Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 17:52, курсовая работа
В условиях замедления экономического роста и уменьшения спроса на товары и услуги все более активной становится конкурентная борьба на рынке. Укрепление игроков приводит к увеличению их возможностей для воздействия на рынок.
В последние годы государство уделяет повышенное внимание проблемам, связанным с состоянием конкуренции, а также пресечению нарушений антимонопольного законодательства. Обновлено антимонопольное законодательство, значительно ужесточены санкции за его нарушение.
Введение 3
1. Сущность олигополии 5
Характерные черты олигополии
5
1.2 Формы поведения фирм олигополистических структур
13
1.3 Последствия олигополизации рынка 18
2. Модели олигополии 20
2.1 Модели некооперированного поведения 20
2.2 Модель Курно 21
2.2 Модели Штакельберга (Стэкельберга) и Бертрана(модель сознательного соперничества) 24
2.3 Модель Эджуорта 26
3. Олигополия на рынке сотовой связи 28
3.1. Характеристика рынка мобильной связи в России 28
3.2 Стратегия ( модель поведения олигополистов) 30
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Приложение
Компании группы «ВымпелКом» предоставляют услуги под брендом «Билайн». Начиная с 2005 года «Билайн» является неизменным лидером в рейтинге самых дорогих российских брендов по версии международной организации Interbrand Group/BusinessWeek.
Компания
МТС была образована, как закрытое
акционерное общество, в октябре
1993 года такими компаниями, как ОАО
«Московская городская
«TELE2 Россия» представляет европейский телекоммуникационный холдинг, который в настоящее время работает в 10 странах и обслуживает более 26 миллионов абонентов. В последнее время TELE2 является наиболее активным и быстроразвивающимся сотовым оператором в России.
Далее
для оценки характера рынка сотовой связи
России будем использовать индекс Херфиндаля-Хиршмана
(HHI) ввиду немногочисленности крупных
операторов, оказывающих услуги мобильной
связи. Более 80% рынка контролируют
три компании, которых часто называют
«больщой тройкой». Это ОАО «Мобильные
ТелеСистемы» (34,5 проц.), ОАО «Билайн»(25,1
проц.) и ОАО «Мегафон»(23 проц).
Таблица 3.1
Индекс (i) | Оператор связи | Абонентов, чел. | Доля рынка, % |
1 | ОАО « МТС» | 61 882 046 | 34,5 |
2 | ОАО «Билайн» | 45 092 756 | 25,1 |
3 | ОАО «МегаФон» | 41 357 524 | 23 |
Другие | 28 818 887 | 17,4 |
Количество абонентов и доли рынка операторов сотовой связи РФ (III квартал 2010 г.)
Аналогичная ситуация складывалась на рынках и в предыдущие периоды. Вычислим HHI для рынков сотовой связи РФ в целом по формуле: i
HHI
=
где
Si – доля i-го оператора в общем объёме
услуг рынка сотовой связи, n
– количество операторов. Для РФ HHI
= 2 625, что говорит об очень высокой степени
концентрации рынков. Таким образом, рынок
имеет олигополистический характер5.
На первом этапе рассмотрим модель формирования цены рынка. Предлагается сформировать комплексную модель олигополистического рынка сотовой связи на основе «приведенной рыночной цены» p0, которая вычисляется по следующей формуле:
где – цена единицы услуги (минуты) i-го оператора за k-й ид услуг связи, Qik – общий объем трафика i-го оператора k-го вида услуг связи, причем
Qik= qik*Vik,
где qik – средний объём трафика на одного абонента i-го оператора k-го вида услуг связи, Vik – количество абонентов i-го оператора, использующие k-й вид услуги связи, K – общее количество видов услуг связи.
В качестве видов услуг связи рассмотрим услуги, приведённые в Приложении 2, где индексы операторов соответствуют табл. 1. Виды услуг связи выбраны таким образом, чтобы максимально точно отразить реальную ситуацию, которая сложилась на данном рынке.
Предлагается линейная модель рынка:
Р0=
где a и b, a>0, b>0.
На втором этапе формируются модели издержек операторов, имеющие также линейный вид (рис. 3.2), причем издержки i-го оператора состоят из Cv – переменных издержек и CF – постоянных издержек.
Ci=c*Qi+d, c>0, d>0,
Где Ci – издержки i-го оператора, с – величина предельных издержек оператора, d – сумма постоянных издержек.
Функция Пi прибыли i-го оператора имеет вид:
Таким образом, сформулирована модель поведения операторов на рынке, позволяющая судить о том, каким образом размер трафика влияет на суммарную прибыль операторов. В модели учтены различные виды услуг связи, которые участвуют в формировании рыночной цены на единицу услуг (минуты).
Применительно
к олигополистическому рынку
мобильной телефонии эти
I.
Равновесие Курно. Каждый из
олигополистов считает, что
II.
Равновесие Стэкельберга. Один или
несколько игроков
III.
Неравновесие Стэкельберга. Олигополисты
не действуют в рамках модели
Курно, т.е. все операторы
IV.Кооперативная
олигополия. Все игроки
Равновесие Курно. Найдём средний объём трафика i-го оператора Qi (i = 1, …, n, где n – общее количество игроков на рынке), суммарный объём трафика Q и прибыль от продаж Пi i-го оператора:
(3.5)
Равновесие Стэкельберга. В случае равновесия Стэкельберга среди n операторов есть m операторов, которые предполагают, что остальные n – m конкурентов действуют, исходя из гипотезы Курно, тогда объём трафика Qi каждого из этих m операторов и его прибыль Пi будут больше, чем у конкурентов и равны соответственно
, i=1,…,m. (3.6)
Средний объём трафика Qj и прибыль Пj остальных n – m конкурентов будут вычисляться по формулам
, , j=m+1, …,n.
Тогда совокупный объём трафика составит
. (3.6)
Неравновесие Стэкельберга. Все операторы делают неправильные предположения относительно поведения на рынке остальных игроков (о том, что другие действуют согласно гипотезе Курно), тогда объём трафика Qj и прибыль от продаж Пj каждого оператора составят
, , j=1, …,n. (3.7)
Совокупный трафик всех операторов Q составит в случае «неравновесия Стэкельберга»
Кооперативная олигополия. Найдём средний объём трафика i-го оператора Qi (i = 1, …, n, где n – общее количество игроков на рынке), суммарный объём трафика Q и прибыль от продаж Пi i-го оператора. В этом случае, как и в первом варианте развития рынка, Qi и Пi для операторов будут совпадать:
, , i=1, …,n, (3.9)
Наилучшим
(максимизирующим прибыль) является,
безусловно, сценарий IV (кооперативная
олигополия), но олигополисты-операторы,
являясь дочерними компаниями различных
акционеров действуют в рамках антимонопольного
законодательства. Олигополия Курно (стратегия
I) невозможна в силу тесной связи между
всеми участниками рынка, такой тип развития
рынка по прибыли от продаж занимает второе
место. Равновесие Стэкельберга (сценарий
II развития рынка) предполагает наличие
глубокой аналитической работы по изучению
конкурентов, этот вариант поведения игроков
на рынке по уровню совокупной прибыли
стоит на третьем месте. Последнее, четвертое
место занимает вариант III развития олигополистического
рынка.
Заключение
Рыночная структура, для которой характерно стратегическое взаимодействие фирм, называется олигополией. Олигополию вычленяют в отдельный тип рынка по ряду нескольких параметров. Сюда можно отнести характер продукции, немногочисленность участников и входные барьеры.
Олигополии присущи многие недостатки монополистической конкуренции, которые в ряде случаев могут проявляться сильнее. Тем не менее, существуют и положительные последствия олигополизации рынка, такие как экономия безусловно-постоянных издержек и положительное влияние на НТП.
В
зависимости от складывающейся на рынке
ситуации, действующие на олигополистическом
рынке фирмы могут избрать
различные стратегии
Рынок сотовой связи в Российской Федерации является олигополистическим, при этом более 80% рынка контролирует три оператора. Типовыми вариантами поведения олигополистов на данном рынке являются модели количественной олигополии. Это модели Курно, равновесие и неравновесие Стэкельберга и картель.
До сих пор сотовые операторы ориентировались главным образом на быстрый рост числа абонентов, поэтому уровень проникновения мобильной сети в России данный показатель достигает 123,7% (в Московской лицензионной зоне – 176%). Предложены принципы моделирования развития рынка сотовой связи России, сформированы модели рыночной цены и издержек операторов на обеспечение минуты связи. Предлагаемую модель олигополистического рынка можно рассматривать как инструмент для планирования ценовой политики в этом сегменте.
Список
использованной литературы
Информация о работе Олигополия на примере рынка сотовой связи