Организация производства и управление в практике ОАО "Пивзавод Оливария"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 12:43, контрольная работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических положений и методических подходов к повышению эффективности управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятия пивной промышленности.
Для осуществления цели необходимо реализовать следующие задачи:
- освоить теоретические основы производственно-хозяйственной деятельности предприятия;

Содержание

Введение
Глава 1. Основы организации и управления на предприятиях пивной промышленности
1.1. Теория управления на предприятиях пивной промышленности
1.2. Описание технологии и организация производства пива
1.3. Описание отрасли и её состояние в Республике Беларусь
Глава 2. Организация производства и управление в практике ОАО "Пивзавод Оливария"
2.1. Организационно-экономическая характеристика организации
2.2. Организация производства и управления на ОАО "Пивзавод Оливария"
2.3. Анализ показателей эффективности производства
Глава 3. Перспективы развития системы управления и организации производства
3.1. Совершенствование системы управления
3.2. Повышение эффективности производства
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

к.р. - Организация и управление на предприятии пивной промышленности на примере ОАО Оливария.doc

— 736.50 Кб (Скачать документ)

Разработка и анализ стратегических альтернатив.

Этот процесс по праву считается сердцевиной стратегического планирования, поскольку именно здесь принимаются решения о том, как фирма будет достигать свои цели и реализовывать корпоративную миссию. Содержание стратегии зависит от ситуации, в которой находится фирма. Тем не менее существуют некоторые общие подходы к формированию стратегии. При разработке стратегии фирма, как правило, сталкивается с тремя вопросами: какие виды деятельности прекратить, какие продолжить, в какой бизнес перейти?

В рыночной экономике существуют три направления формирования стратегии:

      достижение лидерства в области минимизации издержек производства;

      специализация в производстве определенного вида продукции (услуг);

      фиксация определенного сегмента рынка и концентрация усилий фирмы на этом сегменте.

В рамках рассмотренных направлений могут формироваться различные типы стратегий, которые будут подробно рассмотрены ниже.

Выбор стратегии.

Чтобы сделать эффективный стратегический выбор, руководители высшего уровня должны иметь четкую, разделяемую всеми концепцию развития фирмы. Поэтому стратегический выбор должен быть определенным и однозначным. На этом этапе из всех рассмотренных стратегий должна быть выбрана одна, в наибольшей степени удовлетворяющая потребностям фирмы.

ОАО «Пивзавод Оливария» самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития исходя из спроса на выполняемые работы, услуги, производимую продукцию и необходимости производственного и социального развития предприятия.

Основу планов составляют долгосрочные договоры, заключаемые с потребителями продукции и поставщиками ресурсов.

Отношения предприятия с другими предприятиями, организациями и гражданами во всех сферах хозяйственной деятельности строятся на основе договоров.

Предприятие самостоятельно определяет предмет договора, обязательства и иные условия хозяйственных отношений, не противоречащих действующему законодательству Республики Беларусь.

Предприятие самостоятельно организует материально-техническое обеспечение собственного производства, исходя из конъюнктуры рынка.

При планировании и осуществлении хозяйственной деятельности предприятие согласовывает с соответствующими местными органами власти и управления мероприятия, которые могут вызвать экологические, социальные, демографические и иные последствия, затрагивающие интересы населения и территории.

Предприятие реализует свою продукцию, отходы производства по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно или на договорной основе, а в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь - по ценам и тарифам, регулируемым государством, уполномоченным им органом.

ОАО «Пивзавод Оливария» не составляет бизнес планы на перспективу. Организация планирует маркетинговую деятельность, исследует рынок, на основании чего закладывается объем производства. Бюджет предприятия на будущий год закладывается отдельными специалистами всех отделов, затем каждый специалист сформировавший бюджет для своего структурного подразделения обосновывает его у генерального директора.

Такая система планирования достаточно новая для нашей экономики и не известны конкретные результаты её эффективности и обоснованности.

Высший орган управления ОАО «Пивзавод Оливария» – общее собрание акционеров.

Исполнительный орган – директор, который в свою очередь принимает решения текущего порядка.

Контрольный орган – ревизионная комиссия.

Чистая прибыль после уплаты налогов принадлежит обществу. Часть чистой прибыли направляется на формирование фондов общества, а остальное – на выплату дивидендов акционерам.

Общественное собрание формирует следующие фонды:

      резервный;

      накопления;

      потребления.

Но могут быть образованы и другие фонды. Порядок функционирования фондов регламентируется собранием.

Убытки, которые возникают в результате деятельности общества, покрываются за счёт резервного фонда, а в случае его недостаточности – за счёт других фондов.

Участники общества обязуются не разглашать третьим лицам конфиденциальную информацию, перечень которой регламентирует общее собрание акционеров.

Организационно-управленческая структура предприятия  может быть функциональной, линейной и смешанной.

Анализ линейной организационной структуры управления представлен на рис. 3.

Рисунок 3. Анализ линейной организационной структуры управления

 

Во главе каждого структурного подразделения находится руководитель — единоначальник, наделённый всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство своими подчинёнными. Он осуществляет все функции управления. Соответственно, вся ответственность за действия подчинённых лежит на руководителе. Например, на рисунке G ответственен за X, Y, Z.

В линейной структуре система управления организацией компонуется по производственному признаку с учётом степени концентрации производства, технологических особенностей, ассортимента выпускаемой продукции и т. п.

Функциональная организационная структура управления организацией представлена на рис. 3.

 

Рисунок 4. Функциональная организационная структура управления

 

Такое управление осуществляется некоторой совокупностью подразделений, специализированных на выполнении конкретных видов работ, необходимых для принятия решения в системе линейного управления. Выполнение отдельных функций по конкретным вопросам возлагается на специалистов. Общая задача управления организацией делится, начиная со среднего уровня по функциональному критерию. Вместо универсальных менеджеров линейной структуры появляется штат специалистов, имеющих высокую компетенцию в своей области и отвечающих за определённое направление.

ОАО «Пивзавод Оливария» имеет линейно-функциональную (смешанную) организационно-управленческую структуру.

Данный подход обеспечивает качественно новое разделение труда в процессе управления компании, при котором линейные руководители сохранили за собой право отдавать распоряжения и принимать решения при помощи функциональных руководителей.

Структура управления организацией при линейно-функциональной структуре управления сохраняет принцип единоначалия. Это объясняется тем, что линейный руководитель устанавливает очередность в решении комплекса задач, определяя тем самым главную первоочередную задачу.

Таким образом, процесс управления при линейно-функциональной структуре управления выглядит следующим образом (Приложение А).

 

 

 

2.3. Анализ показателей эффективности производства

 

Основными источниками информации для проведения  анализа финансовых результатов деятельности рассматриваемого предприятия являются документы финансовой отчетности: Бухгалтерский баланс (Приложения А-Г); Отчет о прибылях и убытках; Приложения к бухгалтерскому балансу; а также другие формы отчетности финансово-расчетных служб предприятия.

 


Таблица 2.1. Исходные для анализа финансовых результатов деятельности ОАО «Пивзавод Оливария» за  2006-2007 гг.

 

Показатели

Ед. изм.

2006

2007

Рост, %

Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг в действующих ценах

млн. р.

27079

49623

183,3

Себестоимость реализованных  товаров, продукции, работ, услуг в действующих ценах

млн. р.

19788

36878

186,4

Прибыль от реализации

млн. р.

3392

4904

144,6

Прибыль отчетная

млн. р.

1840

3117

169,4

Среднегодовая стоимость капитала

млн. р.

36789

63821

173,5

Рентабельность продукции

%

17,1

13,3

77,6

Рентабельность продаж

%

12,5

9,9

78,9

Рентабельность капитала

%

6,8

6,3

92,4


 

Предварительная оценка результатов деятельности предприятия указывает на следующие результаты. Выручка от реализации за истекший период значительно возросла (рост за 2006-2007 года составил 183,3%), что указывает на резкий рост объемов производства и реализации продукции предприятия, что позитивно сказывается на общем благосостоянии организации. Заметим также, что себестоимость продукции возросла в большей степени, чем выручка. Такая тенденция должна привести к сокращению прибыльности, рентабельности предприятия. Однако данный факт не в полной мере отражает общие финансовые результаты работы предприятия, хотя и прибыль предприятия возросла в менее существенной мере, чем выручка и себестоимость. В полной мере отражают результаты работы ОАО «Пивзавод Оливария» показатели рентабельности: рентабельность продаж, продукции, капитала. Динамика данных показателей визуально представлена на диаграмме 1

 

 

Рис. 2.1. Динамика показателей финансовых результатов работы (рентабельности) ОАО «Пивзавод Оливария»

 

Как видно из представленной диаграммы абсолютно все показатели работы предприятия имеют тенденцию к сокращению.

Сегодня ОАО «Пивзавод Оливария» - стабильное предприятие, которое уже в достаточной степени укрепило свои позиции на отечественном рынке и ее финансовое состояние можно оценить как стабильное. За 2007 г. предприятием получена прибыль в размере 3117 млн. руб. Прибыльная работа организации показывает отсутствие источника пополнения собственных средств для ведения эффективной хозяйственной деятельности. Кроме того, существуют все объективные предпосылки для спада его финансовой устойчивости.

Анализ текущего финансового положения ОАО «Пивзавод Оливария» и его платежеспособности проведен на основе данных бухгалтерской отчетности за  2006 и 2007 г (Приложения А-Г)

Проследим динамику показателей финансового состояния предприятия за период 2006-2007 гг.

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.2. Анализ финансового состояния предприятия ОАО «Пивзавод Оливария» по состоянию на 01.01.2007 г.

№ п/п

Показатели

На конец 2006

На конец 2007

Нормативное значение

1

Коэффициент текущей ликвидности

1,551

3,477

>=1.1

2

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

0,115

0,553

>=0.15

3

Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами

0,269

0,218

К3 <= 0,85

 

В качестве критериев для оценки удовлетворительности структуры бухгалтерского баланса предприятия используем следующие показатели:

- коэффициент текущей ликвидности;

- коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами.

- коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами

Полученные расчеты (таблица 2.2) выявляют удовлетворительную структуру баланса предприятия и его устойчивое положение с точки зрения его платежеспособности.

 

Рис. 2.2. Оценка финансового состояния за 2006-2007  г.

 

 

Коэффициент текущей ликвидности выше предельного значения, а  коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами лежит в пределах норматива. В то же время коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами достигает своего нормативного значения и значительно превышает его в конце 2007 года. Однако надо заметить, что коэффициент текущей ликвидности возрос значительно, то есть предприятие стало более ликвидным, а, значит, способным быстро превращать свои активы в денежные средства. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами в 2006 году не достигал нормативного значения, а к концу 2007 года значительно превысил его.

В соответствии с современными теоретическими представлениями финансовое положение предприятия может быть охарактеризовано показателями платежеспособности и прибыльности (рентабельности).

Это связано с тем, что перечисленные показатели складываются под воздействием всей совокупности экономических условий – от производственных (техническое, технологическое оснащение, качество, конкурентоспособность производимой продукции), до экономических показателей (объемы и эффективность примененных ресурсов, цены и затраты).[12, c.45]

В международной практике платежеспособность означает достаточность у предприятия ликвидных активов для погашения в любой момент всех своих краткосрочных обязательств перед кредиторами.[55]

Белорусское законодательство трактует платежеспособность с позиции интересов кредитных и страховых учреждений и под платежеспособностью понимает способность юридического или физического лица своевременно и полностью выполнить свои платежные обязательства, вытекающие из торговых, кредитных и иных операций платежного характера.[28].

Другими словами предприятие считается платежеспособным, если его текущие оборотные активы превышают внешние текущие обязательства.

Коэффициент абсолютной ликвидности (платёжеспособности) показывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть погашена немедленно.

Информация о работе Организация производства и управление в практике ОАО "Пивзавод Оливария"