Планирование как важнейшая функция управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 13:01, курсовая работа

Описание

Цель настоящей работы состоит в оценке финансово-экономического положения торгового предприятия. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- провести анализ основных экономических показателей деятельности предприятия;
- провести анализ основных финансовых показателей деятельности предприятия;
- провести оценку финансово-экономического состояния предприятия;
- на основе выявленных недостатков и неиспользованных возможностей отчетного периода провести планирование основных показателей деятельности предприятия на будущий период.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1.1 Сущность, цели и задачи планирования
1.2 Виды планирования
1.3 Методы планирования
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ЛЮМНА»
2.1 Анализ товарооборота и его ресурсного обеспечения
2.2 Анализ издержек обращения
2.3 Анализ финансовых показателей
2.4 Оценка финансового состояния предприятия
3 ПЛАНИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ ОПТИМИЗАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

курсовая менеджмент.doc

— 866.00 Кб (Скачать документ)

К концу 2010г. товарооборот ООО «Люмна» в действующее оценке превысил значение, достигнутое в 2009г. на 71076,8 тыс. р. или на 23,4 %. На развитие товарооборота предприятия определенное влияние оказало повышение продажных цен на реализуемые предприятием товары. Средний индекс цен в 2010г. составил 1,2. За счет ценового фактора товарооборот торгового предприятия «Люмна» увеличился на 62388,1 тыс. р., что составляет 20,6 % к фактическому товарообороту 2009г. Темп роста товарооборота в сопоставимых ценах составил 2,9 %. Физический объем товарооборота (в сопоставимых ценах) в динамике возрос на 8688,7 тыс. р.

Динамика квартальных  и месячных товарооборотов торгового  предприятия существенно отличается от годовых. Это проявляется, прежде всего, в том, что развитие годовых объемов товарооборота носит более или менее монотонный характер, в то время как изменения квартальных и месячных объемов оборота тех же товаров в рамках года характеризуется, как правило, большей неравномерностью, резко выраженными колебаниями, которые необходимо изучить. Анализ динамики товарооборота за короткие промежутки времени помогает установить, как ритмично развивается реализация, как равномерно удовлетворяется спрос покупателей на товары.

Исследуем развитие товарооборота  предприятия по кварталам и месяцам (таблица 4).

При общей положительной  динамике развития товарооборота, имеются резко выраженные колебания, что связанно, в основном, с сезонными колебаниями, а также с изменениями в структуре товарооборота анализируемого предприятия. Представленные данные свидетельствуют о росте товарооборота по всем периодам года. Это характеризует торговое предприятия с положительной стороны.

Для оценки равномерности  развития товарооборота составим таблицу 5.

 

Таблица 4 - Развитие товарооборота по кварталам и месяцам

Период

2009г.

2010г.

Отклоне ние,

тыс. р.

Темп

измене ния, %

тыс. р.

уд. вес,

%

тыс. р.

уд. вес,

%

Январь

23168,4

40,0

27007,8

39,0

3839,4

116,6

Февраль

18534,8

32,0

20102,7

29,0

1548,0

108,4

Март

16217,9

28,0

22160,3

32,0

5942,3

136,6

Итого за I квартал

57921,1

19,1

69250,8

18,5

11329,7

119,6

апрель

18028,3

29,0

21172,0

28,0

3143,7

117,4

май

21758,3

35,0

26465,0

35,0

4706,7

121,6

июнь

22380,0

36,0

27977,3

37,0

5597,3

125,0

Итого за II квартал

62166,6

20,5

75614,4

20,2

13447,8

121,6

Итого за I полугодие

120107,8

39,6

144865,2

38,7

24777,5

120,6

июль

30076,5

29,0

44080,9

32,0

14004,4

146,6

август

40447,7

39,0

48213,5

35,0

7765,8

119,2

сентябрь

33187,9

32,0

45458,5

33,0

12270,6

137,0

Итого за III квартал

103712,1

34,2

137753,0

36,8

34040,8

132,8

Итого за 9 месяцев

223799,9

73,8

282618,2

75,5

58818,3

126,3

октябрь

27808,2

35,0

32098,7

35,0

4290,5

115,4

ноябрь

26219,2

33,0

31181,6

34,0

4962,4

118,9

декабрь

25424,6

32,0

28430,3

31,0

3005,6

111,8

Итого за IV квартал

79452,0

26,2

91710,5

24,5

12258,5

115,4

Итого за II полугодие

183164,1

60,4

229463,5

61,3

46299,3

125,3

Итого за год

303251,9

100,0

374328,7

100,0

71076,8

123,4


 

 

Таблица 5 - Доля каждого квартала в годовом розничном товарообороте, %

Квартал

2009г.

2010г.

Отклонение

I

19,1

18,5

-0,6

II

20,5

20,2

-0,3

III

34,2

36,8

2,6

IV

26,2

24,5

-1,7

Всего за год

100,0

100,0

0,0


 

По полученным данным можно сделать вывод, что товарооборот предприятия «Люмна» по кварталам распределялся неравномерно. Но можно заметить, что наиболее напряженным каждый год является третий квартал, что характерно для предприятия, реализующего канцелярские товары.

Значительная часть  товаров населением покупается в  зимний период, что связано с новогодними праздниками.

В ассортимент предприятия  включаются сезонные товары – школьные принадлежности продаются круглогодично (но повышенной спрос с июля по сентябрь), а товары к новому году реализуются с октября до января. Таким образом, в отдельные сезоны года структура товарооборота предприятия смещается в сторону то школьных товаров, то сувениров и прочих новогодних товаров.

Наряду с анализом общего объема товарооборота необходимо также изучить его товарную структуру. Товарная структура характеризуется распределением отдельных товаров в общем объеме их продажи, выраженным удельным весом (долей) товара в процентах. Товарная структура позволяет оценить рыночные сегменты, ее можно рассматривать как отражение структуры реализованного спроса.

Формируется ассортимент  предлагаемых ООО «Люмна» потребителям товаров на основе анализа спроса, динамики реализации, на основе заказов и заявок оптовых покупателей.

В ООО «Люмна» реализуются товары шести укрупненных групп. Канцтовары – это школьные и ученические принадлежности, бумажная продукция (ручки, тетради, карандаши, бумага цветная, картон, ежедневники, записные книжки, папки пластиковые и бумажные и проч.). Галантерейные товары – это папки из кожзаменителя и других материалов, ранцы, портфели, визитницы, портмоне, ключницы, обложки для документов и т.д. Расходные материалы – это дискеты, диски, бумага для принтеров и факсов и проч. Фототовары – это пленка, фоторамки и проч.

В группу прочих товаров  входят канцелярские мелочи (скрепки, точилки, кнопки, скобы), канцтовары из металла, штемпельные товары, лотки для бумаг, товары для творчества, системы визуальной подачи информации, настольные наборы и аксессуары.

Компания реализует  товары, находящиеся на стадии внедрения (новинки), зрелости и насыщения (товары повышенного спроса). Товары, жизненный  цикл которых находится на стадии спада, постепенно исключаются из ассортимента.

К формированию ассортимента и оформлению торгового (выставочного) зала в ООО «Люмна» подходят серьезно. Здесь стараются представлять максимально широкий ассортимент товаров, при этом практически всегда можно подобрать товар на любой вкус, необходимого качества и по приемлемой (для населения со средним уровнем дохода) цене. Это положительно сказывается на размерах оптовых покупок и, соответственно, на товарообороте торгового предприятия.

Ассортимент товаров, реализуемых ООО «Люмна», насчитывает более 6 укрупненных товарных групп и более 16 тысяч наименований. Структура товарооборота анализируемого предприятия в разрезе укрупненных товарных групп представлена в таблице 6.

 

Таблица 6 - Анализ товарооборота в разрезе укрупненных товарных групп

Товарные 

группы

2009г.

2010г.

Отклонение

тыс. р.

уд. вес, %

тыс. р.

уд.

вес, %

сумма

по уд. весу

Канцтовары

115235,7

38,0

137004,3

36,6

21768,6

-1,4

Галантерея 

70657,7

23,3

85721,3

22,9

15063,6

-0,4

Сувениры

40029,3

13,2

53154,7

14,2

13125,4

1,0

Фототовары 

32144,7

10,6

41550,5

11,1

9405,8

0,5

Расходные материалы

36087,0

11,9

40427,5

10,8

4340,5

-1,1

Прочие 

9097,6

3,0

16470,5

4,4

7372,9

1,4

Всего товарооборот

303251,9

100,0

374328,7

100,0

71076,8

0,0


 

В целом товарооборот предприятия увеличился на 71076,8 тыс. р. в результате увеличения объемов реализации по всем товарным группам. Продажи всех товаров растут в динамике. Структура продаж за годы работы предприятия сложилась достаточно стабильная, изменения происходят под влиянием изменения спроса, цен на товары.

Спрос на отдельные товары подвержен колебаниям. Так, спрос на канцелярские товары стабилен, но при этом подвержен сезонным колебаниям. Можно отметить, что к сентябрю (к началу учебного года) спрос на канцелярские товары начинает резко повышаться. По этой причине пополнение ассортимента канцтоваров происходит с июля месяца.

Выделяются товары, пользующиеся наибольшим спросом – это канцтовары (доля в общем объеме товарооборота составила 36,6 %), галантерейные товары (22,9%). Это произошло за счет того, что ООО «Люмна» первоначально был рассчитан на реализацию именно этих групп товаров. Остальные товары появлялись постепенно как сопутствующие и дополняющие, поэтому их доля в обороте по-прежнему значительно меньше. Но, как показала практика работы предприятия, со временем изменяется и повышается спрос на остальные группы товаров – об этом свидетельствует изменение структуры товарооборота. В отчетном году доля канцтоваров и галантерейных товаров в структуре товарооборота несколько снизился за счет увеличения доли других товаров, но предприятие по-прежнему получает более 60 % выручки именно от реализации этих товаров.

На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что товарооборот ООО «Люмна» имеет положительную динамику. Все товары, представленные в данном предприятии, пользуются спросом, что способствует развитию товарооборота. В ООО «Люмна» представлен широкий ассортимент товаров нескольких крупных групп, все товары высокого качества от известных производителей. Это позволяет привлечь большое число оптовых покупателей, увеличить товарооборот. Также увеличению товарооборота способствует повышение продажных цен на реализуемые товары.

После изучения состояния  и динамики товарооборота необходимо провести изучение, количественное измерение и обобщение влияния различных факторов на динамику и изменение объема товарооборота.

 

 

 

 

2.2 Анализ товарных ресурсов

 

Важнейший фактор успешного  развития товарооборота – обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов.

Под товарными ресурсами  торгового предприятия понимается материальная основа розничного товарооборота, т.е. масса товаров, поступившая на предприятие из различных источников, которая предназначена для последующей продажи.

Анализ начинают с  изучения товарного баланса торгового предприятия.

В таблице 7 представлено влияние показателей товарного баланса на изменение товарооборота ООО «Люмна». Анализ влияния факторов проведен методом абсолютных разниц.

 

Таблица 7 - Товарный баланс торгового предприятия «Люмна» в действующих ценах, тыс. р.

Показатель

2009г.

2010г.

Отклонение

Влияние

на динамику

товарооборота

Запасы на начало периода

8125,6

9926,6

1801,0

+1801,0

Поступление товаров

305185,4

379224,5

74039,1

+74039,1

Выбытие товаров

132,5

125,7

-6,8

+6,8

Запасы на конец периода

9926,6

14696,7

4770,1

-4770,1

Товарооборот (реализация)

303251,9

374328,7

71076,8

-


 

Объем товарооборота предприятия «Люмна» в отчетном году увеличился на 71076,8 тыс. р. по сравнению с прошлым годом за счет роста поступления товаров (+74039,1 тыс. р.), уменьшения величины прочего выбытия товаров (+ 6,8 тыс. р.) и в результате увеличения величины товарных запасов на начало периода (+1801 тыс. р.). Увеличение товарных запасов на конец периода отрицательно сказалось на объеме товарооборота. В результате влияния этого фактора товарооборот уменьшился на 4770,1 тыс. р.

Представленные данные свидетельствуют о положительных изменениях: увеличились товарные запасы на начало периода, увеличилось поступление товаров, прочее выбытие товаров имеет тенденцию к уменьшению. При этом товарные запасы к концу периода остаются завышенными, но этот факт рано считать негативным – эти запасы необходимы для обеспечения торгового процесса и роста розничного товарооборота в первом квартале будущего года.

Важно более полно проанализировать эффективность использования товарных ресурсов, правильности их распределения. Основным показателем оценки эффективности использования товарных ресурсов является объем товарооборота на один рубль товарных ресурсов (Этов), который определяют по формуле:

Информация о работе Планирование как важнейшая функция управления предприятием