Планирование как важнейшая функция управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 13:01, курсовая работа

Описание

Цель настоящей работы состоит в оценке финансово-экономического положения торгового предприятия. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- провести анализ основных экономических показателей деятельности предприятия;
- провести анализ основных финансовых показателей деятельности предприятия;
- провести оценку финансово-экономического состояния предприятия;
- на основе выявленных недостатков и неиспользованных возможностей отчетного периода провести планирование основных показателей деятельности предприятия на будущий период.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1.1 Сущность, цели и задачи планирования
1.2 Виды планирования
1.3 Методы планирования
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ЛЮМНА»
2.1 Анализ товарооборота и его ресурсного обеспечения
2.2 Анализ издержек обращения
2.3 Анализ финансовых показателей
2.4 Оценка финансового состояния предприятия
3 ПЛАНИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ ОПТИМИЗАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

курсовая менеджмент.doc

— 866.00 Кб (Скачать документ)

Уральский институт экономики управления и права

 

(УИЭУиП)

 

Курсовая работа

По дисциплине

На тему: «Планирование как важнейшая функция управления предприятием»

 

 

 

 

Факультет                                                                        Исполнитель

Специальность                                                                Группа

Кафедра                                                                           Научный руководитель

Дата защиты                                                                   

Оценка                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 

2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1 ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

1.1 Сущность, цели и задачи планирования

1.2 Виды планирования

1.3 Методы планирования

2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ  ООО «ЛЮМНА»

2.1 Анализ товарооборота и его ресурсного обеспечения

2.2 Анализ издержек обращения

2.3 Анализ финансовых показателей

2.4 Оценка финансового состояния предприятия

3 ПЛАНИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ ОПТИМИЗАЦИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях рыночных отношений, становления и развития инфраструктуры рынка и его хозяйственного механизма коренным образом изменилась экономическая, информационная и правовая среда функционирования предприятий. Предприятия получили самостоятельность в управлении и ведении хозяйства, право распоряжаться ресурсами и результатами труда и несут всю полноту экономической ответственности за свои решения и действия. В таких условиях благополучие и коммерческий успех предприятия всецело зависят от того, насколько эффективна его деятельность. Предприятие должно быть ориентировано на прибыльное, рентабельное хозяйствование. В связи с этим существенно возрастает роль экономического анализа показателей хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, его ресурсных возможностей, доходов и расходов, предпринимательских решений и экономической оценки риска.

Актуальность

Цель настоящей работы состоит в оценке финансово-экономического положения торгового предприятия. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- провести анализ основных экономических показателей деятельности предприятия;

- провести анализ основных финансовых показателей деятельности предприятия;

-    провести оценку финансово-экономического состояния предприятия;

-  на основе выявленных недостатков и неиспользованных возможностей отчетного периода провести планирование основных показателей деятельности предприятия на будущий период.

Объектом исследования является торговое предприятие ООО «Люмна».              Предметом деятельности предприятия является оптовая реализация канцелярских товаров. Основной вид деятельности предприятия – торгово-закупочная.

 

 

1 ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ФУНКЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

1.1 Сущность, цели и задачи планирования

 

Планирование является первой общей функцией менеджмента. Эта функция предусматривает  прогнозирование, определение целей, стратегии, политики и задач организации и включает, прежде всего, принятие обоснованных решений, четкого формулирования направления действий, составления планов и графиков работы на различные периоды, т.е. создаёт и обеспечивает основы для принятия интегрированных решений и является жизненно необходимым в каждой социально – экономической системе.

Современную организацию  невозможно представить без текущего и перспективного внутриорганизационного планирования важнейших параметров ее деятельности и развития. Планирование тесно увязывает все этапы и формы деятельности организации, в особенности в производственной сфере.

Развитие планирования на современном этапе развития науки  управления связано с усилением  тенденции к централизации управления организацией и призвано увязать  деятельность всех подразделений, подчинив ее единой стратегии развития.

Под планированием понимают ориентированный в будущее систематический процесс принятия решений о необходимом оптимальном способе действий организации для достижения поставленных целей.

Планирование заключается в систематическом поиске возможностей действовать и в прогнозировании последствий этих действий в заданных условиях.

Содержание планирования как функции управления организацией состоит в обоснованном определении  основных направлений и пропорций  развития с учетом источников его обеспечения и спроса.

Сущность планирования состоит в следующем:

- в конкретизации целей развития всей организации и каждого подразделения в отдельности на установленный период;

- в определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации;

- в выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

При планировании решается множество проблем, стоящих перед организацией.

Основные причины возникновения проблем:

- особенности исходного состояния (проблемы планирования плохо структурированы, их тяжело определить и измерить);

-   особенности конечного состояния (характер влияния на цели и ресурсы при планировании не определен, он проявит себя только в будущем; множественность целей организации);

  1. проблемы альтернатив (имеется неопределенность в отношении имеющихся альтернатив, поиск новых требует времени и средств);
  2. большое число лиц, участвующих в планировании;
  3. ответственность (лицо, принимающее решение, берет на себя ответственность, а планированием занимаются другие);
  4. проблема контроля в ходе составления, выполнения и корректировки плана.

Принципами планирования являются:

    • полнота – требуется учесть все факторы внутренней и внешней среды, которые способны повлиять на успешность реализации плана;
    • детализация – её глубина определяется целью планирования – необходимо детализировать все учтенные факторы и разложить их на составляющие;
    • точность – составленный план должен точно соответствовать целям организации, учитывать её ресурсы, возможности и ограничения;
    • простота и ясность – план должен быть понятен исполнителю и менеджеру;
    • непрерывность – недопустимо, чтобы между планами был разрыв во времени, каждый следующий план должен развивать успех предыдущего;
    • эластичность и гибкость – использование плановых резервов, учет множественности возможных альтернатив, отсрочка деталей планирования до выяснения обстановки, вариантность;
    • выравнивание при планировании – учет "узких мест" – факторов, которые ограничивают возможности организации;
    • экономичность – затраты на планирование и реализацию должны быть меньше, чем достигаемый результат.

Подход менеджмента к планированию заключается в установлении критериев, определении средств, направлений и методов планирования.

При планировании следует четко определить:

    • объект планирования (что планируется – конечные и промежуточные цели, задачи, решение которых необходимо для достижения целей);
    • субъект планирования (кто планирует);
    • период планирования (на какой срок);
    • средства планирования (например, компьютерное обеспечение);
    • методику планирования (как планировать);
    • средства и способы решения поставленных задач и достижения поставленных целей;
    • ресурсы, их источники и способы распределения;
    • согласование планов (каких, с кем и на каких условиях).

При планировании выделяют восемь этапов:

  1. целеполагание (формулировка целей) – определение того, чего именно желает достичь организация (фирма, предприятие). Этот этап нельзя формализовать, следовательно, личность менеджера или владельца организации проявляется, прежде всего, на этом этапе;
  2. подбор, анализ и оценка способов достижения поставленных целей – выбор наилучшего способа достижения цели;
  3. составление перечня необходимых мероприятий – планирование конкретных действий для осуществления выбранного на предыдущем этапе варианта достижения поставленных целей;
  4. составление программы работ – выявление оптимального порядка выполнения намеченных на предыдущем этапе действий с учетом их взаимосвязи;
  5. анализ ресурсов – оценка необходимых материальных, финансовых, информационных, кадровых, временных ресурсов для реализации плана;
  6. анализ разработанного варианта плана – позволяет оценить выполнимость выбранного варианта действий и, в случае его неоптимальности, вернуться к любому предыдущему этапу;
  7. подготовка детального плана действий – позволяет детализировать разработанный план, выбрать согласованные между собой сроки выполнения отдельных работ, рассчитать необходимые ресурсы;
  8. контроль выполнения плана – оценка достигнутых результатов и внесение необходимых изменений в случае необходимости.

Наиболее важным из них  является целеполагание, так как именно от него зависят все остальные этапы и результаты, которых достигнет организация.

Уровень и качество планирования определяются следующими важнейшими условиями:

компетентностью руководства организации на всех уровнях управления;

квалификацией специалистов, работающих в функциональных подразделениях;

наличием информационной базы, в том числе обеспеченностью компьютерной техникой.

Прогнозирование – это метод, в котором используется как накопленный в прошлом опыт, так и текущие допущения при планировании будущего с целью его определения. Если прогнозирование развития организации выполнено качественно, его можно использовать как основу для планирования.

Вместе с тем, имеется высокая вероятность того, что прогноз не сбудется. Это объясняется неопределенностью при прогнозировании.

Часть неопределенностей  связана с недостаточностью знаний о внешнем окружении с социальными  и административными факторами  в конкретных регионах, с колебаниями цен, нормы ссудного процента, валютных курсов и других макроэкономических показателей; нестабильностью законодательства и текущей экономической политики, с политической ситуацией, действиями партий, профсоюзов, и других организаций в масштабе страны.

Часто приходится учитывать  и внешнеэкономические неопределенности, связанные с ситуацией в зарубежных странах и международных организациях, с которыми организация поддерживает деловые отношения.

Таким образом, менеджеру  приходится прогнозировать будущее, принимать решения и действовать, в условиях неопределенностей

Виды планов и прогнозов  классифицируются по:

степени охвата (общее и частичное);

содержанию (стратегическое – поиск новых возможностей и продуктов, тактическое – предпосылки для известных возможностей, оперативное – реализация данной возможности);

предмету (объекту) планирования (целевое, программное);

сферам функционирования (производство, маркетинг и сбыт, НИОКР, финансы, материально-техническое снабжение);

охвату (глобальное, детальное);

срокам (краткосрочное, среднесрочное, долгосрочное);

жесткое и  гибкое;

организационной структуре организации (производственного отделения, дочерней компании и т.д.).

Прогнозы (предвидение будущего) занимают исходное положение во всей системе прогнозов и планов организации. Между прогнозом и планом нет резкой границы. Принято считать, что прогноз – недостаточно определенный план, а план – это уточненный прогноз. Наиболее существенным отличием плана от прогноза является наличие в плане элементов выбора, для принятия решений и разработка мероприятий по осуществлению этих решений.

Информация о работе Планирование как важнейшая функция управления предприятием