Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 18:49, шпаргалка
Работа содержит ответы на 74 вопроса по дисциплине "Бюджетный менеджмент".
Органи управління бюджетом можна згупувати в 3 групи:
1) органи законодавчої та виконавчої влади (ВР,КМ,обласні та міські держадміністрації, раднардепи). Повноваження ВР – Конституція ст.85.Повноваження КМ – там же ст.116
2) органи оперативного управління бюджетом:
- органи системи Мінфіна( центральний аппарат мінфіна, мінфін ре-ки Крим, обласні і міські фін управління, міські і районні фін відділи);організації при мінфіні(органи Держказначейства; КРУ)
- ДПА
- Рахункова палата
3) Органи нефін профілю, які виконують функції, безпосередньо пов’язані з формуванням доходів та фінансуванням видатків бюджета:
- митний комітет та його підрозділи
- органи МВС
- органи юстиції та нотаріату
- природоохоронні органи та інспекції
- інспекції по контролю за цінами
Вопрос о том, как эффективно руководить этим движением и отношениями, определяет содержание бюджетного менеджмента.
Учебная дисциплина “Бюджетный менеджмент” является нормативной для подготовки специалистов в области финансов по специальности “Финансы и кредит”. Ее изучение базируется на освоении блока экономических дисциплин, таких как: “Финансы”, “Бюджетная система”, “Налоговая система”. Данная дисциплина имеет теоретико-прикладной характер: в теоретическом плане она призвана углубить и расширить знания относительно организации и управления бюджетным процессом в государстве; в прикладном – сформировать навыки проведения операций по исполнению бюджета государства.
Сьогодні в Україні бюджет і проблеми надійного управління ним належать до найгостріших як в економічному й соціальному, так і в політичному контексті. Поки що фінансовий потенціал і реального, і фінансового секторів економіки, і доходи громадян та держави суттєво обмежені. Зведений бюджет нашої держави значно менший за обсягом від бюджетів окремих європейських країн, що за територією поступаються багатьом областям України. На жаль, як не прикро це констатувати, але нинішня українська бюджетна практика багато в чому продовжує ґрунтуватись на старих засадах адміністративно-командної системи. Про це свідчить відсутність сучасних бюджетних технологій, форм і методів бюджетного менеджменту, реального планування бюджету на середньостроковий і довгостроковий періоди.
У цих умовах питання оптимізації складу та структури бюджетних доходів і видатків, раціоналізації бюджетного процесу, забезпечення ефективної діяльності всіх органів законодавчої і виконавчої влади, які наділені бюджетними повноваженнями, набуває особливого значення. Кожна гривня бюджетних коштів має працювати на забезпечення потреб сталого економічного зростання та добробут народу.
21. БЮДЖЕТНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ЕГО ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И РОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ БЮДЖЕТНЫМИ РЕСУРСАМИ ГОСУДАРСТВА
Бюджетный менеджмент – это совокупность управленческих функций решений, приемов, методов, которые направлены на управление бюджетными ресурсами и отношениями, которые возникают в процессе движения денежных средств между различными уровнями бюджетов. Объектом управления выступает бюджет, субъектом – гос.органы управления бюджетом.
Элементы БМ определяются основными функциями управления: планирование, организация исполнения разработанных планов, мотивация, контроль. Исходя из этого можно выделить следующие элементы БМ:
1. Бюджетное планирование.
2. Организация исполнения бюджета
3. Учет исполнения бюджета
4. Контроль за выполнением бюджета
1. Бюджетное планирование, а точнее стратегическое планировании – основная функция БМ. Примером такого планирования можно считать бюджетную резолюцию на каждый год. Функции планирования и организация исполнения разработанных планов возлагаются на органы исполнительной власти и оперативного управления бюджетом, которые занимаются текущим бюджетным планированием и исполнением бюджета в рамках бюджетного процесса.
2. Исполнение бюджета включает мероприятия по выполнению доходной и расходной части каждого из бюджетов Украины – Государственного и более 12 тыс.местных.
3. Учет исполнения бюджета – обеспечивающая система, на которой основывается бюджетный процесс. Учет позволяет обеспечить систему управления необходимой информацией, на основе проведения анализа которой могут быть приняты управленческие решения. От принятия своевременных и правильных решений зависит эффективность управленческой деятельности.
4. Контроль за исполнением бюджета осуществляется на всех этапах бюджетного процесса. Текущий контроль осуществляется органами государственной власти, а также специализированными службами финансового контроля (ГНА, Контрольно-ревизионная служба, Гос.казначейством, Счетной палатой, Аудиторской палатой) в процессе исполнения бюджета. Такой контроль обеспечивается гласностью, открытостью бюджетного процесса.
Эффективность управления бюджетом имеет определяющую роль для государства. Именно поэтому необходимо изучать и совершенствовать функции органов законодательной власти и финансовых органов относительно бюджета и методов, которые используют эти органы в процессе управления бюджетными ресурсами.
22. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС В США
Бюджетные отношения в США трансформировались в четкую налаженную систему, которая позволяет достаточно успешно решать масштабные внешние и внутренние проблемы. США – федеративное государство. Бюджет США включает три уровня – федеральный бюджет, бюджеты 50 штатов и местные бюджеты. Федеральный бюджет состоит из 2-х частей: правительственного бюджета и доверительных (трастовых) фондов. За счет правительственного бюджета финансируются общественные экономические и социальные программы. Доверительные фонды имеют в основном целевой характер и связанны с деятельностью инфраструктуры. Статус доверительных имеют социальные и пенсионные фонды.
Разработку проекта федерального бюджета осуществляет Министерство финансов и Административно е бюджетное управление. Все государственные структуры, которые финансируются из бюджета, подают Министерству финансов соответственно оформленные заявки. Подготовленный проект бюджета Президент США направляет Конгрессу. Проект бюджета проходить процедуру рассмотрения в нижней и верхней палатах. Процедурные вопросы прохождения бюджета постоянно совершенствуются и существует традиция постоянного реформирования законодательных актов. Утверждение бюджета должно быть осуществлено всеми палатами Конгресса. Организует выполнение бюджета Министерство финансов и внутренняя налоговая служба.
23. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС И БЮДЖЕТНЫЙ РЕГЛАМЕНТ КАК ОСНОВНЫЕ БЛОКИ УПРАВЛЕНИЯ.
Бюджетный процесс - регламентированная нормами права деятельность го.органов по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета и составления отчета об его исполнении.
Организация бюджетного процесса в Украине осуществляется в соответствии с БКУ, утвержденного ВРУ. Процедура БП начинается с составления бюджета и заканчивается утверждением отчетов об их исполнении. Все стадии БП повторяются систематически, ежегодно. Бюджет составляется и утверждается на период, который называется бюджетным периодом. В Украине он составляет на 1 год в период с 1 января по 31 декабря.
В БКУ определены такие стадии БП:
- составление проекта бюджета - представляет собой деятельность по разработке пакета документов (проекта бюджета), либо принятием соответствующий правовых актов.
- рассмотрение и принятие закона про Государственный бюджет Украины, решений про местные бюджеты.
- исполнение бюджета, при необходимости внесение изменений в закон про Государственный бюджет Украины
- подготовка и рассмотрение отчета об исполнении бюджета и принятие решений.
На всех стадиях БП осуществляется финансовый контроль и аудит, оценка эффективности использования бюджетных средств.
Задачами БП являются: обеспечение сбалансированности бюджета, достижение реальных объемов доходов и расходов, выявлении материальных и финансовых резервов, перераспределение ресурсов между бюджетами бюджетной системы, контроль эффективности.
Бюджетный регламент – документ, в котором определяется порядок и сроки составления, рассмотрения и утверждения бюджета, а также организация его исполнения.
24. ВИДЫ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА: ЕГО ИСТОЧНИКИ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА И МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ.
Бюджетный дефицит – превышение расходной части бюжета над доходной.
Виды БД:
- открытый - официально провозглашенный в законе о бюджете на соответствующий год
- скрытый - не определенный официально, проявляется в повышении плановых объемов доходов или включение в их состав источников покрытия бюджетного дефицита.
- вынужденный - следствие недостаточности финансовых ресурсов у государства, низкий уровень производства ВВП
- сознательный следствие финансовой политики государства
- активный - из-за направления денег в развитие экономики для роста ВВП)
- пассивный - для покрытия текущих затрат.
- Структурный дефицит – это дефицит при условии полной или высокой занятости потенциальный производственных ресурсов.
- Циклический дефицит – это результат недопоступления бюджетных доходов вследствие циклических колебаний в экономике, оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом.
Причины возникновения ДБ:
-чрезвычайные события (войны, стихийные бедствия),
- спад производства и кризисные явления,
- неэффективное функционирование финансово-кредитной системы,
- несовершенство финн.законодательства,
- инфляционный процессы,
- политические кризисы.
Пути покрытия бюджетного дефицита:
- стимулирование процесса производства,
- направление средств на развитие приоритетных отраслей экономики,
- создание благоприятных условий для хозяйствующих субъектов,
-ввод режима строгой экономии бюджетных средств.
25. ВИДЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФИН. КОНТРОЛЯ ЗА БЮДЖ. РЕСУРСАМИ
Бюджетний контроль є важливою складовою фінансового контролю.
За своєю сутністю бюджетний контроль являє собою систему заходів органів державної влади, органів влади Автономної Республіки Крим та органів місцевого самоврядування, спрямованих на забезпечення законності дій учасників бюджетного процесу під час складання, розгляду, затвердження, внесення змін, виконання бюджетів і звітування про їх виконання з використанням специфічних форм і методів їх організації.
Залежно від суб'єктів, що здійснюють фінансовий контроль та характеру контрольної діяльності, розрізняють наступні його види:
1) Державний фінансовий контроль здійснюють державні органи влади та управління.
2) Відомчий фінансовий контроль застосовується тільки до підвідомчих підприємств і організацій.
3) Громадський (суспільний) фінансовий контроль здійснюють громадські організації (партії, рухи, профспілкові організації тощо).
4) Аудит - це незалежний зовнішній фінансовий контроль, заснований на комерційних засадах.
В основу класифікації форм бюджетного контролю покладено способи його здійснення. До форм бюджетного контролю належать:
1) Експертиза -- це дослідження якого-небудь питання з метою зробити правильний висновок, дати правильну оцінку відповідному явищу.
2) Перевірки здійснюються з метою докладного вивчення окремих питань складання і виконання бюджету, реалізації бюджетних програм, ефективності управління коштами бюджету.
3) Ревізія як форма бюджетного контролю -- це система контрольних дій, спрямованих на всебічну перевірку діяльності учасників бюджетного процесу з метою встановлення законності операцій з мобілізації, розподілу або використання бюджетних коштів, виявлення винних у бюджетних правопорушеннях посадових і матеріально відповідальних осіб і спричинених порушеннями фінансових втрат. Залежно від об'єкта і обсягу матеріалу, який використовується, ревізії поділяються на повні, часткові, тематичні, комплексні, наскрізні.
4) моніторинг, що являє собою систему постійного спостереження (нагляду) органів, уповноважених на здійснення бюджетного контролю, за дотриманням норм бюджетного законодавства учасниками бюджетного процесу на всіх його стадіях.
5) Аудит адміністративної діяльності -- це форма бюджетного контролю, за допомогою якого вивчаються процедури прийняття і виконання управлінських рішень суб'єктами бюджетного процесу з метою досягнення певних цілей.