Совершенствование методов управления муниципальными предприятиями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 15:56, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является изучение методов управления муниципальными предприятиями.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
 рассмотреть сущность и особенности муниципального управления как вида управленческой деятельности;
 разобрать принципы построения системы муниципального управления;

Содержание

Введение…………………………………………………………………….….. с. 4-6
1. Теоретические основы системы муниципального управления как вида управленческой деятельности……………………………………….… с. 7-31
1.1. Сущность и особенности муниципального управления как вида управленческой деятельности……………………………...………………... с. 7-15
1.2. Принципы построения системы муниципального управления….... с. 15-27
1.3. Муниципальное образование как объект управления………….…. с. 27-31
1.3.1. Характеристика муниципального образования как системы……... с. 27-29
1.3.2. Особенности процесса управления и принятия решений на муниципальном уровне…………………………………………………..… с. 29-31
2. Организация управления муниципальными предприятиями….. с.32-51
2.1. Современные тенденции функционирования муниципальных предприятий……………………………………………………..…………... с.32-36
2.2. Механизм управления муниципальным предприятием………..….. с.36-41
2.3. Стратегический подход к муниципальному управлению предприятием………………………………………………………….…….. с.42-51
3. Управление муниципальным предприятием «Амур плюс»…….. с.52-79
3.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия…….с.52-54
3.2. Методы управления предприятием……………………………….…..с.55-79
4. Совершенствование экономических методов управления муниципальным предприятием «Амур плюс»………...……….… с. 80-99
4.1. Экономический анализ финансового состояния муниципального предприятия «Амур плюс»………………………………………………….с. 80-87
4.2. Совершенствование экономических методов управления в менеджменте предприятия………………………………………………………..……...… с. 87-99
Заключение……………………………………………….……………….. с. 100-101
Список используемой литературы…………………………..………… с. 102-103
Список приложений………………………………………….…………………………..с. 104

Работа состоит из  1 файл

Совершенствование методов управления муниципальными предприятиями(диплом).doc

— 674.50 Кб (Скачать документ)

        Таким образом, метод тарифного регулирования является одним из основных экономических методов, с помощью которого можно управлять конечными финансовыми результатами муниципального предприятия и вместе с тем воздействовать на механизм управления предприятием таким образом, чтобы усилить его экономическое влияние на рынке товаров и услуг по озеленению, благоустройству и ландшафтному проектированию. Данный метод способствует тому, что предприятие становится заинтересованным в наращивании собственных ресурсов с целью повышения финансовой устойчивости.

      Необходимо  также рассмотреть метод бюджетного финансирования. Всеобще известно, что муниципальное предприятие в разных ситуациях может оказаться и бюджетонаполняющим (приносящими доходы в бюджет), и бюджетопоглощающим. С одной стороны, муниципалитет не имеет целью получение прибыли, с другой стороны, он должен иметь сбалансированный бюджет. Поэтому ключевая задача муниципальной экономической политики состоит в оптимизации соотношений между объемом бюджетных услуг и потребностью в имуществе и финансовых средствах.

      С одной стороны, низкая платежеспособность и менталитет населения вынуждают  муниципальную власть предоставлять жителям дешевые услуги, поэтому, муниципальные предприятия являются в большинстве своем не источниками доходов, а потребителями бюджетных средств. Этим дисбалансом обусловлен избыток находящегося в муниципальной собственности имущества, особенно объектов социального назначения, требующих крупных затрат на содержание, а также хронический дефицит финансовых ресурсов для покрытия расходов местных бюджетов.

      Поэтому назревает проблема финансирования. При существующей практике, подписывая акт приемки объектов в муниципальную собственность, орган местного самоуправления далеко не всегда получает дополнительные доходы в бюджет для финансирования их содержания. Отказ от приема тоже опасен, поскольку многие предприятия в условиях финансового кризиса не в состоянии себя содержать. Нередки случаи, когда предприятия просто "бросают" социальные объекты, имущество которых разворовывается. Здесь не может быть общего рецепта, и в каждом конкретном случае орган местного самоуправления обязан принимать решение с учетом всех экономических и социальных факторов.

      Для муниципальных предприятий органы местного самоуправления определяют цели и задачи, утверждают уставы, назначают и отстраняют от должности руководителей, утверждают тарифы на платные услуги, осуществляют контроль качества предоставляемых услуг, утверждают сметы расходов. В целях повышения эффективности деятельности муниципальных предприятий актуальной является задача расширение их самостоятельности в части распоряжения полученными средствами в соответствии с поставленными задачами.

      Таким образом, указанные экономические методы управления муниципальными предприятиями, в основе которых лежат экономические законы, могут быть использованы в различных сочетаниях. Основой для выбора является технико-экономический анализ и оценка результатов воздействия того или иного экономического метода на производство по таким итоговым показателям производственно-хозяйственной деятельности, как производительность труда, рентабельность производства, фондоотдача и другие.

      Важной  предпосылкой эффективного использования  экономических методов управления является изучение особенностей функционирования объекта управления.

      Следующей группой методов являются административно-распорядительные и правовые методы  управления муниципальными предприятиями. Использование данных методов управления муниципальным предприятием обусловлено необходимостью централизованного руководства. Управление осуществляется путем издания административно-правовых актов, регулирующих производство, распределение и потребление. Административно-распорядительные методы заключаются в выдаче определенных заданий, распоряжений, предписаний, установлении путей и методов выполнения этих заданий. Правовые методы выражаются в применении законодательных актов, инструкций, положений, приказов, распоряжений и т.п.

      Административно-распорядительные и правовые методы представляют собой совокупность юридических средств (административного и правового) воздействия на отношения людей внутри муниципального предприятия. Осуществление этих методов гарантируется действующей системой федеральных и региональных законов, нормативных актов местного самоуправления.

      Юридическое воздействие заключается в применении правовых норм, регулирующих связи  и отношения, возникающие в процессе управления муниципальным предприятием. Правовые нормы выражаются в различных законодательных актах, положениях, инструкциях, приказах и распоряжениях.

      Применение  правовых норм предполагает использование  санкций, которые подразделяются на дисциплинарные, материальные, административные и уголовно-правовые.

      Итак, административно-распорядительные методы предполагают организационное и распорядительное воздействие.

      Организационное воздействие выражается в четком распределении функций управления, установлении круга прав и обязанностей работников муниципального предприятия, регламентации основных процедур управленческой деятельности. В основе организационных воздействий лежат: организационное регламентирование и организационное нормирование.

      Организационные методы управления основаны на объективных организационных отношениях между людьми. Всю совокупность организационных методов управления можно классифицировать по разным критериям. Наибольшее значение имеет классификация по специфике рычагов воздействия, каковыми являются: регламент, норма, инструкция, ответственность, полномочия и др.

      Можно выделить три группы организационных  методов управления, базирующихся на этих рычагах: организационно-стабилизирующего, распорядительного и дисциплинарного воздействия (рис. 14). 
 
 
 

 

 
 
 

 

 

 
 

 

 
 
 

Рис. 14. Состав организационных методов управления 

      Центральное место среди них занимают способы  организационно-стабилизирующего воздействия, основное содержание которых заключается в установлении устойчивых организационных связей между элементами системы посредством закрепления за ними определенных обязанностей перед системой и перед отдельными ее звеньями.

      Методы  организационно-стабилизирующего воздействия  включают в себя регламентирование, нормирование и инструктирование.

      Регламентирование заключается в разработке и введении в действие организационных положений о предприятии, о линейных и функциональных органах. К регламентирующим воздействиям относятся штатное расписание, структуры управления, а также плановые задания.

      Нормирование  заключается в установлении нормативов, определяющих границы деятельности. В практике управления применяют нормативы времени, выработки, численности, соотносительности и др.

      Инструктирование заключается в ознакомлении с условиями работы или обстоятельствами порученного дела, объяснением обстановки, задач, возможных трудностей, предостережением от возможных ошибок и т.п.

      Необходимым дополнением к методам организационно-стабили-зирующего  воздействия являются методы дисциплинарного воздействия, которые предназначены для поддержания стабильности установленных организационных связей.

      Методы  распорядительного воздействия  используются при оперативном управлении, когда возникают проблемы, не укладывающиеся в установленные регламентационными рамками границы. В состав этих воздействий входят директивы, постановления, приказы, распоряжения, резолюции.

      Таким образом, организационное регламентирование устанавливает правила, обязательные для выполнения, и определяет содержание и порядок управленческой деятельности в соответствии с правовыми нормами и инструктивными материалами.

      В свою очередь, организационное нормирование заключается в разработке нормативов и норм; численности управленческого персонала и управляемости, затрат труда в сфере управления и длительности управленческих операций и процедур, расходов материалов и других расходов.

      Распорядительное воздействие основывается на уровне локальных нормативных документов муниципального предприятия: Устав, положения, регламент, должностные инструкции, организационные структуры. Данные документы способствуют установлению конкретных заданий и контролю за их исполнением.

      Распорядительное  воздействие осуществляется в процессе функционирования муниципального предприятия и направлено на обеспечение слаженной работы аппарата управления, на поддержание всей инфраструктуры в заданном режиме работы или перевод ее в более совершенное состояние.

      В отношении муниципального предприятия «Амур плюс» действует перечень нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность предприятия. Правовое положение муниципальных предприятий регламентируется Гражданским Кодексом Российской Федерации (ст. 113-115) и Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002г. № 161.

      Регламентирование деятельности муниципального предприятия  «Амур плюс» осуществляется применением  таких регламентных документов, как  Устав, структура управления муниципальным  предприятием «Амур плюс»,  штатное  расписание, должностные инструкции.

      Устав муниципального предприятия содержит сведения о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере уставного фонда предприятия, порядок и источник его формирования.

      Организационная структура соответствует стратегическим планам Предприятия и способствует достижению поставленных целей. В МП «Амур плюс» имеются структурные подразделения, которыми руководят начальники соответствующих подразделений (Приложение 3).

      Для оформления структуры, штатного состава  и штатной численности предприятия применяет штатное расписание (Приложение 4). Штатное расписание содержит перечень структурных подразделений, должностей, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладах, надбавках и месячном фонде заработной платы. Утверждается приказом (распоряжением) руководителя или уполномоченным им лицом. Изменения в штатное расписание вносятся в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя учреждения или уполномоченным им лицом. Согласно штатному расписанию определяются размеры должностных окладов (тарифных ставок) для работников, принимаемых на работу.

      Должностная инструкция является неотъемлемой частью нормативно-правовых актов любого предприятия. Наличие должностных инструкций в муниципальном предприятии «Амур плюс» является обязательным (Приложение 5). Должностные обязанности каждого сотрудника регламентируются должностной инструкцией. Ведь отсутствие должностных инструкций может привести к неисполнению сотрудниками своих обязанностей. Правда, для того чтобы инструкции действительно работали, документы необходимо правильно составить и ознакомить с ними каждого работника.

        К сожалению, очень часто в  трудовых отношениях возникают  споры и разногласия по поводу  законности тех или иных требований  руководства к сотруднику. Зачастую  происходит это по вине директора,  который нечетко сформулировал  то, чем должен заниматься его подопечный. А сотруднику, в свою очередь, бывает сложно узнать, что входит в его непосредственные обязанности и за что он должен нести ответственность, если все передается на словах.

        Избежать подобных проблем поможет  должностная инструкция. Это документ, регулирующий производственные полномочия и функции работника в соответствии с занимаемой им должностью. Грамотно составленная должностная инструкция дает четкое представление о трудовых обязанностях служащего и помогает разрешать возникающие трудовые споры.

        Одна из главных задач должностных  инструкций - установление сферы  ответственности и компетентности  сотрудников организации. Документ  должен включать в себя пошаговое  описание обязанностей сотрудника, тем самым, исключая пробелы  в представлениях о том, что входит и что не входит в обязанности работника. Это играет важную роль при подборе нового сотрудника, дает ему возможность заранее точно узнать требования работодателя и принять более обдуманное решение - устраиваться на работу или нет. Задача номер два - облегчение адаптации нового работника. Если человек ознакомится с детально прописанными обязанностями и правами, ему будет проще сориентироваться, что и как он должен делать. Третья задача - у сотрудника появляется возможность самоуправления и самоконтроля. Если в инструкции подробно описаны ожидаемые результаты, а также критерии оценки эффективности труда, работник сможет сам оценивать свою работу, что значительно облегчит руководителю процесс взыскания и премирования. Последняя задача должностной инструкции - использование ее при аттестации сотрудников, то есть в момент оценки соответствия работника занимаемой должности.

Информация о работе Совершенствование методов управления муниципальными предприятиями