Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 18:49, шпаргалка
Работа содержит ответы на 74 вопроса по дисциплине "Бюджетный менеджмент".
В условиях нестабильности экономического развития в Украине важное значение для прогнозирования бюджетных показателей будет иметь учета показателей инфляции, обменного курса национальной валюты, государственного долга и их изменения в прогнозируемом периоде. Точность прогнозных расчетов бюджетных показателей зависит в основном от следующих факторов: значений бюджетных показателей в базисном периоде, величины и динамики заданных параметров развития экономики в прогнозируемом периоде, структуры и внутренней характеристики модели для расчета показателя.
Внедрение бюджетного планирования на многолетней основе представляется целесообразным с точки зрения обслуживания госдолга, особенно это касается обслуживания внешнего долга, что требует долгосрочного планирования и прогнозирования.
8. БЮДЖЕТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ: ЕГО РОЛЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫМИ РЕСУРСАМИ ГОСУДАРСТВА.
Бюджетное регулирование - это предоставление средств из общегосударственных источников, которые закреплены за бюджетом высших уровней, бюджетами нижестоящих уровней в целях сбалансирования их на уровне, необходимом для осуществления соответствующих полномочий, выполнение планов экономического и социального развития на определенной территории. Разграничение доходов в процессе бюджетного регулирования осуществляется на основе определенных факторов, в частности, социального и экологического состояния соответствующих территорий страны.
Бюджетное регулирование, как деятельность в рамках бюджетной системы, связанная с перераспределением бюджетных ресурсов. Бюджетное регулирование отражает процессы политического и национального значения, решающих общегосударственные задачи по обеспечению экономического роста, развития производительных сил, повышения уровня благосостояния населения, устранение расхождений в уровнях развития определенных территорий, финансового обеспечения местного самоуправления, решения национальных проблем и т.п.. Все это придает бюджетному регулированию исключительное значение и особое место в составе межбюджетных отношений.
Поскольку потребность в доходах каждого бюджета часто меняется, государство ежегодно осуществляет бюджетное регулирование, т.е. перераспределяет средства внутри бюджетной системы с целью сбалансирования всех видов бюджетов.
Такое перераспределение средств внутри бюджетной системы ежегодно осуществляет каждый представительный орган непосредственно по бюджетов низшего уровня, то есть областные советы регулируют районные и городские (городов областного подчинения) бюджеты, районные советы - сельские, городские (городов районного подчинения) бюджеты, городские советы - бюджеты районов в городах. Верховная Рада Украины осуществляет распределение бюджетных средств, при этом регулирует областные, городские (городов Киева и Севастополя) бюджеты, республиканский бюджет Автономной Республики Крым. Верховная Рада Автономной Республики Крым регулирует бюджеты районов, входящих в ее состав.
В процессе бюджетного регулирования решается много задач, среди которых основными являются:
- достижение соответствия между расходами и доходами всех бюджетов, то есть их сбалансирования;
- создание заинтересованности органов местного самоуправления в полной мобилизации доходов на своей территории;
- обеспечения самостоятельности в использовании дополнительно полученных средств в процессе исполнения местных бюджетов;
- перераспределение бюджетных ресурсов между "богатыми" и "бедными", в финансовом смысле, территориями;
- осуществление финансового выравнивания.
Правовой основой бюджетного регулирования в Украине является Конституция Украины, закон «О бюджетной системе Украины» и другие нормативно-правовые акты.
9. БЮДЖЕТНЫЕ РЕСУРСЫ, БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС И БЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
Бюджетные ресурсы — бюджетные ресурсы, поступающие в государственный бюджет в виде его доходов. Они составляют значительную часть централизованных финансовых ресурсов страны. Бюджетные ресурсы используются для финансирования: развития народного хозяйства и его структурной перестройки, специальных потребностей, расходов на оборону и содержание органов управления. Источниками формирования бюджетных ресурсов являются прибыль предприятий и организаций, доходы населения, специальные отчисления, которые включаются в себестоимость продукции, внешние поступления. Формирование бюджетных ресурсов может осуществляться разными методами: взимания налогов, целевыми отчислениями, получением ссуд и помощи.
Бюджетный процесс - это регламентированный законодательством порядок составления, рассмотрения, утверждения бюджетов, их выполнение и контроль за их выполнением, утверждения отчетов о выполнении бюджетов, которые входят в бюджетную систему Украины
Стадиями бюджетного процесса признаются:
1) составление проектов бюджетов;
2) рассмотрение проекта и принятие закона о Государственном бюджете Украины (решения о местном бюджете);
3) исполнение бюджета, включая внесение изменений в закон о Государственном бюджете Украины (решения о местном бюджете);
4) подготовка и рассмотрение отчета об исполнении бюджета и принятие решения по нему.
2. На всех стадиях бюджетного процесса осуществляются контроль за соблюдением бюджетного законодательства, аудит и оценка эффективности управления бюджетными средствами в соответствии с законодательством.
3. Участниками бюджетного процесса являются органы, учреждения и должностные лица, наделенные бюджетными полномочиями (правами и обязанностями по управлению бюджетными средствами).
Бюджетные отношения характеризуются большим многообразием, поскольку опосредуют разные направления распределительного процесса (между секторами экономики, сферами общественной деятельности, отраслями народного хозяйства, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования (государственный, республиканский, местный)
Бюджетным отношениям присущ объективный характер. Он обусловлен тем, что в руках государства ежегодно должна концентрироваться определенная доля национального ВВП, необходимая для удовлетворения социально-культурных потребностей граждан, решения оборонных задач, покрытия общих издержек государственного управления.
В процессе функционирования бюджетные отношения получают соответствующее им материально-вещественное воплощение; они материализуются (овеществляются) в бюджетном фонде страны, имеющем сложную организационную структуру. Конкретная величина бюджетного фонда, отражающая степень централизации финансовых ресурсов в руках государства, зависит от ряда факторов: уровня развития экономики; методов хозяйствования на предприятиях, в организациях, учреждениях; решаемых обществом экономических и социальных задач и т.п.
10. БЮДЖЕТНЫЕ РЕЗЕРВЫ: МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ.
Бюджетные резервы(БР) –заранее обособленная в ходе бюджетного планирования часть бюджетных средств, предназначенная для финансирования расходов, носящих непредвиденный характер. Способствуют устойчивости бюджета и бесперебойному финансированию. Часть финансовых резервов общества, глобальные по масштабам, имеют широкую сферу действия, охватывают все уровни управления.
Главная проблема: отсутствует общественный контроль за ходом использования БР.
Необходимость создания БР:
1) ошибки в бюджетном планировании. Связаны с ошибками в планировании прежде всего макроэкономических показателей (темпы роста производства, уровень инфляции, курс рубля). Метод планирования от достигнутых результатов.
2) ликвидация возникающих диспропорций в процессе исполнения бюджета. Связана с невыполнением доходной части бюджета.
3) экстренные ситуации (войны, стихийные бедствия, забастовки…).
БР используются: при недовыполнении доходной части бюджета, для возмещения ущерба от стихийных бедствий, покрытие внутригодовых кассовых разрывов м/у доходами и расходами бюджета в ходе его исполнения.
В связи с нестабильностью экономической ситуации в условиях трансформационной экономики в составе бюджета планируются бюджетные резервы. Выделяют следующие виды бюджетных резервов:
Оборотная кассовая наличность – это специфический резерв, предназначенный для покрытия кассовых разрывов. Спецификой этого фонда является то, что он должен быть восстановлен в прежнем объеме, как только поступят средства. На конец года он обязательно должен быть восстановлен в полном объеме. Минимальный рекомендуемый объем этого фонда – двухнедельный фонд заработной платы, выплачиваемый из соответствующего бюджета.
Резервный фонд президента, резервные фонды местных исполнительных комитетов – предназначены для финансирования расходов, которые не были запланированы при составлении бюджета, но в процессе исполнения бюджета возникла необходимость их финансирования.
11. БЮДЖЕТНЫЕ РЕСУРСЫ, КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
Бюджетные ресурсы — бюджетные ресурсы, поступающие в государственный бюджет в виде его доходов. Они составляют значительную часть централизованных финансовых ресурсов страны. Бюджетные ресурсы используются для финансирования: развития народного хозяйства и его структурной перестройки, специальных потребностей, расходов на оборону и содержание органов управления. Источниками формирования бюджетных ресурсов являются прибыль предприятий и организаций, доходы населения, специальные отчисления, которые включаются в себестоимость продукции, внешние поступления. Формирование бюджетных ресурсов может осуществляться разными методами: взимания налогов, целевыми отчислениями, получением ссуд и помощи.
12. БЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ: И ВЛИЯНИЕ НА СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ ЕЁ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ УКРАИНЫ
Бюджетные трансферты – это специальная бюджетная поддержка местных органов власти путем предоставления средств из централизованного бюджета, который обусловлен такими факторами: во-первых, перекладывания государством на местные органы власти финансирование общегосударственных объектов, которые должны сопровождаться стопроцентным возмещением из государственного бюджета понесенных расходов; во-вторых, выравнивания отличий доходного потенциала разных территорий, рожденных дифференциацией уровня экономического развития территорий, структуры экономики, демографических особенностей; в-третьих, возникновения обстоятельств, в связи с которыми профинансировать местные бюджеты нет возможности. Бюджетные трансферты разделяют на трех виды: дотации, субвенции, субсидии.
Межбюджетные трансферты делятся на:
1) дотацию выравнивания;
2) субвенцию;
3) средства, передаваемые в Государственный бюджет Украины и местные бюджеты из других местных бюджетов;
4) другие дотации.
13. БЮДЖЕТНЫЙ АУДИТ КАК ИНСТРУМЕНТ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМНОЙ ОЦЕНКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА УКРАИНЫ.
Бюджетный аудит - экспертиза и анализ отчетов и балансов предприятий, организаций, учреждений, финансируемых из бюджета, с целью проверки законности и целевого использования бюджетных средств. Форма контроля за движением, эффективным использованием бюджетных потоков и фондов, финансовыми операциями по исполнению бюджета.
Аудит выполняет роль правовой и функциональной процедуры, призванной обеспечить прозрачность и эффективность бюджетной сферы, гарантировать поступление достоверной информации о состоянии государственных финансов в законодательные органы и общественность.
Аудит органов государственного управления, государственных учреждений и организаций вообще, то есть бюджетный аудит, - это «проверка соответствия использования государственных средств установленным правилам, а также точности отчетных данных».
Наиболее развитая форма современного бюджетного аудита - так называемый полный многоаспектный аудит, который предусматривает комплексную проверку финансовых программ и инвестиционных проектов с точки зрения их транспарентности и эффективности. Внешний аудит предполагает также аттестацию внутриведомственного контроля.
Полный бюджетный аудит предполагает, что деятельность структур государственного сектора должна вестись с максимальной отдачей выделенных средств, а должностные лица должны нести полную ответственность за экономное и эффективное использование ресурсов. Задача полного аудита - объективная и конструктивная экспертиза экономической эффективности использования финансовых, материальных и трудовых ресурсов. При этом, помимо проверки и анализа операций, полный аудит предусматривает разработку рекомендаций по совершенствованию работы организаций и / или выполнение программ. То есть полный аудит выходит за рамки чисто финансовых вопросов.
Полный аудит выполняет группа специалистов с разными знаниями и навыками, а не только экономисты и бухгалтеры.
В центре полного бюджетного аудита, кроме собственно углубленного финансово-экономического анализа, содержатся вопросы подотчетности и ответственности государственных служащих за надлежащее исполнение своих должностных полномочий. Полный аудит предусматривает контроль служебных обязанностей чиновников в правовом, формальном и процедурном аспектах.
Полный аудит дает понять, что финансово-экономические явления зависят от мыслящих и действующих субъектов рынка или государственной службы, потому что на содержание и результаты функционирования экономики и государства влияют субъективные представления и соответствующие поступки участников событий.