Понятие, содержание и место менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 22:00, курс лекций

Описание

Менеджмент (от англ. Management - управление, организация) – это система программно-целевого управления, перспективного и текущего планирования организации, производства и реализации продукции.
Менеджмент – это эффективное использование и координация таких ресурсов как капитал (трудовой, производительный, финансовый) для достижения целей с максимальной эффективностью.

Содержание

Понятие, содержание и место менеджмента в системе социально-экономических категорий.
Организация как объект менеджмента. Органы управления, типы организационных структур и принципы их построения.
Внутренняя среда организации, её составляющие. Внешняя среда организации.
Цикл менеджмента.
Роль планирования и его формы. Виды планов. Стадии планирования.
Стратегическое планирование.
Мотивация и критерии мотивации труда.

Работа состоит из  1 файл

Лекции МЕНЕДЖМЕНТ.doc

— 491.00 Кб (Скачать документ)

      недовольство;

      разногласие;

      противоречие;

      размолвка;

      стычка;

      ссора;

      война и т.д.

2.      По проблемно-деятельностному признаку

      управленческие;

      педагогические;

      производственные;

      экономические;

      политические.

3.      По степени вовлечённости людей в конфликт

      внутриличностные;

      межличностные;

      между личностью и группой;

      межгрупповой, межколлективный.

Внутриличностный ролевой конфликт – когда к одному человеку предъявляют противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы. Причиной может быть несогласованность производственных требований с личными потребностями или ценностями.

Межличностный конфликт – чаще всего это конфликт между руководителями соседних отделов. Может также проявляться и как столкновение личностей.

Конфликт между личностью и группой – когда ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности, либо когда групповые нормы отдельные личности не соблюдают, либо принятие руководителем административных мер в глазах подчинённых.

Межгрупповой конфликт – профсоюзы и администрация, между формальными и неформальными организациями. Причины: отрицательные оценки, носящие критический характер, отсутствие элементарного взаимопонимания, неправильные манеры поведения.

 

Формы производственных конфликтов:

      Интрига – нечестное запутывание окружающих, чтобы вынудить их к действиям, приносящим выгоду инициаторам и ущерб тем, против кого она направлена.

      Забастовка – временное организованное прекращение работы, открытый коллективный отказ от труда с выдвижением совместных требований к администрации.

      Саботаж – дезорганизация или задержка работы на формально законных основаниях.

 

=3=

Существует 4 основных типа конфликтов:

Внутриличностный – возникает тогда, когда к одному человеку предъявляют противоречивые требования. Например: Начальник цеха требует от бригадира каждый день бывать у него на планёрке, а позже выражает недовольство, что тот по утрам не своевременно даёт задание членам бригады.

Межличностный – чаще всего это борьба руководителя за ограниченные ресурсы (рабочую силу, финансы). Например: каждый считает, что если ресурсы ограничены, то он должен убедить вышестоящее начальство выделить их именно ему, а не другому руководителю.

Конфликт между личностью и группой – в связи с тем, что производственные группы устанавливают нормы поведения и выработки бывает так, что ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности.

Межгрупповой конфликт – частой причиной групповых конфликтов между формальными группами может быть различие целей. Например: отдел сбыта – качество продукции, а производственные подразделения – количество и экономия.

Кроме этого, конфликты классифицируют по степени проявления:

      скрытые;

      открытые.

 

=4=

Источники конфликтов – сами люди. Важно, чтобы менеджер понимал, что среди его подчинённых могут быть так называемые «трудные люди» (аномальные), ленивые, злые, эмоциональные, скрытые.

Обычно хорошо сосуществуют личности, обладающие разными темпераментами, привычками. Особенно надо отметить специфику работы, если в коллективе большая часть персонала – женщины.

Причины конфликтов:

1)      ограниченность ресурсов;

2)      взаимозависимость задач;

3)      различия в цели;

4)      различия в представлениях и ценностях – человек в первую очередь стремиться принимать во внимание те обстоятельства, которые благоприятны для его личных потребностей или для коллектива, в котором он трудится;

5)      различия в манере поведения и в жизненном опыте;

6)      неудовлетворительные коммуникации.

 

=5=

Стадии развития конфликта:

1.      фаза начала;

2.      фаза подъёма;

3.      пик конфликта;

4.      спад конфликта.

Главная задача менеджера состоит в том, чтобы уметь определять и войти в конфликт на начальной стадии. Различают 3 стадии конфликтной ситуации:

1)     предконфликтная (возникновение разногласия по определённому вопросу);

2)     собственно конфликт (взаимная неприязнь оппонентов возрастает и проявляется открыто). Руководителю следует направить конфликт в предметное русло, пресекать попытки оппонентов необоснованно нападать друг на друга;

3)     затухание конфликта (процесс постепенной гармонизации взаимоотношений участников конфликта).

Правила поведения в условиях конфликта:

      не поступайте по отношению к другим так, как не хотели бы, чтобы они поступали по отношению к тебе;

      кто делает первый шаг к примирению, тот и выигрывает;

      если возникает конфликт, то не поддавайтесь эмоциям;

      анализируя ситуацию ищите причину и не зацикливайтесь на самом факте конфликта;

      не конфликтуйте по пустякам;

      конфликт не стремитесь замять, а доведите его до логического конца, если убеждены, что вы правы, что вас поймут и поддержат в коллективе.

 

=6=

Пять основных методов:

1.     Отклонение.

2.     Сглаживание.

3.     Принуждение, применение законной власти или давление с целью навязать свою точку зрения. Недостаток этого метода: она подавляет инициативу подчинённых, создаёт большую вероятность того, что будут учтены не все важные факторы, т.к. представлена одна точка зрения. Кроме того, этот метод может вызвать возмущение подчинённых, т.е. создаст новую причину нового конфликта.

4.     Компромисс – уступка до некоторой степени другой точке зрения, является мерой эффективной, но может не привести к оптимальному решению. Использование компромисса на ранней стадии конфликта возникшего по важному решению может помешать диагнозу проблемы и сократить время поиска альтернатив.

5.     решение проблем – методы предпочтительный в ситуациях, которые требуют разнообразия мнений и данных, характеризуется открытым признанием, разницей во взглядах и столкновением этих взглядов для того, чтобы найти решение приемлемое для обеих сторон. В сложных ситуациях, где разнообразие подходов и точная информация являются существенными, для принятия управленческих решений надо даже поощрять и управлять ситуацией, используя стиль решения проблем.

 

 

Контрольные вопросы:

1. Понятие конфликта.

2. Основные виды конфликта.

3. Основные формы производственных конфликтов.

4. Перечислите 4 типа конфликтов.

5. Назовите основные причины конфликта.

6. Основные стадии развития конфликта.

7. Основные методы управления конфликтом.

 

Урок № 26

 

ТЕМА: Природа и причины стрессов. Методы снятия стресса.

1)     Последствия конфликтов.

2)     Стресс: понятие, причины. Управление стрессами.

3)     Основные неверные реакции на стресс.

 

=1=

Конфликты могут иметь функциональные и дисфункциональные последствия.

Функциональные. Суть в том, что проблема может быть решена путём, который приемлем для всех сторон и, в результате люди больше будут чувствовать свою причастность к решению этой проблемы. Это в свою очередь сводит к минимуму или совсем устраняет трудности в осуществлении решений (враждебность, несправедливость и вынужденность поступать против воли). Другое функциональное последствие состоит в том, что стороны будут больше расположены к сотрудничеству. Конфликт может также уменьшить возможности группового мышления и синдрома покорности, когда подчинённые не высказывают идей, которые как они считают, противоречат идеям их руководителей. Это может улучшить качества процесса принятия решений, т.к. дополнительные идеи и диагноз ситуации ведут к лучшему её пониманию разрабатываются добавочные альтернативы и критерии их оценки. Через конфликт члены группы могут проработать возможные проблемы в исполнении, ещё до того как решение начнёт выполняться.

Дисфункциональные последствия:

1)     Неудовлетворённость, плохое состояние духа, рост текучести кадров и снижение производительности.

2)     Меньшая степень сотрудничества в будущем.

3)     Сильная преданность своей группе.

4)     Представление о другой стороне как о враге: представление о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как об отрицательных.

5)     Сворачивание взаимодействия и общения с конфликтными сторонами.

6)     Увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения взаимодействия и общения.

7)     Придание большего значения победе в конфликте, чем решению реальной проблемы.

=2=

Стресс – это состояние напряжённости, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий.

Стресс – это необходимое условие жизни и, полное его устранение столь же нереально сколь и вредно.

Даже в наиболее прогрессивной и хорошо управляемой организации существуют ситуации и характеристики работ, которые вызывают стресс.

Стрессы – обычные и часто встречающиеся явления. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны, но чрезмерный стресс создаёт проблемы для индивидов и организации. Стресс, имеющий отношение к руководителям характеризуется чрезмерным психологическим или физиологическим напряжением.

Физиологические признаки стресса – язва, болезнь сердца, астма. Психологические проявления – раздражительность, потеря аппетита, депрессия. Снижая эффективность и благополучие индивида, чрезмерный стресс дорого обходится организации.

Существуют различные причины стресса; основной являются перемены. Любая перемена, даже позитивная нарушает баланс, который мы поддерживаем в своём окружении. В связи с этим отдельные сотрудники настолько оказываются в стрессовой ситуации, что вынуждены даже оставить работу.

Выделяют две группы факторов, вызывающих стресс:

      Организационные. Перезагрузка, т.е. работнику поручено большое количество заданий, возникает беспокойство, чувство безнадёжности и материальных потерь. Конфликт ролей возникает, когда работнику предъявляют противоречивые требования (например, работник хочет быть принят группой и соблюдать требования руководства – возникает беспокойство, напряжённость).

Неопределённость ролей возникает, когда работник не уверен в том, что от него ожидают (требования не противоречивы, но уклончивы и неопределённы). Неинтересная работа, т.е. люди имеющие интересную работу проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическому недомоганию. Плохие физические условия (температура, освещение, шум).

      Личностные (болезнь, развод).

Для снижения стресса необходимо:

1)     Оценивать способности, потребности и склонности работников, выбирать для них соответствующий объём и тип работы.

2)     Разрешать работникам отказываться от выполнения какого-либо задания, если для этого есть достаточные основания.

3)     Чётко определить полномочия, ответственность и производственные ожидания.

4)     Использовать стиль руководства в соответствующей ситуации.

5)     Обеспечивать надлежащее вознаграждение за эффективную работу.

6)     Выступать в роли наставника по отношению к подчинённым, развивать их способности, обсуждать с ними сложные вопросы.

Снятию стресса способствует самовнушение, самоприказ, дыхательная гимнастика. На предприятии должны создаваться комнаты эмоциональной разгрузки, комнаты отдыха, психологическая служба и др.

 

=3=

При стрессе в организме человека в ответ на негативное внешнее воздействие возникают защитные физиологические реакции. Различают 4 основные вида неверной реакции на стресс:

I.       Бездействие. Тот, кто совершает эту ошибку может получать удовлетворение от своего состояния, жалуясь окружающим. Эти люди чувствуют себя невинными жертвами, но не хотят ничего предпринимать лично, чтобы изменить ситуацию.

II.    Депрессия (подавление). Характерно чувство обречённости, они теряют самоуважение, становятся беспомощными, самоустраняются от реальной жизни.

III.  Отрицание. Не теряет бодрости, делает вид, что всё хорошо и унывать нет причины.

IV. Возмущение. Негодующие по причине стресса люди обвиняют во всём происходящем других, не желают принимать на себя ответственность.

Актуальной проблемой менеджера является регулирование уровня допустимых физических и эмоциональных нагрузок в коллективе. По мнению специалистов по своему отношению к работе в стрессовой обстановке люди делятся на 3 основных типа:

      бессильные;

      беспокойные;

      хладнокровные.

Менеджер должен активно мотивировать своих подчинённых. Каждому из перечисленных типов надо подобрать соответствующий вариант мотивации:

      успех;

      слава.

 

Контрольные вопросы:

1. Сущность функциональных последствий конфликта.

2. Перечислите дисфункциональные последствия конфликта.

3. Что такое стресс?

4. Перечислите факторы, вызывающие стресс.

5. Что необходимо делать для снижения стресса?

Информация о работе Понятие, содержание и место менеджмента