Планирование как важнейшая функция управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 13:01, курсовая работа

Описание

Цель настоящей работы состоит в оценке финансово-экономического положения торгового предприятия. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- провести анализ основных экономических показателей деятельности предприятия;
- провести анализ основных финансовых показателей деятельности предприятия;
- провести оценку финансово-экономического состояния предприятия;
- на основе выявленных недостатков и неиспользованных возможностей отчетного периода провести планирование основных показателей деятельности предприятия на будущий период.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1.1 Сущность, цели и задачи планирования
1.2 Виды планирования
1.3 Методы планирования
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ЛЮМНА»
2.1 Анализ товарооборота и его ресурсного обеспечения
2.2 Анализ издержек обращения
2.3 Анализ финансовых показателей
2.4 Оценка финансового состояния предприятия
3 ПЛАНИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ ОПТИМИЗАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

курсовая менеджмент.doc

— 866.00 Кб (Скачать документ)

На основании проведенного анализа товарооборота предприятия «Люмна» и его ресурсного обеспечения можно сделать следующие выводы.

Оптовый товарооборот предприятия увеличивается. На это увеличение повлияли следующие факторы: повышение спроса на все товары, увеличения оборота по всем товарным группам; повышение продажных цен на товары; увеличение поступления товаров; увеличение запасов на начало периода; увеличение количества рабочих дней в году; увеличение продолжительности рабочего дня; увеличение численности работников предприятия и повышение производительности труда.

При этом есть факторы, негативно  повлиявшие на развитие товарооборота  и способствующие его сокращению. Это необходимо учесть при дальнейшем планировании показателей.

 

 

 

3 АНАЛИЗ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ

 

Далее в процессе анализа  необходимо более подробно изучить  динамику издержек обращения, выявить и измерить влияние основных факторов на их размер. Задача анализа издержек обращения – не только изучить состояние и динамику издержек обращения торгового предприятия и дать им объективную оценку, но и выявить резервы сокращения расходов и разработать меры по их использованию путем устранения непроизводительных затрат, бесхозяйственности, расточительства и обеспечения наиболее экономного, целесообразного и эффективного использования средств и труда.

Для оценки состояния  и динамики издержек обращения торгового  предприятия «Люмна» составим таблицу 17.

 

Таблица 17 - Состояние  и динамика издержек обращения торгового предприятия

Показатель 

2009г.

2010г.

Откло

нение

2010г.

в % к 2009г.

1. Оптовыйтоварооборот

в действующих ценах, тыс. р.

303251,9

374328,7

71076,8

123,4

2. Общая сумма издержек 

обращения, тыс. р.

21834,1

28074,7

6240,5

128,6

3. Средний уровень  издержек

обращения в % к обороту

7,2

7,5

0,3

104,2

4. Затратоотдача (стр. 1 : стр. 2), руб.

13,9

13,3

-0,6

96,0


 

Увеличение товарооборота торгового предприятия «Люмна» на 71076,8 тыс. р. сопровождалось увеличением издержек обращения на 6240,5 тыс. р.

Темп роста товарооборота  в отчетном периоде составил 23,4 %, а темп роста издержек выше – 28,6 %. Соотношение темпов роста издержек обращения и товарооборота не может быть оценено положительно – расходы предприятия растут быстрее, чем объемы реализации товаров.

 

Уровень издержек обращения  по отношению к товарообороту в исследуемом периоде повысился на 0,3 %. Темп повышения уровня издержек в динамике составил 4,2 %. Повышение уровня издержек обращения снижает экономическую эффективность деятельности торгового предприятия. По размеру повышения уровня издержек обращения можно определить сумму их относительного перерасхода. По торговому предприятию «Люмна» сумма относительного перерасхода издержек обращения в 2010г. составила 1123 тыс. р. (374328,7 * 0,3 : 100).

Для оценки издержек обращения  применяется показатель затратоотдачи, определяемый отношением товарооборота к сумме издержек обращения. По анализируемому предприятию он составил: фактически за прошлый год 13,9 р., фактически за отчетный год 13,3 р. Таким образом, в отчетном году затратоотдача снизилась по сравнению с прошлым годом на 0,6 р. или на 4,5 % (0,6 : 13,3 * 100).

Большое значение за затратоотдачу  оказывает изменение продажных  цен на товары. При повышении продажных цен растет товарооборот, а, следовательно, и затратоотдача. Для измерения влияния этого фактора на затратоотдачу определим ее размер за отчетный период при фактическом товарообороте в сопоставимых ценах:

311940,6 : 28074,7 = 11,1 р.

Таким образом, повышение  продажных цен на товары привело  к росту затратоотдачи на 2,2 р. (13,3 – 11,1), или на 20 % (2,2 : 11,1 * 100).

Далее необходимо провести анализ состава и структуры издержек обращения, динамики отдельных статей расходов.

Торговое предприятие «Люмна» имеет следующие данные об издержках обращения в разрезе отдельных статей (таблица 18).

Как свидетельствуют  представленные данные, в отчетном году издержки обращения предприятия увеличились почти по всем статьям. Во многом это обусловлено ростом товарооборота, т.к. наибольшая часть расходов данного предприятия (условно-переменные) напрямую зависят от изменений товарооборота торгового предприятия. В абсолютном отклонении издержки увеличились за период на 6240,6 тыс.р.

 

Таблица 18 - Анализ издержек обращения по статьям расходов

 

Статьи расходов

2009г.

2010г.

Отклонение

сумма, тыс. р.

уро вень, %

сумма, тыс. р.

уро вень, %

сумма, тыс. р.

 по

уров ню

Транспортные расходы

3158,7

1,04

4674,2

1,25

1515,5

0,21

Расходы на оплату труда

15811,2

5,21

11308,8

3,02

-4502,4

-2,19

Расходы на аренду и содержание зданий, помещений

754,2

0,25

1114,2

0,30

360,0

0,05

Амортизация основных средств

574,3

0,19

719,1

0,19

144,8

0,00

Расходы на ремонт основных средств

124,3

0,04

147,6

0,04

23,3

0,00

Расходы на хранение, подсортировку и т.п.

85,2

0,03

266,3

0,07

181,1

0,04

Расходы на рекламу

25,0

0,01

63,0

0,02

38,0

0,01

Проценты за кредит

166,1

0,05

217,6

0,06

51,5

0,00

Потери товаров

152,0

0,05

141,0

0,04

-11,0

-0,01

Расходы на тару

238,4

0,08

381,4

0,10

143,0

0,02

Прочие расходы

744,7

0,25

9041,5

2,42

8296,8

2,17

Итого: издержек обращения

21834,1

7,20

28074,7

7,50

6240,6

0,30

      условно-постоянные

1452,8

0,48

1980,9

0,53

528,1

0,05

      условно-переменные

20381,3

6,72

26093,8

6,97

5712,5

0,25

Товарооборот, к которому исчислены издержки обращения

303251,9

-

374328,7

71076,8

-


 

Повышение уровня общей  суммы издержек – негативная тенденция, и это свидетельствует о снижении эффективности использования финансовых ресурсов предприятия.

Определим относительный перерасход средств за счет повышения уровня издержек:

0,3 * 374328,7 / 100 =  1123 тыс.р.

Таким образом, в результате повышения уровня издержек обращения  в отчетном периоде торговое предприятие было вынуждено вложить в оборот средства на сумму 1123 тыс. р.

 

Увеличивается доля переменных расходов предприятия. Темп роста постоянной части расходов (36,4 %) превышает темпы роста переменной части расходов (28 %).

Можно сделать вывод, что в отчетном периоде эффективность  деятельности предприятия «Люмна» снизилась, т.к. повышение уровня издержек произошло за счет роста товарооборота и повышения уровня переменных и постоянных издержек.

Наибольшую долю в  издержках предприятия составляют расходы на оплату труда, транспортные расходы и. Положительно можно оценить сокращение расходов на зарплату и снижение их доли в структуре издержек предприятия.

Расходы предприятия (особенно переменная их часть) увеличиваются  в результате развития торговой деятельности, увеличения товарооборота. Для определения степени влияния на издержки магазина товарооборота в отчетном периоде проведем расчет влияния этого фактора (таблица 19).

 

Таблица 19 - Оценка влияния факторов на издержки обращения

Показатель 

2009г.

2010г., пересчитанный на объем товарооборота 2009г.

Влияние изменения объема товарооборота

тыс. р.

%

тыс. р.

%

тыс. р.

%

Товарооборот 

303251,90

100,00

374328,70

100,00

-

-

Издержки обращения:

21834,10

7,20

26607,69

7,11

4773,59

-0,09

  условно-постоянные

1452,80

0,48

1452,80

0,39

-

-0,09

  условно-переменные

20381,30

6,72

25154,89

6,72

4773,59

-


 

Таким образом, в связи  с ростом товарооборота на 71076,8 тыс. р. сумма издержек увеличилась на 4773,59 тыс. р. и их уровень снизился на 0,1 %.

Можно сделать вывод, что на предприятии «Люмна» за период 2009 – 2010г. издержки обращения значительно выросли. Во многом это обусловлено ростом товарооборота предприятия. Эффективность управления затратами за период снизилась, что потребовало дополнительному вложению средств в оборот.

 

 

4 АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ  ПОКАЗАТЕЛЕЙ

4.1 Анализ валового дохода

 

Анализ валового дохода является важным этапом анализа прибыли, т.к. это основной ее источник. Цель анализа - определение оптимального размера, позволяющего покрыть все расходы и получить прибыль.

Проведем анализ валового дохода предприятия «Люмна» (таблица 20).

 

Таблица 20 - Анализ валового дохода предприятия «Люмна»

Показатель

2009г.

2010г.

Откло

нение

2010г.

в % к 2009г.

Оптовый товарооборот, тыс. р.

       

   в действующих  ценах

303251,9

374328,7

71076,8

123,4

   в сопоставимых  ценах

303251,9

311940,6

8688,7

102,9

Валовой доход

       

     сумма, тыс.  р.

55191,8

69625,1

14433,3

126,2

     в % к  товарообороту

18,2

18,6

0,4

102,2


 

Валовой доход торгового  предприятия за период увеличился в  динамике на 14433,3 тыс. р. Темп роста валового дохода в этом периоде был выше темпов роста товарооборота на 2,8 %.

Наибольшее влияние на сумму валового дохода торгового предприятия оказывают изменения объема товарооборота и уровня валового дохода. Проведем оценку влияния этих факторов на валовой доход предприятия «Люмна» (таблица 21).

Увеличение розничного товарооборота на 71076,8 тыс. р. способствовало увеличению валового дохода на 12936 тыс. р. Большое влияние на валовой доход оказывает изменение продажных цен на товары. Увеличение продажных цен на товары в отчетном периоде привело к росту валового дохода от реализации на 11354,6 тыс. р. Если бы не было увеличения цен на товары, то реализованные торговые надбавки за счет этого фактора возросли бы только на 1581,3 тыс.р.

Таблица 21 - Оценка влияния факторов на валовой доход торгового предприятия

Фактор

Расчет

Сумма,

тыс. р.

Изменение объема товарооборота

в действующих ценах,

71076,8 * 18,2 / 100

12936,0

     в т.ч. за счет:

   

    изменение продажных цен на товары

8688,7 * 18,2 / 100

11354,6

    изменение физического объема продаваемых товаров

12936,0 - 1581,3

1581,3

Изменение среднего уровня

валового дохода

0,4 * 374328,7 / 100

1497,3

Итого

 

14433,3


 

Значительное влияние  на сумму валового дохода оказывает  изменение его уровня. Повышение уровня валового дохода на 0,4 % привело к росту валового дохода от реализации на 1497,3 тыс. р.

Общее влияние  перечисленных  факторов составило 14433,3 тыс. р.

Таким образом, в динамике на сумму валового дохода торгового предприятия положительно повлияло увеличение объема товарооборота и повышение уровня реализованных торговых надбавок (в % к обороту).

Значительное влияние  на валовой доход торгового предприятия  оказывает изменение структуры товарооборота. Поэтому необходимо изучить ассортиментную структуру товарооборота торгового предприятия «Люмна», что позволит выделить товары, пользующиеся наибольшим покупательским спросом.

Структура товарооборота  анализируемого предприятия была представлена выше. Как свидетельствуют данные таблицы 6, товарооборот предприятия «Люмна» имеет достаточно устойчивую структуру. За исследуемый период значительных структурных сдвигов в товарообороте не произошло. Можно отметить, что по сравнению с прошлым годом спрос на отдельные товары увеличился – об этом говорит увеличение объема продаж по всем товарным группам. Между тем, как показал проведенный анализ, большое влияние на товарооборот оказало повышение продажных цен на товары.

В таблице 22 приведены  данные о структуре валового дохода предприятия «Люмна».

 

Таблица 22 - Анализ валового дохода предприятия «Люмна»

Товарные 

группы

2009г.

2010г.

Отклонение

тыс. р.

уд. вес, %

тыс. р.

уд.

вес, %

сумма

по уд. весу

Канцтовары

20972,9

38,0

25482,8

36,6

4509,9

-1,4

Галантерея 

12859,7

23,3

15944,1

22,9

3084,5

-0,4

Сувениры

7285,3

13,2

9886,8

14,2

2601,4

1,0

Фототовары 

5850,3

10,6

7728,4

11,1

1878,1

0,5

Расходные материалы

6567,8

11,9

7519,5

10,8

951,7

-1,1

Прочие 

1655,8

3,0

3063,5

4,4

1407,8

1,4

Всего валовой доход

55191,8

100,0

69625,1

100,0

14433,3

0,0

Информация о работе Планирование как важнейшая функция управления предприятием