизнедеятельности социального субъекта, который определяется реализуемым потенциалом человека в существующих условиях. Отсюда измерение этого потенциала является одновременно и оценкой качества жизни, общепризнанной методикой измерения которого в настоящее время является методика, разработанная специалистами ООН.
В основе отбора показателей, составляющих индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), находится определение базовых возможностей, которыми люди должны располагать для участия в жизни общества: возможность продолжительной и здоровой жизни, возможность и способность иметь знание и доступ к ресурсам, необходимым для достойного уровня и качества жизни.
Концепция
ООН основывается на том, что человеку
не нужен бесконечно высокий доход
для обеспечения
ИРЧП состоит из трех компонентов: ожидаемой продолжительности жизни при рождении, уровня образования и уровня дохода, измеряемого ООН по величине валового продукта на душу населения.
Каждый
из этих трех компонентов представляет
собой результат множества