Разработка стратегии развития предприятия ОАО "Мегафон"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 17:22, дипломная работа

Описание

Действия организаций и их руководителей не могут сводиться к простому реагированию на происходящие перемены.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 4
1.1 Стратегия. Определения и термины 4
1.2 Методы и инструменты формирования стратегии управления предприятием 9
1.3 Методы формирования конкурентной стратегии 17
2. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «МЕГАФОН» 29
2.1 Стратегическая характеристика деятельности предприятия 29
2.2 Стратегический анализ внешней среды ОАО «Мегафон» 45
2.3 Стратегический анализ внутренней среды ОАО «Мегафон» 54
2.4 Анализ конкурентной среды ОАО «Мегафон» 55
3. РАЗРАБОТКА КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ 63
3.1 Моделирование конкурентной стратегии 69
3.2 Разработка плана мероприятий по реализации конкурентной стратегии 65
3.3 Экономическое обоснование и оценка эффективности реализации конкурентной стратегии………………………………………………………….. 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
ЛИТЕРАТУРА 81

Работа состоит из  1 файл

Стратег. менеджмент.doc

— 1.30 Мб (Скачать документ)

 
 
 
 
 

    Продолжение таблицы 8

1 2 3 4
Анализ потребителей
1. статус покупателя Объемы потребления  значительно различаются 3 1
2. значимость услуги у покупателя Услуга является важной составляющей в номенклатуре у потребителя 2 1
3. стандартизация услуги Услуги стандартизированы 2 0
Итого   2,33 0,66
Анализ  поставщиков
1. уникальность канала поставок Трудности при  переходе от одного поставщика к другому  незначительны 1 0
2.доля  отдельного поставщика Рынок поставщиков неоднороден. 1 0
3. значимость покупателя Высокая значимость каждого отдельного покупателя 2 1
Итого   1,33 0,33
Анализ  услуги-заменителя
1. Цена Уровень цен  на услугу заменителя идентичен 1 -1
2. стоимость переключения невысокая стоимость переключения на услугу заменитель 1 1
3.качество  основной услуги Поддержание высокого качества услуги 3 1
Итого:   1,66 0,33
Анализ  потенциальных конкурентов
1. барьеры для входа на рынок Барьеры для  входа на рынке высоки 3 0

 
 
 
 
 

    Продолжение таблицы 8

1 2 3 4
2. доступ к каналам распределения Свои собственные  каналы распределения 2 0
3. отраслевые преимущества Внедрение оборудования 3-го поколения 3 1
Итого   2,66 0,33

 

    Определим коэффициенты важности каждого фактора.  Исходя из характеристики окружения предприятия, приведенной  в  п.2.1 и таблице 3, опираюсь на экспертные оценки, присвоим коэффициенты важности каждому фактору:

Анализ  конкурентов – 0,35;

Анализ  потребителей – 0,28;

Анализ  поставщиков – 0,09;

Анализ  услуги-заменителя – 0,1;

Анализ  потенциальных конкурентов – 0,18;

В сумме:  -    1.

      Рассчитаем  средневзвешенную оценку факторов.

b равно 2,08, следовательно, уровень конкуренции в отрасли можно определить

как более высокий, чем умеренный.

      Рассчитаем  теперь прогноз развития в среднем  по отрасли:

 

 

     С равно 0,41, следовательно,  делаем вывод о том, что конкуренция в будущем будет повышаться.

 

     2.3 Стратегический анализ  внутренней среды ОАО «МЕГАФОН»

 

     Для проведения стратегического анализа  внутренней среды выделим наиболее важные факторы и дадим им краткую характеристику (таблица 9).

 

                                               Таблица 9.  Ключевые внутренние факторы фирмы

Сфера Факторы Краткое описание фактора
Кадры
  • Квалификация сотрудников
  • Текучесть кадров
  • Уровень мотивации персонала
  • Обеспеченность кадрами
 
  • Большинство сотрудников имеет большой опыт работы, но не постоянно повышается их квалификация
  • Низкий уровень текучести кадров
  • Слабо разработана система стимулов для мотивирования выполнения работы
  • Обеспеченность кадрами не всегда составляет 100%
Организация общего управления
  • Организационная структура предприятия
  • Доля управленческих расходов
  • Квалификация высшего руководства
  • Система контроля
  • Предприятие имеет крупную организационную структуру
  • Управленческие расходы предприятия достаточно высокие
  • Всё высшее руководство имеет высокую квалификацию и большой опыт, достаточно компетентно в управленческой и производственной деятельности
  • Общая система контроля для всей организации управления эффективно используется
Маркетинг
  • Доля предприятия на рынке
  • Ассортиментная политика
  • Ценовая политика
  • Каналы распределения
  • Уменьшение доли предприятия на рынке г.Красноярска в связи с активизацией конкурентов
  • Широкий ассортимент представленных услуг связи
  • Возможность снижения цены за счет снижения издержек
  • Имеется собственная сеть по сбыту услуги связи
Финансы
  • Доля заемных средств
  • Рентабельность
  • Инвестиционная политика
  • Величина капитальных вложений
 
 
  • Удельный  вес заемных средств на предприятии сравнительно мал
  • Достаточно высокая рентабельность
  • Рост объема капитальных вложений
  • Увеличение вложения инвестиционных средств в современное оборудование
Производство  и технологии
  • Новизна технологий
  • Внедрение высокотехничного оборудования
  • Емкость сетей
  • Зона покрытия сетей и качество связи
  • Начало строительства сетей 3-го поколения
  • Увеличение числа базовых станций
  • Увеличение общей емкости сетей и зоны покрытия
  • Качество связи на среднем уровне

 
 

     2.4 Анализ конкурентной среды ОАО «МЕГАФОН»

 

           Рынок сотовой связи в России характеризуется высоким уровнем проникновения и конкуренции. По оценкам «AC&MConsulting» в 2009 году общее число абонентов сотовой связи, подсчитанное по количеству SIM-карт, увеличилось на 10,6% и составило 207,9 млн. Проникновение сотовой связи, основанное на

оценках численности населения, проводимых Росстатом, составило 143,2%.

        На российском рынке доминируют три крупнейших оператора: ВымпелКом, МТС и Мегафон (так называемая Большая Тройка), в сумме занимающих более 80% рынка. Прочие участники рынка это нишевые операторы, такие как Скайлинк, операторы-дискаунтеры (Теле2), и региональные операторы (СМАРТС). В отрасли сотовой связи также присутствуют межрегиональные операторы, входящие в холдинг «Связьинвест» (МРК). Доля рынка МРК составляет 7,3%, что является незначительным показателем в общероссийском масштабе, но в ряде регионов позиции МРК довольно сильны. К ним относятся, прежде всего, Урал (Уралсвязьинформ, бренд Utel), Поволжье (Волга Телеком) и Сибирь (Сибирь Телеком). По итогам 2009 года Мегафон (рис. 9.) стал единственным оператором «Большой Тройки» кому удалось увеличить рыночную долю – с 23,0% до 24,2%. Позиции ВымпелКома и МТС снизились – изменения до 24,5% и 33,4% соответственно. Доля прочих операторов выросла незначительно – с 17,2% до 17,9%.(рис.12)

 

Рис. 12. Рыночные доли операторов сотовой связи  в России на 2009г.

 

             Ключевым драйвером рынка в 2009г. стал сегмент мобильного Интернета. По итогам года трафик передачи данных вырос более чем в три раза, намного

опередив  динамику развития других дополнительных сервисов и сегмента

голосов услуг. Основную часть аудитории составляют люди до 35 лет (68%), со

средним и высоким уровнем доходов(95%). Заметную часть аудитории (22%)

составляют учащиеся и студенты. Аудитория характеризуется более высокой

активностью в использовании всех услуг сотовой связи – имеют более широкий

круг  общения, чаще звонят, дольше разговаривают, более активно пользуются SMS, MMS, участвуют в программе лояльности «МегаФон-Бонус».

         В 2009 году продолжилась тенденция замедления темпов роста голосового

трафика в сетях мобильной связи. По итогам отчетного периода он увеличился

на 12% по сравнению с 43% годом ранее. На фоне кризиса и снижения доходов

населения операторы вынуждены были предпринять дополнительные усилия

для сохранения роста «голоса» в первую очередь за счет сегментации и упрощения тарифных предложений, а также повышения лояльности. Несмотря на замедление динамики роста, голосовые услуги связи пока остаются основным источником доходов для всего рынка.

             В течение нескольких последних лет вместе с насыщением рынка и ужесточением конкуренции операторы сотовой связи эволюционируют в направлении создания универсальных операторов, оказывающих услуги как мобильной, так и фиксированной связи, прежде всего доступа в Интернет. В России в русле тенденции к конвергенции проводной и сотовой связи следуют  «Вымпелком» (приобретение «Голден Телеком») и МТС(приобретение «Комстар ОТС»). ОАО «МегаФон» обладает внушительной инфраструктурой фиксированной связи и продолжает инвестировать в ее развитие. Еще одной тенденцией, проявившейся в 2009 году, стало кардинальное изменение отрасли мобильной розницы. Обострение конкуренции за новых абонентов, с одной стороны, и падение доходов и рентабельности в сфере сотового ритейла – с другой, привели к тому, что операторы стали уделять внимание созданию собственных сетей продаж. ОАО «МегаФон» сосредоточился на развитии собственной моно брендовой розничной сети, делая ставку на качество и высокий уровень обслуживания абонентов. Другие операторы пошли по пути приобретений существующих ритейлеров, что, по мнению Компании, связано с большими затратами и риском. Так, «ВымпелКом» приобрел 49% крупнейшей в России сети салонов сотовой связи «Евросеть», а МТС – Телефон.ру. Расширение абонентской базы на этапе насыщения рынка является очень сложной задачей. Тем не менее, компания продолжает работать в этом направлении практически на всей территории России. Основная ставка в привлечении потребителей была сделана на развитие собственной розницы и эффективное управление дилерской сетью. В непростых экономических условиях «МегаФон» стремится поддерживать высокий уровень качества продаж, который

обеспечивет предоставление клиентам максимально полной и достоверной информации о продуктах и услугах. Кроме того, компания запустила ряд уникальных тарифных предложений на рынке передачи данных и голосовых услуг,

продуктовые и имиджевые рекламные кампании.

        В результате в 2009 году «МегаФон» стал абсолютным лидером по темпам роста абонентской базы – доля в чистом приросте числа абонентов составила 38%,

против 36% у «ВымпелКом» и 24% у «МТС».

      Показатель оттока абонентов в 2009 году составил 45,3% по сравнению с 38,0% за предыдущий год. Увеличение оттока в отчетном периоде было обусловлено ростом числа новых подключений, а также возросшей конкуренцией на рынке. Увеличение оттока и снижение доли лояльных абонентов по итогам года было отмечено у всех операторов «Большой Тройки».

       Основными  конкурентами на рынке услуг сотовой связи  эксперты выделяют: ОАО «Вымпелком», ОАО «МТС», ОАО «ЕТК», ОАО «СОТЕЛ».

     1. Определим важнейшие характеристики  их конкурентоспособности:

  • собственные производственные мощности (высокотехнологическое оборудование передающих станций);
  • грамотно выстроенный бренд (в т.ч. репутация).

     2. Составим координатные линии (рис.13).

 
 
 

Собственная производственная

База   

       

                                  * ОАО ЕТК

                   *Скайлинг  

                                                  * ОАО МТС       

                                                          * ОАО МЕГАФОН                     

                       * ОАО «Вымпелком»          

                                       *ОАО СОТЕЛ

 

                          * ОАО Сибирьтелеком

 

                                                           Грамотно выстроенный бренд (в  т.ч. репутация)

 

     Рис.13. Конкурентная среда

 

     Для анализа конкурентов сформируем стратегическую группу конкурентов:  ОАО МТС, ОАО «Вымпелком», ОАО «ЕТК», ОАО «СОТЕЛ» (таблица 10).

 

                              Таблица 10. Оценка конкурентоспособности ОАО «МЕГАФОН»

Факторы конкурентоспособности Уд. вес ОАО "МЕГАФОН" ОАО "МТС" ОАО "Вымпелком" ОАО "ЕТК" ОАО "СОТЕЛ"
оценка рейтинг оценка рейтинг оценка рейтинг оценка рейтинг оценка рейтинг
Организация и управление     0,43   0,47   0,42   0,37   0,26
1.Квалификация  и способности высшего менеджмента 0,05 3 0,15 4 0,2 3 0,15 3 0,15 2 0,1
2.Система  стратегического планирования 0,06 3 0,18 2 0,12 2 0,12 2 0,12 1 0,06
3.Обучение  и повышение квалификации персонала 0,05 2 0,1 3 0,15 3 0,15 2 0,1 2 0,1
Маркетинг     1,06   1,04   1,09   0,64   0,6
4.Доля  рынка 0,07 3 0,21 4 0,28 3 0,21 2 0,14 1 0,07
5.Организация  сбыта 0,1 4 0,4 4 0,4 4 0,4 2 0,2 2 0,2
6.Реклама 0,03 3 0,09 3 0,09 3 0,09 3 0,09 2 0,06
7.Цены 0,06 4 0,24 3 0,18 5 0,3 2 0,12 3 0,18
8.Репутация 0,03 4 0,12 3 0,09 3 0,09 3 0,09 3 0,09
Финансы     0,55   0,6   0,55   0,55   0,45
10.Рентабельность 0,1 3 0,3 3 0,3 3 0,3 3 0,3 2 0,2
11.Инвестиционная  политика 0,05 2 0,1 3 0,15 2 0,1 2 0,1 2 0,1
12.Соотношение  заемных и собственных средств 0,05 3 0,15 3 0,15 3 0,15 3 0,15 3 0,15
Производство     1,15   1,33   1,05   0,88   0,88
13.Наличие  и использование производственных  мощностей 0,1 3 0,3 4 0,4 3 0,3 2 0,2 2 0,2
14.Система  контроля качества продукции 0,08 3 0,24 4 0,32 3 0,24 3 0,24 3 0,24
15.Объем  производства 0,07 3 0,21 3 0,21 3 0,21 2 0,14 2 0,14
16.С/с  производства 0,1 4 0,4 4 0,4 3 0,3 3 0,3 3 0,3
ИТОГО 1   3,19   3,44   3,11   2,44   2,19

Информация о работе Разработка стратегии развития предприятия ОАО "Мегафон"