Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:37, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Менеджменту".
Руководители низшего уровня- являются младшими начальниками в организации. Первичный уровень – это организационный уровень, отвечающий за непосредственное управление сотрудниками – сотрудниками организации, занимающими исполнительские должности. Осуществляют контроль контроль над выполнением производственных и иных заданий, отвечают за грамотное использование выделенных ресурсов. (бригадир, старший продавец, старшая медсестра, начальник участка.) Особенностью этого уровня управления является то, что менеджеры совмещают функции руководителей и исполнителей.
Роли – это набор определенных правил поведения, характерных для деятельности менеджера. При этом важно понимать, что одни и те же роли могут играть разные руководители.
Роли менеджеров
Межличностные ролевые установки
Лидер- Ответственный за могивацию и активацию работы подчиненных; за набор, обучение, подготовку работников. Номинальный глава – Символический глава, выполняет обязанности правового или социального х-ра. Связующее звено – обеспечивает работу сети внешних контактов и источников инфы.
Информационные ролевые установки
Наблюдатель – Ищет и получает разную информацию , выступает в роли «нервного центра», хранит внешнюю и внутреннюю информацию о компании. Распространитель – Передает информацию, полученную из вншних или внутренних источников, членам организации. Представитель – Передает информацию о планах организации, политике, результатах за её пределы. Выступает эксперт по данной отрасли.
Ролевые установки связанные с принятием решений
Предприниматель
– Разрабатывает и запускает
«проекты по усовершенствованию», приносящие
изменения, руководит разработкой
опред. проектов. Ответственный за отсутствие
сбоев – отвечает за корректировочные
действия.
Вопрос 4. Классическое направление менеджмента: школа научного менеджмента, административная школа (авторы, годы становления, основные положения).
Классическое
направление менеджмента
Возникновение науки управления относится к концу XIX - началу XX столетия. Ее основателем был американский инженер Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915). Единомышленниками и последователями Тейлова были: Френк Гилбрет. Лилиан Гилберт, Генри Грант и тд.
Основные идеи и методы школы научного менеджмента сформировалась в период с 1885 по 1920-е годы. Впервые начало формироваться представление о менеджменте, как необходимом элементе производства.
Основоположники школы научного менеджмента полагали, что, проводя наблюдения, замеры анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда и добиться повышения его эффективности.
В своей книге «Принципы научного менеджмента» Фредерик Тейлор изложил пять принципов повышения производительности труда:
1-й принцип:
надо изучить задачу и
2-й принцип сводиться к описанию каждого движения, составляющих его его усилий и измерению времени, затраченного на каждое их них.
3-й принцип
призывает устранить все
4-й принцип:
оставшиеся движения
5-й принцип
необходимо изменить
Научный менеджмент
не пренебрегал изучением
-стимулирование работников
- формировались новые нормы и формы оплаты
- предусматривались перерывы в работе
- призновалась важность подбора и обучения персанала.
Современником Тейлора, который занимался научным менеджментом, был французский исследователь Анри Файоль (1841—1925). Он является родоначальником административной школы управления. Последователи – Линдалл Урвик, Джеймс Д. Муни и Альфред П. Слоан.
Файоль впервые предложил рассматривать собственно управленческую деятельность как самостоятельный объект исследования. Основные идеи и методы административной школы менеджмента сформировались в период 1920-1950-х годов. Анри Файоль разработал первую законченную концепцию менеджмента, в которой предложил такие понятия, как «функции управления» и «принципы менеджмента». Файоль первым отказался от взгляда на управление как «исключительную привилегию» высшего руководства.Первым предложил законченную концепцию менеджмента в которой предложил понятия- функции управления и принципы менеджмента.
Принципы управления по А.Файолю.
Вопрос 5.
Гуманитарное направление
менеджмента: школа
человеческих отношений,
школа наук о поведении (авторы,
годы становления, основные
положения).
Крупное капиталистическое производство потребовало новых путей рационализации управления. Тейлоризм перестал удовлетворять требованиям современного капитализма. Президент "Дженерал Форд корпорейшн" отмечал: "Каждый человек имеет тело, ум и душу. Каждая из этих частей, особенно душа, должна быть использована для достижения максимальной производительности труда".
Воплотить это
высказывание в жизнь стремились
представители и другого
Проводя экспериментальные исследования по производительности труда с группами рабочих на заводах фирмы "Вестерн электрик в г. Хоторне, Мэйо установил, что всесторонне разработанные рабочие операции и высокая заработная плата не всегда приводили к повышению производительности труда. Коллеги группе иногда оказывали на работников более весомое влияние, чем требования руководителя и материальный интерес. Абрахам Маслоу и другие психологи считали, что мотивами поступков людей являются, главным образом, не экономические интересы, а различит потребности, которые лишь частично и косвенно могут быть удовлетворены с помощью денег.
Представителями
школы человеческих отношений большое
внимание уделяется вопросам совершенствования
труда в самой системе
Хоторский эффект – это условия, в которых новизна, интерес к эксперименту или повышенное внимание к данному вопросу приводят к искаженному, зачастую слишком благоприятному результату.
Представитель школы человеческих отношений Д. Макгрегор выдвинул два подхода к организации управления: первый основан на применении принуждения и поощрения ("кнута и пряника"), второй — на создании условий стимулирования у работников инициативы, изобретательности и самостоятельности в достижении целей организации.
По мнению Макгрегора, по мере перехода от принуждения к поощрению инициативы структура организации должна претерпевать изменения в сторону уменьшения жесткости иерархии.
В 50-е годы школа человеческих отношения начала трансформироваться в школу поведенческих наук. Главной идеей этой школы менеджмента стало следующее утверждение: повышение эффективности отдельного работника и организации в целом может быть достигнуто на основе применения методов поведенческих наук. Этими исследованиями в США занимались такие крупные исследователи, как Крис Арджирис, Ренсис Лайкерт, Дуглас Макгрегор, Фредерик Герцберг. Объектами этих и других исследователей были различные аспекты социального взаимодействия, мотивации к труду, характера власти и авторитета, организационной структуры, линии связи в организациях, лидерства, изменение содержание работы и качества трудовой жизни.
Если школа
человеческих отношений сосредоточивала
свое внимание главным образом на
методах налаживания
Популярность поведенческого подхода настолько возросла, что им в 60-е годы были почти полностью охвачены все области управления. Представители этой школы пропагандировали свой подход как единственный наилучший путь решения управленческих проблем. Главным в теории поведенческих наук было утверждение того, что правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и предприятия (организации) в целом. Однако дальнейшие исследования показали, что не все методы школы поведенческих наук носят универсальный характер. Такие приемы, как изменения содержания работы и привлечение работника к управлению предприятием, оказываются эффективными только для некоторых работников и только в некоторых ситуациях.
Итак, несмотря на то, что поведенческое направление в управлении во многих случаях дает положительные результаты, все же его применение требует глубокого изучения конкретной производственной ситуации и людей.
Вопрос 6. Спрос – это форма выражения потребности. Это платежеспособная потребность, т.е. сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужный товар.
Различают индивидуальный и совокупный спрос.
Индивидуальный спрос представляет потребности покупателя, выраженные в денежной форме. Совокупный спрос – это платежеспособная потребность общества в целом, т.е. государства, предприятий и населения.
Рыночный спрос определяется путем суммирования величин спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных ценах. Он обозначается буквой D.
Таким образом,
спрос – это желание и
D = P * Q, где Р – цена; Q – количество товаров и услуг.,
На графике размещено семь вариантов спроса на товар в зависимости от его цены. В результате получим семь точек, каждая из которых выражает количество товара, которое потребитель решает купить по соответствующей цене. Соединив эти точки, мы получаем график спроса или кривую спроса (DD). Кривая имеет отрицательный наклон вниз вправо, что говорят об обратно пропорциональной связи между двумя переменными – ценой и величиной спроса. Таким образом, кривая спроса показывает, что при прочих равных условиях, т.е. при неизменности других факторов, снижение цены ведет к возрастанию величины спроса, и наоборот. Повышение цены влечет уменьшение спроса. Эту связь называют законом спроса, который гласит, что при прочих равных условиях величина спроса находится в обратной зависимости от изменений цены единицы товара.
Обратная зависимость динамики спроса от уровня цен определяется тремя причинами:
1) снижение цен увеличивает число покупателей;
2) снижение цен расширяет покупательную способность потребителей;
3) насыщение
рынка приводит к снижению
полезности дополнительной