Понятие, содержание и место менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 22:00, курс лекций

Описание

Менеджмент (от англ. Management - управление, организация) – это система программно-целевого управления, перспективного и текущего планирования организации, производства и реализации продукции.
Менеджмент – это эффективное использование и координация таких ресурсов как капитал (трудовой, производительный, финансовый) для достижения целей с максимальной эффективностью.

Содержание

Понятие, содержание и место менеджмента в системе социально-экономических категорий.
Организация как объект менеджмента. Органы управления, типы организационных структур и принципы их построения.
Внутренняя среда организации, её составляющие. Внешняя среда организации.
Цикл менеджмента.
Роль планирования и его формы. Виды планов. Стадии планирования.
Стратегическое планирование.
Мотивация и критерии мотивации труда.

Работа состоит из  1 файл

Лекции МЕНЕДЖМЕНТ.doc

— 491.00 Кб (Скачать документ)


Урок № 1

 

ТЕМА: Понятие, содержание и место менеджмента в системе социально-экономических категорий.

1)     Понятие и сущность менеджмента.

2)     Принципы менеджмента.

3)     Качества современного менеджера. Социальная направленность менеджмента.

 

=1=

Менеджмент (от англ. Management - управление, организация) – это система программно-целевого управления, перспективного и текущего планирования организации, производства и реализации продукции.

Менеджмент – это эффективное использование и координация таких ресурсов как капитал (трудовой, производительный, финансовый) для достижения целей с максимальной эффективностью.

Условно менеджеров делят на 3 уровня:

 

                    3                      3 – президент, председатель правления.

 

                    2                      2 – заместитель директора, начальник отдела,

                                                  заместитель начальника цеха

                   

                   1                       1 – мастер, бригадир, руководитель группы

 

Высший уровень – определяют основное направление деятельности предприятия, цели и задачи. 80% своего времени они тратят на налаживание контактов с федеральными, региональными и местными органами власти, банками и т.д. Оставшееся время уходит на реализацию программ и планов работы, контроль за работой  подчиненных. Они должны знать технологию производства, но больше всего обладать умением подбирать и расставлять кадры (менеджеров среднего и низшего звена управления).

Средний уровень – на среднее управленческое звено ложится основная часть ответственности за практическую реализацию решений в том числе: за изменением организационной структуры, разработку систем  производства и сбыта продукции, организацию взаимодействия функциональных подразделений, своевременное обеспечение высшего руководства необходимой информацией. Это требует аналитического мышления, проявления гибкости, способности быстро воспринимать, своевременно реализовывать идеи и т.д.

Низший уровень – является руководство деятельностью непосредственных исполнителей работы ( рабочих, служащих). Это многочисленная часть управленческого персонала. Функции: планирование деятельности подчиненных, мотивация труда, контроль за соблюдением техники безопасности и т.д.

 

Цели менеджмента:

1.      Получение прибыли;

2.      Повышение эффективности хозяйствования;

3.      Удовлетворение потребностей рынка;

4.      Решение социальных вопросов.

Задачи менеджмента:

1.      Организация производства конкурентоспособных товаров.

2.      Совершенствование производственного процесса.

3.      Внедрение новейших технологий.

4.      Повышение качества продукции.

5.      Снижение затрат на производство.

Менеджер – это профессионал по организации и управлению производством, сбытом и сервисом, обладающий административно-хозяйственной самостоятельностью.

 

=2=

Принципы менеджмента можно представить как основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций.

1.     Принцип научности – управленческие решения должны приниматься не интуитивно, а на основании научных исследований.

2.     Принцип основного звена – до принятия управленческого решения должны быть определены основные перспективы, главный фактор, от которого зависит достижение поставленной цели.

3.     Принцип системности и комплексности – необходимость структурирования проблемы по вертикали и их детализация по горизонтали.

4.     Принцип максимального вовлечения исполнителей в процесс принятия управленческого решения – учёт мнений специалистов и исполнителей по различным вопросам, связанный с принятием решения.

5.     Принцип демократического централизма – рациональное сочетание централизованного регулирования управляемой подсистемой и её саморегулирования в определённой мере.

6.     Принцип подчинения личных интересов – приоритет общественных интересов перед индивидуальными.

7.     Принцип мотивации персонала – умелое сочетание материальных, моральных, а также индивидуальных и общественных стимулов к повышению количества и качества труда.

8.     Принцип иерархичности и обратной связи- заключается в создании многоступенчатой структуры управления, при которой нижнем уровнем управляет орган, находящийся над ним.

9.     Вознаграждения персонала – Для того, чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую заработную плату за свою службу.

10. Единоначалия – работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.

 

=3=

Основные качества современного менеджера:

      глубокие познания в организации производства, экономике и отрасли своей деятельности;

      знания в области человеческих отношений;

      предприимчивость;

      новаторство, изобретательность.

Менеджеру надо быть лидером во всём: уметь общаться, побуждать работников к творческой деятельности, отличать и оценивать каждые достижения подчинённого, быть объективным, уметь обучать работников и т.д. Социальная сторона деятельности менеджера предполагает с одной стороны заботу о создании благоприятных условий работы для своих подчинённых. Однако есть и другая сторона социальных особенностей менеджера, о которой к сожалению, многие менеджеры забывают. Речь идёт о необходимости честного отношения к стране, обществу, народу, которые создали объективные условия для плодотворной деятельности менеджера и возглавляемой ими компании. Это не только своевременная уплата налогов, но и различные формы благотворительной деятельности.

Контрольные вопросы:

1. Кто такой менеджер.

2. Основные задачи менеджмента.

3. Основные цели менеджмента.

4. Перечислите принципы менеджмента.

5. В чем выражается социальная сторона менеджмента.

 

Урок № 2

 

ТЕМА: Сущность и черты современного менеджмента.

1)     Школы менеджмента.

2)     Современные подходы в менеджменте, их сущность и отличия.

3)     Национальные особенности менеджмента.

 

=1=

Существуют следующие школы менеджмента:

1)      Школа научного управления (1885-1920 гг.).  Фредерик Тейлор.

Суть подхода гласит «Управление должно иметь свои законы, научные методы, формулы и принципы оно должно быть основано на изменении рационализации, систематическом учёте». Ф.Тейлор считал, что необходим научный подход к организации труда (сдельная оплата труда).

2)      Школа административного управления (1920-1950 гг.). Анри Файоль.

Основана на научном подходе. Главная идея – рациональное построение организации как иерархической структуры (начиная с высших распределить все обязанности).должно быть разделение следующих функций управления: техническая деятельность, коммерческая деятельность, финансовая деятельность, защитная деятельность, бухгалтерская деятельность, административная деятельность.

3)      Школа человеческих отношений и поведенческой науки (1950г. – настоящее время). Мери Фоллет, Элтон Мейо.

Продолжает школу научного управления и логически дополняет её пониманием важности психологической составляющей трудовой деятельности человека. Обратим внимание на то, что далеко не всегда высокая заработная плата приводит к росту производительности труда. Нужна забота и внимание о подчиненных со стороны руководителя.

4)      Школа количественных методов (1950 г. – настоящее время).

Возникла в результате развития точных наук, которые создали благоприятную среду для использования в науке управления последних достижений в области математики, физики и других точных наук. Суть учения: «Для решения задачи управления разрабатывается модель процесса управления и, задавая различные количественные значения переменным величинам, можно рассчитать сколько угодно различных вариантов решения задачи и выбрать наилучший».

 

=2=

Существуют 3 основных подхода:

1.      Процессный – основу заложил Анри Файоль. Основными (базисными) функциями являются: контроль, планирование, организация, мотивация, которые находятся во взаимосвязи. Авторы этого подхода рассматривают управление как непрерывный процесс, то есть как сумма всех функций управления (взаимосвязанные и взаимообусловленные действия).

2.      Системный – в основе лежит понятие «система», т.е. комплекс взаимосвязанных элементов (подсистем) вместе с их связями и отношениями, обладающий целостными свойствами и находящийся в особом единстве с внешней средой. Суть подхода - менеджеры должны рассматривать предприятие как совокупность взаимозависимых элементов..

 

Технология

 

 

                    Люди                     Цели                    Структура

 

 

Задачи

3.      Ситуационный – стержнем является ситуация, т.е. совокупность определённых обстоятельств. В менеджменте ситуационный подход – увязка конкретных приёмов управления с реальными ситуациями для достижения целей организации. В свою очередь стечение определённых обстоятельств, по мнению авторов этого подхода, определяет применение того или иного метода управления. Менеджеры должны в первую очередь рассматривать наиболее значимые для организации обстоятельства. Самым эффективным в конкретной ситуации является тот метод, который в наибольшей степени соответствует данной ситуации.

 

=3=

Проблемы менеджмента в России:

1. Подготовка менеджеров в соответствии с мировыми стандартами.

2. Понимание сущности менеджмента российскими руководителями. Руководитель, прошедшие советскую школу жизни, зачастую не видят разницы между управлением и менеджментом.

3. Неспособность принимать решения.

4. Неумением менеджеров делегировать полномочия.

5. Низкий профессионализм.

6. Неумение пользоваться приемами риск - менеджмента, боясь инноваций.

7. отсутствие навыков реализации продукции.

8. Экологические проблемы.

9.Осознание социальной ответственности менеджеров.

10. Отсутствие умения формировать команду, подбирать кадры.

   В настоящее время выработаны определенные направления для решения этих проблем:

1. Воссоздание системы повышения квалификации на базе соответствующих отраслевых институтов и бизнес – школ.

2. Подготовка российских менеджеров непосредственно за рубежом в ведущих школах менеджмента и центрах подготовки кадров.

3. Принятие опыта предприятий мировых лидеров, самостоятельно формирующих кадры менеджеров.

4. Создание  Президентской программы подготовки управленческих кадров для предприятий РФ.

    Задачи, стоящие перед менеджментом в России. Российские менеджеры должны:

- обеспечить жизнеспособность своего предприятия в условиях конкуренции, несмотря на любые изменения рынка;

- добиваться максимилизации прибыли в конкретных условиях рынка;

- совершенствовать работу предприятия на основе применения современных методов управления, улучшить структуру управления, добиваясь эффективной работы сотрудников;

- уметь в разумных пределах идти на риск и быть способным нейтрализовать его воздействия;

- подходить к управлению с учетом особенностей истории страны, российских условий бизнеса и российского менеджмента.

   В менеджменте главной проблемой является работа с персоналом. Люди – это субъекты рыночных отношений.

 

Контрольные вопросы:

1. В чем сущность школы научного управления.

2. В чем сущность школы административного управления.

3. Назовите современные подходы в менеджменте.

4.В чем заключаются национальные особенности менеджмента в России.

 

 

Урок № 3

 

ТЕМА: Организация как объект менеджмента. Органы управления, типы организационных структур и принципы их построения.

1)     Формальные и неформальные организации.

2)     Понятие структуры, ступеней, звеньев.

3)     Типы организационных структур и принципы их построения.

 

=1=

Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей или цели. Формальная организация имеет такое же определение.

Рассматривая организацию как объект менеджмента особое внимание обращают на её структуру. Шанс создать организацию мы получаем редко. Чаще менеджер перестраивает уже существующую организацию. Даже в маленькой фирме необходимо иметь наглядную схему организации фирмы, где чётко указаны сотрудники фирмы их должности, система подчинённости и кто возглавляет то или иное подразделение.

Неформальная организация – это группа в составе формальной организации, которая возникает спонтанно, и где люди вступают во взаимодействие друг с другом достаточно регулярно, у них нет руководителей, но эти организации очень важны. Неформальные связи могут быть самого различного вида: родственные связи между сотрудниками, связи, сложившиеся на основе общих интересов, скажем занятий спортом) и т.д. Основой неформальных связей могут быть и чисто дружеские отношения людей, то, что в прошлом вместе учились, либо просто симпатия и любовь. Учитывать неформальные связи важно, потому что они пронизывают всю формальную структуру; отношения, возникающие вне работы, оказывают влияние на деятельность всей организации, наличие их позволяет организации по многим параметрам работать лучше.

Информация о работе Понятие, содержание и место менеджмента