Оценка и анализ качества жизни населения муниципального образования (на примере Троицкого муниципального района)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 09:09, дипломная работа

Описание

Цель работы: на основе показателей качества жизни разработать меры по возможному улучшению ситуации в Троицком муниципальном районе.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие, основные показатели и критерии качества жизни
- выявить универсальный показатель качества жизни
- рассмотреть качество жизни в Уральском федеральном округе
- провести оценку показателей качества жизни в Троицком муниципальном ра

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4
1. Теоретические основы анализа качества жизни……………………………..6
1.1. Качество жизни социально-экономическое понятие…………….........6
1.2. Основные показатели и критерии качества жизни…………………...18
1.3. Индекс развития человеческого потенциала – универсальный показатель качества жизни……………………………………………………...24
2. Механизмы оценки качества жизни в Российской Федерации……………30
2.1. Оценка качества жизни населения муниципального образования.30
2.2.Показатели качества жизни в Уральском федеральном округе…...34
2.3. Оценка показателей качества жизни в Троицком муниципальном районе…………………………………………………………………………….47
3. Возможные пути улучшения качества жизни в Троицком муниципальном районе…………………………………………………………………………….60
3.1. Стратегические направления улучшения качества жизни населения Троицкого муниципального района……………………………………………60
3.2. Роль мониторинга социального самочувствия жителей муниципального образования при формировании стратегии………………..69
3.3. Меры и мероприятия стратегии улучшения качества жизни в Троицком муниципальном районе…………………………………………….74
Заключение………………………………………………………………………86
Библиографический список….…………………………………………………89
Приложения………………………………………………………………….......94

Работа состоит из  1 файл

Качество жизни 2010.doc

— 422.50 Кб (Скачать документ)

    Совершенствование системы социальных гарантий и компенсаций  заключается:

    - в выработке  минимальных стандартов  и критериев установления  компенсационных  выплат;

    - в ужесточении ответственности руководителей предприятий и организаций за нарушение социальных гарантий и трудового законодательства,  связанного с режимом труда и отдыха работников, а также с условиями труда;

    - в стимулировании работодателей   устанавливать гарантии и компенсации,  не требующие дополнительного государственного финансирования  и направленные на осуществление адресной социальной поддержки семей наемных работников.

    К решению проблемы малообеспеченности предполагается привлечь финансово-кредитные учреждения  путем:

    - использования дифференцированной шкалы процентных ставок, учитывающей разный уровень денежных доходов граждан при различных видах кредитования населения;

    - предоставления долгосрочных льготных  кредитов и субсидий на индивидуальное  жилищное строительство и другие  социально значимые цели;

    - льготного кредитования вкладчиков.

    Социальная  защита и социальное обслуживание нуждающихся  слоев населения включает в себя:

    - проведение разъяснительной работы  среди населения о порядке  и механизмах получения социальной  помощи;

    - создание информационной базы  данных  для персонифицированного  учета предоставляемой помощи;

    - обеспечение гарантий, предусмотренных  Законом РФ “О ветеранах”;

    - предоставление наряду с денежными  натуральных видов помощи - обеспечение  товарами первой необходимости по сниженным ценам (на основе талонной системы, в других формах);

    - привлечение средств спонсоров,  благотворительных пожертвований.

    Развитие  стационарных учреждений, наиболее экономичных  и приближенных к реальным нуждам людей: в центрах социально-бытового обслуживания, социально-реабилитационных центрах, специализированных отделениях социальной помощи на дому, домах ночного пребывания; и т.п. включает:

  • повышение эффективности работы стационарных учреждений по социальному обслуживанию пожилых и одиноких граждан.
  • обслуживание престарелых, но имеющих трудоспособных родственников, предполагается производить на платной основе.
  • обеспечение инвалидов техническими и специальными автотранспортными средствами передвижения;
  • создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов и улучшение условий их труда.36
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

    Важнейшим результатом  социальной трансформации  России стало  качественное изменение  статуса и условий развития городов, заключающееся в их  превращении  в субъект гражданского общества с соответствующим расширением их прав и обязанностей. Коренным  образом  изменились и финансовые отношений городов и государства, повысилась их финансовая независимость; появились новые закономерности формирования и трансформации производственных и непроизводственных структур, сформировался и развивается институт  частной собственности. Эти фундаментальные изменения, с одной стороны, позволяют более успешно накапливать социально-экономический потенциал города и направлять его на повышение качества жизни населения, с другой - усиливают  противоречие между интересами города и частных собственников, включая отдельных граждан. Все это выдвигает на первый план умение органов власти города и области согласовывать интересы людей, социальных и территориальных сообществ, населения в целом для достижения главной цели своей деятельности – повышения качества жизни людей.

    Такое согласование интересов осложнено  в стране рядом объективных обстоятельств. В течение длительного времени федеральная власть практически не уделяла внимание проблемам местного самоуправления, что  непосредственно сказалось на уровне и качестве жизни населения в российских городах и селах. В результате муниципальная власть функционирует в условиях низкого качества законодательной базы местного самоуправления,  нечеткости в разграничении полномочий местной  и  региональной властей, отсутствия законодательного определения самой структуры местного самоуправления.

    По  нашему мнению, главным и единственно возможным путем улучшения качества жизни является стратегия улучшения качества жизни Троицкого муниципального района.  

    Однако  само признание необходимости административной реформы в Российской Федерации  дает управленцам, заинтересованным в  инновациях, реальный шанс реализовать  новую модель управления муниципальным образованием как жизненной средой с активным привлечением населения за счет развития институтов гражданского общества.

    Предлагаемая  технология «Публичный мониторинг социального  самочувствия» является составляющей инновационного проекта управления, основу которого составляет отказ от структурной институционализации форм привлечения активной части населения к процессу управления муниципальным образованием, т.е. от внедрения новых структурно-организационных моделей, требующих серьезных финансовых и материально-технических затрат.

    В основу предлагаемой технологии публичного социального мониторинга положен  один из главных индикаторов адаптации  населения к новым социально-политическим и социально-экономическим реалиям  – «социальное самочувствие».

    В связи с отсутствием разработанных  и апробированных методик повышения  качества жизни людей, исходной теоретической базой для разработки Стратегии были использованы теоретические и методологические подходы к  решению проблем устойчивого социального развития, такие как:

    - Органическая взаимосвязь политических, экономических и социальных факторов  в социальном развитии,

    - Решающая роль человеческого  капитала в  экономическом  развитии и росте, 

    - Прогрессирующее влияние на общественное  развитие информационной революции

    Социальное  развитие лишь тогда имеет положительную  динамику, когда расширяется личная свобода каждого, в том числе и в экономической области, что возможно лишь при эффективной поддержке малого и среднего бизнеса, антимонопольных мерах, защите прав потребителей, развитии рынка жилья.

    Исходя  из этих общих положений, основные принципы, используемые при разработке Стратегии, можно было бы изложить  в следующем виде:

    - повышение качества жизни должно  рассматриваться как цель, а не  как средство для достижения других целей;

    - устойчивое повышение качества  жизни  означает, что качество  жизни каждого последующего  поколения  выше, чем у предыдущего;

    - рост благосостояния должен  быть  результатом и одновременно стимулом  экономической активности и предпринимательской инициативы населения;

    - во взаимосвязи между экономическим  производством и социальным воспроизводством  не должно отдаваться предпочтение первому над вторым;

    - увеличение численности среднего  класса должно сопровождаться  сокращением  бедности;

    Приоритетной  должна быть не столько политика использования  возможностей  для социального  обеспечения или благотворительной  деятельности, сколько политика создания возможностей для устранения  факторов, порождающих бедность37.

    Разрабатываемая стратегия повышения качества жизни населения включает следующие направления: работа и заработок, здоровье и качество медицины, среда обитания и безопасность, образование и развитие, духовность и культура.

    В исследовании подробно прописаны меры и мероприятия этой стратегии. Применение этой стратегии позволит более эффективно использовать средства бюджетов всех уровней направленных на улучшение качества жизни конкретного муниципального образования.  
 

    Библиографический список

    Нормативно-правовые источники

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 //«Консультант+»
  2. ФЗ РФ от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»//«Консультант+»
  3. ФЗ РФ от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»//«Консультант+»
  4. ФЗ РФ от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»//«Консультант+»
  5. ФЗ РФ от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»//«Консультант+»
  6. ФЗ РФ от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»//«Консультант+»
  7. Постановление Правительства Челябинской области от 19 октября 2006 г. N 236-п «О прогнозе социально-экономического развития Челябинской области на 2007 год»//

    Литература

  1. Белова Т. Н. О выборе формы средней для оценки уровня жизни населения // Вопросы статистики.  2006. №2.
  2. Бобков В. Н. Аналитический доклад по результатам мониторинга за период апрель-июнь 2005 года // Мониторинг доходов и уровня жизни населения.  2005. III кв. (июль-сентябрь).
  3. Бобков В. Управление качеством жизни населения // Проблемы теории и практики управления. 2005.  №3.
  4. Бобков В. Уровень социального неравенства // Экономист.  2006. №3.
  5. Буздалов И. Н. О социально-экономической природе бедности // Россия и современный мир. 2005. № 2.
  6. Бычкова С. Г. Ах, зачем я на свет появился?. Проблемы исследования уровня жизни населения Российской Федерации и задачи социальной политики в области его повышения // Российское предпринимательство.  2006.  №3.
  7. Бычкова С. Г. Системный подход к статистической оценке различий регионов по уровню жизни // Вопросы статистики.  2005.  N 12.
  8. Волгин Н. Социальные факторы экономического роста: гармонизация интересов работников и работодателей достижима // Человек и труд. 2005. №2.
  9. Жохов А.Н., Ренкас Н.Н. Актуальные вопросы прогнозирования качества жизни // Экономический вестник ИЭиУ НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2002. № 8
  10. Зараковский Г. Система компьютерной поддержки принятия решений по критериям качества жизни // Стандарты и качество. 2005.  N 3.
  11. Иванова Н. Что такое качество жизни? // Социальное обеспечение. 2005. №23.
  12. Ильичев Г. 20% россиян уже относятся к среднему классу // Директор-дайджест. 2006. №2.
  13. Исакин М. А. Построение интегральных индикаторов качества жизни населения региона // Регион: экономика и социология. 2005. №1.
  14. Каримов А. М. Условие повышения качества жизни // Жилищное и коммунальное хозяйство. 2006. №1.
  15. Качество жизни пожилых людей // Социальное обеспечение. 2006. №7.
  16. Концепция социального государства Российской Федерации. М., 2004.
  17. Королев О. Повышать уровень жизни сельчан // Экономика сельского хозяйства России. 2005. №8.
  18. Косинский П. Качеством жизни нужно управлять // Стандарты и качество. 2005. №6.
  19. Кремлев Н. Д. Народосбережение как основа стратегии развития региона: (вопросы статистического учета качества жизни населения) // Вопросы статистики. 2005. №6.
  20. Кулешов В. В. Экономика России и Сибири: "стартовые площадки" и "точка роста" // ЭКО: Экономика и организация промышленного производства. 2006. №3.
  21. Львов Д. Почему россияне живут худо // Директор-дайджест. 2005. №5.
  22. Маклярский Б. М. Война с бедностью: американский опыт и российская практика // Россия и современный мир. 2005. №2.
  23. Прудон П. Бедность как экономический принцип // Муниципальная экономика. 2006. №2.
  24. Родионова Н. Модель этичного "экономического человека" // Человек и труд. 2006. №1
  25. Родионова Н. Почему большинство россиян мало зарабатывает?// Человек и труд. 2005. №10;№11;№12.
  26. Роик В. Утверждена новая потребительская корзина: насколько улучшится жизнь россиян? // Человек и труд. 2006. №2.
  27. Санталова М. Классификация регионов на основе системы индикаторов // Человек и труд. 2006. №2.
  28. Сафонова Е. В. Фактор экономики знаний в социально-экономическом развитии и качестве жизни населения // Экономика и математические методы. 2005. №4.
  29. Светлаков А. Г. Уровень жизни сельского населения: проблемы и перспективы  // Аграрный вестник Урала. 2005. №6.
  30. Сергиенко А. М. Положение и поведение сельских бедных на рынке труда // Регион: экономика и социология. 2005.№ 4.
  31. Соболевская А. А. Основные пути борьбы с бедностью // Трудовое право. 2005. №10.
  32. Социальное положение и уровень жизни населения России, 2005 М., 2005.
  33. Сперанский А. Бедность как диагноз // Социальная защита. 2006. №4.
  34. Степашин С. Благоприятная природная среда неотделима в наше время от такого понятия, как высокое качество жизни // Экос-информ. 2005. № 11.
  35. Тапилина В. С. Качество жизни населения и потребление алкоголя в современной России // ЭКО: Экономика и организация промышленного производства. 2005. №9.
  36. Тихомиров Ю.А. Государственное управление. Модели и реальность // Право и экономика. 2006. №4.
  37. Уровень жизни населения: (по данным Федеральной службы государственной статистики) // Проблемы местного самоуправления. 2006. №1.
  38. Уровень жизни населения регионов России. 2005. N 1.
  39. Шевяков А. Социальное неравенство, бедность и экономический рост // Общество и экономика. 2005. №3.
  40. Шишков Ю. Уровень бедности в современном мире: методологические споры // Мировая экономика и международные отношения. 2006. №1.
  41. Шкаратан О. И. Анализ социально-экономического неравенства россиян // Общественные науки и современность. 2005. №5.
 
 
 
 
 

    Аннотация

    Тема  дипломного проекта: Оценка и анализ качества жизни населения муниципального образования (на примере Троицкого муниципального района)

    Объект  исследования: показатели качества жизни  Троицкого муниципального района.

    Предмет исследования: принципы улучшения качества жизни Троицкого муниципального района

    Используемые  методы исследования: общенаучные и  конкретно-предметные методы изучения.

    Полученные  практические результаты: на основе показателей  качества жизни разработаны меры по возможному улучшению ситуации в  Троицком муниципальном районе.

    Области возможного использования полученных результатов: Применение этой стратегии позволит более эффективно использовать средства бюджетов всех уровней направленных на улучшение качества жизни конкретного муниципального образования.

    Объём дипломного проекта: 94 

    Количество  использованных источников:  47 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Приложения 
 
 
 
 
 

Информация о работе Оценка и анализ качества жизни населения муниципального образования (на примере Троицкого муниципального района)