Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 17:22, дипломная работа
Действия организаций и их руководителей не могут сводиться к простому реагированию на происходящие перемены.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 4
1.1 Стратегия. Определения и термины 4
1.2 Методы и инструменты формирования стратегии управления предприятием 9
1.3 Методы формирования конкурентной стратегии 17
2. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «МЕГАФОН» 29
2.1 Стратегическая характеристика деятельности предприятия 29
2.2 Стратегический анализ внешней среды ОАО «Мегафон» 45
2.3 Стратегический анализ внутренней среды ОАО «Мегафон» 54
2.4 Анализ конкурентной среды ОАО «Мегафон» 55
3. РАЗРАБОТКА КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ 63
3.1 Моделирование конкурентной стратегии 69
3.2 Разработка плана мероприятий по реализации конкурентной стратегии 65
3.3 Экономическое обоснование и оценка эффективности реализации конкурентной стратегии………………………………………………………….. 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
ЛИТЕРАТУРА 81
2.2 Стратегический анализ внешней среды ОАО «МЕГАФОН»
Для
анализа внешней среды
Любая компания находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Но ресурсы внешней среды не безграничны, и на них претендуют другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует вероятность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям.
PEST-анализ включает следующие направления:
Политические факторы
Политическая составляющая макроокружения должна изучаться в первую очередь для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти. Изменения политической ситуации или законодательства также могут являться значительным фактором, способным повлиять на работу компании в дальнейшем. Применительно к сотовой связи компании должны отслеживать, как правительство относится к отрасли, какие последствия для рынка и бизнеса можно ожидать в результате изменения в законодательстве и правовом регулировании. Такие изменения могут сказаться на деятельности компании как положительно, так и сделать среду более враждебной.
Экономические факторы
Состояние экономики влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей приобретать продукцию. Замедление роста ВВП и нестабильная ситуация в экономике, наблюдающаяся в данный момент, негативно отразятся на росте отрасли в будущем. Повышение курса доллара по отношению к рублю вызовет рост розничных цен.
Социально-
Любая компания работает, по меньшей мере, в одной культурной среде. Поэтому социокультурные факторы, в числе которых преобладают установки, жизненные ценности и традиции, также влияют на организацию. Социокультурные факторы влияют на формирование спроса населения, трудовые отношения, уровень заработной платы и условия труда. К этим факторам относится и демографическое состояние общества. Важное значение имеет отношение компании с местным населением. В связи с этим в качестве фактора социокультурного окружения выделяют независимые средства массовой информации, которые могут формировать имидж фирмы, ее товаров и услуг.
Одним
из главных социально-
Технологические факторы.
Анализ воздействия технологий позволяет своевременно увидеть те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новой продукции, усовершенствования производимой продукции и модернизации технологии изготовления и сбыта. Прогресс науки и техники несет в себе огромные возможности и не менее значительные угрозы для компаний на рынке услуг сотовой связи. Опоздав с модернизацией, они теряют свою долю рынка, что может привести к крайне негативным для них последствиям. Использование инноваций дает компании конкурентные преимущества. Создание новых продуктов или усовершенствование старых – все это относится к категории инноваций.
К стратегическому анализу полезно привлекать менеджеров высшего звена и функциональных подразделений предприятия, выступающих в таком случае в качестве экспертов по рынку. Вовлечение менеджеров в процессы маркетинга способствует лучшей ориентации предприятия в рыночной ситуации. Работа проводится методом групповой экспертизы с привлечением рыночной информации, предварительно собранной маркетологами. Предложим следующих экспертов и создадим две экспертные группы по два человека в каждой.
Валерий Ермаков. В 2001–2009 годах занимал пост генерального директора ОАО «МСС-Поволжье» – дочерней операционной компании «Мегафон» в Поволжском регионе. Ранее работал в ОАО «Тамбовская электросвязь». Г-н Ермаков окончил Тамбовский институт химического машиностроения с дипломом
радиоинженера-конструктора-
Представим результаты анализа факторов макросреды в таблице 6.
Сфера | События/Фактор | Угрозы/ Возможности (фактор как возможность +1 фактор как угроза -1) |
Вероятность проявление
(0-1) |
Важность
(1-10) |
Влияние
(с.3*с4*с5) |
Программа действий |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Экономическая | уровень инфляции | -1 | 0,5 | 8 | -4,0 | усиление аналитической службы, внимание финансовой политике |
курс валют | -1 | 0,4 | 8 | -3,2 | усиление аналитической службы | |
Кредитная политика. (понижение ставки по кредитам) | 1 | 0,5 | 7 | 3,5 | усиление аналитической службы | |
Платежеспособность населения | -1 | 0,7 | 7 | -4,9 | Расширение кредитной продуктовой линейки | |
Понижение ставки рефинансирования | 1 | 0,5 | 9 | 4,5 | Внимание финансовой политике | |
Политико-правовая | Антимонопольное законодательство | -1 | 0,5 | 8 | -4,0 | усиление работы юридической службы |
Земельное законодательство | -1 | 0,5 | 7 | -3,5 | усиление работы юридической службы | |
Влияние контролирующих органов | -1 | 0,5 | 6 | -3,0 | усиление работы юридической службы | |
Инновационная политика | 1 | 0,5 | 9 | 4,5 | усиление работы отдела инновации, юридической службы | |
Налоговая политика | -1 | 0,5 | 7 | -3,5 | внимание финансовой политике, оптимизация налогообложения | |
Общественно-социальная |
Демографическая структура | -1 | 0,7 | 6 | -4,2 | усиление аналитической службы |
Уровень образования | -1 | 0,5 | 8 | -4 | усиление аналитической службы | |
Стиль жизни, привычки | -1 | 0,3 | 8 | -2,4 | рекламная компания | |
Социальная мобильность населения | 1 | 0,3 | 7 | 2,1 | рекламная компания | |
Изменение базовых ценностей | 1 | 0,3 | 6 | 1,8 | усиление аналитической службы | |
Технологическая | Появление новых технологий | 1 | 0,5 | 9 | 4,5 | усиление работы аналитической службы, отдела инноваций |
Новые патенты | 1 | 0,5 | 7 | 3,5 | усиление работы аналитической службы, отдела инноваций | |
Гос.политика и НТП | 1 | 0,4 | 7 | 2,8 | усиление работы аналитической службы | |
|
Защита интеллектуальной собственности | 1 | 0,3 | 7 | 2,1 | усиление работы юридической службы |
Появление новых продуктов | 1 | 0,3 | 9 | 2,7 | усиление работы отдела инновации |
Итак, по результатам PEST-анализа, большинство внешних факторов, способных повлиять на развитие рынка сотовой связи в 2009 гг., окажут на него отрицательное воздействие. При этом наибольшее влияние на рынок окажут экономические и политические факторы.
Для
анализа влияния внешних
Каждая сфера детализируется тремя факторами.
Экономические: уровень инфляции, курс валют; налоговые ставки;
Политико-правовые: регулирование государством законов о лицензировании связи, развитие антимонопольного законодательства, влияние контролирующих органов.
Технологические: появление новых технологий, новые патенты и изобретения, государственная политика в области Научно-технологического прогресса.
Таблица 7. Анализ влияния внешних факторов.
Сфера, фактор | Эксперт 1 | Эксперт 2 | Итого | ||||||
Привычность | Темп изменений | Предсказуемость | Средняя оценка 1 | Привычность | Темп изменений | Предсказуемость | Средняя оценка 2 | (ср1 + ср2) / 2 | |
1. Технологический | |||||||||
Появление новых технологий | 3 | 3 | 2 | 2,66 | 4 | 2 | 2 | 2,66 | 2,66 |
Новые патенты | 3 | 3 | 2 | 2,66 | 3 | 3 | 2 | 2,66 | 2,66 |
Гос. политика и НТП | 2 | 2 | 2 | 2,00 | 3 | 2 | 2 | 2,33 | 2,165 |
Итого по сфере | 2,44 | 2,55 | 2,495 | ||||||
2. Экономический | |||||||||
Платежеспособность | 3 | 3 | 3 | 3,00 | 2 | 2 | 3 | 2,33 | 2,65 |
Уровень инфляции | 3 | 3 | 2 | 2,66 | 2 | 2 | 2 | 2,00 | 2,33 |
Курс валют | 2 | 2 | 2 | 2,00 | 2 | 2 | 3 | 2,33 | 2,165 |
Итого по сфере | 2,55 | 2,22 | 2,38 | ||||||
3. Политико-правовой | |||||||||
Налоговая политика, влияние контролирующих органов | 4 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2,66 | 2,93 |
Антимонопольное законодательство | 3 | 2 | 2 | 2,33 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2,165 |
Политика лицензирования | 2 | 2 | 2 | 2,00 | 2 | 2 | 1 | 1,66 | 1,83 |
Итого по сфере | 2,44 | 2,11 | 2,27 |
На основе построенного профиля среды наибольшую нестабильность наблюдаем в технологической сфере, поэтому необходимо уделять особое внимание подробному исследованию факторов, влияющих на развитие новых технологий, внедрение инноваций, позволяющих быть всегда на шаг впереди, проводить поиск новых технологий в области связи.
Проведем анализ влияния движущих сил на ОАО «МЕГАФОН».
Используя модель Портера 5 сил конкуренции, проведем оценку каждой составляющей.
Каждый из факторов оценивается по бальной шкале:
Результат анализа представим в таблице 8.
Факторы конкуренции | Признак появления фактора | Оценка фактора (1-3) | Прогноз развития |
(-1,0,+1) | |||
Анализ конкурентов |
Продолжение таблицы 8
1 | 2 | 3 | 4 |
1. мощность предприятия | На рынке функционирует около 5 крупных игроков. Доля рынка 24,2% | 2 | 1 |
2.унифицированность сервисных услуг | Все компании на рынке предоставляют примерно одинаковый спектр сервисных услуг. | 2 | 0 |
3.
изменение платежеспособного |
средне | 2 | -1 |
4.степень стандартизации услуги | высокая степень | 2 | 0 |
5.издрежки переключения клиентов с одного предприятия на другое | Низкие издержки переключения | 1 | 0 |
6. барьеры ухода с рынка | Высокие барьеры переключения на другой отраслевой рынок | 2 | 1 |
7. барьеры проникновения на рынок | Высокие барьеры входа на рынок | 3 | 0 |
8. ситуация на смежных рынках | Высокий уровень конкуренции на смежных рынках | 2 | 1 |
9.
стратегии конкурирующих |
Стимулирование сбыта, программы лояльности | 1 | 1 |
10. привлекательность рынка | Отрасль динамично развивается и является привлекательной для конкурентов | 2 | 0 |
Итого | 1,9 | 0,3 |
Информация о работе Разработка стратегии развития предприятия ОАО "Мегафон"