Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 12:43, контрольная работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических положений и методических подходов к повышению эффективности управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятия пивной промышленности.
Для осуществления цели необходимо реализовать следующие задачи:
- освоить теоретические основы производственно-хозяйственной деятельности предприятия;
Введение
Глава 1. Основы организации и управления на предприятиях пивной промышленности
1.1. Теория управления на предприятиях пивной промышленности
1.2. Описание технологии и организация производства пива
1.3. Описание отрасли и её состояние в Республике Беларусь
Глава 2. Организация производства и управление в практике ОАО "Пивзавод Оливария"
2.1. Организационно-экономическая характеристика организации
2.2. Организация производства и управления на ОАО "Пивзавод Оливария"
2.3. Анализ показателей эффективности производства
Глава 3. Перспективы развития системы управления и организации производства
3.1. Совершенствование системы управления
3.2. Повышение эффективности производства
Заключение
Список использованных источников
Как известно, большое значение на эффективность деятельности любого предприятия, организации оказывает влияние организованная и действующая на предприятии система управления. Эффективность работы системы управления во многом зависит от того, насколько четко определены, сбалансированы и взаимосвязаны все части управляющей системы. Достигнуть этого помогают правильно разработанные положения о должностях, охватывающие не отдельные категории, а всех работников аппарата управления.
Как известно, одним из средств повышения эффективности управления на предприятии, является построение организационной структуры управления таким образом, чтобы руководство осуществлялось на должном уровне и соответствовало современным требованиям.
Под структурой управления организацией понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого. Элементами структуры являются отдельные работники службы и другие звенья аппарата управления. В рамках структуры управления протекает управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений) между участниками которого распределены задачи и функции управления, а следовательно права и ответственность за их выполнение. С этих позиций структуру управления можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение его намеченных целей. Многосторонность содержания структур управления предопределяют множественность принципов их формирования. Прежде всего, структура должна отражать цели и задачи организации, а следовательно, быть подчиненной производству и меняться вместе с происходящими в нем изменениями. Она должна отражать функциональное разделение труда и объем полномочий работников управления; последние определяются процедурами, правилами и должностными инструкциями. Структура управления должна соответствовать социально-культурной среде и при ее построении надо учитывать условия, в которых ей предстоит функционировать. Практически это означает, что попытки слепо копировать структуры управления, действующие успешно в других организациях, обречены на провал, если условия работы различны. Однако, принципиально не принимать все положительное разработанное в других организациях, тоже не приведет ни к чему хорошему.
Анализ управления ОАО «Пивзавод Оливария» показал, что в настоящее время на данном предприятии плохо сформирован и слабо функционирует отдел маркетинга. В связи с этим предлагается на данном предприятии создать современный отдел маркетинга, который управлялся бы заместителем директора по маркетингу, который в свою очередь подчинялся бы директору предприятия. В отдел маркетинга предлагается включить бюро перспективного планирования, бюро по экспорту в страны зарубежья, бюро сбыта на внутреннем рынке, бюро рекламы.
Заместитель директора предприятия по маркетингу организует и руководит деятельностью службы, занятой проведением комплекса маркетинговых мероприятий, направленных на повышение конкурентного уровня качества выпускаемой продукции; рекламирование продукции и услуг предприятия. Он участвует в принятии решений по претензиям потребителей продукции и услуг; руководит мероприятиями, направленными на сбыт выпускаемой продукции. Как видно из выше изложенного, от того насколько качественно проделана работа этим руководителем и его подчиненными во многом зависит результат деятельности всего предприятия. Заместителю директора по маркетингу и перспективному планированию подчиняются следующие подразделения: управление маркетинга в составе отдела внешних связей и отдела внутреннего маркетинга, бюро по экспорту в страны зарубежья, бюро перспективного планирования, управление сбыта.
Управление маркетинга занимается изучением рынка, а также его отдельных сегментов, тенденций развития данного рынка, разрабатывает на основе анализа спроса и предложения маркетинговую тактику и стратегию, подготавливает рекламу продукции ОАО «Пивзавод Оливария», способствуя ее продвижению на внутренний и внешний рынок.
Рис.3.1. Усовершенствованный отдел маркетинга
Рис.3.2. Разработанная функциональная структура маркетинга на предприятии ОАО «Пивзавод Оливария».
Раскроем функции некоторых подразделений отдела маркетинга.
Бюро перспективного планирования. Его основная функция заключается в разработке планов по маркетингу и в координации разнообразной деятельности на рынке различных подразделений отдела. Планы по структуре рынка, ценам и качественным характеристикам товаров разрабатываются также этим подразделением.
Другой основной функцией этого подотдела является планирование номенклатуры изделий, которая заключается в отборе и внедрении возможных товаров. Данная функция должна осуществляться совместно с производственным и инженерным отделами. Анализ и сравнение качества и функциональных характеристик изделий предприятия и изделий конкурентов должны проводиться как подразделением по планированию сбыта, так и инженерно- техническими службами. Также его функция заключается в исследовании рынка на основе специально разработанных методик исследования рынка. Эти методики могут быть разработаны либо специалистами данного предприятия, либо предприятием, специализирующемся на изучении рынка. Наиболее простым методом является метод прогнозирования спроса, который проводится с помощью устного опроса или опросных листов. А для более сложных исследований (определение привычек к известному сорту или марке товара и эффективности рекламы), привлекаются независимые фирмы по изучению рынка, которые используют сложную методику с помощью ЭВМ.
Бюро рекламы. Предприятие должно определиться, в каких рекламных средствах (газеты, журналы, рассылка по почте, телевидение и т.д.) оно будет представлять свою продукцию. Затем, совместно с каким-либо рекламным агентством разработать планы по рекламе. Практика многих предприятий показывает, что работники предприятия предлагают лишь идею рекламы, а остальные задачи обычно решаются отделом.
Бюро сбыта. Он отвечает непосредственно за продажу и связанную с ней деятельностью. В этом подразделении функции маркетинга остаются более или менее теми же. Управление каналами распределения является его наиболее важной задачей.
Закрепить предлагаемую организационную структуру можно при помощи системы положений об отделах. Они занимают промежуточное место между документами, регламентирующими деятельность организации в целом, и документами, определяющими права обязанности и ответственность отдельных работников. Разработка положений об отделах является частью общего процесса формирования структуры управления и связана с изучением и установлением информационных потоков и документооборота, а также с распределением полномочий и ответственности по подразделениям предприятия. Положение об отделе имеет важное значение для правильной организации работы и внутри отделю. Оно является документом, определяющих внутреннюю структуру отдела и разделение обязанностей между отдельными работниками данного отдела.
Бюро по экспорту в страны зарубежья отвечает непосредственно за продажу и связанную с ней деятельностью на внешнем рынке.
К числу основных путей повышения эффективности управления на предприятии относится и улучшение качественного состава управленческих работников предприятия.
3.2. Повышение эффективности производства
Подводя итоги анализа деятельности ОАО «Пивзавод Оливария», можно сделать основной вывод, заключающийся в повышении эффективности производственно-хозяйственной предприятия в 2007 году.
Одним из важнейших путей совершенствования деятельности ОАО «Пивзавод Оливария» является снижение себестоимости производства продукции.
Сокращение издержек производства может быть обеспечено путем определения и соблюдения оптимальной величины партии приобретаемых материалов, покупных полуфабрикатов: оптимальной величины партии (серии) запускаемой в производство продукции; определения политики в отношении того, производить самим или приобретать по кооперации у других фирм отдельные компоненты выпускаемой продукции.
К основным направлениям рационального использования сырьевых и топливно-энергетических ресурсов можно отнести:
более тщательную и качественную подготовку сырья к его непосредственному использованию на предприятии;
правильную организацию транспортировки и хранения сырья и топлива - недопущение потерь и снижения качества;
комплексное использование сырья;
использование отходов производства;
вторичное использование сырья.
Кроме того, источниками снижения издержек производства и реализации продукции являются:
уменьшение размеров амортизационных отчислений приходящихся на единицу продукции;
снижение расхода заработной платы на единицу продукции;
сокращение административно-управленческих расходов;
ликвидация непроизводственных потерь.
Весьма актуальным в области снижения себестоимости в ОАО «Пивзавод Оливария» является снижение фонда оплаты труда. В данном случае предприятию можно порекомендовать провести комплексную автоматизацию бухгалтерского учета, что позволит высвободить часть персонала и уменьшить фонд заработной платы.
В целях обеспечения взаимосвязи между материальной заинтересованностью работников и конечными результатами их работы в 2008 году может быть предложена работа по переводу на контрактную форму найма рабочих, прежде всего тех, которые оказывают существенное влияние на результаты хозяйственной деятельности.
В целях снижения затрат рабочего времени на производство выпускаемой продукции (трудоемкость продукции), согласно утвержденных новых технологий, в связи с использованием новых видов сырья и материалов, совершенствованием организации производства и труда регулярно пересматриваются нормы выработки на участках производства.
Разработаны и действуют утвержденные Положения о премировании всех категорий работающих за основные результаты хозяйственной деятельности: выполнение плана производства, плана прибыли, плана экспорта, плана товарооборота, отсутствие сверхнормативных простоев оборудования, плановой сметы затрат и другие.
Основным условием выплаты премии является обеспечение безубыточной хозяйственной деятельности и выполнение доведенных целевых прогнозных показателей.
В целях материальной заинтересованности и закреплении кадров разработаны и действуют Положения о выплате вознаграждения за выслугу лет, по итогам работы за год, Положение «За выполнение особо важных производственных заданий», Положение «За экономию тепловой и электрической энергии, водных ресурсов, сырья и материалов», за выпуск экспортной продукции, пользующейся спросом на внешних рынках. Работники отдела продаж и торговли переведены на сдельно-премиальную систему оплаты труда. За взыскания просроченной дебиторской задолженности работники юридического отдела переведены на специальную систему премирования.
Руководители и специалисты, имеющие высшее и специальное образование, большой опыт работы в отрасли, обладают достаточно высокой квалификацией для управления производством, его совершенствования, внедрения современных технологий, организации сбыта продукции.
Повышение квалификации осуществляется на курсах целевого назначения в учебных центрах, институтах, других организациях республики. Оценка деятельности специалистов предприятия, уровня квалификации, профессиональных знаний, творческих способностей и персональных качеств производится путем их аттестации.
Плановую меру потребления сырья и материалов устанавливают в процессе нормирования их расхода. Его основная задача – обеспечить разработку для применения в производстве и планировании технически и экономически обоснованных норм Расхода сырья и материалов по направлениям потребления.
Норма расхода – это максимально допустимое количество сырья и материалов на выпуск в определенных условиях единиц продукции (или выполнение единицы работы) установленного качества.
Нормы расхода всех видов материальных ресурсов должны разрабатываться по установленной номенклатуре продукции, видам работ на единой методологической основе, периодически пересматриваться и совершенствоваться; учитывать все планируемые организационно-технические мероприятия, обеспечивающие повышение эффективности их использования;
соответствовать максимальной мобилизации внутренних резервов, их экономии и обеспечивать снижение суммарных материальных затрат в стоимостном выражении на производство продукции (работ).
Нормы планируемого периода на конкретную продукцию (работу) должны быть ниже (или не выше) уровня норм текущего года и фактического расхода за отчетный период. Их увеличение возможно при обоснованном внесении существенных изменений в конструкцию (рецептуру) изделий (продукцию) с целью повышения показателей качества (надежности, долговечности и др.). Состав норм расхода устанавливается предприятиями
применительно к особенностям данного вида продукции производства. Размерность норм выбирается применительно к продукции и должна соответствовать единицам ее учета.
Эффективной является система планирования потребности в материалах. Эта система основана на использовании ЭВМ для многочисленных расчетов, необходимых для составления планов . производства деталей на базе плана выпуска готовой продукции. Однако у названных систем есть один большой изъян: они ориентированы на выпуск деталей большими партиями. Компании, использующие такую систему, заказывают материалы большими партиями, так как им пока не удалось сократить время наладки оборудования и обеспечить экономичность выполнения заказов малыми партиями. Если бы они этого добились, то логично было бы предпочесть простую систему "канбан" сложной, дорогой, основанной на ЭВМ системе планирования потребности в материалах.
Информация о работе Организация производства и управление в практике ОАО "Пивзавод Оливария"