Совершенствование методов управления муниципальными предприятиями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 15:56, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является изучение методов управления муниципальными предприятиями.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
 рассмотреть сущность и особенности муниципального управления как вида управленческой деятельности;
 разобрать принципы построения системы муниципального управления;

Содержание

Введение…………………………………………………………………….….. с. 4-6
1. Теоретические основы системы муниципального управления как вида управленческой деятельности……………………………………….… с. 7-31
1.1. Сущность и особенности муниципального управления как вида управленческой деятельности……………………………...………………... с. 7-15
1.2. Принципы построения системы муниципального управления….... с. 15-27
1.3. Муниципальное образование как объект управления………….…. с. 27-31
1.3.1. Характеристика муниципального образования как системы……... с. 27-29
1.3.2. Особенности процесса управления и принятия решений на муниципальном уровне…………………………………………………..… с. 29-31
2. Организация управления муниципальными предприятиями….. с.32-51
2.1. Современные тенденции функционирования муниципальных предприятий……………………………………………………..…………... с.32-36
2.2. Механизм управления муниципальным предприятием………..….. с.36-41
2.3. Стратегический подход к муниципальному управлению предприятием………………………………………………………….…….. с.42-51
3. Управление муниципальным предприятием «Амур плюс»…….. с.52-79
3.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия…….с.52-54
3.2. Методы управления предприятием……………………………….…..с.55-79
4. Совершенствование экономических методов управления муниципальным предприятием «Амур плюс»………...……….… с. 80-99
4.1. Экономический анализ финансового состояния муниципального предприятия «Амур плюс»………………………………………………….с. 80-87
4.2. Совершенствование экономических методов управления в менеджменте предприятия………………………………………………………..……...… с. 87-99
Заключение……………………………………………….……………….. с. 100-101
Список используемой литературы…………………………..………… с. 102-103
Список приложений………………………………………….…………………………..с. 104

Работа состоит из  1 файл

Совершенствование методов управления муниципальными предприятиями(диплом).doc

— 674.50 Кб (Скачать документ)

      Перечисленные подсистемы управления предприятием реализуют следующие функции:

      1)  постановка целей и задач в  соответствии с принятой стратегией и спецификой подсистемы;

      2)  планирование необходимых ресурсов для решения установленных задач;

      3)  организация и регулирование  процесса исполнения в соответствии с целями и поставленными задачами, обеспечивающие объединение усилий и ресурсов в заданном направлении;

      4)  стимулирование работников, направленное на повышение эффективности их труда для достижения поставленных целей;

      5)  контроль и корректировка деятельности  подсистемы и принятие необходимых мер для получения результата.

      Что касается самого процесса управления, то в обобщенном представлении он представляет собой комплекс изменений, которые происходят в управлении в определенные промежутки времени. В практическом отношении процесс управления можно понимать как ряд операций, осуществляемых в управлении в их определенной последовательности и комбинации. В обоих аспектах процесс управления представляет собой процесс осуществления вышеназванных функций менеджмента.

      Этапы процесса характеризуют функции  управления. Управление предприятием возможно лишь при определенной последовательности и определенном наборе операций. Однако анализ практической деятельности управления показывает, что одни и те же операции могут использоваться для разных задач и в реализации разных функций управления (рис.8).

Рис. 8 Этапы  процесса управления 

      Цель  управления является исходным этапом процесса управления. Какой бы она ни была, ясной или размытой, явной или неявной, она всегда существует как начальный этап оценки ситуации и выработки управленческих решений, как первый этап процесса управления. Ситуация характеризует второй этап процесса управления. Ситуация — это состояние управляемой системы, оцениваемое относительно цели. Третий этап управления — это этап определения проблемы. Последний, четвертый этап управления — это этап управленческого решения.

      В этой циклически развивающейся управленческой деятельности находятся четыре элемента процесса управления: цель, ситуация, проблема и ее решение. Цель — это идеальный образ желаемого, возможного и необходимого состояния управляемой системы, это представление о том, чего предприятие желает достичь. Отличие ситуации от цели, как правило, включает множество разнообразных противоречий. Их разрешение приближает ситуацию к принятию управленческого решения. Все противоречия связаны между собой. Потому для единичного акта воздействия, который формируется в процессе управления, необходимо найти главное противоречие, его разрешение обеспечит и облегчит разрешение всех остальных. Противоречие, на разрешение которого главным образом преимущественно и направлено воздействие, и называется проблемой. Проблема в процессе управления — это главное противоречие цели и ситуации, разрешение которого определит изменение ситуации в направлении принятой цели; или основное несоответствие фактического состояния управляемого объекта (ситуации) желаемому или запланированному (цели).

      Таким образом, рассмотренные этапы формируют  процесс управления, состоящий из совокупности циклических действий, приводящих к формированию и эффективному использованию управленческих ресурсов и возможностей предприятия для достижения конкретных результатов или целей.  

      2.3. Стратегический подход  к муниципальному  управлению предприятием

      Стратегическое управление – это такое управление предприятием, которое, опираясь на человеческий потенциал как основу организации управления, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей. В ответ на вызов со стороны окружения, осуществляет гибкое реагирование и проводит своевременные изменения в управлении, позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности позволяет предприятию выживать и достигать намеченных целей в долгосрочной перспективе.

      Рассматривая  стратегический подход к муниципальному управлению предприятием, следует отметить сложность его обеспечения, которая обусловлена, прежде всего, спецификой муниципального управления.

      Итак, для оценки необходимости и значимости стратегического подхода к муниципальному управлению предприятием мною рассмотрены условия, в которых действует муниципальная власть.

        Нынешняя ситуация в муниципальном управлении характеризуется хроническим дефицитом финансовых и материальных ресурсов. Поэтому главные усилия муниципальных властей оказываются направленными на ликвидацию постоянно возникающих сигналов о рассогласованиях и разрывах в каждом отдельном процессе, попадающем в зону их внимания. Огромный поток таких сигналов, поступающих на разные уровни муниципального управления, вызывает несогласованность действий по их устранению.

        Другой источник кризисных явлений  в муниципальном управлении - деятельность ряда вертикально ориентированных финансово-промышленных групп на территории муниципального образования, заинтересованных в подчинении местных экономических ресурсов своим корпоративным интересам и безразличных к вопросам развития территории. Следствием этого зачастую является спад производства или даже банкротство муниципальных предприятий со всеми вытекающими отсюда последствиями для муниципального образования.

        Еще один источник кризисных  явлений - несовершенство системы  взаимоотношений органов местного  самоуправления с органами государственной власти субъектов РФ, в первую очередь в вопросах разграничения полномочий и в сфере финансов.

        При одновременном проявлении  подобных неблагоприятных внешних  воздействий, зачастую трудно  прогнозируемых, органам муниципальной власти сложно увидеть ясную перспективу развития и определить стратегию своей деятельности. Борьба между стратегическим и тактическим отношением к местным ресурсам, между стратегиями выживания и развития часто завершается в пользу первой. В менталитете руководителей всех уровней все еще сильны стереотипы мобилизационной экономики. Пожалуй, только необходимость переизбираться через определенное время заставляет их как-то соотносить решение тактических и стратегических задач.

        В то же время задачи стратегического управления на муниципальном уровне могут быть решены только вместе со стратегическими целями и задачами государства. Необходимость в согласовании стратегий структур различных уровней власти вызывает потребность в едином правовом пространстве, непротиворечивом законодательстве, единой системе статистической, финансовой и другой отчетности, организации эффективного взаимодействия органов управления в различных сферах общественного (государственного и муниципального) сектора. Поэтому важной составной частью стратегического управления на муниципальном уровне является целенаправленная работа по согласованию интересов населения муниципального образования с интересами государственной власти и хозяйствующих субъектов.

      Стратегическое  управление отвечает на вопросы о том, каким способом можно строить прогнозы, как соотносить желаемое будущее состояние с сегодняшней ситуацией, разрабатывать планы и достигать поставленных целей.

        Стратегический подход к муниципальному  управлению означает взаимоувязанное  управление состоянием и изменением (развитием). Это антитеза существующему во многих муниципалитетах приоритету решения текущих, повседневных задач.

        Вопросы текущего функционирования  и развития муниципального образования  тесно взаимосвязаны. В то же  время между текущими и перспективными задачами, между сохранением равновесия и его нарушением существует объективное противоречие. Сложность его разрешения определяется не только ограниченностью ресурсов в каждый конкретный момент времени, но и сопротивлением существующих структур управления и работающих в них руководителей и специалистов любым изменениям и преобразованиям, затрагивающим их интересы. По этой причине погибло и продолжает погибать множество ценных инициатив во всех областях человеческой деятельности, в том числе и в муниципальном управлении.

        Сущность стратегического подхода  к муниципальному управлению  составляет переход от приоритета  краткосрочных целей к приоритету  долгосрочных, от ориентации на  решение текущих задач к ориентации  на решение перспективных проблем.

        Целостная система стратегического  управления муниципальной деятельностью  предполагает наличие в муниципальном  образовании ее важнейших компонентов,  представленных на рис. 9.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 
 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 
 
 

 
 
 
 
 

                              

Рис. 9. Компоненты системы стратегического управления

муниципальной деятельностью 

      Схема стратегического управления муниципальной  деятельностью может быть представлена в виде четырех блоков.

       1. Блок целеобразования и целеполагания.

       2. Блок нормативно-правового проектирования.

       3. Блок организационного проектирования.

       4. Блок планирования (рис. 10).

        Целеобразование и целеполагание  - это выработка общей стратегии  развития муниципального образования  и разработка на ее основе  частных муниципальных политик, программ и проектов.

 

  
 

 
 

 

 
 

 

 
 
 
 

Рис. 10. Схема стратегического управления муниципальной

деятельностью

 

        Нормативно-правовое проектирование - формирование системы нормативно-правовых  актов (постановлений, распоряжений, регламентов, процедур, инструкций, предписаний и т.д.), социальных  гарантий и норм их реализации. Любые замыслы и программы не будут исполнены, если они не доведены до уровня обязательных для исполнения нормативно-правовых актов.

        Организационное проектирование - формирование  организационных структур, за которыми  закрепляется определенный набор задач и функций. Без их наличия реализация стратегических задач будет невозможной.

        Планирование - разработка плана  действий по достижению стратегических  целей развития муниципального  предприятия, в котором должны быть обеспечены увязка деятельности всех организационных структур во времени и их взаимодействие, направленное на эффективное использование и приращение экономических, пространственных, человеческих и иных ресурсов.

        Основная проблема здесь заключается  в сложности достижения баланса между этими типами работ и их синхронизации. Наиболее характерной ошибкой является разрыв между смыслом и содержанием стратегического управления (блок целеполагания) и организационным проектированием. Структуры управления наиболее консервативны, их восприимчивость к новым целям и типам задач, новым методам работы довольно низка. Каждый раз при возникновении ситуации, требующей инновационных подходов, ее развитие упирается в необходимость производить серьезные изменения в организационных структурах.

        Мы иногда становимся свидетелями  неэффективных реорганизаций структур  управления. Типичная ситуация: новая  функция или задача - новое рабочее  место или структурное подразделение.  Однако зачастую более эффективное  решение заключается в изменении  приоритетов в работе действующих структур, функциональных связей, организации рабочих мест, повышении квалификации сотрудников, т.е. в создании нового ресурса за счет организационных изменений. Самое простое, на первый взгляд, решение - создать под новую задачу новую организационную структуру без взаимодействия со старой - не дает ожидаемого эффекта. Скорее наоборот: новое структурное подразделение как органически чуждое существующей организационной структуре отторгается ею, а сама новая задача компрометируется неспособностью руководства реализовать ее.

Информация о работе Совершенствование методов управления муниципальными предприятиями