Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 22:00, курс лекций
Менеджмент (от англ. Management - управление, организация) – это система программно-целевого управления, перспективного и текущего планирования организации, производства и реализации продукции.
Менеджмент – это эффективное использование и координация таких ресурсов как капитал (трудовой, производительный, финансовый) для достижения целей с максимальной эффективностью.
Понятие, содержание и место менеджмента в системе социально-экономических категорий.
Организация как объект менеджмента. Органы управления, типы организационных структур и принципы их построения.
Внутренняя среда организации, её составляющие. Внешняя среда организации.
Цикл менеджмента.
Роль планирования и его формы. Виды планов. Стадии планирования.
Стратегическое планирование.
Мотивация и критерии мотивации труда.
выдачу распорядительной информации;
получение обратной информации;
выдача оценочной информации.
Руководители, отдавая распоряжение, не каждый раз контролируют их исполнение и не всегда дают оценку исполненному. Поэтому первая функции осуществляется более часто.
Условия эффективного общения:
1. Эффективное слушание – является важнейшим качеством менеджера. Уметь слушать – это не только вести себя спокойно и дать другому говорить, это ещё и умение воспринимать его факты.
2. Пояснение своих путей перед началом их подачи – это означает что необходимо обсудить, проанализировать вопросы или проблемы которые вы хотите сделать объектом передачи.
3. Установление обратной связи.
Управленческое общение осуществляется в условиях соблюдения определённых правил, законов.
1 закон. Понять – это ещё не значит принять.
2 закон. При прочих равных условиях люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоционально положительное отношение, и наоборот труднее принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоционально отрицательное отношение.
=2=
1 приём «Имя собственное».
Обращение к человеку по имени Внимание к данной личности Утверждение человека как личности Удовлетворение потребности утверждаться как личность Образование положительных эмоций Расположение к источнику этих эмоций.
2 приём «Зеркало отношений».
Добрая улыбка, приятное выражение лица Сигнал «Я – ваш друг» Друг обеспечивает защищённость Удовлетворение потребности в защищённости Образование положительных эмоций Расположение к источнику этих эмоций.
3 приём «Золотые слова».
«Золотые слова» (комплименты) Эффект внушения «Заочное» удовлетворение потребности в совершенствовании Образование положительных эмоций Расположение к источнику этих эмоций.
4 приём «Терпеливый слушатель».
Терпеливое и внимательное выслушивание Удовлетворение потребности в самовыражении Образование положительных эмоций Расположение к источнику этих эмоций.
Аттракция – это умение располагать к себе людей формировать у них симпатию.
=3=
Общение – это процесс взаимодействия конкретных людей, определённым образом воздействующих друг на друга. На основе общения могут возникать симпатии и антипатии. В общении проявляется форма отношений людей друг к другу, их культура, воспитанность, моральные убеждения, привычки.
Общение может быть:
прямым;
косвенным;
взаимным;
односторонним;
межличностным;
массовым.
Устное общение с помощью слов – это вербальное общение. Жесты, мимика, осанка, различные условные сигналы, а также зрение – это невербальные средства общения.
Общение выполняет 3 функции:
1. психологическая;
2. социальная;
3. инструментальная.
Выделяют 3 стороны общения:
1) коммуникативная (предполагает обмен информацией);
2) интерактивная (обмен не только информацией, но и действиями);
3) перцептивная (означает процесс восприятия друг друга партнёрами по общению и установление на этой почве взаимопонимания).
Коммуникации – это передача информации от одного субъекта другому.
Коммуникации бывают:
а. Сверху вниз
постановка задачи;
инструктирование.
б. Снизу вверх
донесение об исполнении;
донесение о проверке;
донесение о личном мнении сотрудника.
в. Горизонтальные
обмен мнениями;
координация действий;
планирование;
сообщение.
=4=
Формы трансакта:
Параллельные
Р Р Р Р Р Р Р Р
В В В В В В В В
Ре Ре Ре Ре Ре Ре Ре Ре
Руководитель Подчинённый Руководитель Подчинённый Руководитель Подчинённый Руководитель Подчинённый
Перекрёстные
Р Р
В В
Ре Ре
Подчинённый Руководитель
Скрытые
Р Р
В соц.уровень В В соц.уровень В
Ре Ре
Трансакция – это единица общения, т.е. взаимодействие двух или нескольких людей.
Трансакт – это обмен действиями. Ответ называется трансакционной реакцией или ответным ходом.
Самыми зрелыми и здоровыми являются параллельные трансакции, когда стимул, посланный человеком, встречает адекватную, естественную в данной ситуации реакцию.
Пересекающие трансакции возникают, когда на определённый стимул следует неадекватная реакция.
Скрытые трансакции требуют одновременного участия более чем двух состояний «Я».
Контрольные вопросы:
1. Дать понятие управленческого общения.
2. Назовите условия эффективного общения.
3. В чём сущность приёма «Золотые слова»?
4. Что такое общение?
5. Назовите виды общения.
6. Что такое трансакция?
7. Перечислите виды трансакции.
Урок № 15
ТЕМА: Деловое общение.
1) Деловое общение. Правила ведения бесед и совещаний.
2) Факторы повышения эффективности делового общения.
3) Этапы и фазы делового общения.
=1=
Деловое общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Словесное общение руководителя включает:
инструктаж подчинённых;
выступления на собраниях;
проведение совещаний;
постановку задачи;
дружескую воспитательную или деловую беседу и анализ ошибок подчинённых.
Беседы.
Менеджер должен уметь вести деловые беседы. От этого во многом зависит успех или неуспех дела. Существуют специальные разработанные методики и техники проведения разнообразных деловых бесед.
Деловые индивидуальные беседы делятся на 2 группы:
1. беседы свободные и целенаправленные с двусторонним обменом информацией, проходящие без специальной подготовки;
2. беседы специально подготовленные и строго регламентированные.
Любая деловая индивидуальная беседа состоит из 3 этапов:
1) подготовительный (план, задачи, время);
2) ознакомительный (преодолевается психологический барьер и устанавливается атмосфера доверия);
3) основной – состоит из 3 частей:
вводная;
основная;
заключительная.
Совещания.
Во время совещания между подчинённым и руководителем происходит обмен информацией, принимаются управленческие решения.
Деловое совещание – это способ привлечения коллективного разума к выработке оптимальных решений по актуальным и важным вопросам, возможность решать важную учебно-воспитательную задачу.
Для некоторых предприятий деловые совещания – это единственная возможность видеть и слышать руководителей высших уровней управления.
Классификация совещаний:
I. По назначению:
вырабатывающие и принимающие решения;
разъясняющие и уточняющие задачи по реализации ранее принятых решений;
подводящие итоги выполнения решений и дающие оценку его резервов;
оперативные.
II. По периодичности проведения:
разовые;
регулярные;
периодические.
III. По количеству участников:
узкий состав (до 5 человек);
расширенный (до 20 человек);
представительные (свыше 20 человек).
IV. По степени стабильности состава участников совещания:
с фиксированным составом;
с приглашаемыми по списку, составленному для каждого совещания;
комбинированные.
V. По принадлежности:
партийные;
административные;
научные и научно-технические;
объединённые.
=2=
Менеджер должен не только обладать навыками делового общения, но и повышать эффективность отдельных его видов. Наиболее важные слагаемые при расчёте цены делового совещания:
1. создание для благоприятных условий для коллективной работы и принятия коллективного решения;
2. организация начала делового совещания в точно назначенное время и обеспечение сжатых графиков работы, позволяет работникам подготовиться к деловому совещанию и эффективно распоряжаться своим временем в течение рабочего дня;
3. создание атмосферы непринуждённости и деловитости;
4. обеспечение эффективности ведения записей;
5. обеспечение активности всех участников;
6. обсуждение особых мнений.
=3=
Анализ структуры делового общения менеджера и его динамики позволяют выделить 4 основные этапа:
1) психологическое «чтение» особенностей поведения внешнего облика, использование имеющейся психологической информации о конкретном работнике и составлении первичного психологического портрета взаимодействующего лица;
2) поиск психологических предпосылок эффективности общения и создание благоприятных условий для межличностного контакта;
3) взаимодействие и воздействие менеджера в процессе профессионального общения на других лиц с целью решения профессиональных задач;
4) оценка резервов конкретного акта общения и планирование содержания и процесса дальнейших контактов с определёнными лицами.
В деловом общении выделяются фазы:
I. подготовка делового общения (спланировать, выбрать место и время, определить для самого себя установки на результаты общения);
II. фазы общения
2.1. вхождение в контакт (менеджер должен почувствовать состояние, настроение партнёра, освоиться сам и дать возможность сориентироваться собеседнику);
2.2. концентрация внимания на чём-то, какой-то проблеме, задачи сторон и разработка темы;
2.3. мотивированный зондаж (понять мотивы собеседника и выявить его интересы);
2.4. поддержание внимания (менеджер должен пользоваться приёмами поддержания внимания и возвращаться к ним в течение общения);
2.5. аргументация и убеждение (если есть расхождения во мнении);
2.6. фиксация результата (менеджер должен уметь почувствовать тот момент в общении, когда тема исчерпана или собеседник проявляет беспокойство, в этом случае необходимо завершить совещание).
Задачи общающихся:
1) заключаются в оценке человека с деловой точки зрения;
2) получение или передача информации;
3) в воздействии на мотивы и решения.
Контрольные вопросы:
1. Что такое деловое общение?
2. Назовите основные этапы беседы.
3. Как классифицируются совещания по назначению?
4. Перечислите фазы делового общения.
Урок № 16
ТЕМА: Абстрактные типы собеседников. Техника телефонных переговоров.