Понятие, содержание и место менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 22:00, курс лекций

Описание

Менеджмент (от англ. Management - управление, организация) – это система программно-целевого управления, перспективного и текущего планирования организации, производства и реализации продукции.
Менеджмент – это эффективное использование и координация таких ресурсов как капитал (трудовой, производительный, финансовый) для достижения целей с максимальной эффективностью.

Содержание

Понятие, содержание и место менеджмента в системе социально-экономических категорий.
Организация как объект менеджмента. Органы управления, типы организационных структур и принципы их построения.
Внутренняя среда организации, её составляющие. Внешняя среда организации.
Цикл менеджмента.
Роль планирования и его формы. Виды планов. Стадии планирования.
Стратегическое планирование.
Мотивация и критерии мотивации труда.

Работа состоит из  1 файл

Лекции МЕНЕДЖМЕНТ.doc

— 491.00 Кб (Скачать документ)

Ключевые навыки:

      идентификация проблем;

      систематизированное решение проблем;

      создание рабочих групп;

      анализ возможного риска.

 

Четвёртый уровень самый сложный – инновационный. Решаются наиболее сложные проблемы. Со стороны менеджера требуется абсолютно новый подход. Это может быть поиск решения проблемы, которую ранее плохо поняли или для решения которой требуются новые представления и методы. руководитель должен уметь находить способы понимания совершенно неожиданных и непредсказуемых проблем развивать в себе умение и способность мыслить по-новому.

Ключевые навыки:

      творческое управление;

      стратегическое планирование;

      системное развитие.

Различия, существующие в типах решений и различия в трудности проблем, требующих решения, определяют уровень принятия решения.

 

=2=

Этапы и процедуры процесса принятия решений можно описать четырьмя крупными этапами, объединяющими 14 последовательных шагов.

1)      Этап постановки задачи и решение проблем. Основу для постановки задачи, принятия решений составляет возникновение новой ситуации, способной тем или иным образом воздействовать на работу организации.

2)      Этап разработки вариантов решений. Этот этап начинается с формулирования требований, которым должны удовлетворять предлагаемые варианты решений с учётом ограничивающих условий. Ограничителями могут быть:

      лимиты времени на разработку и решение проблемы;

      размеры выделенных для этого средств;

      высокая степень монополизации данной отрасли;

      параметры эффективности достижения целей.

3)      Этап выбора решений. Началом этапа является формирование критериев выбора. Критерии используемые при анализе различных альтернатив имеют разное содержание и форму. Наиболее полно они разработаны для хорошо запрограммированных решений, где возможны применение методов количественного анализа и электронная обработка данных.

4)      Этап организации выполнения решения и его оценки. После принятия и утверждения принятого решения его надлежит довести до исполнителей. Они должны получить чёткую информацию о том где, когда и какими способами должен осуществлять действия, которые соответствуют этому решению. Необходимо разработать план его реализации, в котором предусматривается система мер, обеспечивающих успешное достижение поставленных целей.

Большое значение имеет контроль выполнения работ связанный с реализацией решения, т.к. он может выявить не только отклонения от намеченного плана действий, но и недостатки самого решения, которые требуют своевременного устранения. Одним из механизмов планирования на этом этапе может быть так называемое «дерево решений».

 

Контрольные вопросы:

1. Назовите уровни принятия управленческих решений.

2. В чём сущность селективного уровня?

3. Охарактеризуйте четвёртый уровень принятия решения.

4. Перечислите этапы процесса принятия решения.

 

Урок № 23

 

ТЕМА: Понятие и сущность контроля.

1)     Понятие контроля. Этапы контроля.

2)     Виды контроля. «Управляющая пятерня». Характеристика эффективного контроля.

3)     Итоговая документация по контролю. Правила контроля.

 

=1=

Контроль – это управленческая деятельность в задачу, которой входит количественная и качественная оценка, учёт результатов работы организации.

Контроль – это процесс, обеспечивающий достижение фирмой поставленных целей.

Контроль на предприятии должен быть направлен на выявление, предупреждение отклонений и недостатков, а также на их оперативное устранение. Главными инструментами выполнения этой функции является наблюдение, проверка всех сторон деятельности предприятия, учёт и анализ. Все системы контроля базируются на обратной связи, т.е. они сопоставляют реальные достижения с прогнозными данными. Руководители начинают осуществлять функцию контроля с того момента, когда они сформировали цели и задачи и создали организацию.

Функция контроля – это такая характеристика управления, которая помогает выявить проблемы и скорректировать деятельность организации до того, как эти проблемы перерастут в кризис.

Цели контроля:

1.     Своевременно и полно скрыть промахи, ошибки и недостатки в работе подчинённых лиц и структурных подразделений.

2.     Наметить пути устранения недостатков и, посредством инструктирования, показа личного примера и обучения работников, оказать им реальную практическую помощь.

3.     Обобщить и распространить передовой опыт работы, показать возможность прогрессивных методов для совершенствования деятельности и системы управления.

Контроль должен осуществлять каждый руководитель любого ранга, должен считать его неотъемлемой частью своих должностных обязанностей.

Этапы контроля

Этапы процесса контроля:

I.       Установить стандарты.

      Выработайте показатели результативности.

II.    Сравните доступные результаты со стандартами.

      Установите масштаб отклонений.

      Используйте принцип исключения.

      Измерьте результаты.

      Своевременно информируйте о стандартах и результатах.

III.  Выберите подходящую линию поведения.

      Ничего не предпринимать.

      Устранить отклонения.

      Пересмотреть стандарты.

1 этап. Показывает насколько близки функции контроля и планирования. Для этого этапа важно определить показатель результативности, точно определяющий, что должно быть получено, чтобы поставленная цель считалась достигнутой. Цели могут вырабатываться в количественных показателях или в численном виде косвенно.

2 этап. Менеджер должен определить, насколько достигнутые результаты соответствуют его ожиданиям. Необходимо определить, насколько допустимы или относительно безопасны обнаруженные отклонения от стандартов.

3 этап. Принятие необходимых корректирующих действий – вступает в силу после того как менеджер вынесет оценку создавшейся ситуации.

 

=2=

Виды контроля:

1.      Предварительный. Начинается до решения управленческой задачи, т.е. до фактического начала работ. Он проводится до и во время определения целей и задач деятельности, планирования операций по решению задач. Он применяется по отношению к трудовым, материальным и финансовым ресурсам. В области человеческих ресурсов контроль достигается за счёт анализа тех деловых и профессиональных знаний, навыков, которые необходимы для выполнения конкретных задач организации, тех или иных должностных обязанностей и отбора наиболее подготовленных и квалифицированных людей. В области материальных ресурсов предварительный контроль осуществляется за качеством сырья, чтобы сделать отличный товар. В области финансовых ресурсов механизмом предварительного контроля является бюджет, в том смысле, что он даёт ответ на вопрос сколько, когда и каких средств потребуется организации.

2.      Текущий.  Цель – исключить отклонения от намеченных планов и инструкций. Осуществляется в ходе проведения работ от начала управленческой или хозяйственной операции до момента достижения требуемых результатов. Чтобы осуществить данный контроль необходима обратная связь, т.е. данные о полученных результатах

3.      Заключительный.  Если при текущем контроле используется обратная связь в ходе проведения самих работ, то в рамках заключительного контроля она используется после того, как работа выполнена. Заключительный контроль – это контроль результатов решения задачи. Положительная сторона – это поощрение за успешно выполненную работу. Две функции:

1)     Заключается в том, что этот контроль даёт руководителю информацию для планирования в будущем.

2)     Состоит в том, чтобы способствовать мотивации.

 

Наблюдения показывают, что руководители в своей жестикуляции используют преимущественно «указательный палец» как бы констатирующий виновность подчинённых. В практическом менеджменте существует понятие «управленческая пятерня», которая даёт наглядное представление об оптимальном выборе стиля работы с персоналом.

Функции каждого пальца

Указательный – указывает на того, кого менеджер хочет обвинить.

Средний – «кто выбрал этого человека для выполнения работы, которая выполнена неудовлетворительно?»

Безымянный – «кто инструктировал этого работника и как это было сделано?»

Мизинец – «был ли соответствующий контроль за его работой?»

Большой палец – напоминает, что слишком строгое взыскание (излишний нажим) не позволит достичь успеха и отрицательно влияет на деятельность работника.

 

Эффективный контроль должен быть:

1.     Иметь стратегическую направленность, т.е. быть целеустремлённым.

2.     Ориентироваться на результаты.

3.     Соответствовать характеру деятельности организации.

4.     Быть своевременным, гибким, экономичным, полным, систематическим, объективным, деловым, компетентным, доброжелательным, упреждающим.

5.     Быть простым.

 

=3=

Менеджер должен уметь грамотно оформлять итоговую документацию по контролю.

Методы представления проекта или задания:

I.       Линейные диаграммы (ось времени задаёт шкалу, на которой оценивается достигнутый результат, ось этапов – отдельные действия, которые работники должны выполнить продвигаясь от одной контрольной точки к другой, линии обозначают промежутки времени).

II.    Потоковые диаграммы.

Элементы:

      этапы;

      события;

      время.

III.  Методы программной оценки и анализа. Менеджер должен строго документировать все задания, поручаемые подчинённым, должен оценивать их в соотношении с нормами и стандартами.

Правила контроля:

      Сотрудник должен видеть, что контроль направлен не на его личность, а на рабочий процесс.

      Контролировать следует открыто.

      Осуществлять контроль надо за результатом, а не за действием.

      При организации контроля следует ограничиваться существенными моментами.

      Осуществляя контроль необходимо придерживаться товарищеского тона при общении.

      При доведении рабочих указаний особое внимание следует уделять изложению признаков контроля.

      Надо постоянно иметь в виду целевую установку контроля, не позволять ему превратиться в самостоятельную функцию.

      Контроль должен соответствовать характеру контролируемого процесса.

      Необходимо обосновывать контроль, делать понятным его цель.

      Следует делегировать ответственность.

 

Контрольные вопросы:

1. Дать понятие контроля.

2. Основные цели контроля.

3. Основные этапы контроля.

4. Перечислите виды контроля.

5. В чем выражается текущий контроль?

 

Урок № 25

 

ТЕМА: Понятие, сущность и классификация конфликтов.

1)     Понятие конфликта и его составляющие.

2)     Классификация конфликтов. Формы производственных конфликтов.

3)     Типы конфликтов.

4)     Причины возникновения конфликтов. Источники конфликта.

5)     Стадии развития конфликтов. Правила поведения в условиях конфликта.

6)     Методы управления конфликтами.

 

=1=

Конфликт – это противоречия, отсутствие согласия между двумя или более сторонами из-за непонимания или противоположности интересов.

Человек, против которого действует субъект в начавшемся конфликте, называется оппонентом. Чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, случай, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интерес другой. Инцидент может возникать как по инициативе субъектов конфликта, так и независимо от их воли и желания, вследствие либо объективных обстоятельств либо случайностей. Какой бы ни была природа конфликта менеджер должен проанализировать его, понять и уметь управлять им.

Считается, что если в организации нет конфликтов, то там что-то не в порядке. Отсутствие конфликтов в коллективе – явление не только не возможное, но и не желательное. Конфликт может быть функциональным, полезным для членов трудового коллектива и организации в целом, и дисфункциональным – снижающим производительность труда, личную удовлетворённость и ликвидирующим сотрудничество между членами коллектива. Результат конфликта в основном зависит от того, насколько эффективно им управляет менеджер.

 

=2=

Конфликты классифицируют:

1.      По степени остроты противоречий

Информация о работе Понятие, содержание и место менеджмента