Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 22:00, курс лекций
Менеджмент (от англ. Management - управление, организация) – это система программно-целевого управления, перспективного и текущего планирования организации, производства и реализации продукции.
Менеджмент – это эффективное использование и координация таких ресурсов как капитал (трудовой, производительный, финансовый) для достижения целей с максимальной эффективностью.
Понятие, содержание и место менеджмента в системе социально-экономических категорий.
Организация как объект менеджмента. Органы управления, типы организационных структур и принципы их построения.
Внутренняя среда организации, её составляющие. Внешняя среда организации.
Цикл менеджмента.
Роль планирования и его формы. Виды планов. Стадии планирования.
Стратегическое планирование.
Мотивация и критерии мотивации труда.
Ключевые навыки:
идентификация проблем;
систематизированное решение проблем;
создание рабочих групп;
анализ возможного риска.
Четвёртый уровень самый сложный – инновационный. Решаются наиболее сложные проблемы. Со стороны менеджера требуется абсолютно новый подход. Это может быть поиск решения проблемы, которую ранее плохо поняли или для решения которой требуются новые представления и методы. руководитель должен уметь находить способы понимания совершенно неожиданных и непредсказуемых проблем развивать в себе умение и способность мыслить по-новому.
Ключевые навыки:
творческое управление;
стратегическое планирование;
системное развитие.
Различия, существующие в типах решений и различия в трудности проблем, требующих решения, определяют уровень принятия решения.
=2=
Этапы и процедуры процесса принятия решений можно описать четырьмя крупными этапами, объединяющими 14 последовательных шагов.
1) Этап постановки задачи и решение проблем. Основу для постановки задачи, принятия решений составляет возникновение новой ситуации, способной тем или иным образом воздействовать на работу организации.
2) Этап разработки вариантов решений. Этот этап начинается с формулирования требований, которым должны удовлетворять предлагаемые варианты решений с учётом ограничивающих условий. Ограничителями могут быть:
лимиты времени на разработку и решение проблемы;
размеры выделенных для этого средств;
высокая степень монополизации данной отрасли;
параметры эффективности достижения целей.
3) Этап выбора решений. Началом этапа является формирование критериев выбора. Критерии используемые при анализе различных альтернатив имеют разное содержание и форму. Наиболее полно они разработаны для хорошо запрограммированных решений, где возможны применение методов количественного анализа и электронная обработка данных.
4) Этап организации выполнения решения и его оценки. После принятия и утверждения принятого решения его надлежит довести до исполнителей. Они должны получить чёткую информацию о том где, когда и какими способами должен осуществлять действия, которые соответствуют этому решению. Необходимо разработать план его реализации, в котором предусматривается система мер, обеспечивающих успешное достижение поставленных целей.
Большое значение имеет контроль выполнения работ связанный с реализацией решения, т.к. он может выявить не только отклонения от намеченного плана действий, но и недостатки самого решения, которые требуют своевременного устранения. Одним из механизмов планирования на этом этапе может быть так называемое «дерево решений».
Контрольные вопросы:
1. Назовите уровни принятия управленческих решений.
2. В чём сущность селективного уровня?
3. Охарактеризуйте четвёртый уровень принятия решения.
4. Перечислите этапы процесса принятия решения.
Урок № 23
ТЕМА: Понятие и сущность контроля.
1) Понятие контроля. Этапы контроля.
2) Виды контроля. «Управляющая пятерня». Характеристика эффективного контроля.
3) Итоговая документация по контролю. Правила контроля.
=1=
Контроль – это управленческая деятельность в задачу, которой входит количественная и качественная оценка, учёт результатов работы организации.
Контроль – это процесс, обеспечивающий достижение фирмой поставленных целей.
Контроль на предприятии должен быть направлен на выявление, предупреждение отклонений и недостатков, а также на их оперативное устранение. Главными инструментами выполнения этой функции является наблюдение, проверка всех сторон деятельности предприятия, учёт и анализ. Все системы контроля базируются на обратной связи, т.е. они сопоставляют реальные достижения с прогнозными данными. Руководители начинают осуществлять функцию контроля с того момента, когда они сформировали цели и задачи и создали организацию.
Функция контроля – это такая характеристика управления, которая помогает выявить проблемы и скорректировать деятельность организации до того, как эти проблемы перерастут в кризис.
Цели контроля:
1. Своевременно и полно скрыть промахи, ошибки и недостатки в работе подчинённых лиц и структурных подразделений.
2. Наметить пути устранения недостатков и, посредством инструктирования, показа личного примера и обучения работников, оказать им реальную практическую помощь.
3. Обобщить и распространить передовой опыт работы, показать возможность прогрессивных методов для совершенствования деятельности и системы управления.
Контроль должен осуществлять каждый руководитель любого ранга, должен считать его неотъемлемой частью своих должностных обязанностей.
Этапы контроля
Этапы процесса контроля:
I. Установить стандарты.
Выработайте показатели результативности.
II. Сравните доступные результаты со стандартами.
Установите масштаб отклонений.
Используйте принцип исключения.
Измерьте результаты.
Своевременно информируйте о стандартах и результатах.
III. Выберите подходящую линию поведения.
Ничего не предпринимать.
Устранить отклонения.
Пересмотреть стандарты.
1 этап. Показывает насколько близки функции контроля и планирования. Для этого этапа важно определить показатель результативности, точно определяющий, что должно быть получено, чтобы поставленная цель считалась достигнутой. Цели могут вырабатываться в количественных показателях или в численном виде косвенно.
2 этап. Менеджер должен определить, насколько достигнутые результаты соответствуют его ожиданиям. Необходимо определить, насколько допустимы или относительно безопасны обнаруженные отклонения от стандартов.
3 этап. Принятие необходимых корректирующих действий – вступает в силу после того как менеджер вынесет оценку создавшейся ситуации.
=2=
Виды контроля:
1. Предварительный. Начинается до решения управленческой задачи, т.е. до фактического начала работ. Он проводится до и во время определения целей и задач деятельности, планирования операций по решению задач. Он применяется по отношению к трудовым, материальным и финансовым ресурсам. В области человеческих ресурсов контроль достигается за счёт анализа тех деловых и профессиональных знаний, навыков, которые необходимы для выполнения конкретных задач организации, тех или иных должностных обязанностей и отбора наиболее подготовленных и квалифицированных людей. В области материальных ресурсов предварительный контроль осуществляется за качеством сырья, чтобы сделать отличный товар. В области финансовых ресурсов механизмом предварительного контроля является бюджет, в том смысле, что он даёт ответ на вопрос сколько, когда и каких средств потребуется организации.
2. Текущий. Цель – исключить отклонения от намеченных планов и инструкций. Осуществляется в ходе проведения работ от начала управленческой или хозяйственной операции до момента достижения требуемых результатов. Чтобы осуществить данный контроль необходима обратная связь, т.е. данные о полученных результатах
3. Заключительный. Если при текущем контроле используется обратная связь в ходе проведения самих работ, то в рамках заключительного контроля она используется после того, как работа выполнена. Заключительный контроль – это контроль результатов решения задачи. Положительная сторона – это поощрение за успешно выполненную работу. Две функции:
1) Заключается в том, что этот контроль даёт руководителю информацию для планирования в будущем.
2) Состоит в том, чтобы способствовать мотивации.
Наблюдения показывают, что руководители в своей жестикуляции используют преимущественно «указательный палец» как бы констатирующий виновность подчинённых. В практическом менеджменте существует понятие «управленческая пятерня», которая даёт наглядное представление об оптимальном выборе стиля работы с персоналом.
Функции каждого пальца
Указательный – указывает на того, кого менеджер хочет обвинить.
Средний – «кто выбрал этого человека для выполнения работы, которая выполнена неудовлетворительно?»
Безымянный – «кто инструктировал этого работника и как это было сделано?»
Мизинец – «был ли соответствующий контроль за его работой?»
Большой палец – напоминает, что слишком строгое взыскание (излишний нажим) не позволит достичь успеха и отрицательно влияет на деятельность работника.
Эффективный контроль должен быть:
1. Иметь стратегическую направленность, т.е. быть целеустремлённым.
2. Ориентироваться на результаты.
3. Соответствовать характеру деятельности организации.
4. Быть своевременным, гибким, экономичным, полным, систематическим, объективным, деловым, компетентным, доброжелательным, упреждающим.
5. Быть простым.
=3=
Менеджер должен уметь грамотно оформлять итоговую документацию по контролю.
Методы представления проекта или задания:
I. Линейные диаграммы (ось времени задаёт шкалу, на которой оценивается достигнутый результат, ось этапов – отдельные действия, которые работники должны выполнить продвигаясь от одной контрольной точки к другой, линии обозначают промежутки времени).
II. Потоковые диаграммы.
Элементы:
этапы;
события;
время.
III. Методы программной оценки и анализа. Менеджер должен строго документировать все задания, поручаемые подчинённым, должен оценивать их в соотношении с нормами и стандартами.
Правила контроля:
Сотрудник должен видеть, что контроль направлен не на его личность, а на рабочий процесс.
Контролировать следует открыто.
Осуществлять контроль надо за результатом, а не за действием.
При организации контроля следует ограничиваться существенными моментами.
Осуществляя контроль необходимо придерживаться товарищеского тона при общении.
При доведении рабочих указаний особое внимание следует уделять изложению признаков контроля.
Надо постоянно иметь в виду целевую установку контроля, не позволять ему превратиться в самостоятельную функцию.
Контроль должен соответствовать характеру контролируемого процесса.
Необходимо обосновывать контроль, делать понятным его цель.
Следует делегировать ответственность.
Контрольные вопросы:
1. Дать понятие контроля.
2. Основные цели контроля.
3. Основные этапы контроля.
4. Перечислите виды контроля.
5. В чем выражается текущий контроль?
Урок № 25
ТЕМА: Понятие, сущность и классификация конфликтов.
1) Понятие конфликта и его составляющие.
2) Классификация конфликтов. Формы производственных конфликтов.
3) Типы конфликтов.
4) Причины возникновения конфликтов. Источники конфликта.
5) Стадии развития конфликтов. Правила поведения в условиях конфликта.
6) Методы управления конфликтами.
=1=
Конфликт – это противоречия, отсутствие согласия между двумя или более сторонами из-за непонимания или противоположности интересов.
Человек, против которого действует субъект в начавшемся конфликте, называется оппонентом. Чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, случай, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интерес другой. Инцидент может возникать как по инициативе субъектов конфликта, так и независимо от их воли и желания, вследствие либо объективных обстоятельств либо случайностей. Какой бы ни была природа конфликта менеджер должен проанализировать его, понять и уметь управлять им.
Считается, что если в организации нет конфликтов, то там что-то не в порядке. Отсутствие конфликтов в коллективе – явление не только не возможное, но и не желательное. Конфликт может быть функциональным, полезным для членов трудового коллектива и организации в целом, и дисфункциональным – снижающим производительность труда, личную удовлетворённость и ликвидирующим сотрудничество между членами коллектива. Результат конфликта в основном зависит от того, насколько эффективно им управляет менеджер.
=2=
Конфликты классифицируют:
1. По степени остроты противоречий