Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 18:49, шпаргалка
Работа содержит ответы на 74 вопроса по дисциплине "Бюджетный менеджмент".
1. БЮДЖЕТНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК НАУКА.
Бюджетный менеджмент – совокупность взаимосвязанных действий (управленческих функций), приемов, методов, кот. направлены на управление бюдж. ресурсами и отношениями, кот. возникают в процессе движения бюджетных потоков. Одно из направлений финансового менеджмента, особенность кот. состоит в том что он направлен на управление именно бюджетными ресурсами. Каждая система управления, в том числе и бюджетная, состоит из двух взаимосвязанных частей – объекта и субъекта управления. Объект – бюджет (бюдж. ресурсы), субъект – органы управления бюджетом. Предмет – бюджетный процесс и управление им. Функции бюдж. менеджмента: разработка бюдж. стратегии и бюдж. политики; форми-ние и мониторинг инф. сис-мы обеспечения принятия бюджетных решений; анализ бюджетных показателей и бюдж. политики; план-ние гос. мест. бюджетов; учет исполнения бюджетов и учет использования бюдж. ресурсов бюдж. учреждениями; контроль за исполнением бюджетов и соблюдение требований бюдж. политики.
Это наука по эффективному руководству движением средств различных уровней бюджетов. Каждая система управления, в том числе и бюджетная, состоит из двух взаимосвязанных частей – объекта и субъекта управления. Объектом выступает бюджет, субъектом – органы управления бюджетом.
2. БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТ КАК ОСНОВА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ РЕШЕНИЙ В СФЕРЕ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТОВ.
Выполнение гос. и местных бюджетов может быть обеспечено лишь при четкой организации бух. учета, который в контексте сказанного (то есть исполнение бюджета) принято называть бюдж. учетом. Бюдж. учет как составляющая единого эк. учета явл. научно обоснованной системой наблюдения, отражения, обобщения и контроля за кол. и кач. показателями исполнения бюджета. Большинство важных решений, независимо от их сути, базируются на финансовых расчетах. Учет обеспечивает эти расчеты нужной информацией и дает аналитическую ориентацию относительно возможных факторов и последствий рассматриваемых альтернатив.
Целью бюдж. учета является предоставление пользователям для принятия решений полной, правдивой информации о доходах, расходах, кредитование за вычетом погашения и финансирования бюджетов, а также повышения результатов исполнения бюджетов. Основной задачей бюджетного учета и отчетности является полное, своевременное и достоверное отражение процесса выполнения гос. бюджета. Бюджетный учет необходим для обеспечения хранения бюджетных средств через отражение всех операций по исполнению бюджетов всех уровней в бухгалтерских документах, составления бухгалтерского баланса и отчетности.
3. БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ДОХОДАМИ И РАСХОДАМИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ.
Бюдж. клас-ция – единое, систематизированное группирование доходов, расходов и финансирование бюджета по признакам эк. сущности, функц. деят-ти, организационного устройства, и другим признакам в соотв. с законодательством Украины (п.3 ст. 1 БКУ). Структура бюджетной классификации разрабатывается Каб.Мин.Украины и утверждается ВРУ. Бюдж. класс-ция применяется для осуществления контроля за фин. дея-тью органов гос. власти, органов власти АРК, органов местного самоуправления, других распорядителей бюджетных средств, проведения необходимого анализа в разрезе доходов, а также организационных функциональных и экономических категорий расходов. Бюд. класс-ция является единой для всех бюджетов, составляющих бюдж. систему Украины. Ее используют в бюджетном планировании в процессе составления проектов бюджетов различных уровней, разработке индивидуальных сводных смет расходов для бюджетных учреждений. При этом обеспечивается взаимосвязь государственного плана эк. и социального развития государства и финн. планов министерств и ведомств с бюджета, единый порядок составления бюджетов отдельных регионов, сведение показателей гос.и местных бюджетов. С целью достижения целостности бюдж. категорий доходов и расходов и для обеспечения взаимосвязи между функц. назначениями и эк.характером расходов бюджета Министр финн.Украины утверждает бюджетную классификацию, а также изменение к ней и информирует об этом в обязательном порядке ВРУ. Бюджетная классификация имеет следующие составные части: 1) классификация доходов бюджета; 2) классификация расходов (в том числе кредитования за вычетом погашения) бюджета; 3) классификация финансирования бюджета; 4) классификация долга.
4. БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ РАСХОДОВ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖ. РЕСУРСАМИ.
1. Функциональная – функция, с выполнением кот. связаны расходы гос-ва: гос. услуги гос. назначения, обществен. и соц. услуги, расходы, связ. с эк. деятельснотью.2. Экономическая - определяет группировку расходов бюджетов всех уровней по их эк. содержанию: текущие – платежи из бджета, кот. напрявляются на тек. финна-ние органов власти и бюдж. учреждений (на товары и услуги, выплата % по кредиту, внешн. долгу, субсидии и тек трансфертные выплаты); капитальные – предназначены для приобретения основго капитала, создания гос. запасов и резервов, земли и немат. активов, а также капит. трансферты; нераспределенные – расходы, из резервных фондов, Каб. мин. Укр. и фондов непредвид. расходов, советов министров АРК, областных, местных админ., исполн. комитетов местных советов; кредитование за вычетом погашения – платежи всех ур. бюджета с целью проведения эк. политики. в результате кот. у них возникает финн. требование к др. субъектам дея-ти (на выдачу кредитов, на возврат); 3. Ведомственная – перечень главных распорядителей бюдж. средств. На ее основе гос. казначейство Укр. и местные финн. органы ведут реестр всех распорядителей бюдж. средств. Гл распорядители – бюджетные учреждения в лице руководителей, кот. получают закон. полномочия путем установления бюдж. назначений. Утверждается: для гос. бюджета – мин. финн. УКр., для местных бюджетов – мин. финн.АРК, руководители местн. финн органа. 4. Программная – применяется при формировании бюджета по программ.-цел методу и ежегодно опред. в законе « О ГБУ». В основе: бюджет. программы – предусматривает разработку многовариантного бюджета, связ. с соц.-эк. программами гос. и тер-ного развития.Особенность: процесс формирования бюджета начинается с сосредоточения внимания сперва на результатах, кот. необходимо достичь, а потом на ресурсах необход. для достижения заданной цели.
5. БЮДЖЕТНАЯ ПРОГРАММА И ПАСПОРТ БЮДЖЕТНОЙ ПРОГРАММЫ КАК ИНСТРУМЕНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО МЕТОДА, В УПРАВЛЕНИИ БР.
Бюджетная программа – это систематизированный перечень мероприятий, направленных на достижение единой цели и задач, выполнение которых предлагает и осуществляет распорядитель бюджетных средств согласно возложенным на него функциям (Согл. БКУ).
В процессе составления бюджета по программам должны принимать участие все министерства и ведомства, являющиеся главными распорядителями средств государственного бюджета и отвечают в пределах своей компетенции, за проведение экономической политики в определенной области. Благодаря тому, что программно-целевой метод к составлению бюджета предусматривает систему оценки работы, он обеспечивает высокий уровень прозрачности принятия решений в государственном секторе.
Составляя бюджетную программу, важно четко очертить направления деятельности в рамках этой программы. Это позволит отследить основные направления расходования бюджетных средств при планировании показателей расходов бюджета.
Порядки использования средств государственного бюджета по бюджетным программам, впервые определенных законом о Государственном бюджете Украины, утверждаются в течение 30 дней со дня вступления в силу.
Если реализация бюджетной программы продолжается в следующих бюджетных периодах, действие порядка использования бюджетных средств по такой бюджетной программе (с учетом изменений в этот порядок, внесенных в случае необходимости) продолжается до завершения ее реализации.
Программно-целевой метод в бюджетном процессе предусматривает составление прогноза бюджета на следующие за плановым два бюджетных периода в соответствии со статьей 21 БКУ.
В целях улучшения контроля за расходованием бюджетных средств в Украине внедряются паспорта бюджетных программ, что предусмотрено проектом Концепции о применении программно-целевого метода в бюджетном процессе.
Паспорт бюджетной программы - это документ, определяющий стоимость бюджетной программы, законодательные основания для ее реализации, цели, задачи, направления деятельности, ответственных исполнителей, результативные показатели и другие характеристики бюджетной программы, на основании которых осуществляется контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств и анализ выполнения бюджетной программы.
Содержание паспорта бюджетной программы формируется на основании бюджетных запросов, заполненных главными распорядителями, и соответствующих бюджетных назначений. Паспорт разрабатывается главными распорядителями бюджетных средств ежегодно по каждой бюджетной программе.
Паспорта бюджетных программ утверждаются совместным приказом Министерства финансов Украины и соответствующего главного распорядителя средств государственного бюджета в месячный срок после вступления в силу Закона о Государственном бюджете Украины.
6. БЮДЖЕТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ПРАВО В УКРАИНЕ: ЕГО ОЦЕНКА, НЕОБХОДИМОСТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В БЮДЖЕТНОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ.
Финансовая система Украины регулируется правовыми нормами, и поддержка ее жизнеспособности - это одна из главных функций деятельности государства. Основным звеном финансовой системы Украины является бюджетная система. Поэтому существует отдельная группа правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием бюджетов, как составной финансовой системы.
Система бюджетно-правовых отношений и нормы, которые регулируют, составляют отдельный институт финансового права - бюджетное право.
Бюджетное право - это система правовых норм, которые государство использует для построения бюджетных отношений.
Предмет бюджетного права - это совокупность финансово-правовых норм, которую регулируют финансовые отношения по формированию, распределению, использованию и контролю бюджетов, составляющих бюджетную систему Украины.
Бюджетное право рассматривает финансово-правовые отношения, которые складываются в процессе бюджетной деятельности государства, органов местного самоуправления по формированию, использованию и контролю целевых денежных фондов, необходимых для выполнения их задач и функций.
Бюджетное законодательство - это совокупность актов, включающих бюджетно-правовые нормы, при этом определяющее влияние на бюджетное законодательство оказывают нормы конституционного права, а также государственного и административного.
Законодательство Украины устанавливает права государства и его субъектов на использование финансовых ресурсов для обеспечения выполнения своих функций. Это право реализуется через систему бюджетно-правовых отношений.
Бюджетная деятельность на современном этапе развития Украины требует поиска новых подходов к формированию и использованию бюджетных средств, в организации бюджетного процесса, поэтому анализ метода правового регулирования бюджетного права должен быть пересмотрен и дополнен.
Бюджетное право Украины находится в процессе реформирования, что является следствием объективных причин развития страны, и этот процесс необходим для дальнейшего совершенствования ее правового и экономического положения. С образованием Украинской независимости государства бюджетное право получило новый импульс развития, а значение его возросло. Государство по новому строит взаимоотношения с другими субъектами бюджетного процесса.
7. БЮДЖЕТНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ В УКРАИНЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: МЕТОДЫ, ИНСТРУМЕНТЫ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ И НЕОБХОДИМОСТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ.
Бюджетное прогнозирование - определение вероятных показателей доходов и расходов бюджета на перспективу. Это научно-аналитическая стадия разработки бюджета, в процессе которой формируется концепция, пути ее решения и основные цели, которые должны быть достигнуты.
Главная функция прогноза - научное предвидение. Как научное предвидение прогнозирование позволяет, во-первых, получить картину будущего состояния любого явления и, во-вторых, обосновать пути перехода от сегодняшнего состояния явления к будущему.
Прогнозирования показателей бюджета осуществляется в следующей последовательности: определение целей и соответственно задач для достижения поставленных целей; сбор, обработка и анализ информации; выбор модели прогнозирования;
разработка рекомендаций для оптимизации принимаемых решений по данным прогнозных расчетов.
Бюджетное прогнозирование предполагает использование различных методов: метода экспертной оценки (интуитивный), метода эконометрического моделирования, построения имитационных моделей, экономико-статистического моделирования, метода написания сценария.
Бюджетное прогнозирование должно приобрести стратегический характер, включать варианты обоснования мероприятий по совершенствованию бюджетного механизма и средств бюджетного регулирования при условии динамического поддержания финансовой сбалансированности в экономике.
Бюджетное планирование – это централизованное распределение и перераспределение в процессе составления и выполнения бюджета совокупного общественного продукта и национального дохода по всем звеньям бюджетной системы и по всем видам финансовых планов на основе государственного плана социально-экономического развития
Методы бюджетного планирования:
1. Метод коэффициентов. За основу берутся показатели, которые были достигнуты в предыдущий период, и корректируются с учетом соответствующих коэффициентов, которые отражают изменения, которые предусматриваются в планируемый период.
2. Нормативный метод. За основу берутся нормативы, которые регламентируют виды поступлений и расходов. Этот метод дает возможность полностью выявить бюджетные резервы и способствует их экономии.
3. Балансовый метод. С помощь этого метода удается достичь соответствия между источниками поступлений и источниками расходов по видам и регионам.
4. Предметно-целевой метод. Используется при финансировании отдельных государственных программ экономического и социального развития, дает возможность выявить источники покрытия и определить эффективность этих программ.