Оценка и анализ качества жизни населения муниципального образования (на примере Троицкого муниципального района)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 09:09, дипломная работа

Описание

Цель работы: на основе показателей качества жизни разработать меры по возможному улучшению ситуации в Троицком муниципальном районе.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие, основные показатели и критерии качества жизни
- выявить универсальный показатель качества жизни
- рассмотреть качество жизни в Уральском федеральном округе
- провести оценку показателей качества жизни в Троицком муниципальном ра

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4
1. Теоретические основы анализа качества жизни……………………………..6
1.1. Качество жизни социально-экономическое понятие…………….........6
1.2. Основные показатели и критерии качества жизни…………………...18
1.3. Индекс развития человеческого потенциала – универсальный показатель качества жизни……………………………………………………...24
2. Механизмы оценки качества жизни в Российской Федерации……………30
2.1. Оценка качества жизни населения муниципального образования.30
2.2.Показатели качества жизни в Уральском федеральном округе…...34
2.3. Оценка показателей качества жизни в Троицком муниципальном районе…………………………………………………………………………….47
3. Возможные пути улучшения качества жизни в Троицком муниципальном районе…………………………………………………………………………….60
3.1. Стратегические направления улучшения качества жизни населения Троицкого муниципального района……………………………………………60
3.2. Роль мониторинга социального самочувствия жителей муниципального образования при формировании стратегии………………..69
3.3. Меры и мероприятия стратегии улучшения качества жизни в Троицком муниципальном районе…………………………………………….74
Заключение………………………………………………………………………86
Библиографический список….…………………………………………………89
Приложения………………………………………………………………….......94

Работа состоит из  1 файл

Качество жизни 2010.doc

— 422.50 Кб (Скачать документ)

    - укреплять базу и кадровый  потенциал здравоохранения, оптимизировать структуру, провести реформу первичной медико-санитарной помощи, усилить амбулаторное звено, сформировать систему мер по повышению рождаемости;

    - обеспечить нуждающимся слоям  населения доступность эффективных  медикаментозных препаратов  по льготным ценам, для чего разработать механизм компенсации затрат через страховые организации или фонды для этих целей;

    - разработать программы оснащения  диагностическим и лечебным оборудованием  первичного звена здравоохранения;  укрепить материально-техническую базу организации здравоохранения;

    - восстановить систему медицинских  профилактических осмотров населения;

    - повысить эффективность профилактических мероприятий по предотвращению заболеваемости населения, в первую очередь инфекционными болезнями;

    - усилить пропаганду здорового образа жизни, семейных ценностей, культуры сексуальных отношений, повысить осведомленность молодежи в вопросах охраны здоровья, планирования семьи, воспитания детей;

    - разработать комплекс эффективных  мер по обеспечению экологической безопасности.

    - вовлекать население  в систематические  занятия физкультурой и спортом;

    - обеспечить в каждом пункте района дом населенном простейшие спортивные сооружения;

    - разработать меры по поддержке  рождаемости женщинами наиболее  благоприятного для деторождения возраста;

    - усилить информированность населения  о демографических  процессах,  формирование у него новых стандартов демографического поведения;

    - компенсировать транспортные расходы  малоимущим беременным женщинам, направляемым на консультацию или лечение в специализированные учреждения в пределах РФ;

    - оказывать помощь и поддержку закреплению мигрантов в районе.

    Обеспечение высокого качества образования и  уровня развития науки и культуры предполагает внедрение новых форм непрерывной учебы  для всех слоев населения, информатизацию учебных заведений,  включение населения, прежде всего молодежи в отечественное и мировое информационное пространство; повышение статуса работника образования, науки  и культуры. Для этого признано  целесообразным:

    В сфере образования:

  • добиваться получения полного среднего образования всеми детьми и подростками района;
  • постоянно повышать качество образовательных услуг и уровня образованности населения;
  • обеспечивать реальную доступность и бесплатность общего образования;
  • укреплять  и развивать материально-техническую базу учреждений образования;
  • обеспечивать благоприятные социально-экономические условия деятельности преподавательских коллективов общеобразовательных и других учебных заведений системы  образования;
  • оптимизировать  структуру специальностей в профессиональных учебных заведениях с учетом перспективных потребностях в кадрах на основе научно обоснованного прогнозирования социально-экономического развития района;

    В сфере культуры:

    - совершенствовать правовые, организационные и экономические условия  работы и развития сети театров, библиотек, музеев, клубов, кинотеатров, культурно-досуговых учреждений всех форм собственности;

    - обеспечить развитие  технического  оснащения и модернизацию  библиотек  и музеев;

    - оптимизировать их количество и структуру, открыть новые выставочные залы;

    - разработать и ввести в программы  государственных дошкольных учреждений,  общеобразовательных школ, средних  и высших учебных заведений  компонентов культурного образования и эстетического воспитания;

    - осуществлять строительство объектов  культурно - досугового назначения.

    Забота о новых поколениях включает в себя меры по поддержке семьи, детей, подростков и, молодежи на основе обеспечения их конституционных прав в области, образования, охраны здоровья, труда, культуры и жилища, такие как:

    - содействие созданию благоприятных  социальных, материальных и морально-психологических   условий для формирования семьи,  повышению рождаемости и улучшения условий воспитания детей, охраны материнства, отцовства и детства;

    - повышение устойчивости семьи,  престижа семейного образа жизни;

    - обеспечение экспертизы последствий  решений, принимаемых органами  власти в социально-экономической сфере, с точки зрения интересов  семьи;

    - содействие всем формам предпринимательской деятельности семей, в том числе созданию семейных предприятий;

    - изыскивать финансовые возможности  для повышения размера пособий   женщинам, вставшим на медицинский учет в ранние сроки беременности;

    - обеспечивать финансирование строительства объектов спортивно-оздоровительного назначения, с использованием местных курортных факторов;

    - обеспечивать финансирование летнего  оздоровления и отдыха детей  и подростков, прежде всего из числа малообеспеченных семей.

    Подготовка  молодежи к самостоятельной жизни направлена на:

    - социализацию подростков, юношей  и девушек к рыночным отношениям  через формирование у них ответственности  за собственное благополучие  и благополучие города на основе  их эффективной экономической  деятельности, освоения социальных  навыков и практических умений в области экономики и социальных отношений;

    - противодействие негативным социальным  процессам, таким как распространение  алкоголизма, наркомании и преступности  в молодежной среде; вытеснение  асоциального поведения, борьба с беспризорностью;

    - обеспечение социальной мобильности   молодежи путем поддержки наиболее  талантливых и активных молодых людей, независимо от их социального происхождения, освоения ими возможностей смены социальных и экономических ролей;

    - поддержку вхождения молодых поколений в глобализированный мир и открытое информационное сообщество  путем  содействия им в овладении информатикой, иностранными языками, культурой общения;

    - совершенствование трудоустройства  молодежи, вовлечения юношей и  девушек, в том числе выпускников профессиональных учебных заведений, в социально-значимые сектора экономики и в сферу услуг;

    Меры  по обеспечению социальной безопасности ориентированы на сокращение безработицы, обуздание преступности, преодоление бедности и малообеспеченности.

    В сфере занятости предполагается:

    - добиваться полной занятости  населения, т.е. создания  условий  для  обеспечения работой каждого  нуждающегося в ней жителя  города;

    - разработать и реализовать городскую  программу содействия занятости  населения, создания и поддержания рабочих мест, в том числе вводимых за счет средств городского бюджета;

    - разработать специальные программы,  направленные на создание условий,  способствующих трудоустройству особо нуждающихся в социальной защите граждан, в том числе по профессиональной реабилитации и обеспечения занятости инвалидов;

    - разработать концепцию трудовой  миграции на основе квотирования  рабочих мест с учетом нуждаемости  предприятий и организаций в  работниках конкретных профессий  и специальностей;

    - развивать способности и повышать качество и конкурентоспособность рабочей силы;

    - обеспечить эффективное  перераспределение трудовых ресурсов  в условиях. высвобождающейся рабочей силы  в соответствии со структурными сдвигами в экономике,  ориентированное на высокоэффективные производства;

    -    поддерживать новые перспективные  формы самозанятости;

    - не допускать массовых высвобождений  работников, используя применение  неполной занятости с одновременным переобучением работников предприятий и организаций;

    - развивать общественные работы;

    - обеспечить надежную экономическую  и социальную защиту безработных.

    Базовой стратегией снижения уровня бедности являются:

    - рост заработной платы, занятости,  снижение неравенства в распределении  доходов и адресная социальная помощь, создание условий, позволяющих работающему населению зарабатывать достаточно для того, чтобы его семья не пребывала в бедности;

    - создание эффективной системы   поддержки социально уязвимых  групп населения;

    - сдерживание дискриминации бедных  при доступе к бесплатным или  дотируемым социальным услугам;

    Механизм  адресной социальной помощи включает в себя:

    - предоставление помощи не категориям, а отдельным гражданам или  семьям;

    - основанием для предоставления  помощи является наличие среднедушевого  дохода ниже черты прожиточного минимума;

    - ответственность получателя социальной  помощи за достоверность представленных  документов и сведений;

    -     наличие системы выявления и учета малоимущих граждан;

    - проведение проверок нуждаемости,  обследований состояния малоимущих  семей и одиноких граждан.

    Эффективность оказания адресной социальной помощи во многом определяется решением проблемы соответствия расходных полномочий и доходной базы муниципальных бюджетов

    Обеспечение процедуры экспертизы социальных последствий  социальных реформ. Если реформы, в т.ч. реформы в сфере ЖКХ, медицины, образования, приводят к ухудшению положения уязвимых слоев населения, они не должны приниматься без возможностей компенсации.

    Либерализация отношений найма и увольнения работников должна сопровождаться изменением концепции социальной поддержки безработных и повышением качества надзора за исполнением трудового законодательства работодателями.

    Рост  заработной платы всех категорий  работников бюджетной сферы до величины минимального потребительского бюджета, в том числе и за счет расширения институциональных возможностей учреждений бюджетной сферы по привлечению дополнительных ресурсов, направляемых на оплату труда, прежде всего, в сфере образования, здравоохранения, науки и культуры. Сокращение числа учреждений, финансируемых за счет бюджетных средств. В первую очередь тех, на услуги которых уже сформировался определенный спрос на рынке платных услуг, например, учреждений санаторно-курортного обслуживания.

    Повышение эффективности социального страхования  и пенсионного обеспечения путем введения новых необходимых видов обязательного социального страхования и развитие негосударственного социального страхования, в частности, страхование образования, позволяющее обеспечить оплату учебы, проезда до места учебы и обратно, получение стипендии в течение времени обучения; военнослужащих  во время прохождения срочной службы;

    Обеспечение своевременности и полноты расчетов по пенсиям и осуществление их периодической индексации с учетом роста   потребительских  цен;

    Привлечение к финансированию пенсионной системы средств  самозанятого  населения;

    Основными мерами при повышении эффективности  системы социальных выплат могут  быть: формирование единых принципов  и критериев их предоставления по категориям нуждающихся, замена льгот денежными компенсациями, создание реальные возможности по их обеспечению.

Информация о работе Оценка и анализ качества жизни населения муниципального образования (на примере Троицкого муниципального района)