Понятие, содержание и место менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 22:00, курс лекций

Описание

Менеджмент (от англ. Management - управление, организация) – это система программно-целевого управления, перспективного и текущего планирования организации, производства и реализации продукции.
Менеджмент – это эффективное использование и координация таких ресурсов как капитал (трудовой, производительный, финансовый) для достижения целей с максимальной эффективностью.

Содержание

Понятие, содержание и место менеджмента в системе социально-экономических категорий.
Организация как объект менеджмента. Органы управления, типы организационных структур и принципы их построения.
Внутренняя среда организации, её составляющие. Внешняя среда организации.
Цикл менеджмента.
Роль планирования и его формы. Виды планов. Стадии планирования.
Стратегическое планирование.
Мотивация и критерии мотивации труда.

Работа состоит из  1 файл

Лекции МЕНЕДЖМЕНТ.doc

— 491.00 Кб (Скачать документ)

1)     Содержание процесса управления.

2)     Основные функции управления. Цикл менеджмента.

 

=1=

Управление – это регулирование процессов вложения и обработки ресурсов, производства и реализации продукции. В системе производства продукции управление занимает определяющее место. Характер и эффективность процесса производства товаров или услуг обуславливается уровнем организации его управления.

Основные задачи управления – обеспечение наиболее эффективного использования материальных, трудовых, финансовых и информационных ресурсов, создание предпосылок для всемерного повышения эффективности производства.

Функциональное назначение управления – обеспечить единство, соответствие и согласованность всех звеньев производства для того, чтобы производственная хозяйственная деятельность осуществлялась бесперебойно и способствовала достижению плановых целей при наименьших затратах ресурсов.

Процесс управления можно представить следующим образом:

1.      Получение и обработка информации о состоянии объекта (Процесс управления начинается с получения и обработки информации. Совокупность таких сведений может быть представлена в виде количественных значений переменных. Для оптимального использования обработанной информации необходимо знать конкретные цели и задачи).

2.      Определение хозяйственных принципов и ориентиров, целей и задач.

      Принцип хозяйствования – основополагающее, кардинальное направление деятельности предприятия. им обычно свойственны стабильность и постоянство, однако они могут подлежать корректировке и пересмотру.

      Хозяйственный ориентир – отдалённая цель. Хозяйственным ориентирам необходима большая, нежели принципам хозяйствования конкретность и оперативность. Они определяются в зависимости от применения внешней и внутренней среды предприятия (улучшение условий труда).

      Цели предприятия отражают более конкретный уровень принятия решений. Различают общие и специальные цели предприятия.

      Задачи – это, по существу, развернутый план действий

                3. Выработка решений. Решение является основным средством воз                 действия менеджера на производственный коллектив.

                4. Выдача команды, реализация решения, изменение объекта. Завершающее звено процесса управления. Призвано обеспечить реализацию принятого решения, изменение управляемого объекта или перевод его из одного состояния в другое.

 

=2=

     Управление не может существовать отдельно от его объекта, поэтому содержание функций управления в каждом конкретном случае в значительной мере определяется особенностями управляемого объекта. При управлении предприятие реализует как общие функции, характерны для всех систем, так и функции, присущие только данной системе.

Основными функциями управления являются:

- перспективное и текущее управление.

- организация и регулирование.

- мотивация и координирование.

- контроль и учет.

Таким образом, основа управленческой деятельности – это выполнение менеджером 4 общих функций, которые составляют так называемый цикл менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль.

      Цикл – совокупность процессов, совершаемых в течение определенного времени. В процессе производства продукции цикл менеджмента обычно осуществляется непрерывно и имеет тенденцию к возобновлению.

1. Планирование. Важнейшая функция управления. Оно позволяет поддерживать пропорциональность производства, слаженную работу всех подразделений предприятия, рационально использовать имеющиеся материальные, трудовые и финансовые ресурсы. Основные принципы: комплексность, точность, непрерывность, гибкость, экономичность.

2. Организация. Совокупность методов, обеспечивающих наиболее целесообразное использование предметов и средств труда в процессе трудовой деятельности с целью выполнения установленных для предприятия плановых заданий.

3. Мотивация персонала. Известно, что оказывать воздействие на людей, стимулируя их к труду, для успешного выполнения поставленных задач можно с помощью двух основных методов: поощрения и наказания. Система стимулов представляет собой совокупность вознаграждений, обещанных работнику за выполнение данной работы с определенной эффективностью. Мотивация может быть моральной, материальной и социальной.

4. Контроль. Это заключительная функция цикла менеджмента. Контроль заключается в наблюдении за ходом производственных процессов, выявлении отклонений от них. С помощью учета результатов работы достигается оценка ее итогов. Система контроля должна разрабатываться в зависимости от индивидуальных особенностей каждого предприятия. Существует два подхода в контроле:

1. Традиционный – каждый работник получает определенное задание от руководства и должен их строго выполнить в соответствии с установленными правилами.

2. «экологический» - основан на принципе выживания и самоконтроля (экосистемы). То есть перед группой работников ставится определенная задача, за выполнение которой она несет полную ответственность. Если коллектив найдет какие-либо пути улучшения работы, он будет иметь полное право вносить изменения в свою работу самостоятельно, без получения одобрения руководства через бюрократическую систему.

    Функции менеджмента находятся в постоянной взаимосвязи и взаимозависимости.

 

Контрольные вопросы:

1. Назовите основные функции менеджмента.

2. Охарактеризуйте эти функции.

3. В чем сущность управления.

 

Урок № 7

 

ТЕМА: Роль планирования и его формы. Виды планов. Стадии планирования.

     1) Сущность планирования.

     2) Этапы планирования.

     3) Формы планирования. Виды планов.

=1=

     Процесс планирования в организации начинается с ясного понимания того, что же нужно делать для ее эффективного развития и функционирования.

     Планирование начинается с постановки общих целей, что дает возможность выбрать ориентиры в направлении работы всей организации.

      Успех любого плана зависит от:

- качества целеполагания в основных ключевых вопросах развития организации на основе обзора прошедшего, настоящего и будущего ее развития и успешности ее реагирования на изменения в окружающей среде.

- качества проведенного предварительного анализа деятельности самой организации, и ее ценовой политики, рынка, конкурентов, товародвижения и проч.

- правильной оценки конкурентоспособности организации.

- выбора и реализации стратегии развития, которое повысит конкурентоспособность организации.

Основное содержание внутрифирменного планирования как функции управления организацией состоит в обоснованном определении основных направлений деятельности и ее дальнейшего развития с учетом материальных источников и спроса рынка.

    Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей организации и каждого ее подразделения в отдельности на установленный период времени, определении финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

Планирование направлено на оптимальное использование возможностей фирмы, в том числе наилучшее использование всех видов ресурсов и предотвращение ошибочных действий, могущих привести к снижению эффективности деятельности фирмы. Планирование включает в себя определение: конечных и промежуточных целей, задач, решение которых необходимо для достижения целей, средств и способов их решения, требуемых ресурсов, их источников и способа распределения.

   Таким образом, назначение планирования состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития всей организации в целом.

 

=2=

Процесс планирования состоит как минимум из пяти этапов:

1. Прогнозирование. Под прогнозированием понимается работа, выполняемая менеджером, пытающимся заглянуть в будущее. Сюда входит систематический анализ определенного круга факторов с целью предвидения имеющихся возможностей. Дается оценка риска.

2. Выяснение и выбор вариантов развития. Менеджер должен произвести качественную оценку альтернатив, сравнить их с точки зрения доходности, а также с позиции требуемых ресурсов и выбрать наиболее подходящий вариант.

3. Формулирование целей. На всех уровнях управления «работает» общее правило: когда решение об определенном образе действий принято, предстоит наметить четкую цель и предельный срок ее достижения.

4. Разработка программы действий и составление графика работ. Намеченная и упорядоченная серия предстоящих действий, которые необходимы для реализации поставленной общей цели. Главное – временная последовательность программы.

5. Формирование бюджета. Очень важный этап, т.к. он включает стоимостную оценку программы и распределение всех ресурсов, в первую очередь финансовых. Бюджет может использоваться для контроля за выполнением плана и качества менеджмента предприятия.

Уровень и качество планирования деятельности определяются следующими важнейшими условиями:

- компетентность руководства организации на всех уровнях управления.

- наличие договорной информационной базы и обеспеченность необходимой техникой.

- квалификация персонала, работающего в функциональных подразделениях.

- психологические факторы.

- систематический подход.

 

=3=

   В зависимости от содержания, целей и задач и длительности планового периода можно выделить следующие формы планирования:

1. Стратегическое или перспективное планирование (прогнозирование).

2. Среднесрочное планирование.

3. Текущее (часто называемое тактическим, бюджетным, оперативным) планированием.

Виды планов:

1. В зависимости от содержания хозяйственной деятельности:

- планы НИОКР

- производства

- сбыта

- материально- технического снабжения

- финансовые планы

2. В зависимости от организационной структуры фирмы:

- планы производственного отделения

- планы дочерней компании

Планирование в зависимости от целей:

- объединение стратегий всех подразделений и распределение ресурсов (Американские компании);

- ориентация на распределение ресурсов (английские компании);

- ориентация на внедрение новшеств и повышение качества решений (японские компании).

 

Контрольные вопросы:

1. Дайте понятие планирование.

2. Перечислите основные формы планирования.

3. Назовите основные виды планов.

4. В чем сущность планирования.

 

Урок № 8

 

ТЕМА: Стратегическое планирование.

1)     Сущность стратегического планирования.

2)     Миссия и цели предприятия.

3)     Тактическое и текущее планирование. Основные этапы. Реализация текущих планов.

 

=1=

 

        1                                    2                                   3                                    4

    Миссия                          Цели                         Оценка и                 Управленческое

предприятия               предприятия                     анализ                    обследование

                                                                              внешней                  сильных и сла-

                                                                               среды                       бых сторон

 

 

 

        8                                     7                                   6                                    5

   Оценка                      Реализация                      Выбор                          Анализ

стратегии                     стратегии                     стратегии                 стратегических

                                                                                                                 альтернатив

 

Стратегическое планирование – это составной элемент стратегического управления.

Стратегическое планирование – это процесс разработки стратегии и основных методов их осуществления.

Стратегическое планирование – это система всего многообразия видов планирования деятельности на предприятии. Оно может быть:

      долгосрочным;

      среднесрочным;

      оперативным;

      функциональным.

Смыслом стратегического планирования является процесс моделирования будущего, применительно к которому должны быть определены цели и сформулированы задачи долговременного развития. Отличительная черта стратегического планирования – это гибкость. Она обуславливается гибкостью плановых горизонтов. Плановый горизонт зависит от размеров предприятия. Цель процесса стратегического планирования – добиться роста прибыли и бизнеса в целом по средствам приобретения большого числа потребителей, клиентов, покупателей.

=2=

Миссия – это определение перечня текущих и перспективных направлений деятельности предприятия, выделение приоритетов в стратегии, т.е. тех основополагающих принципов и норм ведения деятельности, которые будут определять образ организации в перспективе. Особенность миссии должна быть выполнена по истечении определённого периода времени (5 лет). В широком понимании миссия рассматривается как философия, предназначение, смысл, существования предприятия. Философия определяет ценности, верования, принципы, в соответствии с которыми предприятие намеревается осуществлять свою деятельность.

Информация о работе Понятие, содержание и место менеджмента