Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 13:01, курсовая работа
Цель настоящей работы состоит в оценке финансово-экономического положения торгового предприятия. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- провести анализ основных экономических показателей деятельности предприятия;
- провести анализ основных финансовых показателей деятельности предприятия;
- провести оценку финансово-экономического состояния предприятия;
- на основе выявленных недостатков и неиспользованных возможностей отчетного периода провести планирование основных показателей деятельности предприятия на будущий период.
ВВЕДЕНИЕ
1 ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1.1 Сущность, цели и задачи планирования
1.2 Виды планирования
1.3 Методы планирования
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ЛЮМНА»
2.1 Анализ товарооборота и его ресурсного обеспечения
2.2 Анализ издержек обращения
2.3 Анализ финансовых показателей
2.4 Оценка финансового состояния предприятия
3 ПЛАНИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ ОПТИМИЗАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Среднесрочный план обычно содержит количественные показатели, в том числе и в отношении распределения ресурсов. В нем приводятся детальные сведения в разбивке по продуктам, данные о капиталовложениях и источниках финансирования. Он разрабатывается в производственных отделениях.
Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки (обычно на один год) оперативных планов для организации в целом и ее отдельных подразделений, в частности, программ маркетинга, планов по научным исследованиям, планов по производству, материально-техническому снабжению.
Основными звеньями текущего плана производства являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые), которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных перспективным и среднесрочным планами. Календарные планы составляются на основе сведений о наличии заказов, обеспеченности материальными ресурсами, степени загрузки мощностей и их использовании с учетом сроков исполнения каждого заказа.
Реализация оперативных планов осуществляется через систему бюджетов или финансовых планов, которые составляются обычно на год или на более короткий срок по каждому отдельному подразделению, а затем объединяются в единый бюджет, или финансовый план организации.
Бюджет организации представляет собой выражение оперативного плана в денежных единицах; он увязывает оперативный и финансовый планы, давая возможность предвидеть конечный результат деятельности – объем прибыли.
Бюджет формируется на основе прогноза сбыта, что необходимо для достижения намеченных финансовых показателей. На основе прогноза продаж составляются планы производства, снабжения, запасов, научных исследований, капитальных инвестиций, финансирования, денежных поступлений. Через бюджет осуществляется увязка перспективных, текущих и других планов, он охватывает все стороны деятельности организации.
Для построения стратегических планов выполняют SWOT-анализ.
Он используется для анализа внутренней и внешней экономической ситуации, в которой действует организация, а также имеющихся в ее распоряжении ресурсов.
SWOT – слово, образованное из начальных букв английских слов:
Матрица SWOT-анализа может быть представлена в форме таблицы.
Матрица SWOT-анализа
Факторы |
Положительные |
Отрицательные |
Внутренние |
S |
W |
Внешние |
O |
T |
Неотъемлемой частью планирования на предприятии являются нормы и нормативы.
Нормы и нормативы.
Под нормой понимается научно обоснованная мера затрат живого или общественного труда на изготовление единицы продукции или выполнение заданного объема работ.
Норматив характеризует степень использования ресурса на единицу измерения продукции или работы (на единицу площади, веса и т.д.) .
Различают нормы (нормативы):
На базе этих норм формируются балансы потребления различных ресурсов.
По степени детализации
различают нормы
Например, при планировании материально – технического снабжения используют удельные затраты сырья и материалов на единицу готовой продукции.
Нормы расхода материальных ресурсов включают:
Важным показателем является коэффициент использования материала (отношение чистой массы изделия к норме расхода).
Любой товар проходит свой жизненный цикл от зарождения (появление товара на рынке) до прекращения (выпуска последнего образца товара). Это свойство товаров также используется при планировании производственной программы. Можно выделить следующие основные стадии жизненного цикла товара:
График жизненного цикла товара во времени
1.3 Методы планирования
В условиях командно-административной системы управления исходной позицией при разработке планов были потребности народного хозяйства в промышленной продукции и наличие ресурсов для их выполнения. За базу расчета принимался отчетный год и, предполагая, что в будущем году сохранится тенденция динамики темпов и пропорций, которая сложилась в минувшем, определяли промежуточные и конечные результаты. Этот метод, в основе которого лежат ресурсы и динамика минувших лет, называется экстраполяционным методом.
Этот же метод используют и в рыночных условиях корпорации, которые занимают монопольное положение на рынке. Для монополий нет угрозы со стороны конкурентов, поэтому они, установив монопольно высокие цены, постепенно расширяют объемы продаж и снижая цены, захватывают все более новые рынки.
В условиях конкурентной борьбы исходной позицией, начальным моментом планирования, являются потребности рынка, спрос на продукцию и услуги. Поэтому метод, ориентированный на динамику темпов и пропорций в минувшем периоде, здесь, как правило, не подходит. Для того, чтобы закрепиться на рынке, завоевать его новые сегменты, фирмы должны ставить конкретные целые на будущее и исходя из этих целей (конечного результата), планировать промежуточные этапы.
Метод, при котором предприятия устанавливают цель для достижения в будущем и, исходя из нее, определяют продолжительность планового периода и промежуточные плановые показатели, получил название - интерполяционный метод.
Для определения степени обоснованности показателей применяются специальные методы планирования. К ним относятся: пробно–статистический метод, балансовый метод, матричный метод, экономико-математическое моделирование, факторный метод, нормативный метод.
Пробно-статистический метод − предусматривает использование фактических статистических данных за предыдущие годы, средних величин при установлении плановых показателей. Здесь практически используется экстраполяция. В условиях рыночных отношений применение этого метода ограниченное, он не разрешает учесть изменения рыночной конъюнктуры.
Балансовый метод - обеспечивает согласование потребностей с необходимыми ресурсами. Его суть сводится к разработке специальных таблиц-балансов, в одной части которых показывают все направления затрат ресурсов соответственно потребностям, а в другой - источник нахождения этих ресурсов. Балансы на предприятии разрабатываются для разных видов ресурсов (материальных, трудовых, финансовых и т.д.).
Матричный метод планирования – это дальнейшее развитие балансового метода. Суть его состоит в построении моделей взаимосвязей между производственными подразделами и показателями.
Экономико-математическое моделирование позволяет разрабатывать не один, а несколько вариантов плана. При этом показатели важнейших его разделов должны быть оптимизированы с помощью специальных экономико-математических моделей.
Факторный метод планирования. При этом методе плановые значения показателей определяются на основе влияния важнейших факторов, которые обуславливают изменение этих показателей. Методически правильные вычисления влияния факторов на плановые показатели должны отвечать следующим требованиям:
Следует отметить, что практически во всех методических разработках и учебниках оба эти требования не выдерживаются. При расчете по факторам, как правило, не учитывается влияние «переходной экономии», а при расчете по отдельными факторам не учитывается функциональная зависимость между ними.
Нормативный метод. Этот метод обеспечивает планирование основных разделов плана предприятия на базе технически обоснованных норм и нормативов.
В отечественной практике нормативный метод в основном старались внедрить в практику учета. В данное время, в связи с внедрением национальных стандартов по бухгалтерскому учету, учет себестоимости реализованной продукции предлагается делать на базе норм и отклонений от норм.
Внедрение нормативного учета немыслимо без разработки норм и нормативов – т.е. без создания нормативного хозяйства с использованием вычислительной техники. В рыночных условиях нормативный метод планирования должен быть основным для предприятий всех форм собственности.
Учитывая то, что нормы и нормативы - величины динамические, нормативный метод планирования должен предусматривать расчет соответствующих показателей по нормам на начало планового периода с последующим изменением норм от внедрения организационно-технических мероприятий и формирования на основе плановых норм соответствующих показателей плана предприятия.
Таким образом, назначение планирования как функции управления состоит в стремлении заблаговременно учитывать все внутренние и внешние факторы, которые могут обеспечивать благоприятные условия для нормального функционирования и развития организации.
Планирование предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность действий для достижения конкретных целей с учетом возможностей эффективного использования ресурсов организации.
Планирование заканчивается перед началом действий по реализации плана. Таким образом, планирование – это начальный этап управления, однако оно представляет собой процесс, продолжающийся до завершения планируемого комплекса операций.
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ЛЮМНА»
Объектом исследования является торговое предприятие ООО «Люмна». Основным видом деятельности предприятия является оптовая торговля канцелярскими товарами.
Предприятие «Люмна» является коммерческой организацией, созданной в организационно правовой форме общества с ограниченной ответственностью. ООО действует на основании законодательства Российской Федерации, учредительного договора и устава в соответствии с Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Оптовая компания «Люмна» находится в городе Екатеринбурге по адресу улица Студенческая, 1 «В». Основными видами деятельности предприятия являются: сбытовая, торговая, торгово-закупочная, посредническая деятельность.
ООО «Люмна» представляет собой оптовый склад. Предприятие осуществляет складскую реализацию, т.е. товары со складов производителей поступает на склад оптового предприятия и далее отгружаются на склады покупателей.
В своей деятельности ООО «Люмна» сотрудничает со многими поставщиками (фабриками), находящимися в России.
Информация о работе Планирование как важнейшая функция управления предприятием