Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 13:01, курсовая работа
Цель настоящей работы состоит в оценке финансово-экономического положения торгового предприятия. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- провести анализ основных экономических показателей деятельности предприятия;
- провести анализ основных финансовых показателей деятельности предприятия;
- провести оценку финансово-экономического состояния предприятия;
- на основе выявленных недостатков и неиспользованных возможностей отчетного периода провести планирование основных показателей деятельности предприятия на будущий период.
ВВЕДЕНИЕ
1 ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1.1 Сущность, цели и задачи планирования
1.2 Виды планирования
1.3 Методы планирования
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ЛЮМНА»
2.1 Анализ товарооборота и его ресурсного обеспечения
2.2 Анализ издержек обращения
2.3 Анализ финансовых показателей
2.4 Оценка финансового состояния предприятия
3 ПЛАНИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ ОПТИМИЗАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таблица 33 – План товарооборота в разрезе укрупненных товарных групп
Товарные группы |
2010г. |
План |
Отклонение | |||
тыс. р. |
уд. вес, % |
тыс. р. |
уд. вес, % |
сумма |
по уд. весу | |
Канцтовары |
137004,3 |
36,6 |
166380,2 |
36,5 |
29375,9 |
-0,1 |
Галантерея |
85721,3 |
22,9 |
104842,3 |
23,0 |
19121,0 |
0,1 |
Сувениры |
53154,7 |
14,2 |
66096,2 |
14,5 |
12941,5 |
0,3 |
Фототовары |
41550,5 |
11,1 |
50142,0 |
11,0 |
8591,5 |
-0,1 |
Расходные материалы |
40427,5 |
10,8 |
52421,2 |
11,5 |
11993,7 |
0,7 |
Прочие |
16470,5 |
4,4 |
20512,6 |
4,5 |
4042,1 |
0,1 |
Всего товарооборот |
374328,7 |
100,0 |
455836,1 |
100,0 |
81507,4 |
0,0 |
В процессе анализа определены группы, на которые существует устойчивый спрос. По этим группам необходимо проводить расширение и углубление ассортимента. Но и по другим товарным группам необходимо исключить потери. Для этого нужно постоянно отслеживать изменения спроса, исключать из ассортимента товары, спрос на которые стабильно снижается, и заменять их на новинки.
В дальнейшем можно расширить
ассортимент реализуемой
Непосредственно после разработки плана товарооборота торгового предприятия необходимо осуществить планирование снабжения его товарами.
Анализ товарных запасов позволил выявить существенный недостаток – превышение темпов роста товарных запасов над темпами товарооборота. Товарные запасы предприятия увеличиваются быстрее, чем это необходимо для обеспечения товарооборота. Причиной стало необоснованно завышенные запасы на конец периода, увеличение издержек на хранение этих излишних товаров. Для выхода из сложившейся ситуации необходимо на плановый период определить общую потребность в товарных ресурсах и оптимальные условия товароснабжения предприятия торговли.
Для определения общей потребности в товарных ресурсах и необходимого объема закупок и поступления товаров можно воспользоваться балансовой формулой товарооборота, которую можно представить в табличном виде. Результаты расчетов представлены в таблице 34.
Товарные запасы на конец отчетного периода являются, соответственно, товарными запасами на начало следующего (планового) периода.
В целях более быстрой реализации залежалых и сезонных товаров на предприятии проходят распродажи, используется также снижение цен. Размер потребности на эти нужды определен в размере 90 тыс. р.
Таблица 34 - Расчет потребности в товарных ресурсах на плановый год, тыс. р.
Показатель |
Итого |
Показатель |
Итого |
Потребность в товарах на плановый период |
Источники удовлетворения потребности: |
||
1) товарооборот (расход) |
455836,1 |
товарные запасы на начало года |
14696,7 |
2) уценка и распродажа товаров |
90,0 |
||
4) товарные запасы на конец года |
14696,7 |
||
Итого потребность |
470622,8 |
Всего поступление |
455926,1 |
Объем товарных запасов на предприятии даже в условиях увеличения товарооборота увеличивать нецелесообразно, необходимо поддерживать их на прежнем уровне. Анализ показал, что в настоящее время товаров на складе предприятия «Люмна» больше, чем этого требует торговый процесс. При определении каждой партии поставки необходимо ее оптимизировать исходя из нужд предприятия и расходов на транспортировку и хранение отдельных товаров. Товары, спрос на которые невысок, но они необходимы для разнообразия ассортимента предприятия, необходимо заказывать небольшими партиями. Необходимо активно использовать систему «дозаказа» товаров в случае необходимости, а не закупать большими партиями. Это необходимо обговаривать с поставщиками.
Необходимый объем поступления товаров в плановом периоде определяется путем исключения из общей потребности в товарах имеющихся у предприятия на начало планируемого года товарных запасов:
470622,8 – 14696,7 = 455926,1 тыс. р.
Далее осуществим планирование показателей по труду.
Развитие торговой деятельности предприятия «Люмна» в предплановом периоде сопровождалось увеличением среднесписочной численности работников. Изменение состава и количества работников в ближайшем будущем не планируется. В связи с этим, с увеличением объема продаж увеличится производительность труда торговых работников. Руководство было вынуждено при увеличении численности работников сократить расходы на оплату труда, снизить среднюю заработную плату. Но при планировании фонда оплаты труда необходимо применить метод с расчетом коэффициента эластичности, который ставит в зависимость изменение заработной платы работников от изменения товарооборота.
Коэффициент эластичности равен Кэ = 0,8, т.е. при росте товарооборота на 1 % заработная плата будет увеличиваться на 0,8 %.
ТПфзп.пл = Кэ * ТПр.пл.,
где ТПфзп.пл. – темп прироста ФОТ в плановом периоде;
ТПр.пл. – прирост товарооборота в плановом периоде.
ТПфзп.пл = 0,8 * 21,8 = 17,4 %.
Таким образом, плановый фонд оплаты труда составит:
11308,8 * 1,174 = 13276,5 тыс. р.
Далее необходимо осуществить планирование издержек обращения торгового предприятия. Цель планирования издержек обращения - установление оптимального их уровня, необходимого для получения прибыли, а также сокращение затрат, которые не дают достаточной отдачи.
При определении издержек обращения на планируемый год следует исходить из запланированного объема товарооборота, деления издержек обращения на постоянные и переменные и выявленных за прошлый период тенденций их развития.
Планирование постоянных издержек обращения предприятия производится с учетом сложившегося за прошлый период темпа роста затрат:
Ипл.пост. = Иотч.пост. х ∆tпост.,
где Ипл.пост., Иотч.пост.- условно-постоянные издержки обращения соответственно в плановом и отчетном периоде;
∆tпост. – среднегодовой темп роста условно-постоянных издержек обращения.
Условно-переменные издержки обращения находятся в прямой зависимости от изменения объема товарооборота, но изменяются они не всегда в одинаковой пропорции. Поэтому при их планировании необходимо учитывать сложившееся за предплановый период соотношение темпов изменения издержек обращения и товарооборота, которое может быть охарактеризовано соответствующим коэффициентом (К).
Сумма переменных издержек обращения на планируемый период может быть рассчитана по формуле:
Ипл.пер. = Иотч.пер. х (1 + (∆tртс х К)),
где Ипл.пер., Иотч.пер. – условно-переменные издержки обращения соответственно в плановом и прошлом периодах, р.;
∆tртс – прирост товарооборота в планируемом периоде, в долях единицы;
К – коэффициент соотношения среднегодовых темпов прироста условно-переменных издержек и товарооборота, в долях единицы.
Общая сумма плановых издержек обращения будет представлять собой сумму плановых переменных и постоянных затрат.
Результаты расчетов проведены в таблице 35.
Таблица 35 - Расчет издержек обращения торгового предприятия на плановый период, тыс. р.
Показатели |
2009г. |
2010г. |
2010г. в % к 2009г. |
План |
План в % к 2006г. |
Товарооборот |
303251,9 |
374328,7 |
123,4 |
455836,1 |
121,8 |
Издержки обращения |
21834,1 |
28074,7 |
128,6 |
35599,1 |
126,8 |
условно-переменные |
20381,3 |
26093,8 |
128,0 |
32897,2 |
126,1 |
условно-постоянные |
1452,8 |
1980,9 |
136,4 |
2701,9 |
136,4 |
Ипл.пост. = 1980,9 * 136,4 % = 2701,9 тыс. р.
К = 28 / 23,4 = 1,196;
Ипл.пер. = 26093,8 * (1 + (0,218 * 1,196)) = 32897,2 тыс. р.
Ипл = 2701,9 + 32897,2 = 35599,1 тыс. р.
Таким образом, плановая сумма издержек обращения по торговому предприятию составит 35599,1 тыс. р.
Далее необходимо произвести планирование валового дохода и прибыли предприятия на будущий год.
Валовой доход запланируем с помощью следующей формулы:
ВДп = (Тп * С) / 100,
где ВДп – плановая сумма валового дохода от реализации товаров, тыс. р.
Тп – плановый объем товарооборота, тыс. р.
С – средний уровень торговой надбавки по предприятию, % к обороту.
Товарооборот на плановый период запланирован в размере 455836,1 тыс. р.
Средний уровень торговой надбавки по предприятию в отчетном году составил 18,6 %. В отчетном году произошло повышение торговых надбавок на 0,4%, в будущем году для учета инфляции и увеличения прибыли уровень валового дохода планируется повысить еще на 0,4 % до 19 %. Плановая сумма валового дохода в этом случае составит 86608,9 тыс. р.
Прибыль рассчитывается как разность между валовым доходом и издержками предприятия.
В таблице 36 сведены плановые показатели деятельности предприятия и для сравнения показатели отчетного периода.
Сравнивая представленные показатели можно сделать следующие выводы.
В результате планирования обеспечен рост основных показателей деятельности предприятия в динамике. При этом расходы предприятия будут расти в динамике высокими темпами, их уровень повышается. В результате увеличения валового дохода и повышения его уровня увеличивается прибыль от реализации товаров, повышается рентабельность торговой деятельности.
Численность работников предприятия не изменится. С ростом товарооборота повысится производительность труда по предприятию. Повышение производительности труда работников предприятия будет сопровождаться увеличением среднемесячной заработной платы и, соответственно, увеличением годового фонда оплаты труда. Повышение заработной платы в торговом предприятии должно стать стимулирующим инструментом.
Таблица 36 – План показателей деятельности ООО «Люмна»
Показатель |
2009г. |
2010г. |
Отклоне ние |
Темп измене ния, % |
Товарооборот, тыс.р. |
374328,7 |
455836,1 |
81507,4 |
121,8 |
Валовой доход, тыс.р. |
69625,1 |
86608,9 |
16983,8 |
124,4 |
Валовой доход в % к обороту |
18,6 |
19,0 |
0,4 |
102,2 |
Издержки обращения, тыс.р. |
28074,7 |
35599,1 |
7524,4 |
126,8 |
в т.ч. расходы на оплату труда |
11308,8 |
13276,5 |
1967,7 |
117,4 |
Издержки обращения в % к обороту |
7,5 |
7,8 |
0,3 |
104,1 |
Прибыль от реализации, тыс.р. |
41550,5 |
51009,8 |
9459,3 |
122,8 |
Рентабельность продаж, % |
11,1 |
11,2 |
0,1 |
100,8 |
Среднесписочная численность, чел. |
76 |
76 |
0 |
100,0 |
в т. ч. торгово-складской персонал |
63 |
63 |
0 |
100,0 |
Среднегодовая выработка на 1 работника, тыс. р. |
4925,4 |
5997,8 |
1072,4 |
121,8 |
Среднегодовая выработка на 1 торгово-складского работника, тыс. р. |
5941,7 |
7235,5 |
1293,8 |
121,8 |
Среднемесячная заработная плата на 1 работника, тыс. р. |
12,4 |
14,6 |
2,2 |
117,4 |
Информация о работе Планирование как важнейшая функция управления предприятием