Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 07:00, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение мотивации как механизма в системе управления предприятием. Предмет исследования – мотивационный процесс, его составляющие.
Объект исследования – ОАО «АНПЗ ВНК».
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
• определение понятия и сущности мотивации;
• рассмотрение теорий мотивации;
Введение
1. Роль мотивации в системе управления предприятием
1.1. Понятие и сущность мотивации
1.2. Теории мотивации
1.3.Мотивация как процесс управления предприятием
2. Оценка мотивационной политики в ОАО «АНПЗ ВНК»
2.1. Организационно – правовая характеристика
2.2. Оценка системы мотивации в ОАО «АНПЗ ВНК»
2.3. Основные направления совершенствования мотивации в ОАО «АНПЗ ВНК»
Заключение
Список использованных источников
Глоссарий
Приложение А Предпочтительные типы мотивации при наборе, расстановке и внутрифирменных перемещениях персонала
Приложение Б Зависимость ожидаемого трудового поведения от мотивации
Приложение В Зависимость лидерских и коммуникативных данных от типа мотивации
Приложение Г Плюсы и минусы укороченной рабочей недели
Приложение Д Иерархия потребностей А. Маслоу
Приложение Е Сопоставление иерархической модели А. Маслоу и теории К. Альдерфера
Приложение Ж Анкетирование с целью оценки мотивационной среды в компании
Приложение З Анкетирование с целью разработки эффективной системы мотивации
Приложение И Анкета для анализа мотивационных факторов и потребностей
Приложение К Пример списка льгот для сотрудников разных категорий Менеджмент – Управленческий персонал
Важно стремиться к тому,
чтобы использование
Еще одно обстоятельство. Чем раньше понесет сотрудник наказание за плохую работу, тем оно будет действеннее. Столь же правильно и обратное: чем быстрее награждение за успешный труд, тем эффективнее оно воспринимается, тем больше пользы. Конечно, порой приходится мириться с отсроченной оценкой результатов работы (например, вычетами из зарплаты). Однако информировать провинившихся сотрудников о штрафе следует незамедлительно.
Если менеджер наказывает своего подчиненного, он призван быть с ним выдержанным и предельно вежливым. Важно четко объяснить, в чем конкретно его вина. Прежде чем ругать, его следует за что-то похвалить, например, оценив его деловые качества, однако в конкретной ситуации он подвел компанию и поэтому наказание заслуженно и неизбежно. Вести подобный разговор нужно, естественно, без посторонних, коллектив же следует поставить в известность о свершившемся, не разглашая сумму штрафа.
Размер штрафа за конкретные проступки, как правило, не должен фиксироваться. Когда он колеблется, имеет верхний и нижний пределы, это эффективнее. За проступок, совершенный впервые, сотрудника обычно штрафуют по минимуму, а максимальный штраф получает наиболее злостный нарушитель. Налагая взыскание за невыполнение работы в установленный срок, нужно назначить новый срок для выполнения работы и проконтролировать исполнение. Цель менеджера - добиться того, чтобы сотрудники выполняли работу тщательно и в срок.
В стимулировании бывают разные неординарные ситуации. Как, например, поступить с сотрудником, который опоздал с отчетом, но подготовил его отлично и представленные выводы оказались очень важны для компании? Что правильнее: штрафовать его за срыв сроков или премировать за качество проделанной работы? Отрицательное воздействие в данном случае, видимо, стоит использовать наравне с положительным, но чтобы в результате от обратной связи осталось в целом благоприятное впечатление и побуждение к активным действиям на будущее. Вместе с тем данные оценки следует развести во времени. Штраф налагается раньше, чем определяется премия за качество выполненной работы. Если полезный эффект от проделанной работы многократно превышает потери от задержки в предоставлении отчета, соотношение сумм премии и штрафа должно этому соответствовать. Система штрафов эффективна лишь тогда, когда она дополняется системой премий. Размер эффективного штрафа не должен превышать 30% от реального дохода сотрудника. Минимальная граница более подвижна, но порог чувствительности премии следует учитывать. Разумеется, сотрудники должны быть заранее поставлены в известность, какие проступки могут повлечь за собой конкретные материальные взыскания.
Участие человека в хозяйственной деятельности обусловливается его потребностями и возможностями их удовлетворения, которые базируются на характеристиках человеческого потенциала (здоровье, нравственность), творческие способности, образование и профессионализм. Человек в рыночной экономике выступает как потребитель экономических благ, производимых предприятиями, и в то же время - как обладатель потенциалов, способностей, знаний, навыков, необходимых предприятиям, государственным и общественным организациям.
Главной задачей управления человеческими ресурсами является наиболее эффективное использование способностей сотрудников в соответствии с целями предприятия и общества. При этом важно сохранение здоровья каждого человека и установление отношений конструктивного сотрудничества между членами коллектива, различными социальными группами. В любом бизнесе, каждом его элементе присутствует фактор взаимодействия менеджера с коллективом фирмы, которое так или иначе, прямо или косвенно связано с мотивацией.
Безусловно, что одним из эффективнейших типов современного управления является мотивационный менеджмент. Это не только объясняется значительным повышением роли человеческого фактора в управлении, но и тем, что отражает одну из главных тенденций развития производства и общества. Мотивационный менеджмент представляет управление, в котором ключевые приоритеты отдаются мотивированию творческой, производительной, инициативной и профессиональной деятельности человека.
Существует множество моделей мотивирования. Каждый менеджер призван построить свою собственную концепцию мотивационного менеджмента, которая должна опираться на отличное знание мотивов поведения и деятельности человека. Мотивирование зависит от предмета (качество, производительность и пр.), целей, учета особенностей и знания персонала.
Мотивирование наиболее ярко проявляется в механизме управления, но возможности эффективного мотивирования должны быть заложены и в методологии, и в организации управления. Все модели мотивации в практике российского менеджмента призваны учитывать межличностную культуру, семейное положение, социальную обстановку, политические факторы, российский менталитет, склонность к патриотизму и энтузиазму, терпеливость.
Следует иметь в виду, что существует мотивация на уровне топ менеджмента и мотивация на уровне непосредственного управления. Они различаются масштабами деятельности менеджера и управления в целом.
Мотивационный менеджмент представляет управление, построенное на приоритетах мотивации делового поведения, т.е. на создании условий заинтересованности в результате и стремлении к его достижению.
Менеджеру приходится разрабатывать
мотивацию отдельных
Оттолкнемся от общих подходов. Управление человеческими ресурсами предприятия, как известно, включает в себя целый комплекс взаимосвязанных видов деятельности:
Управление персоналом и обеспечение нормальных условий труда базируется:
Существуют разные факторы, оказывающие
воздействие на людей в рамках организации. Прежде всего это — иерархическая структура организации, где основное средство воздействия — отношения власти и подчинения, нажим на человека сверху с помощью принуждения, распределения материальных благ. Большое значение имеет также культура (вырабатываемые обществом, организацией, группой людей совместные ценности, социальные нормы, установки поведения, которые регламентируют действия личности, заставляют индивида вести себя так, а не иначе без видимого принуждения). Особую роль играет также рынок, как сеть взаимоотношений, основанных на купле-продаже продукции и услуг, отношениях собственности, соблюдении интересов продавца и покупателя. Какому из конкретных факторов отдается приоритет, таким формируется облик хозяйственной ситуации и организации. В зависимости от размеров предприятия состав подразделений меняется. В малых организациях одно подразделение может выполнять функции нескольких подсистем, а в крупных фирмах функции каждой подсистемы обычно выполняет отдельное подразделение.
Управленческий цикл включает в себя все основные управленческие функции: планирование, организацию деятельности, регулирование, контроль.
2. Оценка мотивационной политики в ОАО «АНПЗ ВНК»
2.1. Организационно
– правовая характеристика
Полное и сокращенное наименование АО Открытое акционерное общество «Ачинский нефтеперерабатывающий завод Восточной нефтяной компании» (ОАО «АНПЗ ВНК»).
История Ачинского
Популярный в Советском Союзе в 60 – х годах лозунг «Большой химии большую дорогу» имел прямое отношение ко всему Сибирскому и Дальневосточному региону страны, в том числе и к Красноярскому краю. Подтверждением тому служит изданный документ под названием ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 1 февраля 1971 года за № 65 «О комплексном развитии производственных сил Красноярского края». Выполняя данное решение директивных органов, в Красноярском крае были построены десятки крупных нефтехимических производств и в том числе Ачинский нефтеперерабатывающий завод. Заказчиком строительства данных объектов выступало Министерство нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности.
Разработка проектной документации для Ачинского НПЗ начата в 1968 году инструментом ВНИПИ нефть г. Москва.
Первым директором Ачинского НПЗ назначен Демьяненко Егор Александрович, который вступил в эту должность с 19 июля 1971 года и был бессменным руководителем в течение последующих 30 лет, в начале строящегося, а затем действующего завода.
Главная задача и назначение для нового нефтеперерабатывающего завода это удовлетворение растущих потребностей в нефтепродуктах потребителей Красноярского края и прилегающих районов Восточной Сибири и Дальнего Востока.
Основанная продукция предприятия – сжиженные газы, автомобильные бензины, авиационный керосин, топлива для дизельных двигателей, котельное топливо, битумы строительных и дорожных марок и в перспективе электродный кокс и сера. Отдельные виды из названных нефтепродуктов используются в качестве сырья для нефтехимических производств, но главное их предназначение в качестве топлива для различных двигателей.
Первые отряды строителей высадились на площадке строительства будущего завода 4 января 1972 года, они же были участниками первого митинга посвященному началу строительства НПЗ.
Площадка для строительства нового предприятия была выбрана с учетом современных экологических требований с минимальным расчетным неблагоприятным воздействием на прилегающие к заводу деревни и удалена то горда Ачинска на расстояние 14 километров. Нефть для переработки подается на завод по коротком у участку нефтепровода – всего 16 километров. Территория предприятия расположена в лесистой местности незанятой сельскохозяйственными угодьями. Рынок сбыта товарной продукции находится и в Красноярском крае и далеко за его пределами. Потребность в нефтепродуктах по количеству постоянно возрастает.
Информация о работе Роль мотивации в системе управления предприятием ОАО «АНПЗ ВНК»