Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 22:00, курс лекций
Менеджмент (от англ. Management - управление, организация) – это система программно-целевого управления, перспективного и текущего планирования организации, производства и реализации продукции.
Менеджмент – это эффективное использование и координация таких ресурсов как капитал (трудовой, производительный, финансовый) для достижения целей с максимальной эффективностью.
Понятие, содержание и место менеджмента в системе социально-экономических категорий.
Организация как объект менеджмента. Органы управления, типы организационных структур и принципы их построения.
Внутренняя среда организации, её составляющие. Внешняя среда организации.
Цикл менеджмента.
Роль планирования и его формы. Виды планов. Стадии планирования.
Стратегическое планирование.
Мотивация и критерии мотивации труда.
У – Р Р – В ОЦВ = М - мотивация
Ожидание того, Ожидание того, Ожидаемая
что приложенные что результат ценность
усилия дадут результат повлечёт за собой вознаграждения
Теория справедливости даёт другое объяснение тому, как люди распределяют и направляют свои усилия на достижение поставленных целей. Теория утверждает, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям, и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Несправедливое, по их оценке, вознаграждение приводит к возникновению психологического напряжения. В целом, если человек считает свой труд недооцененным, то он оставит объем затрачиваемых усилий на прежнем уровне, или даже увеличит его, если он считает, что его труд переоценили, то он не будет повышать свою производительность.
=4=
Комплексную процессуальную теорию мотивации разработали Портер и Лоулер. Она включает элементы теории ожиданий и теории справедливости. В ней фигурирует 5 переменных:
затраченные усилия;
восприятие;
полученные результаты;
вознаграждение;
степень удовлетворения.
Согласно модели достигнутые результаты зависят от приложенных усилий, способностей, характерных особенностей и осознания своей роли.
Модель Портера-Лоулера
Результаты, достигнутые сотрудником, зависят от трёх переменных: затраченных усилий (3), способностей и характерных особенностей (4), а также от осознания им своей роли в процессе труда (5). Уровень затрачиваемых усилий в свою очередь зависит от ценности вознаграждения и от того, насколько человек верит в существование прочной связи между затратами усилий и возможным вознаграждением.
=5=
Делегирование в менеджменте – это передача менеджерами полномочий и ответственности за выполнение задач одному или нескольким подчинённым. С помощью делегирования менеджер распределяет среди сотрудников задачи, которые должны быть выполнены для достижения целей организации. Особенностью делегирования полномочий является то, что они могут передаваться не конкретному человеку, а должности, которую этот работник занимает.
Различают следующие типы полномочий:
линейные (от руководителя к подчинённому);
административные (делегирование на различных функциях аппарата управления).
Положительные стороны делегирования:
1. Менеджер освобождается от части функций исполнения и контроля.
2. Подчинённые проявляют творческий подход к делу.
3. Сотрудники приобретают навыки самостоятельной и ответственной работы.
Отрицательные моменты:
1. Имеется угроза невыполнения работы, ухудшение её качества.
2. Возможно появление конкуренции менеджеру среди отдельных сотрудников.
3. Усложняется процесс принятия окончательных решений.
Основные правила работы менеджера при делегировании полномочий:
понимание главных целей, решаемых проблем при передаче полномочий подчинённым;
делегирование полномочий в первую очередь способным инициативным работникам;
объективная оценка возможного риска;
регулярное консультирование и контроль за работой сотрудников.
Контрольные вопросы:
1. Дайте понятие делегирования полномочий.
2. В чем сущность теории справедливости и теории ожидания.
3. В чем сущность модели Портера-Лоулера.
Урок № 12
ТЕМА: Основные методы управления. Самоменеджмент.
1) Сущность и содержание методов управления.
2) Классификация методов управления.
3) Организационно-
4) Экономические методы управления.
5) Социально-психологические методы управления.
6) Самоменеджмент.
=1=
Методы управления – это способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения её целей.
Методы управления – это способы воздействия на коллектив трудящихся и отдельных работников для достижения поставленных целей.
Направленность методов управления ориентирована на систему (объект) управления (фирму, отдел, подразделение, компанию).
Содержание – специфика приёмов и способов воздействия.
Организационная форма – воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию. Может быть прямое (непосредственное) или косвенное (постановка задачи и создание стимулирующих условий) воздействие.
В практике одновременно применяют различные методы и их сочетание.
=2=
Разнообразие методов управления вызывает необходимость упорядочения всей их совокупности, при помощи классификации по определённым критериям:
1. Общенаучные методы включают:
1.1. системный подход;
1.2. комплексный подход – способ рассмотрения управленческих отношений и их конкурентных форм в единстве с общими свойствами и устойчивыми взаимосвязями важнейших элементов образующих их структуру;
1.3. конкретно-исторический подход – способ исследования возникновения, формирования и развития объектов в хронологической последовательности;
1.4. моделирование;
1.5. социологическое исследование – способ определения роли возможных мотивов поведения и характера взаимоотношений в трудовом коллективе и за его пределами.
2. Конкретные (специфические) методы управления:
2.1. методы управления функциональными подсистемами – виды работ, используемые специалистами функциональных подсистем (производство, маркетинг, персонал);
2.2. методы выполнения функций управления – действия, связанные с выполнением функций составляющих процесс управления;
2.3. методы принятия управленческих решений – способы осуществления управленческой деятельности на этапах необходимых для разрешения проблем:
методы постановки проблем;
методы решения проблем;
методы выбора решений;
методы организации выполнения, принятия решений.
Методы управления характеризуются в зависимости от их содержания, направленности и организационной формы, что отражает административное, экономическое и социальное воздействие на управляемую систему.
Выделяют следующие методы воздействия:
организационно-
экономические (обусловленные экономическими стимулами);
социально-психологические (применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников).
=3=
В основе организационно-
Организационно-
1) обязательное предписание (приказ);
2) согласительные методы (консультации);
3) рекомендации, пожелания (совет).
В практике управленческой деятельности административное воздействие на процесс управления связано с тремя типами подчинения:
I. вынужденным и внешненавязанным (оно сопровождается неприятным чувством зависимости и понимания подчинёнными, как нажим сверху);
II. пассивным (для него характерно удовлетворение, связанное с освобождением от принятия самостоятельных решений);
III. осознанно внутренне-обоснованным (в целом организационно-
=4=
Экономические методы управления представляют собой совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается эффект, удовлетворяющий требования коллектива в целом, и личности в частности. Здесь речь идёт об изменении системы материального стимулирования с учётом экономических интересов всех участников трудового коллектива.
На основании экономических методов должны развиваться и укрепляться организационные и социально-психологические методы, повышаться профессионализм и карьера их применения, с помощью которых появится возможность наиболее полно сочетать личные интересы с общегосударственными. Экономические методы управления, чаще всего, выступают в следующих формах:
планирование;
анализ;
хозяйственный расчёт;
ценообразование;
финансирование.
=5=
Недостаточное внимание к социальным и психологическим методам вызывает нездоровые взаимоотношения в коллективе и снижает производительность труда. Социально-психологические методы представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них.
Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приёмов в целях превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека. Это достигается посредством приёмов, которые носят личностный характер (авторитет, личный пример).
Главная цель применения этих методов - формирование в коллективе положительного социально-психологического климата, благодаря чему в значительной мере будут решаться воспитательные, организационные и экономические задачи.
Социально-психологические методы управления требуют, чтобы во главе коллектива были люди достаточно гибкие, умеющие использовать разнообразные аспекты управления.
Формы воздействия:
экономические соревнования;
критика;
самокритика;
постоянно действующие производственные совещания.
=6=
Информация – это совокупность различных сообщений об изменениях происходящих в системе и окружающей её среде.
Классификация информации:
внутренняя и внешняя;
по форме отображения;
по форме представления;
по роли в процессе управления;
по качеству;
по возможности использования (необходимая, избыточная, достаточная);
по степени обновляемости (постоянная и переменная);
по степени деятельности предприятия (первичная, производная, обобщённая);
по виду носителя (печатная, кинофильм);
по времени поступления.
Контрольные вопросы:
1. Дайте понятие методов управления.
2. Какие методы относятся к организационно-
3. В каких формах выражаются экономические методы?
4. Дать понятие информации.
5. Какова цель социально-психологических методов?
Урок № 13
ТЕМА: Управленческое общение.
1) Управленческое общение, его функции и назначение.
2) Приёмы аттракции.
3) Понятие общения, его виды и функции. Коммуникации, их виды.
4) Трансакты.
5) Информация, её виды.
=1=
Управленческое общение – это общение с целью руководить людьми, изменять их деятельность в определённом направлении, поддерживать в заданном или формировать в необходимом направлении. Руководитель вступает с подчинёнными в управленческое общение, чтобы:
1. отдать распоряжение, указание, что-либо порекомендовать, посоветовать;
2. получить обратную информацию от подчинённого по выполнении задания;
3. дать оценку выполнения задания подчинённым.
Выдача распоряжения, проверка исполнения и оценка исполненного – эти цели, по сути, отражают этапы управленческого взаимодействия руководителя с подчинёнными и представляют собой 3 функции управленческого общения: