Совершенствование методов управления муниципальными предприятиями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 15:56, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является изучение методов управления муниципальными предприятиями.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
 рассмотреть сущность и особенности муниципального управления как вида управленческой деятельности;
 разобрать принципы построения системы муниципального управления;

Содержание

Введение…………………………………………………………………….….. с. 4-6
1. Теоретические основы системы муниципального управления как вида управленческой деятельности……………………………………….… с. 7-31
1.1. Сущность и особенности муниципального управления как вида управленческой деятельности……………………………...………………... с. 7-15
1.2. Принципы построения системы муниципального управления….... с. 15-27
1.3. Муниципальное образование как объект управления………….…. с. 27-31
1.3.1. Характеристика муниципального образования как системы……... с. 27-29
1.3.2. Особенности процесса управления и принятия решений на муниципальном уровне…………………………………………………..… с. 29-31
2. Организация управления муниципальными предприятиями….. с.32-51
2.1. Современные тенденции функционирования муниципальных предприятий……………………………………………………..…………... с.32-36
2.2. Механизм управления муниципальным предприятием………..….. с.36-41
2.3. Стратегический подход к муниципальному управлению предприятием………………………………………………………….…….. с.42-51
3. Управление муниципальным предприятием «Амур плюс»…….. с.52-79
3.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия…….с.52-54
3.2. Методы управления предприятием……………………………….…..с.55-79
4. Совершенствование экономических методов управления муниципальным предприятием «Амур плюс»………...……….… с. 80-99
4.1. Экономический анализ финансового состояния муниципального предприятия «Амур плюс»………………………………………………….с. 80-87
4.2. Совершенствование экономических методов управления в менеджменте предприятия………………………………………………………..……...… с. 87-99
Заключение……………………………………………….……………….. с. 100-101
Список используемой литературы…………………………..………… с. 102-103
Список приложений………………………………………….…………………………..с. 104

Работа состоит из  1 файл

Совершенствование методов управления муниципальными предприятиями(диплом).doc

— 674.50 Кб (Скачать документ)

      Таким образом, стратегический подход к муниципальному управлению требует кардинального  пересмотра всей его идеологии, сложившейся  технологии управления, практики принятия решений и распределения ресурсов (табл. 2).

 Традиционный и стратегический подходы к муниципальному управлению

 

Таблица 2 

 

 

 

 

 
 

 

 

 
 

 

 
 

 

 

 
 

 
 

 
 
 

 

 
 
 
 

 

 
 
 

      В отдельных сферах управления этот пересмотр  означает следующее.

       1. В сфере взаимодействия власти и населения - переход:

        от жесткой административной  иерархии к равноправию и сотрудничеству;

        от опоры на административные (принудительные) рычаги власти к  опоре на авторитет и влияние  власти;

        от подчинения к пониманию;

        от пассивного к активному  участию населения в решении местных вопросов;

        от закрытого к открытому характеру  деятельности местных органов  власти;

        от социально-корпоративного (лидер  и его команда на основе  собственных представлений и  интересов) к нормативно-правовому  характеру принятия решений, к четким регламентам и процедурам.

       2. В сфере использования ресурсов - переход:

        от акцента на распределение  имеющихся материальных, финансовых  и других ресурсов к акценту  на приращение этих ресурсов  на основе стратегического планирования  и управления;

        от мобилизационного использования  (на неотложные нужды) к плановому  типу приращения и использования  ресурсов.

       3. В сфере планирования - переход  от акцента на принятие оперативных  (ситуативных) решений к перспективному  планированию с использованием  маркетингового подхода и опорой на поддержку населения.

       4. В сфере организации и структуры  управления - переход:

        от раздельного решения вопросов  функционирования и развития  к совместному, согласованному;

        от ведомственного к программно-функциональному  типу структуры управления.

        Одним из важных компонентов  стратегического подхода к муниципальному  управлению в условиях рыночной  экономики является маркетинговый  подход. Если в сфере бизнеса  он нацелен на создание благоприятных  условий для сбыта продукции  хозяйствующего субъекта и максимизацию прибыли, то в муниципальном управлении предприятием он направляет органы местного самоуправления на такой тип развития муниципального предприятия, при котором достигается максимальное удовлетворение нужд потребителей муниципальных услуг. Тем самым повышается имидж предприятия, его конкурентоспособность и привлекательность для различных групп потребителей.

        За последние годы теория территориального (регионального и муниципального) маркетинга стала активно развиваться  и использоваться в практической деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. При этом следует учитывать, что поскольку цели муниципальной деятельности носят социально направленный характер, то и муниципальный маркетинг можно характеризовать как вид социального маркетинга.

        С точки зрения потребителей  муниципальных услуг и других  общественных благ территория  города с находящимися на ней муниципальными предприятиями может рассматриваться как место постоянного или временного проживания или деятельности. Процесс принятия решения потребителем при выборе территории проживания или деятельности включает в себя уяснение потребности (требований) к условиям проживания или деятельности и оценку альтернативных вариантов их удовлетворения. В связи с этим важнейшей задачей муниципальных предприятий становится полное, своевременное и квалифицированное оказание социально значимых работ, услуг населению.

        Итак, факторами, определяющими конкурентные преимущества предприятия, могут быть не только объективные внешние и внутренние условия (природная среда, экологическая ситуация, параметры социально-экономического положения, уровень благоустройства и др.), но и наличие у муниципальной власти осознанной стратегии развития, ориентированной на нужды потребителей муниципальных услуг.

      Субъектами  муниципального маркетинга являются производители  общественных благ на территории муниципального образования, а объектами – хозяйствующие субъекты.

      Хозяйствующие субъекты, функционирующие на территории муниципального образования, заинтересованы в создании благоприятных условий для своей деятельности, обеспечении местными природными, технологическими, энергетическими, человеческими и другими ресурсами, развитии всех компонентов городской инфраструктуры.

        Вся деятельность муниципальной власти, особенно при принятии стратегических решений, должна строиться с учетом требований муниципального маркетинга. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Управление муниципальным  предприятием «Амур  плюс»

    3.1.Организационно-экономическая  характеристика предприятия

      На  основании изученных выше теоретических  вопросов, касающихся муниципального управления, в данном разделе дипломной  работы будет рассмотрено практическое применение изучаемой проблемы применительно  к  муниципальному предприятию.

        Примером такого предприятия является Муниципальное предприятие «Амур плюс», которое находится по адресу: г. Москва, ул. Советская, д. 58.

      Муниципальное предприятие «Амур плюс» является самостоятельным хозяйствующим  субъектом, созданным на основе муниципальной  собственности и действующим в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, уставом предприятия.

      Муниципальное предприятие «Амур плюс» - коммерческая организация, не наделенная правом собственности  на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество предприятия принадлежит на праве собственности городу Москве и включается в реестр муниципальной собственности города Москвы.

      Муниципальное предприятие «Амур плюс» создано  распоряжением мэра города Москвы и  является юридическим лицом со дня  внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Учредителем и собственником муниципального предприятия является администрация города Москвы. От имени Администрации города Москвы права собственника муниципального предприятия осуществляет комитет имущественных отношений города Москвы. Имущество муниципального предприятия «Амур плюс» принадлежит ему на праве хозяйственного ведения, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками муниципального предприятия.

      Муниципальное предприятие «Амур плюс» имеет  самостоятельный баланс.

      Учредительным документом предприятия является устав.

      Имущество муниципальное предприятие формирует  за счет:

      - имущества, закрепленного за предприятием  на праве хозяйственного ведения собственником этого имущества;

      - доходов муниципального предприятия  от его деятельности;

      - иных не противоречащих законодательству  источников.

      Муниципальное предприятие «Амур плюс» ежегодно перечисляет в местный бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются постановлением мэра города Москвы.

      Руководитель  муниципального предприятия «Амур  плюс» является единоличным исполнительным органом муниципального предприятия. Руководитель назначается на должность распоряжением мэра города Москвы.

      Бухгалтерская отчетность муниципального предприятия  подлежит обязательной аудиторской  проверке.

      Право хозяйственного ведения муниципального предприятия «Амур плюс» возникло с момента передачи имущества муниципальному предприятию по акту приема-передачи.

      Основным  видом деятельности муниципального предприятия «Амур плюс» являются ландшафтные работы, ландшафтные  услуги.

      Приведем  более подробный перечень работ и услуг, которые предлагает муниципальное предприятие «Амур плюс» на правах коммерческой организации:

      Ландшафтные услуги по благоустройству  участка:

    • террасирование;
    • устройство дорожек;
    • устройство автостоянок;
    • устройство площадок;
    • малые архитектурные формы.

      Ландшафтные услуги по озеленению участков:

    • посадка декоративных деревьев и кустарников;
    • посадка плодовых деревьев;
    • вертикальное озеленение;
    • создание живых изгородей;
    • посадка газона;
    • устройство рулонного газона.

      Цветочное оформление участков:

    • создание композиций непрерывного цветения;
    • создание цветников из однолетних растений;
    • создание цветников из многолетних растений;
    • озеленение балконов и террас.

        Услуги по благоустройству и  озеленению осуществляются с  использованием высокотехнологичного  оборудования и современных методов. Обученный персонал оказывает качественные услуги. В штате муниципального предприятия «Амур плюс» более 20 человек.

      Несмотря  на то, что муниципальное предприятие  «Амур плюс» обеспечено оборотными средствами, собственными средствами, прослеживается  неустойчивое финансовое состояние, при котором нарушается платежеспособность, но сохраняется возможность восстановления равновесия за счет погашения дебиторской задолженности.

      Поэтому при имеющемся потенциале ведения  хозяйственной деятельности в сфере оказания услуг и при наличии эффективных методов управления муниципальное предприятие «Амур плюс» сможет иметь стабильный доход для поддержания собственной жизнеспособности и развития муниципального образования. 
 
 
 
 

          3.2. Методы управления муниципальным предприятием

        Как уже было отмечено во  второй главе дипломной работы, муниципальное предприятие является  самостоятельным хозяйствующим  субъектом с правами юридического  лица. На основе использования  муниципального имущества такое  предприятие производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги. Как коммерческая организация оно обязано работать рентабельно.

      Однако  многие муниципальные предприятия  работают нерентабельно, большинство оказываемых ими муниципальных услуг исполняются некачественно, что вызывает жалобы населения. Ответственность за это лежит на органах местного самоуправления, которые (в интересах населения) устанавливают экономически необоснованные цены и тарифы на продукцию и услуги муниципальных предприятий, не обеспечивающие их рентабельной работы. В то же время они не в полной мере компенсируют (или совсем не компенсируют) теряющиеся при этом доходы муниципальных предприятий, ссылаясь на дефицит бюджетных средств. Сами муниципальные предприятия также объективно не заинтересованы в повышении эффективности своей работы, ибо это приводит не к улучшению их финансового состояния, а к уменьшению или прекращению бюджетных дотаций. Будучи местными монополистами, они крайне отрицательно относятся к появлению конкурентов в сферах своей деятельности.

Информация о работе Совершенствование методов управления муниципальными предприятиями